Жизнь пресного водоема
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Конспект урока по окружающему миру "Жизнь пресного водоема" 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_prirodovedeniya_zhizn_presnogo_vodoyoma.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Тлепшева Светлана Заурбиевна. Учитель начальных классов МКОУ СОШ №1 с. п. Нартан.
Урок окружающего мира в 4 классе. Учебник «Мир вокруг нас» 4 кл. часть 1 А.А. Плешаков.
При составлении урока были использованы материалы:
методическое пособие «Поурочные разработки по курсу окружающий мир» О.И. Дмитриева, О.А. Мокрушина ;
«Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия» http://www.km.ru/ .
Тема: Жизнь пресного водоёма. (слайд1)
Цели: 1. Сформировать представления учащихся о жизни пресного водоёма.
Познакомить с растительным и животным миром пресных водоёмов.
2. Развивать познавательный интерес учащихся, умение применять в
работе ранее полученные знания.
3.Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, в том
числе к водоёмам.(слайд2)
Ход урока:
- Организационный момент.(слайд 3)
Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться
Работаем старательно,
А слушаем внимательно.
- Проверка знаний и умений.
Тест «Лес и луг - природные сообщества». ( Слайды 3-6, каждый вопрос по щелчку.) Ученики работают на листочках, затем взаимопроверка- ключ дан на 6 слайде.
- Работа над новой темой.
Чтение стихотворения со слайда учителем или подготовленным учеником
( Слайд 7.)
- Сегодня речь пойдёт о пресных водоёмах. Какие типы пресных водоёмов вы знаете? ( Слайд 8.)
- Какой водоём изображён на плакате? (Слайд 9.) Это пруд или река? (Выслушать ответы детей.) Это не пруд и не река. У реки есть течение, а пруды обычно находятся у населённых пунктов.
- Действительно, это лесное озеро. Давайте понаблюдаем, как протекает жизнь на этом озере.
- Что вы можете сказать о поверхности озера? ( Она покрыта маленькими зелёными листочками.)
- Это ряска- крошечное растение, плавающее на поверхности воды. (Слайд10)
- Какие ещё растения вы можете назвать? (Рогоз, тростник, камыш.)
( Слайд11.)
- Лилии белые и жёлтые. Это не точные названия. Растения называются кувшинка и кубышка. Кувшинку в народе называют белой водяной лилией, она нуждается в охране. Кубышка растёт не только в озёрах и прудах, но и в реках, её тоже надо охранять. Корни кубышек и кувшинок находятся на дне водоёма, а широкие листья плавают по поверхности. ( Слайды12, 13.)
- На берегах водоёма растёт череда. Это лекарственное растение запоминается тем, что его семена- колючки, цепляющиеся за одежду.
- Стрелолист можно узнать по листьям. Они похожи на стрелы с большими широкими наконечниками, в высоту растение достигает одного метра.
( Слайд 14.)
- Как вы думаете, почему растение на следующем слайде называют ежеголовник? (Слайд 15)
- В толще воды плавают мельчайшие водоросли, благодаря им вода в озере имеет зелёный оттенок.
- Какую роль выполняют растения в водоёме? (Слайд 16.)
Физминутка (слайд17)
Утром стрекоза проснулась
Улыбнулась, потянулась
Раз - водой она умылась,
Два– изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.
- Продолжим наш разговор об обитателях водоёма. Богат и разнообразен его животный мир. Угадаёте, о ком идёт речь.
( Загадки сопровождаются показом слайдов18-25.)
- Ползает наоборот, задом наперёд. Всё под водой хватает клешнёй. ( Рак.)
- У родителей и деток вся одежда из монеток. ( Рыбы.) Каких речных рыб вы знаете?
- На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. ( Сом.)
- Хвостом виляет, зубаста, а не лает. ( Щука.) Щука- хищник, она питается мелкой рыбой. Например, карасями. (Слайд 21)
- У кого глаза на рогах, а дом на спине? ( Улитка.)
- Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. ( Стрекоза.)
- Пёстрая крякушка ловит лягушек, ходит вразвалочку-спотыкалочку. (Утка.) Существует много видов утки. Вот некоторые из них. (Слайд 24)
- Каких хищников, обитающих в водоёмах мы ещё не назвали? При ответе воспользуйтесь учебником.
-Давайте вспомним какие животные обитают в пресном водоёме.
( Работа по слайду 25.)
- В пресных водоёмах обитают разнообразные живые организмы. Как они связаны между собой?
( Например, растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Растениями водоёма питаются животные. Карась питается растениями и личинками насекомых, а щука- карасятами.)
- Как живут все обитатели водоёма? ( Они живут сообща.)
- Какой из этого можно сделать вывод? (Пресный водоём - это природное сообщество.)
- Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества. К чему это приводит?
Прочитайте об этом в учебнике. ( Чтение по цепочке.)
- Какие беды принёс человек водоёму?
-Отлов рыбы привёл к увеличению количества больных рыб. Уничтожение двустворчатых моллюсков сделало воду мутной, что поставило под угрозу существование многих растений и животных.
- Что надо делать, чтобы экологическое равновесие в сообществе не нарушалось?
- Надо охранять редкие растения (кубышку и кувшинку), не ловить раков-санитаров, моллюсков-фильтров, не губить головастиков и лягушек- будет много комаров и мошек.( слайд 26)
4.Закрепление изученного.
- Запишите в тетради вывод.
5.Подведение итогов урока. (слайд 27)
-О чём мы говорили на уроке?
Чтение вывода в учебнике :
В пресном водоёме совместно обитают разнообразные растения, животные, микробы. Все они связаны между собой, приспособлены к условиям жизни в водоёме. Водоём - это природное сообщество, которое необходимо охранять.
Домашнее задание. (слайд28)
- приготовить доклад об одном из обитателей пресного водоёма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоема" 4кл
Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоема" 4класс автор учебника Плешаков А.А. Урок проводится в компьютерном классе....
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоема"
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоема" 4 класс Автор учебника Плешаков А.А. Урок проводится в компьютерном классе....
Жизнь пресного водоема
Урок опробирован в 2008 году....
Урок окружающего мира "Жизнь пресного водоема" в 4 классе с использованием технологии "Развитие критического мышления" по учебнику А.А.Плешакова
урок окружающего мира с использованием технологии РКМ...
Жизнь пресного водоема
В презентации рассказывается о животных пресного водоема, их особенностяхи видах....
Окружающий мир "Жизнь пресного водоема"
Разработка урока по окружающему миру в 4 классе "Жизнь пресного водоёма"...
Урок по Окружающему миру "Жизнь пресного водоема."
Цель урока "Жизнь пресного водоема" - ознакомить учащихся с разнообразием жизни в пресном водоеме. Определить значение растительного и животного мира для водоема, а также тесную взаимосвязь обитателей...