Конспект урока окружающий мир 4 класс на тему: «Во времена древней Руси» УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Конспект урока окружающий мир 4 класс на тему: «Во времена древней Руси»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
01032018.docx | 49.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока истории
Тема урока: «Во времена древней Руси»
Тип урока: Усвоение новых знаний и способов действий
Цели:
-Формировать представление о Древней Руси, русских князьях.
Планируемые результаты:
Предметные
- Усвоить знания о Древней Руси;
- Развивать историческое мышление, умение работать с картой, учебником.
Личностные:
- Проявят интерес к изучению темы;
- Научатся работать в парах;
- Научатся осознавать собственные достижения, при освоении учебной темы.
Понятия: Великий Князь, бояре, дружинники, Крещение.
Оборудование; Учебник «Окружающий мир» Школа России- 4 класс II часть; презентация;
Этап урока. Методы и приёмы | Хроно-метраж | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Этап самоопределения к деятельности | 2 мин. | Вот звенит для нас звонок – начинается урок. А теперь проверим, кто же тише сядет девочки или мальчики? Молодцы! | Словесный метод: -приветствие класса
| -приветствовать учителя
| Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками |
II.Актуализация знаний и умений | 3 мин. | - И так, кто может мне назвать тему прошлого урока? (Жизнь древних славян) - Для того, чтобы посмотреть как вы запомнили тему прошлого урока, сейчас вам нужно будет написать тест. Тест по теме «Жизнь Древних славян». 1.Русские, украинцы, белорусы произошли от: А) восточных славян Б) западных славян В) южных славян 2.Древние славяне жили: А) семьями Б) в одиночку В) племенами 3.Посуду делали Древние славяне из: А) глины Б) металла В) дерева 4.Богом грома и молнии у Древних славян был: А) Зевс Б) Перун В) Марс 5.Свои дома славяне строили: А) из камня Б) из кирпича В) из стволов деревьев 6.Славяне занимались сообща: А) земледелием Б) бортничеством В) рыболовством -Хорошо. Теперь обменяйтесь листочками, возьмите в руки ручку другого цвета и теперь приступаем к проверке. -Все проверили? Тогда возвращаем листочки их владельцам. И так у кого нет ошибок? -У кого 1 или 2 ошибки? - А есть ли 3 ошибки. -Хорошо, тогда двигаемся дальше. | Словесный метод: повторение пройденного материала Практический метод: проведение теста по теме прошлого урока с взаимопроверкой | -слушать -вспоминать информацию прошлого урока -выполнять задания теста -выполнять взаимопроверку | Р.: принимают и сохраняют учебную задачу. К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания. |
III. Постановка учебной задачи | 7 мин. | -Что нас ждет сегодня, -Хотите об этом узнать? -Тогда постарайтесь скорее -Этот кроссворд разгадать. Вопросы к кроссворду: 1. Река, по среднему течению которой находились земли полян. 2. Как древние славяне называли мужчин, которые собирали мед диких пчел? 3. Как называются объединения славян? 4. Фантастическое существо, которое обитает в озерах и реках. 5. Бог грома и молнии. 6. Злое существо, которое поселялось в доме. 7. Фантастическое существо, которое водится в лесу. 8. В конце декабря древние славяне проводили праздник… 9. Материал, из которого делали посуду наши предки. 10. Праздник проводов зимы и встречи весны. 11. Доброе фантастическое существо, которое живет в избе за печью. - Сегодня на уроке мы отправимся в Древний Киев в гости к князю Владимиру и узнаем, как возникло русское государство. А пока вспомним, как жили наши предки. - А какие цели мы пожжем поставить на уроке? - Давайте сформулируем цель нашего урока (Узнать о временах древней Руси: что такое крещение, какие князья правили на Руси, кто такие варяги и что такое дружина) | Практический метод: организация работы с кроссвордом Организация работы в парах Словесный метод: постановка темы и целей урока | -слушать -разгадывать кроссворд -работать в парах -определять тему и цель урока | Р.: осмысляют учебный материал; К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания. |
IV. Открытие нового | 10 мин. | -Правления у славян не было такого, как теперь у нас. Государей у них не было, а в каждой семье всеми делами заправлял старейший. Для важных дел старейшины сходились на веча (мирские сходки) и решали дела сообща. Чужие воины приходили в землю славян, жгли дома и уносили имущество жителей. А сами славяне все ссорились между собой. Некому было разбирать их ссоры, мирить их и заботиться, чтобы никто их не обидел. Тогда один старый и умный старейшина по имени Гостомысл позвал к себе перед смертью многих старых людей и стал говорить им: «Поищите себе такого человека, который бы разбирал ваши ссоры, мирил вас и наказывал непослушных. Такой человек будет заботиться также, чтобы чужие народы не обижали вас!» Славяне послушались умного совета. Они послали послов за моря в другую далекую страну, где жил народ по имени варяги. Послы пришли за море к варяжскому народу и сказали знатным людям, которых варяги называли князьями, такие слова: «Наша земля велика и богата, только порядка в ней нет: приходите управлять нами!» Три князя варяго-русские Рюрик и два его брата пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так родилось в 862 году по Рождестве Христовом Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью. - Посмотрите на слайд. Это родословная первых князей на Руси. -Слово «князь» происходит от славянского «конязь» – конный воин. Князьями славяне называли своих вождей. В мирное время князья управляли жизнью славянских племен, а когда приходили враги, становились военачальниками. -Откройте учебники на странице 41 и посмотрите на карту Древняя Русь -Покажите территорию Древней Руси в конце IX века и в середине XI века. Сравните. (Территория Древней Руси в середине XI века увеличилась) - Как вы думаете, почему территория увеличилась? (Князья завоевывали земли) -Найдите реку Днепр. Какие города Древней Руси находились на берегах Днепра? -Хорошо. Давайте теперь прочитаем с вами информацию на страницах 40-42. - И так прочитали? Хорошо. -Какие дороги были главными в Древней Руси? (Реки и моря, так как по ним плыли купеческие караваны, ладьи и плоты переселенцев на новые земли) Кто был главой Руси? Какой русский князь особенно прославился своими военными подвигами? (Главой Руси был Великий князь киевский, а его советниками и помощниками – бояре. Русский князь Олег прославился военными подвигами) - Ребята, а кто такой Великий князь? (Великий князь- это главный правитель Руси) Учитель. В 879 году Рюрик умер. Его преемник Олег вместе с сыном Рюрика Игорем и варяжской дружиной решили перенести центр своей державы в Киев. Убив в Киеве князей Аскольда и Дира, Олег захватил в свои руки весь торговый путь «из варяг в греки» и стал княжить в Киеве. Это произошло в 832 году, который положил начало образованию Древнерусского государства – Киевская Русь. -Кто может сказать, что такое дружина? (Дружина- это верные и преданные воины князя) | Словесный метод: - рассказ учителя Практический метод: работа с родословной Практический метод: организация работы с картой Словесный метод: беседа Практический метод: организация работы с учебником Словесный метод: рассказ учителя Словесный метод: беседа | -слушать -слушать -работать с родословной -слушать -слушать задание -выполнять задание с картой -отвечать на вопросы -читать учебник -слушать -анализировать -ответить на вопрос | Р.: контроль, коррекция, оценка. |
V. Динамическая пауза | 1 мин | - Вижу, что вы немного подустали, давайте немного отдохнём. | Практический метод: показ видеоролика | -выполнять упражнения | |
VI. Первичное закрепление | 7 мин. | - Одним из первых русских князей был Владимир Святославович. У русского народа в обычае давать своим правителям прозвища. Владимира Святославовича прозвали Красным Солнышком. Был князь Владимир умелым воином и мудрым правителем. Превратил он Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе. -Князь Владимир вошел в историю как креститель Руси. Предки наши были тогда еще язычниками, верили во многих богов древних славян. Назовите их. (Бог молнии и грома – Перун, бог ветра – Стрибог, бог солнца – Хорс и др) -Если случалось какое-нибудь несчастье, урожай погибал, дом горел, если выпадала удача, то опять-таки по милости богов. Чтобы задобрить сердитого бога, ему приносили жертвы, обвешивали идолов разными подарками, закалывали какое-нибудь животное и сжигали его. Огонь, думали язычники, передаст сожженное богу, и тот, насытившись кушаньем, сделается милостивее к жертвователям. В важных случаях носили на заклание живых людей. Однажды при князе Владимире жребий на жертвоприношение пал на одного христианского мальчика, но отец не хотел выдать его, говоря: «Не дам я своего сына вашим богам, не боги они, а дерево, сегодня стоят, а завтра сгниют. Бог един, тот, который сотворил небо и землю, звезды, солнце, луну и человека, а ваши боги что сделали? Сами они деланные. Если же они действительно боги, то пусть придут за моим сыном». Язычники разозлились и убили христианина вместе с сыном. Но мало-помалу христианская вера стала распространяться по Руси. Часто, сходясь для торговли с христианскими народами (греками, болгарами, жившими на Дунае), русские все более и более знакомились с их верой и многие крестились. В числе первых приняла святое крещение княгиня Ольга, названная за это Благоверною и Святою. Она уговаривала и сына своего креститься, но тот не соглашался. Внук Ольги, князь Владимир, вначале тоже усердно служил языческим богам, ставил много идолов, приносил им жертвы. Но скоро взяло его раздумье, он понял, наконец, что вера языческая не истинная, что идолы, которым он и его народ молятся и приносят жертвы, совсем не боги. Поэтому Владимир решил переменить веру. О том, как прошло крещение Руси, прочитайте статью «Князь Владимир и крещение Руси» на с. 43–45 учебника. - Кто скажет, что такое крещение? (Крещение-это обряд, с помощью которого человека приобщают к церкви.) | Словесный метод рассказ Практический метод: организация работы с учебником | -слушать
-читать учебник -искать ответы на вопросы | П.: осуществляют по учебнику поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
VII. Рефлексия по деятельности (по продукту) | 7 мин. | - На протяжении всего урока мы знакомились с древней Русью. Пришло время узнать, насколько вы запомнили то, что было на уроке 1.Какое важное событие произошло в 988 году? (крещение) 2.Какой русский князь прославился военными подвигами? (Олег) 3.Как назывались дороги, связывающие между собой жителей Древней Руси? (водные) 4.Как стали называть добрых молодцев Древней Руси? (богатыри) 5.Кто были помощники и советники князя? (бояре) 6.К воротам какого города прибил свой щит князь Олег? (Царьград) 7.Какие здания для молитв стали сооружаться на Руси после крещения? (соборы) 8.Каа звали князя Красное Солнышко? (Владимир) | Словесный метод: -объяснять задание Практический метод: -организация фронтальной работы | -слушать задание -передавать клубок -оценивать свою работу. | Р.: осмысляют учебный материал; К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
VIII. Подведение итогов деятельности | 2 мин. | -На протяжении всего урока мы смогли достичь всех целей, которые ставили в начале урока и многое узнать о древней Руси. Но то что мы сегодня узнали в истории еще не конец, скоро мы опять будем изучать новое в нашей истории | Словесный метод: -подведение итогов | -подводить итог урока | Л: самооценка; П.: рефлексия способов и условий действий. |
IX. Информация о домашнем задании | 1 мин. | - Запишите домашнее задание: Выполнить задание в тетради стр. 13-14 Спасибо! До свидания! | Словесный метод: -комментировать домашнее задание | -записывать домашнее задание | Л: усвоение нового материала. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплект по окружающему миру за 4 класс на тему "Во времена Древней Руси" (Школа России)
Раскрыть значение знания истории своего народа, формировать представление о том, как была организована жизнь наших далеких предков; научить ребят обрабатывать воспринятую информацию....
Конспект урока для 3 класса по теме: "Изложение "Пески остановили"", УМК "Школа России"
Конспект урока...
Конспект урока во 2 классе по теме "Переместительное свойство умножения"(УМК "Школа России")
Конспект урока математики во 2 классе "Переместительное свойство умножения", УМК "Школа России"...
Конспект урока во 2 классе по теме "Наша дружная семья"(УМК "Школа России")
Конспект урока окружающего мира во втором классе "Наша дружная семья", УМК "Школа России"...
Конспект урока во 2 классе по теме "Переместительное свойство умножения"(УМК "Школа России")
Конспект урока во 2 классе по теме "Переместительное свойство умножения"(УМК "Школа России")...
Конспект урока технологии 3 класс на тему "Закладка для книги" (УМК "Школа России")
КОНСПЕУТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИТема урока: «Конструирование из бумаги» Изделие: «Закладка для книги»»Цели деятельности учителя: освоение технологии выполнения изделия закл...