Урок по Окружающему миру "Жизнь пресного водоема."
учебно-методический материал (окружающий мир, 4 класс) на тему
Цель урока "Жизнь пресного водоема" - ознакомить учащихся с разнообразием жизни в пресном водоеме. Определить значение растительного и животного мира для водоема, а также тесную взаимосвязь обитателей водоема. Развивать наблюдательность, умение сопоставлять факты, устанавливать взаимосвязи и делать выводы; расширять кругозор и словарный запас; воспитывать бережное отношение к окружающему миру и к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_okruzhayushchemu_miru.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по «Окружающему миру». 4 класс.
Тема: «Жизнь пресного водоема».
Цели:
- Сформировать представления учащихся о жизни пресного водоема.
- Познакомить с растительным и животным миром пресных водоемов.
- Развивать познавательный интерес учащихся.
- Учить рассуждать, делать выводы.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: Магнитный плакат с набором карточек «Природное сообщество водоема», гербарий растительного луга и водоема, рисунки с изображением животных водоема, компьютер и проектор.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Прозвенел веселый звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети.
Обо всем хотят знать на свете.
- Сегодня мы поговорим о природных сообществах луга и пресного водоема.
2. Проверка знаний и умений.
Знаниями о луге поделитесь, друзья,
Каждый дома трудился не зря.
- Почему луг называют природным сообществом?
а.) Игра «Узнай меня». (Изображение правильного ответа демонстрируется на проекторе.)
- Что растет и живет на лугу?
Это очень ценный злак – кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метелку. (Мятлик)
- Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки. (Пастушья сумка)
- Это растение в народе называют «хлопушка». (Смолевка)
- Он звонко поет. (Перепел)
- Этот житель луга имеет громкий скрипучий голос. (Коростель)
- Этот житель – санитар, питается падалью, для своих личинок закапывает в землю мертвых животных. (Жук-могильщик)
- Ее назвали в честь врача – героя греческих мифов. В настоящее время это редкое животное. (Бабочка махаон)
- Без него на лугу будет тишина. Он невелик, с большими усами и ногами. (Кузнечик)
- Луга украшают наш край, и очень важно оберегать их. Как использует человек луга?
- Почему луга нуждаются в защите?
б.) Тест «Лес и луг – природные сообщества».
в.) Индивидуальная работа по карточкам.
- Работа с гербарием. Среди данных растений выбрать растения луга, растнения леса.
- В данной схеме найти животное поддерживающее экологическое равновесие луга.
- Какие природные сообщества представлены следующими растениями?
- колокольчик, тимофеевка, клевер, пчела, перепел, коростель;
- ель, сосна, береза, малина, земляника, кукушка, дятел, соболь, лось;
- пшеница, кукуруза, рожь, картофель.
3. Работа над новой темой.
На доске: Магнитный плакат «Природное сообщество водоема».
- Посмотрите вот сюда.
Тихо плещется вода,
Ряска, лилии, рогоз,
И кубышка, и тростник.
Есть беззубка, прудовик,
Водомерка вот бежит.
Всюду бурно жизнь кипит.
Это пресный водоем.
(На доске и в тетрадях записывается тема урока: «Жизнь пресного водоема».)
- Мы с вами знаем, что водоемы по происхождению делятся на 2 группы. Какие?
- Как вы уже поняли, сегодня речь пойдет о пресных водоемах. Какие типы пресных водоемов вы знаете?
- Какой водоем изображен на плакате?
- А может быть это пруд или река? Это лесное озеро. Давайте понаблюдаем, как протекает жизнь в этом озере.
- Что вы можете сказать о поверхности озера?
- Это растение ряска. Найдите его в атласе. Что вы о нем узнали?
- Какие еще растения вам знакомы? Внимательно рассмотрите эти растения в атласе, научитесь их различать. Покажите эти растения на плакате.
- Какие растения вы еще можете назвать?
(Презентация «О кувшинке и кубышке», с использованием проектора).
- Как вы думаете, какую роль выполняют растения в водоеме?
- Составьте схему о роли растений в водоеме.
- Продолжим наш разговор об обитателях водоема, их великое множество, попробуйте угадать. (Загадываются загадки. Отгадки сопровождаются показом картинок с использованием этих животных).
- Богат и разнообразен животный мир водоема. Познакомьтесь с ним поближе в учебнике на стр. 192 - 193. Каких животных мы еще не назвали?
- Самостоятельная работа (прочитать текст в учебнике на стр. 195).
- Что вы узнали о клопах водомерках, раках, моллюсках, прудовиках?
- Какие хищники обитают в водоемах?
- Кто такие головастики?
4. Физкультминутка.
- Давайте немного отдохнем и проведем физкультминутку.
Вихрем мчится под водой.
(Бег на месте.)
Головастик молодой.
(Наклоны головы влево и вправо.)
А за ним - еще пяток,
(Наклоны вперед- назад.)
А за ним еще сплошной поток:
(Круговые движения головой.)
Тот – без ног,
(Имитируют руками движения пловца.)
А тот – с ногами,
(Делают несколько приседаний.)
Этот – прямо, тот – кругами,
(Круговые движения туловищем.)
Кто – налево, кто – направо, -
(Повороты туловищем влево - вправо.)
Так и носится орава
Вдоль пруда, вокруг пруда…
(Бег на месте.)
- Мы немного отдохнули, теперь продолжим работу.
5. Продолжение новой темы.
- В пресных водоемах обитают разнообразные живые организмы. Покажите на примерах, что они связаны между собой.
- Как живут все обитатели водоема?
- Какой из этого можно сделать вывод?
- Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества. К чему этот приводит? (Прочитать об этом в учебнике на стр. 196.)
- Какие беды принес человек водоему?
- Что надо делать, чтобы экологическое равновесие в сообществе не нарушалось?
6. Закрепление изученного.
- Задание «Подумай»! на стр. 198.
- Запишите в тетради 2 цепи питания, сложившиеся в водоеме. (Взаимопроверка в парах)
7. Поведение итогов урока.
8. Домашнее задание.
растения
гусеница
коростель
жужелица
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоема" 4кл
Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоема" 4класс автор учебника Плешаков А.А. Урок проводится в компьютерном классе....
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоема"
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоема" 4 класс Автор учебника Плешаков А.А. Урок проводится в компьютерном классе....
Урок окружающего мира "Жизнь пресного водоема" в 4 классе с использованием технологии "Развитие критического мышления" по учебнику А.А.Плешакова
урок окружающего мира с использованием технологии РКМ...
Конспект урока по окружающему миру "Пресные водоемы"
Конспект урока по окружающему миру "Пресные водоемы"...
Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Жизнь пресного водоема"
Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Жизнь пресного водоема"...
Урок в 4 классе (окружающий мир + информатика) "Жизнь пресного водоема".
Урок в 4 классе (окружающий мир + информатика) "Жизнь пресного водоема". Подготовлен совместно с учителем начальных классов Ратушной Л. А....
Конспект урока по окружающему миру. Тема:«Водоемы Челябинской области». (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: Предоставить для учащихся условия для ознакомления с разнообразием водоемов нашего края.Планируемые результатыПредметные: - Знать какие водоемы бывают, части реки- Уметь рас...