Урок по Окружающему миру "Жизнь пресного водоема."
учебно-методический материал (окружающий мир, 4 класс) на тему

Яшина Валентина Николаевна

Цель урока "Жизнь пресного водоема" - ознакомить учащихся с разнообразием жизни в пресном водоеме. Определить значение растительного и животного мира для водоема, а также тесную взаимосвязь обитателей водоема. Развивать наблюдательность, умение сопоставлять факты, устанавливать взаимосвязи и делать выводы; расширять кругозор и словарный запас; воспитывать бережное отношение к окружающему миру и к природе.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_okruzhayushchemu_miru.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по «Окружающему миру». 4 класс.

Тема: «Жизнь пресного водоема».

Цели:

  1. Сформировать представления учащихся о жизни пресного водоема.
  2. Познакомить с растительным и животным миром пресных водоемов.
  3. Развивать познавательный интерес учащихся.
  4. Учить рассуждать, делать выводы.
  5. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: Магнитный плакат с набором карточек «Природное сообщество водоема», гербарий растительного луга и водоема, рисунки с изображением животных водоема, компьютер и проектор.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Прозвенел веселый звонок.

Мы начинаем наш урок.

Любознательные в классе дети.

Обо всем хотят знать на свете.

- Сегодня мы поговорим о природных сообществах луга и пресного водоема.

2. Проверка знаний и умений.

Знаниями о луге поделитесь, друзья,

Каждый дома трудился не зря.

- Почему луг называют природным сообществом?

а.) Игра «Узнай меня». (Изображение правильного ответа демонстрируется на проекторе.)

- Что растет и живет на лугу?

Это очень ценный злак – кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метелку. (Мятлик)

- Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки. (Пастушья сумка)

- Это растение в народе называют «хлопушка». (Смолевка)

- Он звонко поет. (Перепел)

- Этот житель луга имеет громкий скрипучий голос. (Коростель)

- Этот житель – санитар, питается падалью, для своих личинок закапывает в землю мертвых животных. (Жук-могильщик)

- Ее назвали в честь врача – героя греческих мифов. В настоящее время это редкое животное. (Бабочка махаон)

- Без него на лугу будет тишина. Он невелик, с большими усами и ногами. (Кузнечик)

- Луга украшают наш край, и очень важно оберегать их. Как использует человек луга?

- Почему луга нуждаются в защите?

б.) Тест «Лес и луг – природные сообщества».

в.) Индивидуальная работа по карточкам.

  1. Работа с гербарием. Среди данных растений выбрать растения луга, растнения леса.
  2. В данной схеме найти животное поддерживающее экологическое равновесие луга.

  1. Какие природные сообщества представлены следующими растениями?

- колокольчик, тимофеевка, клевер, пчела, перепел, коростель;

- ель, сосна, береза, малина, земляника, кукушка, дятел, соболь, лось;

- пшеница, кукуруза, рожь, картофель.

3. Работа над новой темой.

На доске: Магнитный плакат «Природное сообщество водоема».

- Посмотрите вот сюда.

Тихо плещется вода,

Ряска, лилии, рогоз,

И кубышка, и тростник.

Есть беззубка, прудовик,

Водомерка вот бежит.

Всюду бурно жизнь кипит.

Это пресный водоем.

(На доске и в тетрадях записывается тема урока: «Жизнь пресного водоема».)

- Мы с вами знаем, что водоемы по происхождению делятся на 2 группы. Какие?

- Как вы уже поняли, сегодня речь пойдет о пресных водоемах. Какие типы пресных водоемов вы знаете?

- Какой водоем изображен на плакате?

- А может быть это пруд или река? Это лесное озеро. Давайте понаблюдаем, как протекает жизнь в этом озере.

- Что вы можете сказать о поверхности озера?

- Это растение ряска. Найдите его в атласе. Что вы о нем узнали?

- Какие еще растения вам знакомы? Внимательно рассмотрите эти растения в атласе, научитесь их различать. Покажите эти растения на плакате.

- Какие растения вы еще можете назвать?

(Презентация «О кувшинке и кубышке», с использованием проектора).

- Как вы думаете, какую роль выполняют растения в водоеме?

- Составьте схему о роли растений в водоеме.

- Продолжим наш разговор об обитателях водоема, их великое множество, попробуйте угадать. (Загадываются загадки. Отгадки сопровождаются показом картинок с использованием этих животных).

- Богат и разнообразен животный мир водоема. Познакомьтесь с ним поближе в учебнике на стр. 192 - 193. Каких животных мы еще не назвали?

- Самостоятельная работа (прочитать текст в учебнике на стр. 195).

- Что вы узнали о клопах водомерках, раках, моллюсках, прудовиках?

- Какие хищники обитают в водоемах?

- Кто такие головастики?

4. Физкультминутка.

- Давайте немного отдохнем и проведем физкультминутку.

Вихрем мчится под водой.

(Бег на месте.)

Головастик молодой.

(Наклоны головы влево и вправо.)

А за ним - еще пяток,

(Наклоны вперед-  назад.)

А за ним еще сплошной поток:

(Круговые движения головой.)

Тот – без ног,

(Имитируют руками движения пловца.)

А тот – с ногами,

(Делают несколько приседаний.)

Этот – прямо, тот – кругами,

(Круговые движения туловищем.)

Кто – налево, кто – направо, -

(Повороты туловищем влево - вправо.)

Так и носится орава

Вдоль пруда, вокруг пруда…

(Бег на месте.)

- Мы немного отдохнули, теперь продолжим работу.        

5. Продолжение новой темы.

- В пресных водоемах обитают разнообразные живые организмы. Покажите на примерах, что они связаны между собой.

- Как живут все обитатели водоема?

- Какой из этого можно сделать вывод?

- Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества. К чему этот приводит? (Прочитать об этом в учебнике на стр. 196.)

- Какие беды принес человек водоему?

- Что надо делать, чтобы экологическое равновесие в сообществе не нарушалось?

6. Закрепление изученного.

- Задание «Подумай»! на стр. 198.

- Запишите в тетради 2 цепи питания, сложившиеся в водоеме. (Взаимопроверка в парах)

7. Поведение итогов урока.

8. Домашнее задание.

растения

гусеница

коростель

жужелица


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоема" 4кл

Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоема"  4класс автор учебника Плешаков А.А. Урок проводится в компьютерном классе....

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоема"

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоема" 4 класс Автор учебника Плешаков А.А. Урок проводится в компьютерном классе....

Конспект урока по окружающему миру "Пресные водоемы"

Конспект урока по окружающему миру "Пресные водоемы"...

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Жизнь пресного водоема"

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Жизнь пресного водоема"...

Урок в 4 классе (окружающий мир + информатика) "Жизнь пресного водоема".

Урок в 4 классе (окружающий мир + информатика) "Жизнь пресного водоема". Подготовлен совместно с учителем начальных классов Ратушной Л. А....

Конспект урока по окружающему миру. Тема:«Водоемы Челябинской области». (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: Предоставить для учащихся условия для ознакомления с разнообразием водоемов нашего края.Планируемые результатыПредметные: - Знать какие водоемы бывают, части реки- Уметь рас...