Жизнь пресного водоема
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Конспект урока по окружающему миру "Жизнь пресного водоема" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_prirodovedeniya_zhizn_presnogo_vodoyoma.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Тлепшева Светлана Заурбиевна. Учитель начальных классов МКОУ СОШ №1 с. п. Нартан.

Урок окружающего мира в 4 классе. Учебник «Мир вокруг нас» 4 кл. часть 1  А.А. Плешаков.

При составлении урока были использованы материалы:

методическое пособие  «Поурочные разработки по курсу окружающий мир» О.И. Дмитриева, О.А. Мокрушина ;

«Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия» http://www.km.ru/   .

Тема: Жизнь пресного водоёма. (слайд1)

Цели: 1. Сформировать представления учащихся о жизни пресного водоёма.

              Познакомить с растительным и животным миром пресных водоёмов.

            2. Развивать познавательный интерес учащихся, умение применять в

                 работе ранее полученные знания.

            3.Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, в том

                числе к водоёмам.(слайд2)

                                           Ход урока:

  1. Организационный момент.(слайд 3)

 Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться

Работаем старательно,

А слушаем внимательно.

  1. Проверка знаний и умений.

Тест «Лес и луг - природные сообщества». ( Слайды 3-6, каждый вопрос по щелчку.) Ученики работают на листочках, затем взаимопроверка- ключ дан на 6 слайде.

  1. Работа над новой темой.

Чтение стихотворения со слайда учителем или подготовленным учеником

 ( Слайд 7.)

- Сегодня речь пойдёт о пресных водоёмах. Какие типы пресных водоёмов вы знаете? ( Слайд 8.)

- Какой водоём изображён на плакате? (Слайд 9.) Это пруд или река? (Выслушать ответы детей.) Это не пруд и не река. У реки есть течение, а пруды обычно находятся у населённых пунктов.

- Действительно, это лесное озеро. Давайте понаблюдаем, как протекает жизнь на этом озере.

- Что вы можете сказать о поверхности озера? ( Она покрыта маленькими зелёными листочками.)

- Это  ряска- крошечное растение, плавающее на поверхности воды. (Слайд10)

- Какие ещё растения вы можете назвать? (Рогоз, тростник, камыш.)

(  Слайд11.) 

- Лилии белые и жёлтые. Это не точные названия. Растения называются кувшинка и кубышка. Кувшинку в народе называют белой водяной лилией, она нуждается в охране. Кубышка растёт не только в озёрах и прудах, но и в реках, её тоже надо охранять. Корни кубышек и кувшинок находятся на дне водоёма, а широкие листья плавают по поверхности. ( Слайды12, 13.)                                                                    

- На берегах водоёма растёт череда. Это лекарственное растение запоминается тем, что его семена- колючки, цепляющиеся за одежду.

- Стрелолист можно узнать по листьям. Они похожи на стрелы с большими широкими наконечниками, в высоту растение достигает одного метра.

( Слайд 14.)

- Как вы думаете, почему растение на следующем слайде называют ежеголовник? (Слайд 15)                                                                      

- В толще воды плавают мельчайшие водоросли, благодаря им вода в озере имеет зелёный оттенок.

- Какую роль выполняют растения в водоёме? (Слайд 16.)

Физминутка (слайд17)

Утром стрекоза проснулась

Улыбнулась, потянулась

Раз - водой она умылась,

Два– изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - улетела.

- Продолжим наш разговор об обитателях водоёма. Богат и разнообразен его животный мир. Угадаёте, о ком идёт речь.

( Загадки сопровождаются показом слайдов18-25.)

- Ползает наоборот, задом наперёд. Всё под водой хватает клешнёй. ( Рак.)

- У родителей и деток вся одежда из монеток. ( Рыбы.) Каких речных рыб вы знаете?

- На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. ( Сом.)

- Хвостом виляет, зубаста, а не лает. ( Щука.) Щука- хищник, она питается мелкой рыбой. Например, карасями. (Слайд 21)

- У кого глаза на рогах, а дом на спине? ( Улитка.)

- Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. ( Стрекоза.)

- Пёстрая крякушка ловит лягушек, ходит вразвалочку-спотыкалочку. (Утка.) Существует много видов утки. Вот некоторые из них. (Слайд 24)

- Каких хищников, обитающих в водоёмах мы ещё не назвали? При ответе воспользуйтесь учебником.

-Давайте вспомним какие животные обитают в пресном водоёме.

( Работа по слайду 25.)

- В пресных водоёмах обитают разнообразные живые организмы. Как они связаны между собой?

 ( Например, растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Растениями водоёма питаются  животные. Карась питается растениями и личинками насекомых, а щука- карасятами.)

- Как живут все обитатели водоёма? ( Они живут сообща.)

- Какой из этого можно сделать вывод? (Пресный водоём - это природное сообщество.)

- Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества. К чему это приводит?

Прочитайте об этом в учебнике. ( Чтение по цепочке.)

- Какие беды принёс человек водоёму?

 -Отлов рыбы привёл к увеличению количества больных рыб. Уничтожение двустворчатых моллюсков сделало воду мутной, что поставило под угрозу существование многих растений и животных.

- Что надо делать, чтобы экологическое равновесие в сообществе не нарушалось?

-  Надо охранять редкие растения (кубышку и кувшинку), не ловить раков-санитаров, моллюсков-фильтров, не губить головастиков и лягушек- будет много комаров и мошек.( слайд 26)

4.Закрепление изученного.

- Запишите в тетради вывод.                        

5.Подведение итогов урока. (слайд 27)

-О чём мы говорили на уроке?

Чтение вывода в учебнике :

В пресном водоёме совместно обитают разнообразные растения, животные, микробы. Все они связаны между собой, приспособлены к условиям жизни в водоёме. Водоём - это природное сообщество, которое необходимо охранять.

   Домашнее задание. (слайд28)

  • приготовить доклад об одном из обитателей пресного водоёма.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоема" 4кл

Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоема"  4класс автор учебника Плешаков А.А. Урок проводится в компьютерном классе....

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоема"

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоема" 4 класс Автор учебника Плешаков А.А. Урок проводится в компьютерном классе....

Жизнь пресного водоема

Урок опробирован в 2008 году....

Жизнь пресного водоема

В презентации рассказывается о животных пресного водоема, их особенностяхи видах....

Окружающий мир "Жизнь пресного водоема"

Разработка урока по окружающему миру в 4 классе "Жизнь пресного водоёма"...

Урок по Окружающему миру "Жизнь пресного водоема."

Цель урока "Жизнь пресного водоема" - ознакомить учащихся с разнообразием жизни в пресном водоеме. Определить значение растительного и животного мира для водоема, а также тесную взаимосвязь обитателей...