Открытый урок окружающего мира "Зима в мире растений" 2 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Материал урока окружающего мира "Зима в мире растений" для 2 класса по программе Перспектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Зима в мире растений
Цель: закрепить знания о зимних погодных явлениях и состоянии природы зимой, полученные на предыдущих уроках и экскурсии.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять породы деревьев зимой по силуэтам и плодам, использовать различные справочные издания, детскую литературу, Интернет для поиска информации, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, атлас-определитель «От земли до неба», фотографии растений и их плодов (береза, осина, дуб, липа, клен, ясень, вяз, рябина, ель, сосна, можжевельник, кедровая сосна, пихта, копытень, земляника, заячья капуста, брусника, клюква, черника).
Примечание: заранее подготовленные ученики читают стихи о зимней природе.
Ход урока
- Организационный момент
- Актуализация знаний
- Проверка домашнего задания
- Фронтальный опрос
— Что изменилось в природе с наступлением зимы?
- Какие явления в неживой природе можно наблюдать зимой?
III. Самоопределение к деятельности
-Как изменились по сравнению с осенью лиственные деревья и кустарники?
-Как выглядят зимой хвойные растения?
-видели ли вы растения, которые зимуют под снегом зелеными?
— Догадались ли вы, чему будет посвящен наш урок? (Ответы учеников.)
Сегодня на уроке будем говорить о том, как зимуют растения.
-Давайте вспомним, какие группы растений мы знаем? Какие растут в нашей местности?
IV. Работа по теме урока
1. Беседа
- А как выглядит лес зимой? {Заснеженный лес спит спокойно,безмятежно.)
- Какое настроение вызывают изображения заснеженного
леса? (Ответы учеников.)
Действительно, как в сказке, как во сне: тихо, спокойно. Русские поэты очень любили воспевать такие картины природы.
(Заранее подготовленные ученики читают стихотворения русских поэтов о красоте зимней природы.)
2. Сообщения учащихся
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, —
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован.
Легкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Ф. Тютчев
— Какие слова используют поэты, рисуя сказочность леса
после снегопада? (Околдован, заколдован, сказка сна, волшебный, окован, дремлет, очарован и т. д.)
Видите, даже слова подобраны поэтами «сказочные».
3. Беседа
— Что помогает дереву выжить в холодную зиму? (Ответы учеников.)
Лиственные деревья зимой. Деревья, собрав за лето силы, к зиме перестают питаться, расти, погружаются в глубокий сон.
Много выделяют тепла листья — долой на зиму листья! Деревья сбрасывают их с себя, отказываются от них, чтобы сохранить в себе необходимое для жизни тепло. А сброшенные с ветвей, гниющие на земле листья дают тепло и предохраняют корни деревьев от промерзания.
Мало того, на каждом дереве есть панцирь, защищающий растения от мороза.
Это кора. Кора не пропускает ни воды, ни воздуха. Воздух застаивается в ее порах и не дает источаться теплу из живого тела дерева. Чем старше дерево, тем толще у него кора. Вот почему старые, толстые деревья лучше переносят холод, чем молоденькие деревца с тонкой корой на стволиках и ветках.
Но самая лучшая защита от морозов — пушистое снежное покрывало. В многоснежные зимы снег, как пуховое одеяло, накрывает лес, и уж тогда лесу не страшна никакая стужа.
-Без листьев все деревья и кустарники кажутся похожими.
По каким признакам можно различить деревья? (По коре,
по сохранившимся листьям, по плодам.)
- Как можно отличить по цвету коры ствола березу от осины?
(У березы ствол белый, у осины зеленоватый.) - Как еще можно узнать деревья? (По плодам.)
- Плоды какого дерева лежат у вас на столе?( рябина)
В плодах рябины не только красота, но и большая польза, хотя они и с горьким привкусом. Да ведь знающие люди и не едят их в эту пору. Дожидаются, когда ударят первые морозы. Тогда и собирают ягоды. Холод отбивает у них горечь, а все полезные вещества сохраняются.
Особенно много в рябине витамина С — как в лимоне и черной смородине. По количеству каротина может поспорить с морковью. А еще плоды рябины богаты сахарами, витамином А, яблочной кислотой и дубильными веществами.
Хвойные деревья зимой. Зимой в заснеженном лесу зеленые, в белых шапочках и белых шарфиках елочки и сосны — первые красавицы.
-А вы знаете почему хвойные деревья зеленые весь год?
- Если лиственное дерево останется зимой с зелеными листьями, то погибнет от недостатка влаги, так как листья испаряют воду. Хвойные деревья хорошо переносят засуху. Хвоинки имеют множество приспособлений для сохранения влаги: толстую кожицу, восковой налет.)
- А еще почему остаются зелеными хвойные деревья? (Это происходит потому, что смола мешает промораживанию стволов, в них сохраняются соки.)
- У вас на столах ветки хвойных деревьев. Давайте их понюхаем?
- . Вам нравится запах елочки? Чем она пахнет? (Новогодним праздником.)
- Какое настроение создает этот запах?
- Вы слышали когда- нибудь о фитонцидах?
Все растения выделяют особые вещества — фитонциды, которые губительно действуют на болезнетворные микробы. Для микробов это смертельные яды, а для человека они полезны. Чемпионы по выделению фитонцидов - хвойные деревья. Воздухом хвойных лесов полезно дышать всем людям, но особенно людям с заболеваниями дыхательных путей.
Физкультминутка
Дом построен у сугроба.
А какой вышины?
Вот такой вышины.
Белый коврик у порога.
А какой ширины?
Вот такой ширины.
Погляди-ка, потолки ледяные,
Высоки-превысоки, кружевные.
Мы по лестнице шагаем,
Выше ноги, топ-топ.
Двери комнат отворяем,
Справа — хлоп, слева — хлоп.
4. Работа по учебнику
С. 22
— Прочитаем текст о можжевельнике.
-Как можно использовать можжевельник в домашнем хозяйстве?
— На ваших партах ветки ели и сосны. Какие иголки у сосны, у ели?
{Сосна — длинные хвоинки расположены по две в пучке, ель — короткие колючие хвоинки расположены спиралью вокруг ветки.
— Как еще можно различить хвойные деревья? (По шишкам.)
(Учитель показывает шишки на слайде, учащиеся определяют, каким деревьям они принадлежат.)
— Выполните задание в рубрике «Откроем атлас-определитель» на с. 23 учебника.
— Как зимуют травы? (Ответы учеников.)
Некоторые из трав словно прячутся на зиму в землю. У них в зимнее время сохраняются живыми только подземные органы — корни, а вся надземная часть отмирает. Другие травы сохраняют зимой зеленые листья. Это копытень, земляника, заячья капуста.
Под снегом зимуют и маленькие кустарнички — брусника, клюква и черника. Черника теряет осенью свою листву и зимует в виде голых кустиков, у нее остаются только зеленоватые тонкие прутики. Брусника и клюква, наоборот, остаются всегда зелеными, сохраняют листья на зиму. Их внешний вид мало меняется на протяжении всего года.
— Откройте учебники на с. 21. С помощью атласа-определителя узнайте на рисунке растения, которые зимуют под снегом.
VI. Рефлексия
Игра «Узнай дерево»
(Учитель приносит на урок ветки хвойных растений, плоды лиственных деревьев.) Работа с гербарием.
— Узнайте хвойное дерево. Узнайте лиственное дерево.
VII. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради Задание 1 (с. 12)
(Выполняется с последующей взаимопроверкой.) Задание 2 (с. 12)
(Выполняется с последующей взаимопроверкой.) Задание 3 (с. 13)
— Прочитайте, выполните задание.
- Как растения, о которых вы узнали на уроке, зимой кормят животных?
(птицы семена, рябину)
VIII. Подведение итогов урока
-По каким признакам можно различить деревья зимой?
Прочитаем выводы учебника.
Домашнее задание
- Прочитать текст в учебнике (с. 20—23), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 23).
- Выполнить задание 4 (с. 13) в рабочей тетради (задание необходимо приготовить как вопрос-загадку для своего соседа по парте).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/12/06/picture-5849.jpg)
Открытый урок окружающего мира в 3 классе (Плешаков А.А.) Очень подозрительный тип.
Познакомить детей с опасностями, которые подстерегают их при общении с незнакомыми людьми, закрепить знания по разделу «Здоровье и безопасность»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/14/picture-296138-1379155614.jpg)
ОТКРЫТЫЙ УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 1 КЛАССЕ (УМК «Начальная школа XXI века») учитель начальных классов: Чальцева Марина Анатольевна Тема урока: Почему все в природе взаимосвязано?
Тема урока: Почему все в природе взаимосвязано?Тип урока: Урок - дискуссия.Цели урока в соответствии с ФГОС НОО: формирование у детей целостного взгляда на окружающий мир. Задачи:Углубление предс...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/25/picture-645876-1435253939.jpg)
Открытый урок окружающий мир Экологическая безопасность 3 класс
Урок познакомит детей с терминами «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр», «Эколог», поможет представить нашу планету общим домом и научит бережно к ней относиться, на...
Открытый урок по русскому языку в 3 классе. ТЕМА: « Имя прилагательное. Урок обобщения» ( с элементами окружающего мира о космосе)
Обобщение изученного материала по теме "Имя прилагательное"....
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/08/picture-156986-1525813198.jpg)
Открытый урок окружающего мира по теме "Звери и птицы весной" для 2 класса (УМК Перспектива) в рамках Мастер-класса ВЫСШИЙ КЛАСС СТОЛИЧНЫХ ШКОЛ ШКОЛА No2092 им. И.Н.КОЖЕДУБА г. МОСКВЫ
Урок разработан в рамках системно-деятельностной технологии...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/07/picture-1225220-1583580799.jpg)
Открытый урок окружающего мира 4 класс 2018 год Данный урок включён в раздел « Страницы истории России»-час 2. Тема урока: «Во времена Древней Руси»
Цели урока: - формировать у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян , их вероисповедания;- дать представление о крещении Руси;- развивать устную речь...
Конспект интегрированного открытого урока окружающего мира в 1 «Б» классе (УМК «Школа России», А. А. Плешаков «Окружающий мир»)
Урок окружающего мира в первом классе УМК «Школа России» «Как живет семья?», построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, является уроком &quo...