Окружающий мир "Жизнь пресного водоема"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Разработка урока по окружающему миру в 4 классе "Жизнь пресного водоёма"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_4_klass.doc | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир 4 класс
Тема: Жизнь пресного водоема
Цели: сформировать представление учащихся о жизни пресного водоема, познакомить с
растительным и животным миром пресного водоема, с ролью человека;
развивать познавательный интерес учащихся, учить работать с дополнительной
литературой;
воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Оборудование: учебник, тетрадь, атлас-определитель, таблица «Пресный водоем», гербарий, рисунки растений и животных, модель животных, жетоны.
Ход урока
- Организационный момент.
- Постановка темы и цели урока.
- Сегодня мы поговорим о природных сообществах луга и пресного водоёма.
3. Проверка знаний и умений.
Знаниями о луге поделитесь, друзья.
Каждый дома трудился не зря.
а) тесты – 3 человека
б) карточки – 2 человека
з) задание в тетради – 3 человека
Игра «Узнай меня»
Это очень ценный злак – кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метелку. (Мятлик).
Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки. (Пастушья сумка).
Это растение в народе называют «хлопушка». ( Смолевка).
Он звонко поет ( Перепел)
Этот житель луга имеет громкий скрипучий голос ( Коростель)
Этот житель – санитар, питается падалью, для своих личинок закапывает в землю мертвых животных ( Жук-могильщик).
Ее назвали в честь врача – героя греческих мифов. В настоящее время это редкое насекомое ( Махаон)
Без него на лугу будет тишина. Он невелик, с большими усами и ногами. (Кузнечик)
- Луг украшает нашу землю, и очень важно оберегать их. Как использует человек луга?
- Почему луга нуждаются в защите?
4.Работа над новой темой
Плакат «Водоем», стр. в учебнике 191.
- Вы уже знаете , что водоемы по происхождению делятся на две группы. Какие?
- Сегодня речь пойдет о пресных водоемах. Какие типы пресных водоемов вы знаете?
- Какой водоем изображен на странице учебника? Докажите
- Что можете рассказать о поверхности озера? ( оно покрыто маленькими зелеными листочками.
- Это растение ряска. Найдите его в атласе ( стр.71). Прочитайте о нем.
- Найдите и подпишите названия растений в тетради на стр. 65
- Какие растения вам еще знакомы? Назовите их. Найдите их в учебнике на стр. 192
- На берегах растут
а) незабудки ( рисунок ) эти скромные цветы в старину дарили любимым людям, как бы говоря « Не забудь меня!»
б) купальница ( рисунок) высота до 70 см. ее крупные очень красивы и часто оказываются в букетах. Но сорванная купальница быстро вянет. Не рвите ее!
в) калужница ( гербарий) селится во влажных местах или прямо в воде название
произошло от слова «Калуга»- так в старину называли болото.
г) лотос ( фото) его стебли, превратившиеся в корневища, погружены в ил, а над поверхностью воды торчат огромные, похожие на щит ,листья. Цветки очень крупные, издают приятный запах. Семена лотоса в виде орешек и сохраняют всхожесть много лет. Произрастают на водоемах нашего края и очень украшает их в июле, августе.
- Какую роль выполняют растения в водоеме?( пища, дом животным, вырабатывают кислород)
физминутка «Лягушки»
- Продолжим наш разговор об обитателях водоема. Попробуйте угадать, о ком пойдет речь дальше.
Ползает наоборот,
Задом наперед,
Все под водой
Хватает клешнёй.
( рак)
У родителей и деток
Вся одежда из монеток
( рыбы)
На дне, где тихо и темно
Лежит усатое бревно.
( сом)
Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает.
( щука)
У кого глаза на рогах,
А дом на спине?
( улитка)
Выпуча глаза сидит;
По-турецки говорит;
По-блошачьи прыгает;
По-человечьи плавает
( лягушка)
Пестрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку –
Спотыкалочку
( утка)
Длинноногая девица
Гордо в озеро глядится.
(цапля)
- Богат и разнообразен животный мир водоема. Познакомьтесь с ним поближе в учебнике на стр. 195
- О каких животных прочитали? Кто такие головастики? Какие хищники обитают?
- Со всеми обитателями сегодня познакомиться мы не успеем. О них можете узнать в книгах «Великан на поляне» , «Зеленые страницы». Подготовьте доклад и расскажите другим учащимся.
- Узнайте их в тетради на стр. 66
- В пресных водоемах обитают разнообразные живые организмы. Покажите на примерах, что они связаны между собой ( растения выделяют кислород, животные им дышат, растениями питаются животные, хищники питаются другими животными)
- Как живут все обитатели? ( Сообща)
- Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества . К чему это приводит?
- ( стр. 196)
- Какие беды принес человек водоему?
- Что надо делать, чтобы это экологическое равновесие не нарушалось?
- Я думаю, что вы именно так и будете поступать
- Закрепление изученного
Заполнит таблицу стр. 192-193
Моллюски 6 ряд
Земноводные 5 ряд
Насекомые 3 ряд
Грызуны 4 ряд
Рыбы 2-1 ряд
- Подведение итогов
- Домашнее задание стр. 192-200. т.с. 64-68
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоема" 4кл
Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоема" 4класс автор учебника Плешаков А.А. Урок проводится в компьютерном классе....
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоема"
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоема" 4 класс Автор учебника Плешаков А.А. Урок проводится в компьютерном классе....
Урок окружающего мира "Жизнь пресного водоема" в 4 классе с использованием технологии "Развитие критического мышления" по учебнику А.А.Плешакова
урок окружающего мира с использованием технологии РКМ...
Урок по Окружающему миру "Жизнь пресного водоема."
Цель урока "Жизнь пресного водоема" - ознакомить учащихся с разнообразием жизни в пресном водоеме. Определить значение растительного и животного мира для водоема, а также тесную взаимосвязь обитателей...
Конспект урока по окружающему миру "Пресные водоемы"
Конспект урока по окружающему миру "Пресные водоемы"...
Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Жизнь пресного водоема"
Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Жизнь пресного водоема"...
Урок в 4 классе (окружающий мир + информатика) "Жизнь пресного водоема".
Урок в 4 классе (окружающий мир + информатика) "Жизнь пресного водоема". Подготовлен совместно с учителем начальных классов Ратушной Л. А....