Конспект по окружающему миру " Москва - столица нашего государства"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Конспект по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moskva_-_stolitsa_nashego_gosudarstva.docx | 34.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 28.04.17. Учитель: Пискунова И.В.
Школа: №95 Методист: Горячёва С.Л.
Класс: 1-6 Студент: Федосевич T.A.
Кабинет: № 102
Тема урока: «Москва – столица нашего государства».
Цель деятельности учителя: : познакомить учащихся с историей Московского Кремля; рассказать о роли башен в Кремле; развивать любознательность, внимание; воспитывать патриотические чувства и гордость за российский народ.
Планируемые результаты:
Предметные:
- формировать осознание целостности окружающего мира, умение обнаруживать и устанавливать элементарные связи и зависимости в обществе;
- расширять знания о нашей стране – России; столице России – Москве;
- формировать умение использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности; расширять кругозор и культурный опыт школьника;
Личностные:
- формировать готовность и способность к саморазвитию и самообучению, самоконтролю и самооценке;
- умение осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками;
- воспитывать чувство гордости за национальные достижения, уважительное отношение к своей стране и её истории.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник: «Перспектива» 1 класс А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая; листочки с заданиями; мультимедийный проектор; презентация.
Этап урока | Время | Содержание | Деятельность учащихся | УУД |
1.Органи-зационный, мотивационный. Метод: словесный. | 1 мин | - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Татьяна Александровна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. (слайд) | Слушать учителя. | Личностные: воспринимать речь учителя, непосредственно обращенную к учащимся. |
2. Подготовка к основному этапу занятия (проверка д/з). Метод: словесный. Приём: беседа. Метод: словесный. Приём: беседа. | 5 мин | - Ребята, начнём урок мы с того, что проверим, насколько вы усвоили прошлый материал. - Сейчас мы вернемся с вами в тему прошлого урока. - Как она звучит? (Живая и неживая природа) - Хорошо, посмотрите на экран, что вы видите? (предметы) - Давайте с вами распределим эти предметы по группам (слайд 2) -Молодцы. -Чтобы определить тему нашего урока, я вам предлагаю разгадать ребусы, которые вы видите на экране. (слайд 3) - Как мы можем сформулировать тему нашего урока? (слайд5) (Москва – столица нашего государства) - Как вы думаете, какие задачи мы поставим на сегодняшний урок? | Отвечать на вопросы учителя. Высказывать своё мнение.
Отвечать на вопросы учителя. Высказывать свои предположения. Просмотр видеоролика. Формулировать тему урока. Формулировать цели урока. | Познавательные: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. Коммуникативные: умение излагать свое мнение. Познавательные: отбирать необходимую информацию |
3. Усвоение новых знаний и способов действий. Метод: словесный. Прием: беседа. Метод: практический. Приём: работа с презентацией. Метод: практический.Приём: работа с презентацией. Метод: словесный. Приём: рассказ учителя. Метод: практический.Приём: работа с презентацией. Метод: словесный. Приём: рассказ учителя. Метод: практический.Приём: работа с презентацией. Метод: словесный. Прием: беседа. Метод: практический. Приём: работа с презентацией. Метод: словесный. Прием: беседа. Метод: практический. Приём: работа с презентацией. Метод: словесный. Прием: беседа. Метод: практический. Приём: работа с презентацией. Метод: словесный. Прием: беседа. | 6 мин | - Итак ребята, кто мне даст понятие слова Москва? (слайд6) Москва - столица Российской Федерации, город федерального значения. Итак, давайте повторим Москва – столица России. Кто мне ответит, что такое Челябинск? (город) Ребята, а как вы думаете можно ли назвать Челябинск столицей? И если да, то он столица чего? (Да, можно. Челябинск – столица Южного Урала) -А что такое Южный Урал? (Челябинская область) - Можно ли считать Челябинск столицей России? (Нет, столица России – Москва) - Хорошо, повернитесь к соседу и повторите друг другу это несколько раз, что Москва – столица России. - Сегодня мы отправимся в путешествие по какому городу? (Москва) - Давайте с вами сравним наш Челябинск и Москву. -Посмотрите на экран, что мы видим? ( Площадь Москвы – около 1100 кв.км., площадь Челябинска 530 кв. км. Население в Москве составляет 12 380 664 чел., а в Челябинске 1 198 858 чел.) - Сравните эти два города. Какой из них больше? Почему? - Итак, откройте учебники на странице 68 – 69. Давайте с вам посмотрим, что там изображено? (Большой Кремлёвский дворец, Спасская башня Кремля и т.д) - Кто мне назовет главную площадь Москвы? (Красная площадь) - Ребята вы были в Москве? - Кто из вас гулял рядом с теми местами, которые мы сейчас перечислили? А может кто-нибудь побывал в одном из них? «…Иноземный посол остановился в изумлении. Ему, побывавшему чуть ли не во всех странах, всякие чудеса повидавшему, нигде и никогда не приходилось видеть ничего подобного. На огромную высоту, на звонницу Ивана Великого, поднималась цветная отливка – колокол, который весил – иноземец удивился – несколько тысяч пудов. – Если б не увидел своими глазами, – говорил посол, обращаясь к свите, сопровождавшей его, – никогда бы не поверил, что такое чудо возможно…» Изумление посла можно было понять, если припомнить, что в старые времена крупнейшими в мире считались колокола японского города Киото. Но самый большой колокол в Киото весил в два раза меньше, чем колокол, повешенный на звоннице Ивана Великого в конце семнадцатого века. Поразительно было не только то, что Москва сумела сделать такую отливку. Удивлялись все, что такую махину решились москвитяне поднять на звонницу. Шведский путешественник зарисовал, как москвитяне с помощью огромных рычагов-брёвен и деревянного сруба подняли колокол во много тонн весом на высочайшую звонницу. На десять вёрст вокруг гудел Иван Великий. Позвонить в такой колокол один человек не мог. Для звона, или, как тогда говорили, благовеста, требовалось сто человек, раскачивавших гигантский язык. Но недолго пришлось Москве слушать звон колокола-богатыря. Приключился в Кремле пожар. Вспыхнули и сгорели деревянные сваи, на которых был подвешен колокол. Разбился на куски гулкий сплав. Москва не могла смириться с потерей говорливого великана. И задумали отлить новый колокол, крупнее прежнего. «…Послали в чужие страны искать мастеров-литейщиков, которые могли бы отлить такой колокол, какого мир не видел и не слышал. Не нашлось нигде смельчаков-умельцев, решившихся бы взяться за столь трудное дело. Опечалилась Москва. Но пришли в Кремль хитрецы-розмыслы (так называли тогда опытных мастеров) – Иван Фёдорович и его сын Михаил Иванович Моторины. Их уже знали по всей Руси. Гремели-звенели моторинские колокола и в богатой Твери, и на берегах Днепра, и в Старой Руссе. И сказали Иван и Михаил: «Отольём для Ивана Великого такой колокол, какого от начала мира не было». И отлили в 1748 году Моторины колокол, какого ещё никогда не бывало. Весил Царь-колокол около 12 тысяч пудов – свыше двухсот тонн. Никто не знает, почему тихим майским вечером на кремлёвском холме запылал страшный пожар. Напрасно Моторины и их помощники пытались спасти своё детище. Сгорел деревянный шатёр над литейной ямой, а колокол, облитый водой, дал трещины, потом от него отвалился кусок в семьсот пудов. Так и не сбылась мечта славных мастеров Моториных – позвонить в колокол, какого ещё мир не слыхал и не видал…» Когда ты будешь любоваться творением старых литейщиков, когда ты остановишься возле Царь-колокола, безмолвно дремлющего у подножья Ивана Великого, вспомни о том, как любила древняя Русь колокольный звон. Народный герой Егорий Храбрый, совершая воинские подвиги, ехал на русскую землю и мечтал увидеть там «свету белого, солнца красного» и, конечно, услышать «звону колокольного». Возле здания Арсенала – так называют в Кремле склад оружия – дремлют на возвышении пушки. Мирно отдыхают орудия, наводившие в былые времена страх на врагов... Не слышен гром пальбы, не видны огненные вспышки. В песне времён 1812 года рассказывалось о том, как Наполеон послал в Москву письмо с угрозами. Но Кутузов смело сказал: «А мы встретим злодея среди пути. ...А мы столики поставим ему – пушки медные. А мы скатерти ему постелим – вольны пули. Угощать его будут канонёрушки». Любили в старину воины свои пушки и давали им горделивые названия: «Лев», «Орёл», «Волк», «Единорог»... И теперь возле Арсенала стоят пушки с литым изображением льва, орла, волка. Почти четыреста лет подряд все, кто приходит в Кремль, с теплотой и любовью называют одно имя – Андрей Чохов. Жил в старину такой пушечный мастер в Москве. Работал он на знаменитом Пушечном заводе, что стоял за рекой Неглинной. Помогали Андрею Чохову и другие литейщики и кузнецы, жившие по соседству с Пушечным двором – в Кузнецкой слободе, за Кузнецким мостом. Теперь нет в Москве реки Неглинной – она давным-давно спрятана в трубы под землёй, а о Кузнецком мосте напоминает только название улицы. Что за чудо-пушки отливал Андрей Чохов! Пищаль «Аспид» весила ни много ни мало триста семьдесят пудов. На пушке – изображение крылатого змея с птичьим клювом и двумя хвостами: это и есть Аспид, страшилище из народных сказок. Однажды пришла в Москву тревожная весть: идёт со всей ордой на город крымский хан. Но Андрей Чохов и его друзья – пушечных дел мастера – не сидели сложа руки. Они отлили в 1586 году пушку, о какой никогда и никто не слыхал. Вес её был две тысячи четыреста пудов, и стреляла она каменной картечью. Поставили пушку на возвышении – для защиты Cпасских ворот Кремля и моста через Москву-реку. К счастью, орда не дошла до Москвы, и не пришлось горожанам увидеть, как бьёт оружие, которое за величину прозвали Царь-пушкой. Возвращаясь с войны, полки привозили в Кремль трофеи. Лежат у Арсенала турецкие и шведские орудия, привезённые петровскими полками. Но особенно много здесь трофеев войны 1812 года, когда войска Кутузова, разбив наполеоновскую армию, прошли от Москвы до Парижа. После большого похода доставлены были в Кремль пушки – французские, прусские, испанские, итальянские, австрийские... На одной из русских пушек изображена птица Гамаюн. Поёт многие годы вещая птица, предвещая ратникам победу. Сейчас я предлагаю вам просмотреть видеоматериал о Москве. - Какие достопримечательности вы увидели на видео? -Каких достопримечательностей нет в учебнике, но они присутствовали на видео? | Отвечать на поставленные учителем вопросы. Слушать рассказ учителя. Воспринимать речь учителя. Слушать рассказ учителя. Слушать рассказ учителя. Отвечать на поставленные учителем вопросы. Читать стихотворение. Слушать рассказ учителя. Отвечать на поставленные учителем вопросы. Слушать рассказ учителя. Воспринимать речь учителя. Отвечать на поставленные учителем вопросы. | Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. Личностные: воспринимать речь учителя, непосредственно обращенную к учащимся. Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. Личностные: воспринимать речь учителя, непосредственно обращенную к учащимся. Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. Личностные: воспринимать речь учителя, непосредственно обращенную к учащимся. Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. Личностные: воспринимать речь учителя, непосредственно обращенную к учащимся. Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. |
4. Первичная проверка понимания. Метод: словесный. Приём: беседа. Метод: практический. Приём: рассматривание иллюстраций. Работа в группах | 11 мин | Итак приступаем к практической работе. – Каждая группа, изучает карту Москвы на странице 68 – 69, помогает Мише составить план экскурсии. Миша запутался составляя схему. Давайте поможем ему и Жучке попутешествовать по Москве. - Две группы представят свой маршрут. -Теперь рассаживаемся по группам. | Рассматривать иллюстрацию. Читать текст учебника. Слушать рассказ учителя. Высказывать свои предположения. Работать в группах. | Познавательные - отбирать необходимые для решения учебной задачи информацию в тексте учебника Познавательные – извлекать информацию из прочитанного материала Коммуникативные: читать вслух текст учебника. |
Физминутка | 1 мин | Стали мы учениками, Соблюдаем режим сами: Утром мы, когда проснулись, Улыбнулись, потянулись. Для здоровья, настроенья Делаем мы упражненья: Руки вверх и руки вниз, На носочки поднялись, То присели, то нагнулись И опять же улыбнулись. | Повторять движения. | |
5. Закрепление знаний и способов действий Практический метод: работа в группе, работа с кроссвордом | 5 мин | Последнее задание на группу – разгадать кроссворд. К р о с с в о р д «Путешествие по Москве». По горизонтали: 4. Как называют конного воина? 8. Самая главная, самая славная, самая красивая площадь Москвы. 9. Спасская … . 10. Город, стоящий на берегах ...-реки, основанный более 850 лет назад, столица нашей родины. 14. Храм, в восстановлении которого принимали участие миллионы россиян, внося пожертвования. По вертикали: 1. Сердце Москвы. 2. Из кирпича какого цвета сложены стены Московского Кремля? 3. Там находится телевизионный центр. 5. Самая популярная улица города, на ней снимается передача «Скажи на СТС». 6. Как называются часы, по которым сверяет время вся страна? 7. Культурное учреждение, которое прославилось на весь мир своими оперными и балетными постановками. 10. Усыпальница В. И. Ленина, построенная из красного мрамора, находится на Красной площади. 11. Он находится на Цветном бульваре. 12. Князь Юрий Долгорукий – ... города. 13. Собрание картин великих художников – Третьяковская ... . О т в е т ы: По горизонтали: 4. Всадник. 8. Красная площадь. 9. Башня. 10. Москва. 14. Храм Христа Спасителя. По вертикали: 1. Московский Кремль. 2. Красного. 3. Останкино. | Слушать учителя. Выполнять задание Работать в группах | Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ Коммуникативные: умение излагать свое мнение, |
6. Контроль и самопроверка знаний. Метод: словесный. Приём: беседа. | 7 мин | Ребята, наш урок подходит к концу и ответьте пожалуйста на вопросы: - С какой темой мы сегодня познакомились? - Какие задачи мы ставили с вами на урок? -Столица России? - Столица Южного Урала? - Какие достопримечательности мы можем увидеть в Москве? | Отвечать на поставленные вопросы. | Регулятивные: самостоятельно проверять работу соседа |
7. Итог, рефлексия. Метод: словесный. Приём: беседа. | 3 мин | - Все большие молодцы. Очень хорошо постарались сегодня. | Осуществлять самооценку. | Регулятивные – анализировать собственную работу на уроке |
8. Информация о дом. задании. Метод: словесный. | 1 мин | Урок закончен, до свидания! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Москва - столица России" 2 класс
Конспект урока по окружающему миру для учащихся 2-го класса, может быть использован для любого УМК, а также как занятие по Основам православной культуры в 1-м классе по авторской программе Бород...
Разработка урока по окружающему миру "Москва - столица России"
Разработка урока по окружающему миру "Москва - столица России". 2 класс. Программа "Начальная школа 21 века"...
Москва - столица нашего государства
Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса (ПНШ)....
Конспект урока на тему: «Москва — столица нашего государства» (УМК "ПНШ" 1 класс)
Создать условия для ознакомления с историей нашей родины; основными достопримечательностями Москвы, гербом Москвы; способствовать развитию речевых умений, внимания....
Презентация к уроку окружающего мира "Москва – столица нашей Родины"
Презентация "Москва – столица нашей Родины" предназначена как для уроков окружающего мира, так и для внеклассных мероприятий.Эта презентация поможет учителю познакомить обучающихся с с...
Конспект + презентация урока окр.мира по теме: "Москва – столица нашего государства. Достопримечательности Москвы" 1 класс, ПНШ.
Цель деятельности учителя: расширение представления учащихся о России, о столице нашего государства – городе Москва, о достопримечательностях Москвы.Планируемые результаты:Предметные:- зна...
Конспект + презентация урока окр.мира по теме: "Москва – столица нашего государства. История создания Царь - пушки, Московского Кремля" 1 класс, ПНШ.
Цель деятельности учителя: углубление знаний об истории Московского Кремля и создании Царь-пушки. Формирование знаний о символике города Москвы и устойчивого, уважительного отношения к родной стране....