Открытый урок окружающего мира по теме "Звери и птицы весной" для 2 класса (УМК Перспектива) в рамках Мастер-класса ВЫСШИЙ КЛАСС СТОЛИЧНЫХ ШКОЛ ШКОЛА No2092 им. И.Н.КОЖЕДУБА г. МОСКВЫ
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Урок разработан в рамках системно-деятельностной технологии
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предмет: Окружающий мир УМК «Перспектива»
Класс: 2г
Учитель: Михеева К.В.
Тип урока: Открытие новых знаний
Технологическая карта к уроку по теме: «Весна в мире птиц и зверей»
Тема | Весна в мире птиц и зверей |
Цели | Познакомить учащихся с весенним поведением птиц и зверей. |
Задачи | 1) Показать весенние изменения в жизни птиц и зверей. 2) развивать критическое и креативное мышление, коммуникативные способности детей, навыки сотрудничества в команде. 3) воспитывать бережное отношение к природе родного края, к его обитателям |
Планируемый результат | Учащиеся научатся объяснять весенние изменения в жизни птиц и зверей, отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать. Предметные: Различать птиц и зверей. Приводить 2-3 примера птиц и зверей. Определять роль животных в природе и их связь с человеком. Выявлять поведенческие особенности животных в весенний сезон. Объяснять причины поведения поведения птиц и зверей. Метапредметные: Коммуникативные. Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другие мнения и позицию; формулировать собственные мнения и позицию, использовать в общении правила вежливости. Познавательные. Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; находить в тексте ответ на вопрос; воспринимать смысл познавательного текста; устанавливать причинно-следственные связи; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (природа, неживая /живая, группы растений). Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; принимать роль в учебном сотрудничестве; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом. Личностные: Сформировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям по предмету; интерес к предметно-исследовательской деятельности; понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; интерес к познанию окружающего мира. |
Основные понятия | Насекомые, птицы (перелетные, оседлые), животные, спячка, гнездование, линька, размножение зверей. |
Ресурсы | Учебник, рабочая тетрадь на печатной основе, справочные материалы (в раздатке); компьютер, проектор, экран и презентация. |
Организация пространства | Фронтальная работа, работа в группах и парах. |
Ход урока
СЛАЙД 1 «Добро пожаловать»
- Мотивация к учебной деятельности.
- Скажите, какую группу живых организмов мы обсуждали на прошлом уроке? (насекомых).
- Не сомневаюсь, что прошлый урок пошел всем вам на пользу.
- Сегодня урок окружающего мира я хочу начать с китайской мудрости (СЛАЙД 2):
« Я слушаю – я забываю,
Я вижу – я запоминаю
Я делаю – я усваиваю»
- Подумайте над каждой частью этой фразы и попробуйте рассказать, как вы ее поняли.
- Обсуждение
СЛАЙД 3
-А как должен работать ученик на уроке, чтобы открыть новое знание? ( Понять, что я не знаю, и постараться самостоятельно узнать новое)
- Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
- Действительно, все услышанное рано или поздно забывается, а вот увиденное и, тем более, неоднократно повторенное в действиях врезается в память. Вот для чего так важно иногда вспоминать то, что мы уже знаем, не зря говорят «Повторение – мать учения». СЛАЙД 4
- А мы все сегодня будем повторять? (Только то, что нам поможет в открытии нового знания).
- Давайте вспомним некоторые слова, знание которых поможет вам в дальнейшем на уроке.
СЛАЙД 5 – на слайде слова «линька», «потомство» и «перелетные птицы» и их значения.
- Далее, предлагаю вам задание, которое вы будете выполнять в группах.
- Вспомним правила работы в группах.
СЛАЙД 6 (Дети проговаривают правила работы в группах).
- Каждый ряд получит свой пазл. СЛАЙД 7
- Задача – собрать пазл как можно быстрее и сказать, кто или что спрятался «в обломках».
- Работа в трех группах по рядам: дети получают пазлы с изображением суслика, бабочки-адмирала и дятла.
СЛАЙД 8 «Проверь себя»
- Все они относятся к Царству… (животных).
- А если быть еще более точными (СЛАЙД 9), то суслик – это … (зверь, млекопитающее), дятел – это … (птица), а бабочка – это … (насекомое),
- Какое сейчас время года? (весна).
СЛАЙД 10 - Какое самое главное изменение в жизни насекомых происходит с приходом весны? (просыпаются, начинают бодрствование).
- В связи с чем это происходит? (Становится тепло… и т.д.)
СЛАЙД 11 А сейчас предлагаю вам выполнить задания, в которых будет что-то новое. Вы должны постараться его выполнить, но не расстраиваться, если что-то не получится. Ведь это задание на пробное действие.
СЛАЙД 12 Задание «Напиши, как живут птицы и звери весной».
(каждый самостоятельно выполняет задание на листочке в теч.1-й минуты).
-Стоп!
- Выявление места и причины затруднения.
СЛАЙД 13
- Какое задание вы должны были выполнить? (Написать, как живут птицы и звери весной)
- Кто не выполнил задание?
- Кто выполнил?
- Кто с уверенностью может сказать, что выполнил задание верно?
СЛАЙД 14
- С каким из затруднений столкнулся каждый из вас?
1. Я пока не могу написать какие изменения происходят весной в жизни птиц и зверей.
или
2. Я пока не могу обосновать, что правильно написал о том, какие изменения происходят весной в жизни птиц и зверей.
СЛАЙД 15
- Почему вы не смогли выполнить задание? (Потому что мы пока не знаем особенности жизни зверей и птиц весной)
- Каких знаний вам не хватает? Продолжите фразу: Я НЕ ЗНАЮ …
СЛАЙД 16 … какие изменения происходят весной в жизни птиц и зверей
4.Построение проекта выхода из затруднения
- Значит, наша цель на сегодня УЗНАТЬ…
СЛАЙД 17 … какие изменения происходят весной в жизни птиц и зверей.
- Тогда уточните тему нашего урока сегодня.
СЛАЙД 18 ТЕМА УРОКА: «Весна в мире птиц и зверей».
СЛАЙД 19
- Что можно использовать в своей работе? (Учебник, энциклопедия)
- Чтобы достичь цели, что надо сделать? (Надо составить план.)
Работать будете по такому плану: СЛАЙД 20
План работы:
1. Рассмотреть весенние картинки.
2. Проанализировать и обобщить результаты.
3. Сделать вывод.
5. Реализация построенного проекта
- Рассмотрите внимательно 2 листа с изображением зверей и птиц, попробуйте сами, проанализировав изображения, ответить на вопрос, какие главные изменения происходят в жизни птиц и зверей.
СЛАЙД 21-22 (дети делают записи на листках, пытаются сделать выводы)
Варианты записей: Возвращаются перелетные птицы, птицы строят гнезда, выводят птенцов. Просыпаются ото спячки некоторые звери. Многие животные линяют – меняют шубу. Звери выводят потомство.
6. Первичное закрепление во внешней речи
СЛАЙД 23
- Давайте вернемся к заданию на пробное действие.
- Какое задание вы не смогли выполнить при выполнении пробного действия? (Написать, как живут птицы и звери весной).
- Теперь мы сможем выполнить правильно выполнить это задание? (Да)
- Можем ли мы сейчас быть уверенными в том, что с этим заданием справимся успешно?
- Да, потому что мы знаем, что … (Проговаривают особенности жизни птиц и зверей весной)
- Молодцы!
- Какой ваш следующий шаг на уроке? СЛАЙД 24 (Научиться применять новое знание.)
СЛАЙД 25
- Как думаете, почему мы начали знакомиться с весенними изменениями в мире животных именно в такой последовательности: насекомые и только потом птицы и звери? (птицы зависят от насекомых; все животные взаимосвязаны)
- Предлагаю поработать с учебником и конкретизировать наши зная о птицах весной.
- Откройте, пожалуйста, учебники на стр. 86. Перед вами текст, который требует дополнения. Предлагаю поработать с параграфом учебника – находить только нужную нам информацию.
СЛАЙД 26 Задание «Дополните текст недостающими словами»
Еще лежит снег, а зимующие птицы почувствовали приближение весны. … запели, как будто зазвенели в серебряные колокольчики. Весело зачирикали … . В лесу начали стучать … . С юга возвращаются … птицы. Раньше других прилетают … . Следом за … возвращаются … и … . Позже других прилетают … и … .
Весной из своих убежищ выходят сильно похудевшие … . Весной звери меняют … . У большинства зверей появляется … .
ОРИГИНАЛЬНЫЙ ТЕКСТ:
Еще лежит снег, а зимующие птицы почувствовали приближение весны. Синицы запели, как будто зазвенели в серебряные колокольчики. Весело зачирикали воробьи. В лесу начали стучать дятлы. С юга возвращаются перелетные птицы. Раньше других прилетают грачи. Следом за грачами возвращаются скворцы и жаворонки. Позже других прилетают ласточки и стрижи.
Весной из своих убежищ выходят сильно похудевшие медведи. Весной звери меняют шубу. У большинства зверей появляется потомство.
СЛАЙД 27 Физминутка
Капли звонко капали (прыжки)
Вы сосульки плакали ( Качаем головой)
Солнце светит ярко (руки вверх, тянемся)
Нам сосулькам жарко ( обмахиваемся)
С нас течет уже вода ( наклоны)
Мы растаем навсегда (Выпрямляемся)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Конечно же, мы с вами не успеем за один урок обсудить перемены в жизни всех зверей, но основные моменты знать нужно.
СЛАЙД 28, далее 29
Продолжите фразы! У вас будет минутка на обсуждение вариантов с вашим соседом, затем мы проверим.
Весной из теплых стран …….(возвращаются перелетные птицы)
Они строят …….(гнезда) и выводят……(птенцов)
После зимнего сна ………(пробуждаются звери)
У них появляется…….(потомство)
СЛАЙД 30
- Кто из вас может поставьте себе знак «плюс», если все выполнили верно? Кто допустили ошибки и может пока поставьте вопросительный знак?
- У кого не так? У кого задание вызвало затруднение? Где оно возникло? (Учащиеся называют свои ошибки.)
-У кого задание не вызвало затруднений.
- Преимущественно с чем связано оживление в мире зверей и птиц, возвращение некоторых птиц из дальних стран? (с потеплением, появлением пищи)
8. Включение в систему знаний и повторение
СЛАЙД 31
– А задумались ли вы о том, как мы должны относиться к птицам, зверям и насекомым?
– Что может сделать человек для них и чего он не должен делать?
– Я буду читать вам лозунги, если это нужно делать для животных, вы хлопаете, соглашаясь, а если нет, то топаете, протестуя.
1. Вывешивать скворечники.
2. Стрелять из рогатки по птицам и зверям.
3. Помогать больной или раненой птице.
4. Разорять птичьи гнезда и жилища зверей.
5. Ловить сачком насекомых, трогать их руками.
6. Уносить домой детенышей животных.
7. Подходить близко к гнездам птиц.
8. Изучать птиц, зверей и насекомых.
9. Рефлексия учебной деятельности.
СЛАЙД 32
- Какую цель вы ставили перед собой? (Узнать, какие изменения происходят в жизни птиц и зверей весной)
-Достигли ли вы цели? Докажите. (Открыли новое знание, правильно выполнили С.р. и т.д.)
- В чем возникали затруднения на уроке?
- Над чем еще вам надо будет поработать? (Повторить изученный материал по учебнику, почитать интересное в энциклопедии...)
- А где вы сможете это сделать? (дома)
Домашнее задание: с. 87-90, РТ с. 48
- Можно ли сказать, что сегодня вы были настоящими учениками? (Да.)
- Докажите. (Мы сами открывали новое знание, сами поняли, что не знаем и сами открыли новое знание)
- Оцените свою работу на уроке.
- Закончить наш урок я хотела бы стихотворением:
СЛАЙД 33
Чтоб могли леса цвести
И сады, и реки,
Все живое береги
Ты на этом свете.
Ты природу полюби,
Каждую травинку!
С птицами дружи,
Береги былинку.
Не носи домой ежа,
Бабочку не трогай,
Люди, помните всегда:
Их не так уж много!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка открытого урока окружающего мира по программе "Перспектива" для 1 класса.
Урок был дан в период апробации учебников УМК "Перспектива" в 2009-2010уч. году...
Открытый урок окружающего мира "Зима в мире растений" 2 класс.
Материал урока окружающего мира "Зима в мире растений" для 2 класса по программе Перспектива....
Урок окружающего мира по теме: Мир растений.3 класс.УМК " Перспектива".
Материал содержит конспект урока и презентацию....
Разработка урока окружающего мира по теме "Свет знания" 3 класс УМК "Перспектива"
Данный урок является первым по окружающему миру в 3 классе в рамках УМК "Перспектива". Он очень хорошо подходит для проведения 1 сентября в День знаний, поскольку его тема и основная цель заинте...
Технологическая карта урока окружающего мира "Про хлеб и кашу" . 1 класс. Программа "Перспектива".
В технологической карте подробно описаны УУД, этапы урока, дидактический материал, использование СМАРТ голосования....
Конспект урока окружающего мира "Трава у нашего дома" 2 класс УМК "Перспектива"
План-конспект урока окружающего мира (2 класс)Тема: Трава у нашего домаЦель: расширение знаний о наиболее встречающихся травянистых растенияхПланируемые результаты:Предметные:-уметь распозновать травя...
урок окружающего мира "Деревья и кустарники осенью" 2 класс УМК Перспектива
Планируемые результаты-сравнивать осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников осенью- определять деревья и кустарники по листьям и плодам,-описывать внешний вид хвойных деревьев осенью -Расска...