Конспект: «Природные богатства и труд людей – основа экономики»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Тема урока: «Природные богатства и труд людей – основа экономики»
Дата: 1 марта 2018г., четверг Школа: МОУ Кулуевская СОШ Класс: 3 «в» Урок: 4 Кабинет: 2 | Учитель: Хайрова Зиля Ульмаскуловна Студент: Зарипова Э., 42гр.
|
Цели деятельности учителя:
- формирование представления о факторах, составляющие основу экономики.
Планируемые результаты:
Предметные:
- понимать роль природных богатств и труда людей в экономике;
- осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека
Личностные:
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- осознавать личностный смысл учения.
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование: программа: «Школа России»; учебник: А.А Плешаков Окружающий мир 3 класс (2 часть), рабочие тетради, раздаточный материал (карточки), презентация
№ п/п | ЭТАПЫ УРОКА Методы и приемы | Хронометраж | СОДЕРЖАНИЕ УРОКА | ФОРМИРУЕМЫЕ УУД | |
| ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ||||
1. | Этап самоопределения к деятельности Словес.: слово учителя | 1-2 мин | - Здравствуйте, ребята! Проверьте, пожалуйста, есть ли у вас учебники и рабочие тетради. Здорово! Сегодня у нас будет много работы. |
| Р: Выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
|
2. | Актуализация знаний и мотивация Словес:беседа Практич.: дид.игра | 4-5 мин | Организует устный счет с целью актуализации знаний. - С какой темой на прошлом уроке познакомились? (Что такое экономика.) – Вспомним, что такое экономика? (Экономика – это наука о том, как люди, имея ресурсы, делают выбор с целью удовлетворения потребностей.) – Для чего нужна экономика? (Экономика нужна для удовлетворения разнообразных потребностей.) – Какие бывают потребности? - Что такое потребности? - Какие потребности человек получает от природы? - Какие потребности есть у каждого человека? - Что такое товары? Приведите примеры. - Что такое услуги? Приведите примеры. - Расскажите, какими товарами и услугами вы пользовались в течение дня. Игра «Товар – услуга». (Учитель читает предложения, дети пишут: это товар или услуга.) Проверка. ● Вы зашли в аптеку, купили лекарство. (Товар) ● Вы летите в самолёте. (Услуга) ● Вы смотрите концерт. (Услуга) ● Вы купили книгу. (Товар) ● Вы выпустили статью.(Товар) ● Вы подстриглись.(Услуга) ● Вы подметаете двор.(Услуга) Молодцы! Всё помните. | Выполнять задание. Всё то, что нужно людям для жизни Воздух, вода, свет солнца, красота природу Кроссовки, плеер, мороженое, книги, холодильник вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности Это работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей | Р: осознавать свои возможности в учении; П: анализ с целью выделения признаков. |
3. | Постановка учебной задачи Словес.:беседа целепологание | 4-5 мин | - Ребята, разгадайте ребус. - Как вы думаете, о чем мы будем говорить? - Про какую основу здесь говорится? - Определите тему урока. - Поставьте цель на урок. Действительно, сегодня на уроке будем говорить , что составляет основу экономики. | Формулировать тему. Ставить цель. | Р: Осознавать свои возможности в учении; П: выдвижение гипотез и их обоснование. Р: целепологание |
4. | Открытие детьми нового знания Практ.:работа со словарем Работа по учебнику Практ: работа по учебнику | 7-8 мин | - Производство товаров и услуг невозможно без использования природных богатств. Назовите природные богатства. (Воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения, животные.) - Раскроем, какое значение для экономики они имеют. - Одним из природных богатств вы назвали воздух. - Нужен ли воздух? Воздух нужен как для всего живого на земле, так и в экономике. Без воздуха не будет гореть топливо в котельной и в двигателе автомобиля. Движение воздуха - ветер - во многих странах используется сейчас для выработки электроэнергии. А для этого строят специальные сооружения - ветряные установки. - Откройте учебник (с. 42), посмотрите, как выглядят ветряные мельницы. Сделаем вывод: воздух необходим и имеет большое значение для экономики. - Посмотрим, а была бы жизнь без воды. - Мы знаем, что без воды не смогут жить люди, звери, птицы, растения. А что произойдет в экономике? Если не будет воды, то остановятся все заводы и фабрики, закроются столовые, прачечные, парикмахерские, школы, детские сады, больницы. Остановится весь водный транспорт, а значит, и многие товары не смогут перевозиться из страны в другую. Вывод: таким образом, без воды невозможна жизнь, а значит, и невозможна экономика. - Природным богатством вы назвали почву. - Что такое почва? Почва - это особое природное тело. Она образуется на поверхности Земли в результате взаимодействия живой и мертвой природы. Почва - это земля, которая снабжает растение питанием и водой. Основным свойством почвы является плодородие. Без почвы было бы невозможно ведение сельского хозяйства, а значит, и производство продуктов питания. Вывод: итак, вы видите, что земля - наша кормилица. - Назовите полезные ископаемые. (Нефть, газ, руда, каменный уголь, песок, глина и т. д. В нашей стране еще много залежей полезных ископаемых.) - Посмотрим, где используются полезные ископаемые. Полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве. Например, огромные запасы разнообразных полезных ископаемых скрыты в недрах морского дна. Залежи нефти и газа находятся глубоко под водой, и добываются путем бурения морского дна. Вывод: нефть, газ широко используются в промышленности, медицине, транспорте, энергетике. - Какую же роль в экономике играет растительность? Что дает растение для экономики? Растительность - один из важнейших компонентов природы. Она определяет не только общий вид территории, но и играет огромную роль в жизни природы и человека. Мир растений дает человеку пищевые продукты, корма, сырье. Одним из основных, например, ресурсов леса является древесина. Она идет на изготовление мебели, строительных материалов, бумаги. Вывод: в процессе хозяйственной деятельности растительность дает человеку продукты и товары. - Какова роль животного мира для экономики? Животные издавна служили объектом охоты, рыбалки, кормили и одевали человека. Например, благодаря рыбному промыслу у человека есть возможность использовать рыбу не только как продукт питания, - из рыбы изготавливают лекарственные препараты. Мех животных используется в легкой промышленности. Вывод: для роста в экономике богатства необходимо беречь и охранять животных. Физминутка Только в лес мы вошли, появились комары, Руки вверх, хлопки над головой, Руки вниз – хлопок другой. Снова дальше мы идём, Перед нами водоём, Прыгать мы уже умеем, Прыгать будем мы смелее, Раз – два, раз – два, позади уже вода. Мы шагаем, мы шагаем, Руки выше поднимаем, Дышим ровно, глубоко… Впереди из-за куста Смотрит хитрая лиса, Мы лису обхитрим, На носочках пробежим. Серый заяц скачет в поле, Очень весело на воле. Подражаем мы зайчишке, Непоседе, шалунишке, И закончилась игра, За работу нам пора. | Работать по учебнику. Отвечать на вопросы учителя. Отвечать на вопросы учителя. Работать с текстом. | Р: Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, определять круг своего незнания; К: Отвечать на простые и сложные вопросы учителя П: построение логической цепи рассуждений. К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация. П: анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) - синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; |
5. | Первичное закрепление Практич. Дидактич.игра Словесный: беседа Практич: упражнение | 4-5 мин | 1.Индивидуальные задания. Задание 1. (Учитель раздает ученикам карточки с заданиями.) 1)Подпишите, что составляет основу экономики. Основа экономики: … и … (природные богатства, труд людей). 2)Напишите, какие природные богатства используются в хозяйственной деятельности людей. (Воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения и животные.) - Обменяйтесь с соседом по парте карточками и проверьте правильность выполнения задания (ответы на экране). Задание 2. - Что такое природное богатство? - Скажите не менее трёх примеров. - Что такое труд? - От чего зависит успех труда людей в экономике? Тест 1. Нужна ли в хозяйстве экономика? а) да; б) нет; в) не знаю; г) иногда. 2. Все, что нужно людям для жизни, называется… а) услугами; б) товаром; в) потребностями; г) производством. 3. Выберите потребности, которые осуществляются посредством выполнения работы другими людьми. а) выполнение уроков; в) катание на лыжах; б) посещение парикмахерской; г) употребление пищи. 4. Как нужно использовать богатства природы? а) небрежно; б) когда как; в) бережно; г) не знаю. 5. Занимаются ли школьники трудом на уроках в школе? а) нет; б) да; в) иногда; г) не знаю. | Выполнять задание по карточкам. То, что даёт природа. Воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения и животные. Все то, что создано руками людей для производства новых товаров и услуг. Заводы, фабрики, фермы, и т.д. | П: анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) - синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой Практич: работа по рабочей тетради | 4-5 мин | Работа в тетради. Выполнения задания в рабочей тетради. № 1 (стр. 26) Подпишите рисунки, исходя из темы урока. № 2 (стр. 26) Заполните таблицу (сделайте краткие записи с помощью учебника). № 3 (стр.27) Сделайте краткие записи (с помощью учебника). № 4 (стр.27) Приведите примеры профессий людей, которые производят товары и которые оказывают услуги. № 5 (стр.27) - Прочитайте задание. Найдите профессии, в которых преобладает физический труд (подчеркните синим карандашом). Найдите профессии, в которых преобладает умственный труд (подчеркните красным карандашом). - Найдите профессии, в которых преобладает умственный труд. Подчеркните их двумя чертами. (После выполнения задания проверка.) - Допишите по одной профессии каждой группы. | Выполнять задание в рабочей тетради. | П: выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий; -установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений. |
7. | Включение в систему знаний, повторение Практичес. тест | 7-8 мин | - Объясните смысл пословиц. (8 слайд) ● Без дела жить – только небо коптить. (Плохо, когда человек живёт, никому не принося пользы.) ● К большому терпенью придёт и уменье. (Учебный труд, труд рабочего, инженера – это всегда напряжённый труд, умение достигается в результате кропотливой работы.) ● По труду и награда. (Потрудился – получишь хорошую отметку, заработаешь деньги.) | Объяснять смысл пословиц. | Л: Осознавать свои возможности в учении; П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план |
8. | Рефлексия деятельности | 2-3 мин | - Что составляет основу экономики? - Для чего нужен труд людей? - От чего зависит успех людей в экономике? У вас у каждого есть зеленый, желтый и красный карандаш. Поднимите вверх зеленый – если вы все поняли и вам все понравилось, желтый – если все понравилось, но не до конца поняли, и красный, если совсем не поняли ничего. | - Отвечать на вопросы. - Анализировать работу. | Р:Прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материла; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему "Природные богатства и труд людей – основа экономики"
Тема урока: Природные богатства и труд людей – основа экономики.Цели урока: сформировать представления о трех основных факторах, как основы существования экономики.Планируемые результаты:·...
Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация) для 3 класса. Школа России. Тема: « Природные богатства и труд людей – основа экономики »
Тип урока: комбинированный урок. Цель урока: познакомить с факторами, составляющими основу экономики....
Конспект к уроку окружающего мира «Природные богатства и труд людей-основа экономики»
Тема: «Природные богатства и труд людей-основа экономики».Цель: познакомить с факторами, составляющими основу экономики. Планируемые результаты:личностные: 1. Формирование уважительног...
Конспект урока по окружающему миру по теме: «Природные богатства и труд людей – основа экономики»
«Природные богатства и труд людей – основа экономики»...
Конспект урока "Природные богатства и труд людей – основа экономики" (УМК "Школа России", 3 класс)
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....
Конспект урока «Природные богатства и труд людей – основа экономики» ( 3 класс, УМК "ПНШ")
Вашему вниманию предоставляю конспект урока по окружающему миру на тему: "Природные богатства и труд людей – основа экономики" . Данный конспект предназначен для учащихся 3 к...