Проект урока по окружающему миру по теме "Значение лесов" с применением системы контроля и мониторинга качества знаний PROClass.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Предмет: Окружающий мир, 4 класс
УМК: «Школа России»:
Тема урока: «Значение лесов»
Цель: познакомить учащихся со значением лесов для природы и для человека с использованием ИКТ, ЦОР.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
- формирование уважительного отношения к иному мнению
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и природных явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде
- освоение доступных способов изучения природы и общества
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире
Технологическая карта урока
Тема урока: «Значение лесов»
Цели для ученика 1. Познакомиться с пословицами о лесе 2. Узнать, почему лес называют «лёгкими» природы и «зелёным другом» человека? 3. Как можно помочь в охране и увеличении лесных богатств? | Цели для учителя Образовательные: показать учащимся огромное значение леса для природы и в жизни человека Развивающие: способствовать мотивации учащихся к изучению леса, как природного сообщества; формировать умение логически грамотно высказывать свою точку зрения и слушать мнение собеседника Воспитательные: воспитывать бережное отношение к лесным богатствам, школьным принадлежностям и предметам, изготовленным из древесины |
Тип урока урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Форма урока беседа |
Опорные понятия, термины Лес - природное сообщество, хозяйственная деятельность, дары природы | Новые понятия вырубка леса, просека, экологическая система |
Формы контроля тестирование, фронтальный опрос, групповая работа, лист самооценки «Волшебные смайлики» |
Этап урока | Время | Цель | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ФОУД | Формируемые УУД |
Организация начала урока | 1 | Проверка готовности учеников, их настроя на работу | Долгожданный дан звонок – Начинается урок! Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре Смело, чётко говорим И тихонечко сидим. | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: -устанавливать причинно-следственные связи. | |
Проверка домашнего задания | 8 | Проверка знаний изученного материала | Тест по темам: «Поле», «Пресный водоём» | Формулирует задачи и настрой учащихся на выполнение теста. Контролирует выполнение работы. | Выполняют тестирование. | И | Регулятивные: -планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей; -адекватно воспринимать оценку учителя. Личностные: -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
Подготовка учащихся к усвоению нового материала | 3 | Подведение учащихся к формулирова- нию темы и постановке задач урока. Постановка задач урока. | Стихотворение Т.Ладонникова «Дикарь в лесу» Хозяйка белочка в лесу Орехи собирала. Она в лесу том каждый сук И каждый кустик знала. Однажды в лес противный тип Пришёл с большой котомкой. Небрежно сбил ногою гриб И выругался громко. Стал гнуть орешину – сломал, Зажал под мышкой ветви, Нашёл один орех – сорвал, Сорвал второй и третий… Отбросил куст и, как медведь, Пошёл себе довольный. А бедной белке и смотреть На это было больно. - Почему мальчик не понравился белочке? Игра «Выбери правило вежливости» (на слайде или карточках)
- На уроке мы вспомним 1.пословицы о лесе, 2.посмотрим видеоурок, 3.узнаем, какое значение имеет лес для природы и в жизни человека, 4.проведём игру «Мы знаем лес», 5.создадим «Солнышко лесное» | Нацеливает учащихся на выбор правильного поведения в природе. | Анализируют ситуацию, выбирают правила поведения в природе. | Ф | Регулятивные: -принимает и сохраняет учебную задачу; оценивает правильность выполнения действий на уровне ретроспективной оценки. Личностные: - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. Познавательные: - строит речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: - учитывает разные мнения и интересы и обосновывает собственную позицию. |
Изучение нового материала Изучение нового материала | 11 | Знакомство учащихся со значением лесов для природы и в жизни человека. Данный этап урока может использоваться как дистанционное обучение. | Видеоурок: «Значение лесов» (или лекция с использованием презентации) | Знакомит с новым материалом в форме лекции с демонстрацией презентации. (см.Презентацию) | На основе нового материала выясняют определение к понятиям: вырубка леса, просека, экологическая система | Личностные: -выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Познавательные: - осуществляет подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. | |
Динамическая минутка | 1 | Релаксация | - Ребята, встаньте и повернитесь друг к другу лицом. Спал цветок и вдруг проснулся (туловище вправо, влево) Больше спать не захотел. (туловище вперёд, назад) Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться) Взвился вверх и полетел. (встали, руки вверх, влево, вправо) Солнце утром лишь проснётся, (руки в стороны, потянуться) Бабочка кружится, вьётся. (покружиться) | Организация психофизичес-кой тренировки | Выполняют в паре упражнение для релаксации | П | Коммуникативные: - умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. Личностные: -установка на здоровый образ жизни; -установка на понимание причин успеха в учебной деятельности. |
Первичная проверка усвоения знаний, умений и навыков | 5 | Проверить знания по некоторым вопросам новой темы. | Игра «Мы знаем лес». Класс делится на группы. Каждой группе даётся карточка с вопросами. (см.Приложение2) Группы готовят краткое сообщение. Вопросы 1 карточки:
Вопросы 2 карточки:
Общий вопрос для обсуждения: А как мы, ученики, можем помочь сохранить лес? | Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями. | Учащиеся в группах приходят к взаимному ответу на поставленные вопросы. Один человек высказывает общее мнение группы у доски. | Г | Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Познавательные: -ориентироваться на разнообразие способов ответа на поставленные задачи; -устанавливать причинно-следственные связи; -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; - обобщать. Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор; |
Первичное закрепление знаний, умений и навыков | 3 | Знакомство с пословицами и поговорками о лесе. Расширение словарного запаса учащихся и их интеллектуаль- ное обогащение. | Составь пословицы о лесе. (пословицы разделены на 2 части и розданы ученикам, которые должны их восстановить) Чем дальше в лес, тем больше дров. Грибов ищут — по лесу рыщут. Где сосна выросла, там она и красна. Не высок лесок, а от ветра защищает. Рощи да леса - всему миру краса. Весна леса наряжает, лето в гости ожидает. Даже дуб в одиночестве засыхает, а в лесу живёт века. Возле леса жить – голодному не быть. Что в лесу родится – дома пригодится. Лес и вода – родные брат и сестра. | Ставит перед учащимися задачу на восстановление пословиц о лесе. Рефлексия, контроль. | Рефлексия. Составляют пословицы и объясняют их смысл. | П,Ф | Регулятивные: -выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Познавательные: -осуществлять синтез как составление целого из частей; -осуществлять выделение существенных признаков и их синтеза; -устанавливать аналогии. Коммуникативные: - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть формой диалога; - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Контроль и самопроверка знаний, умений и навыков | 5 | Осознание каждым обучающимся степени овладения знаний по данной теме. |
(На вырезанных «ладошках» ученики пишут по 1 значению леса для природы или для человека. Приклеивают их на плакат вокруг фотографии леса.) | Формулирует задание учащимся и контролирует его выполнение. | Взаимопровер- ка заданий в парах. Из цветной бумаги вырезают по контуру свои ладошки. | И, П И | Познавательные: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; -выделение существенной информации из текста. Личностные: - готовность к сотрудничеству и дружбе; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. |
Подведение итогов урока | 2 | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания. Рефлексия. Контрольно-оценочная деятельность. | Ученик читает стихотворение: Давай пройдёмся Медленно по лугу. И «Здравствуй!» Скажем каждому цветку. Я должен над цветами наклониться, Не для того, чтоб рвать или срезать, А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать. -Вот и закончилось наше знакомство со значением лесов. Посмотрите на план нашего урока. Все ли пункты мы сумели раскрыть? – Вы сегодня показали себя настоящими знатоками природы. Я оценила вашу работу сегодня на “отлично” -А теперь Вы определите сами свои достижения на уроке. ( «Волшебные смайлики») | Задает вопросы о задачах урока. Спрашивает, как оценивают свою деятельность в изучении нового материала. | Проговаривают полученные новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения своих достижений. | Ф | Регулятивные: - внесение необходимых корректив в действие после его завершения и учёт характера сделанных ошибок. Познавательные: - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования. Личностные: - оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. |
Информация о домашнем задании | 1 | Консультация к выполнению домашнего задания | учебник 2 часть, с.69-73 | Даёт рекомендации о выполнении домашнего задания. | Записывают домашнее задание в дневники | Регулятивные: - проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. Личностные: - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. |
ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся
(Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).
Материально-техническое обеспечение
Занятие проводится в учебном кабинете при наличии мультимедийного проектора, ноутбука, экрана, пультов голосования
Оборудование:
- тесты,
- пульты голосования
- презентация,
- карточки с вопросами,
- части пословиц,
- ножницы,
- цветная бумага,
- плакат с фотографией лесного пейзажа,
- смайлики для оценки уровня достижений
Алексеева
Интернет-ресурсы
- http://so17.radikal.ru/i434/1111/0a/bab5ce920e парус
- http://www.triton.bu/images/stol_master.jpg столяр
- http://artcyclopedia.ru/img/big/008710004.jpg столяр
- http://www.stikcs.ru/page/TSe/ бумага
- http://stroykomponent.ru/photo/plotnik.jpg плотник
- http://www.stihi.ru/pics/2011/11/06/5994.jpg лес и поле
- http://foto.spbland.ru/data/media/11/10803 лесные реки
- http://potok.nnov.ru/img/elovitsy-nature007.jpg лес и поле зимой
- http://www.stihi.ru/pics/2011/04/07/1696.jpg лес весной
- http://img-fotki.yandex.ru/get/5604/bondarenko талые воды
- http://content.foto.mail.ru/mail/ushyury/926/... лесные цветы
- http://mojmirok.ucoz.ru/_fr/5/3949364.jpg подснежники в лесу
- http://vitusltd.ru/blog/wp-content/uploads/20... дары леса
- http://i036.radikal.ru/0712/46/fa407fc81417.jpg опята
- http://moilru.ru/img/4401/attachment/a_395 клюква
- http://malinmagnat.ru/upload/iblock/d20/10.jpg орех
- http://img.rasprodaga.ru/1301830149 лыжная прогулка
- http://club.foto.ru/gallery/images/photo/2004 зимний лес
- http://66994000.ru/ris4.jpg сосна
- http://fis.ru/bigformat/8144940.jpg строевой материал
- http://dic.academic.ru/dic.nst/ruwiki/20516 ель и пихта
- http://www.muzgear.ru/product/yamaha_c40m гитара
- http://www.regional.com.ua/item_view/?idx=473597 цимбала
- http://vladkedr.ru/files/kedrovaya_sosna.jpg кедровая сосна
- http://i021.radikal.ru/0909/7e/f9c6fb9ff210.jpg карандаш
Приложение 1
Тест: «Поле и пресный водоём» _________________________
1. Поле природное сообщество:
А) искусственное;
Б) естественное;
2. На полях растут:
А) деревья, ягоды, осока;
Б) зерновые, овощные, масленичные, прядильные культуры, сорняки;
В) тимофеевка, василёк, тысячелистник, колокольчик, клевер, мятлик.
3. Почему полеводы борются с сорняками?
А) они некрасивые;
Б) они ядовитые;
В) они вредят посевам;
4. Каких из перечисленных животных нужно уничтожать?
А) шмелей, тлей, куропаток.
Б) тлей, колорадских жуков, капустных белянок, жука-кузьку.
В) хлебную жужелицу, божью коровку, жаворонка.
5. В какой строке примеры естественных пресных водоемов?
А) море, болото, пруд; В) канал, озеро, пруд;
Б) река, океан, озеро; Г) озеро, река, ручей.
6. Какие растения растут в пресных водоемах?
А) камыш, стрелолист, ряска, клевер;
Б) тростник, ряска, копытень, осока;
В) рогоз, камыш, кувшинка, василёк
Г) кубышка, рогоз, камыш, стрелолист.
7. Какова роль растений пресных водоёмов?
А) источник красоты;
Б) пища для животных, источник кислорода, убежище для животных;
В) они засоряют водоёмы;
Г) источник углекислого газа.
Приложение 2
- карточка
- Почему лес называют «лёгкими» Земли?
- Как лес влияет на жизнь других природных сообществ?
- карточка
- Почему лес называют «зелёным» другом человека?
- Как люди охраняют леса?
Пословицы о лесе:
Чем дальше в лес, тем больше дров.
Грибов ищут — по лесу рыщут.
Где сосна выросла, там она и красна.
Не высок лесок, а от ветра защищает.
Рощи да леса - всему миру краса.
Весна леса наряжает, лето в гости ожидает.
Даже дуб в одиночестве засыхает, а в лесу живёт века.
Возле леса жить – голодному не быть.
Что в лесу родится – дома пригодится.
Лес и вода – родные брат и сестра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг качества знаний по русскому языку
Материалы разработаны с целью установить соответсвие уровня освоения системы знаний, умений и навыков по курсу русского языка выпускников начальной школы и уровня обязательной подготовки, необходимой ...
Мониторинг качества знаний
Технологические карты для проведения мониторинга в начальной школе (3 класс). Цель мониторинга: постоянное наблюдение за формированием знаний, умений и представлений у обучающихся начальной школ...
Использование системы контроля и мониторинга качества знаний PROCLаss
Использование системы контроля и мониторинга качества знаний PROCLаss выступление на МО...
Тест. Мониторинг качества знаний по русскому языку.
Учитель может быстро проверить знания учащихся, посмотреть результаты в конце теста. подготовка к мониторингу в 4 классе (апрель). Пройдя тест, сразу проверяются правильность ответов,можно посмотреть ...
Система контроля и мониторинга качества знаний PROCLass- современное средство оценки знаний обучающихся
Презентация...
Использование интерактивной системы контроля и мониторинга качества знаний VOTUM в школе
Выступление на педсовете "Использование интерактивной системы контроля и мониторинга качества знаний VOTUM в школе"...
Использование интерактивной системы контроля и мониторинга качества знаний VOTUM для организации опроса учащихся
Мастер-класс "Использование интерактивной системы контроля и мониторинга качества знаний VOTUM для организации опроса учащихся"...