Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Перспектива" "Путешествие к Пушкину"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Перспектива" "Путешествие к Пушкину" с использованием виртуальной экскурсии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_k_pushkinu.docx | 28.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Степанова Маргарита 4 курс 2 группа
Конспект урока по окружающему миру
УМК «Перспектива»
3 класс 2 часть
Тема: «Путешествие к А.С. Пушкину»
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «неразрывная связь поколений» на примере рода А.С. Пушкина
Планируемые результаты:
Предметные:
- Смогут рассказать о неразрывной связи между разными поколениями, основанной не столько на кровном, сколько на духовном родстве, близости интересов.
- Характеризовать семейные предания и летописные сведения о родоначальниках Пушкиных по линии отца и матери.
- Сравнивать портреты предков и потомков А.С. Пушкина, находить в них общие родовые черты
Метапредметные:
Регулятивные:
- Планировать свое высказывание
- Соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом
Познавательные:
- Анализировать объекты окружающего мира, рисунки, схемы с выделением отличительных признаков
- Классифицировать объекты по возрасту
Коммуникативные:
- Формулировать ответы на вопросы
- Включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстникам, проблем и вопросов
- Высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока
Личностные:
- Делиться своими впечатлениями от восприятия изображения
Оборудование: учебник А.А. Плешакова, М.Ю.Новицкой «Окружающий мир» 3 класс 2 часть, 2013 год, А.А. Плешакова, М.Ю.Новицкой «Окружающий мир» 3 класс 2 часть, 2013 год, рабочая тетрадь презентация, карта Псковской области, аудиозаписи: Римский-Корсаков «Полет шмеля», «Я помню чудное мгновенье…», «К морю»,
Ход урока:
Речь и деятельность учителя | Речь и деятельность учащихся |
Организационный момент | |
- Проверьте готовность к уроку: учебники, рабочие тетради все на партах? | Учащиеся проверяют готовность к уроку. |
Актуализация знаний и постановка проблемы | |
- Прочитайте на слайде (слайд 1 «Как называется произведение?») стихотворные строки и назовите произведения. - А сейчас послушайте музыкальный отрывок и назовите произведение. (Римский- Корсаков «Полет шмеля»). - Что общего у прочитанных отрывков и прослушанной мелодии? - Сегодня мы будем говорить о великом русском поэте – А.С. Пушкине, о его предках и потомках. | Читают со слайда отрывки из сказок А.С. Пушкина. 1 отрывок «Сказка о золотом Петушке» 2 отрывок «Сказка о золотой рыбке Полет шмеля. «Сказка о царе Салтане…» Автор А.С. Пушкин. |
Усвоение новых знаний | |
- Прочитайте высказывание А.С. Пушкина (слайд 2 «Высказывание А.С. Пушкина»). Как вы его понимаете? - Александру Сергеевичу есть чем гордиться, ведь среди его предков были великие люди, заслужившие уважения многих людей. - У А.С. Пушкина есть стихотворение «Моя родословная». Оно наполнено подробным, бережным и полным любви и уважения рассказ о предках его славного рода. - Так что только на основании записей самого поэта можно составить родословное древо его семейства. Мы сейчас это и сделаем. А для начала вспомните, что такое родословное древо? - Давайте прочитаем определение на слайде. (слайд 4 «Родословное древо». - Сегодня наша работа с учебником будет напоминать труд архивных работников, собирающих по частицам из разных документов полные истории семей, людей, событий. - Сначала проследим предков А.С. Пушкина по линии отца. - О своих предках по отцу он пишет в 1830—31 гг.: «Мы ведем свой род от прусского выходца Ратмира или. Рачи (мужа честна, говорит летописец, т. е. знатного, благородного), въехавшего в Россию во время княжения св. Александра Ярославича Невского. - «А вот и слова самого А. С. Пушкина о родоначальнике, которого он называет Рачей (слайд 5 «Отрывок из стихотворения А.С, Пушкина «Моя родословная»») - Летописи позволяют проследить начало пушкинского рода от Гаврилы Алексича, тоже служившего Александру Невскому. - Давайте прочитаем, что говорится о предках Пушкина на страницах «Умного Совенка» (с.131) - Предки А. С. Пушкина упоминаются в описании царствований нескольких правителей России. А вот откуда пошла фамилия Пушкины»? - Правнук Гаврилы Алексича Григорий Александрович был прозван Пушкой. Почему Пушка? Точных сведений нет, но, скорее всего, он был военным и увлекался стрельбой из нового по тому времени оружия или у него характер был громогласный, взрывной. От его прозвища и произошла фамилия Пушкин. Отец Александра Сергеевича – Сергей Львович Пушкин был военным, дослужился до звания майора, а также он был и поэтом. Он писал стихи на французском языке. - Теперь проследим историю рода по линии матери – Надежды Осиповны Пушкиной (Ганнибал)). Давайте прочитаем информацию учебника. Найдем предков по линии матери на генеалогическом древе. - Что вы знаете о Петре Первом? - давайте обратим внимание на слайд (слайд 7 «Родители А.С. Пушкина») там можете увидеть портреты родителей Александра Сергеевича. - Как звали жену А.С. Пушкина? - У Александра Сергеевича и Надежды Осиповны было четверо детей. Откроем учебник на стр.85, рассмотрим их изображения и прочитаем, как их звали. - Ребята, рассмотрите в учебнике портреты предков и потомков А. С. Пушкина. Постарайтесь увидеть в их лицах общие родовые черты». Дети рассматривают изображения, решают, кто из потомков наиболее похож на поэта, похож ли сам А. С. Пушкин на своего прадеда или на мать. - Сейчас откроем рабочие тетради на стр. 56 и выполни задание 2, которое позволит нам соотнести не только изображение детей А.С. Пушкина, но и их возраст. - Кто прожил дольше? - Сейчас мы с вами отправимся в родовое имение Михайловское. Главными достопримечательностями Михайловского являются — дом поэта с музейной экспозицией, представляющей предполагаемые интерьеры времен Пушкина; домик няни Пушкина — Арины Родионовны, фруктовый сад и парк с декоративными прудами, мостиками и аллеями, наиболее известной из которых является аллея А. П. Керн. Все это мы с вами можем увидеть, просмотрев видео. http://pushkin.ellink.ru/2.asp А сейчас мы так же посмотрим видеофрагмент, который покажет нам достопримечательности Святогорского монастыря. Вот мы с вами заочно и побывали в местах, где жил и работал А.С. Пушкин. - Александр Сергеевич много путешествовал. - Среди многих памятных мест России, связанных с жизнью и творчеством А.С. Пушкина, особенно примечательно Болдино. Это родовое имение Пушкиных в Нижегородской губернии поэт посетил три раза: в 1830, 1833 и 1834 годах. В общей сложности Пушкин провел в Болдино не более пяти месяцев - Часто он бывал в Санкт-Петербурге. На Мойке, 12 находится музей-квартира А.С. Пушкина. Мемориальный Музей-квартира А. С. Пушкина на набережной Мойки, 12 посвящен последнему периоду жизни и творчества А. С. Пушкина. Музей располагается в старинном особняке, который в XIX веке принадлежал нескольким поколениям князей Волконских. В сентябре 1836 года Пушкин и его семья поселились в нижнем этаже этого дома в наемной квартире, состоящей из одиннадцати комнат. Здесь 29 января (10 февраля по новому стилю) 1837 года Пушкин скончался. -Давайте прослушаем информацию о потомках А.С. Пушкина. | - Нужно помнить о том, что совершали наши предки, быть им благодарными, потому что они многое делали для нас, их потомков. Они воспитали нас, дают то, что мы сейчас имеем. - Схема семейного рода и родственных связей. Читают определение со слайда. Родословное древо – это условная схема семейного рода и родственных связей в символическом виде дерева. - Читают информацию со «Страниц Умного Совенка» -Читают на стр. 85 информацию о предках по материнской линии. Царь, основатель Санкт-Петербурга. - Надежда Осиповна Пушкина (Ганнибал) - Мария Александровна Пушкина, Александр Александрович, Григорий Александрович, Наталья Александровна. Выполняют задание в рабочей тетради. - Мария Александровна Пушкина. |
Подведение итогов | |
- Ребята, как вы думаете, почему все, кто знает и любит творчество Пушкина, могут считать себя его духовными потомками? Давайте прочитаем вывод, который обозначен в учебнике. -Закончить урок хотелось бы стихотворением А.С. Пушкина. Ещё дуют холодные ветры | - Потому что они разделяют мнение и взгляды поэта. Читают вывод из учебника. |
Домашнее задание | |
-Прочитать текст на с.84-87 учебника. Выполнить задания 1-3 (с.56-57) в рабочей тетради. | Учащиеся записывают задание в дневник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру по теме "Путешествие в дальние страны", 2 класс
Конспект урока по окружающему миру по теме "Путешествие в дальние страны", 2 класс...
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Путешествие в Грецию" (УМК "Перспектива") 3 класс
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Путешествие в Грецию" (УМК "Перспектива") 3 класс...
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Путешествие по материкам»
Учебный предмет: окружающий мирКласс: 2Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами предмета "Окружающий мир".Задачи урока:На основе работы с текс...
Конспект урока по окружающему миру УМК «Перспектива» 3 класс 2 часть Тема: «Путешествие к А.С. Пушкину».
Конспект урока по окружающему миру УМК "Перспектива"3 класс Тема "Путешествие к Пушкину"...
Конспект урока по окружающему миру "Проект.Музей путешествий" УМК "Школа России" 3 класс
Цели деятельности учителя: ознакомление c некоторыми городами Нашей Родины.Планируемые результаты:Предметные:знать города России и различные страны;уметь показывать города России и различные страны на...
Конспект урока по окружающему миру "Проект. Музей путешествий" (Школа России, 3 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление c некоторыми городами Нашей Родины. Планируемые результаты:Предметные: знать города России и различные страны; уметь показывать города России и различные...
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Путешествие в космос".
Цели урока:1.Дать ученикам представление о том, что такое «космос»; познакомить детей с биографией первого космонавта – Ю. Гагарина; познакомить с устройством космического кора...