урок окружающего мира "Деревья и кустарники осенью" 2 класс УМК Перспектива
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Наталья Михайловна Зимина

Планируемые результаты

-сравнивать осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников осенью

- определять деревья и кустарники по листьям и плодам,

-описывать внешний вид хвойных деревьев осенью

 -Рассказывать об изменениях, происходящих осенью в жизни лиственных деревьев и кустарников.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimina_n.m._otkrytyy_urok_okr._mir._2_klass_a.docx29.68 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО:  Зимина Наталья Михайловна

Предмет:  Окружающий мир

Класс: 2 класс

Учебная тема: Деревья и кустарники осенью (УМК «Перспектива»)

Технологическая карта изучения темы «Деревья и кустарники осенью»

Тип урока

Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)

Дидактическая цель

Цели:

• Сформировать представления об осенних изменениях в жизни растительного мира (деревьев и кустарников).

• Научить:

— устанавливать причину осенних изменений в растительном мире;

— распознавать растения с помощью атласа-определителя;

Планируемые результаты

Личностные умения:

— проявлять интерес к изучению темы, воспринимать и описывать красоту звуков и красок осени;

— проявлять бережное отношение к природе.

Метапредметные:

Познавательные умения:

— определять причину природных осенних явлений: изменение окраски листьев и листопад и обосновывать своё мнение;

— сравнивать состояние лиственных и хвойных растений осенью, обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное действие в соответствии с планом;

— распределять обязанности для выполнения учебного задания в группе;

— выполнять взаимопроверку учебного задания;

— выполнять самопроверку учебного задания;

— контролировать своё поведение во время игры со сверстниками, соблюдая определённые правила игры.

Коммуникативные умения:

— формулировать собственное мнение; использовать речь для регуляции своего действия.

— строить понятные для партнёра высказывания;

— учитывать разные мнения в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

-сравнивать осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников осенью

- определять деревья и кустарники по листьям и плодам,

-описывать внешний вид хвойных деревьев осенью

 -Рассказывать об изменениях, происходящих осенью в жизни лиственных деревьев и кустарников.  

Основные понятия

Лиственные и хвойные растения. Листопад

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

- Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник для 2-ого класса. Часть 1, стр. 78-81.

- Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь № 1 для 2-ого класса, стр. 48-49.

- презентация к уроку «Деревья и кустарники осеню»

- гербарий с образцами изучаемых растений.

- инструкционные карты, рабочие листы для работы в группах.

- интерактивная доска

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Этапы урока

Деятельность  учителя

Деятельность  учащихся

Приёмы

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Формируемые УУД

I.  Орг.момент. Мотивация

(самоопределение)

к учебной деятельности    2мин

-  Цель:

1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке путём обращения к внутреннему состоянию каждого;

2) определить содержательные рамки урока

3) определить содержательные рамки урока

Звучит песня «Наш край»

 (1-ый куплет)

Вступают в диалог с учителем при обсуждении песни, стихотворения Пушкина «Унылая пора»

Песня «Наш край» Д. Кабалевский,

Стихотворение

Памятник Пушкину

Чтение отрывка стих. Пушкина А.С. «Унылая пора» слайд 1

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

Осень – любимое время года А.С.Пушкина

Что привлекало Пушкина в этом времени года?

Слайд 2- тема урока

План урока

  1. Различие между деревьями, кустарниками, травой.
  2. Виды деревьев и кустарников.
  3. Изменение цвета листвы, плоды.
  4. Что такое листопад.

– самоопределение (Л);

– целеполагание (П);

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К).

II. Проверка Д/з. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:     (12 мин)

1) актуализировать умение различать хвойные и лиственные деревья и кустарники ;

2) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

3) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

4) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

5) организовать анализ полученных ответов

Организует  актуализацию умений различать растения по видам

Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.

Организует фиксирование индивидуального затруднения.

Фронтальная работа с интерактивной доской.

Определяют в чём различие между травой,  кустарниками и деревьями; определение названий растений по листьям.

Сравнивают осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников осенью

-описывать внешний вид хвойных деревьев осенью

Проверка Д/з

Опрос Д/з

«Угадай растение» Интерактивная доска

Сравнение

Вспомните, ребята, чем отличаются друг от друга трава, кустарники и деревья, какие лиственные деревья и кустарники вы видели в природе?

(учебный диск 1 слайд)

О какой траве мы говорили на прошлом уроке?  

Индивидуальная работа по карточкам

Слайд 3-14. Определите название растений по листьям и веточкам. Как изменились растения осенью?

Какие из них в осеннем наряде вам показались самыми красивыми?

Сравните окраску листьев разных растений.

Слайд 15-16.

Изменился ли внешний вид сосны и ели? Почему? Разные версии приводят дети – возникло затруднение

Почему у лиственных растений осенью листья меняют цвет и опадают, а у хвойных нет?

Дети предлагают разные варианты ответов?

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, (П);

– выполнение пробного учебного действия (Р);

– фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

– учет разных мнений (К);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К).

III. Проблемное объяснение нового знания (10 мин)

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока.

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

Организует  работу в группах и парах.

Организует сопоставление версий решения проблемы с учебником.

Организует устранение затруднения.

Организует уточнение темы урока.

Под руководством учителя

высказывают свои версии решения проблемы; выбирают,  кто будет отвечать.

- определяют деревья и кустарники по листьям и плодам,

Рассказывают об изменениях, происходящих осенью в жизни лиственных деревьев и кустарников.  

Работа в группах и парах

ФИЗМИН

1.Работа в группах по учебнику. Дети работают с текстом.

(посмотреть энциклопедии)

1 группа  ПОЧЕМУ ЖЕЛТЕЮТ ЛИСТЬЯ

2группа  ЗАЧЕМ ДЕРЕВЬЯ СБРАСЫВАЮТ ЛИСТЬЯ?

- Провести исследование (снег на ветках и листьях)

3 группа Почему хвойные деревья не сбрасывают листву, а остаются

зелеными круглый год? (они накапливают влагу за лето и экономят зимой)

Слайд 17 .Учитель читает текст «Послушай листопад»

 Значит главный признак осени это листопад.

– познавательная инициатива (Р);

– поиск необходимой информации (П);

– построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

– осознание ответственности за общее дело (Л);

– учет разных мнений, координирование разных позиций (К);

– достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

–разрешение конфликтов (К).

IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (2ми)

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Выполняют задание, проговаривая новые понятия, запоминают новое о деревьях и кустарниках.

Вы видите растения, которые часто встречаются. Определите название растений по листьям.

(показать гербарий)

Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме (Коммуникативные УУД).

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (15 мин)

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

Организует самопроверку по эталону.

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Выполняют задание самостоятельно в парах в ТПО № 1 задание 1-2 с.49.

Выполняют самопроверку по эталону. Фиксируют «+», «–».

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину  исправляют ошибки.

Работа в тетрадях

Проверка по эталону

 1. «Узнай деревья и кустарники листьям». Если сомневаешься,  посмотри учебник. Впиши номера в кружочки.

 Стр.48 тетради

2. Знаешь ли ты хвойные растения. Вырежи из приложения и наклей рисунки. Стр.49.

Найди среди рисунков кустарник и подчеркни.

Найди дерево, хвоинки которого осенью желтеют и опадают. Закрасьте кружок жёлтым цветом.                                  

4. - У кого всё правильно? Поставьте зеленой ручкой крестик.

    - У кого есть ошибки? Поставьте знак вопроса

    - В каком месте ошибки?

    - В чём причина?

    - Исправьте ошибки.

– выполнение действий по алгоритму (П);

– контроль (Р);

– коррекция (Р);

– оценка (Р);

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

VIII. Включение в систему знаний и повторение (5 мин)

Цели:

- организовать повторение умений различать деревья и кустарники по плодам.

Организует повторение умений находить сходства и различия данных растений.

Организует  работу в парах.

Выполняют практическая работа в парах с атласом-определителем

Работа в парах Проверка по учебнику

1. Слайд 18-19. Какие ещё изменения осенью у растений? (созревают плоды)

Работаем с атласом-определителем: определи деревья и кустарники по плодам. стр.учебника 81.

РЕЗЕРВ

Прочитать сказку «Разговор в лесу» из книги «Великан на поляне»

Сформулировать правила поведения в лесу (экологической этики)

– понимание текстов, извлечение          необходимой информации (П);

– контроль, коррекция, оценка (Р);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К).

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (4мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Отвечают на вопросы

Учебный диск «Проверочная работа»

1. - Какую цель ставили? Достигли цели?

   - Если вы все поняли приклейте по 3 листочку к дереву, если у вас остались вопросы, один лист приклейте на землю

– рефлексия способов и условий действия (П);

– самооценка на основе критерия успешности (Л);

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира " Мир животных" 3 класс УМК " Перспектива"

Урок соответствует ФГОС общего образования. Используются ИКТ- технологии....

Конспект урока окружающего мира. Тема: "Грибы" 2 класс. (УМК Перспектива)

Тема: «Грибы»  Цели деятельности учителя: формировать представление о грибах как особом царстве живой природе, их строении и многообразии; развивать умение устанавливать связи между о...

Конспект урока окружающего мира "Семейный бюджет " 3 класс УМК "Перспектива"

План-конспект урока окружающего мира (3 класс)Тема: Семейный бюджет...

Конспект урока окружающего мира "Мудрость старости " 3 класс УМК "Перспектива"

План-конспект урока окружающего мира(3 класс)Тема:Мудрость старости...

Конспект урока окружающего мира. Тема: "Грибы" 2 класс. (УМК Перспектива)

Тема: «Грибы» Цели деятельности учителя: формировать представление о грибах как особом царстве живой природе, их строении и многообразии; развивать умение устанавливать связи меж...

Урок окружающего мира "Кладовые Земли" 3 класс УМК "Перспектива"

Цель урока: познакомить с многообразием полезных ископаемых, раскрыть их роль в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.Задачи урока:Стимулировать:— интере...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 3 В КЛАССЕ ПРОГРАММА « ПЕРСПЕКТИВА» "Чудо под ногами"

Урок окружающего мира в 3 классе на тему "Почва, Ее свойства". Урок построен с соответствии с ФГОС НОО....