Конспект урока по окружающему миру УМК «Перспектива» 3 класс 2 часть Тема: «Путешествие к А.С. Пушкину».
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Пантелеева Ирина Ильинична

Конспект урока по окружающему миру УМК "Перспектива"3 класс Тема  "Путешествие к Пушкину"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_k_pushkinu.docx47.25 КБ
Файл okruzh.mir_.pptx1.96 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру

УМК «Перспектива»

3 класс 2 часть

        Тема: «Путешествие к А.С. Пушкину»

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «неразрывная связь поколений» на примере рода А.С. Пушкина

Предметные результаты:

  • иметь  общее представление об истории рода А.С.Пушкина;
  • знать одно-два стихотворения или отрывок из сказок А.С.Пушкина;
  • выразительно читать выбранные стихотворения;
  • характеризовать семейные предания и летописные сведения о родоначальниках рода Пушкиных по линии отца и матери.

Метапредметные результаты:

  • творчески иллюстрировать стихотворения и сказки А.С.Пушкина;
  • сравнивать портреты предков и потомков А.С.Пушкина, находить в них общие родовые черты;
  • выбирать из семейного наследия документ, реликвию, семейное устное предание, в которых хранится память о  добром деле, совершенном родным человеком;
  • оформлять данный документ, реликвию для дальнейшего сохранения и передачи следующему поколению в семье;
  • рассказывать о том, как продолжаются добрые дела в семье;

Личностные результаты:

  • проявлять интерес к изучению связей между предками и потомками в своей семье;
  • оценивать связь между разными поколениями, основанную не только на кровном родстве, но и на духовном родстве.

Оборудование: учебник А.А. Плешакова, М.Ю.Новицкой «Окружающий мир» 3 класс 2 часть, 2013 год, А.А. Плешакова, М.Ю.Новицкой «Окружающий мир» 3 класс 2 часть, 2013 год, рабочая тетрадь презентация,

Ход урока:

Этапы урока; задачи деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности

Школьный прозвенел звонок –

Нам, дружок, пора учиться.

Окружающий нас мир

Интересно познавать?

Его тайны и загадки

Вы готовы разгадать?

Постарайтесь всё понять,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать,

Только лишь оценку «пять»!

Учащиеся проверяют готовность к уроку.

Личностные: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

Проверка домашнего задания.

-На прошлом уроке мы с вами изучали тему: «Мудрость старости».

1.Скажите, пожалуйста, с каким временем года у вас ассоциируется старость? Почему? (Зима)

2. Как молодым следует относиться к старым людям?

3. Какие пословицы из текста «Мудрый учится у мудрого» вас заинтересовали больше всего?

4. А теперь возьмите листочки  и запишите под каждой ступенькой названия человеческого века.

Работа на листочках

Коммуникативные (монологические высказывания, взаимодействие)

Регулятивные (оценка и взаимооценка)

Самоопределение деятельности.

-А теперь мы переходим к новой теме. Послушайте отрывки,  назовите произведение, автора.

1 ученик:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

2 ученик:

 Старичок отправился к морю;

(Почернело синее море.)

Стал он кликать золотую рыбку.

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

Ей с поклоном старик отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка!

Опять моя старуха бунтует:

Уж не хочет быть она дворянкой,

Хочет быть вольною царицей».

3 ученик:

Бедный поп

Подставил лоб:

С первого щелка

Прыгнул поп до потолка;

Со второго щелка

Лишился поп языка;

А с третьего щелка

Вышибло ум у старика.

А Балда приговаривал с укоризной:

«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»

           4 ученик:

 Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, –

Говорит одна девица, –

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир».

«Кабы я была царица, –

Говорит ее сестрица, –

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна».

«Кабы я была царица, –

Третья молвила сестрица, –

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря».

- Кто автор этих сказок? (А. С. Пушкин)

- Сегодня мы будем говорить о великом русском поэте А. С. Пушкине, вспоминать его творчество о его предках и потомках. (Слайд №3)

.- Какое время года больше всего любил Пушкин?

-Все знают, что А.С.Пушкин очень любил осень и многие свои стихотворения он посвятил именно осени. Поэтому на нашей доске осенние листочки. На некоторых из них стоят цифры, на обратной стороне задания, которые вам нужно выполнить.

Подготовленные дети читают наизусть отрывки из произведений А.С.Пушкина

(«Унылая пора! Очей очарованье!»)

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

 «Сказка о попе и о работнике его Балде»)

(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

Слайд №3

Познавательные (информационные: извлечение информации)

Личностные (мотивация к новому учебному материалу)

Регулятивные (принятие цели и постановка задач урока)

Открытие новых знаний

Физкультминутка

(Музыкальная)

Итак, 1 листочек.

Познакомьтесь с биографией А.С Пушкина, посмотрите видеофильм. (Великий гений А.С.Пушкин).

-Итак, вы посмотрели фильм.

-В каком году родился Пушкин?

-В какой семье?

-Где учился?

-Сколько продолжался учебный год?

-Каким он был ребенком?

-Как звали няню Пушкина?

-Откуда взялся этот талант?

-Ответить на этот вопрос нам поможет родословное дерево семьи Пушкина.

 

2 листочек

- Познакомьтесь с родословной А.С.Пушкина.

      - О чем может рассказать родословное древо? ( Родословное древо рассказывает историю семьи, рода за несколько десятилетий и даже столетий.

- Какие существуют способы составления родственных связей? ( «Восхождение к предкам», «Нисхождение к потомкам»)

- Мы сегодня пойдем от предков и дойдем до потомков.

Слайд №4

-Прочитайте высказывание А.С.Пушкина. Как вы его понимаете?

«Гордиться  славою своих предков

Не только можно, но и должно;

Не уважать оной

Есть постыдное малодушие»

Александр Сергеевич Пушкин с гордостью относился к своей родословной, как по линии отца, так и по линии матери. Среди его предков были великие люди, заслужившие уважения многих людей,

  2.Работа по учебнику.

- Откройте учебники на странице 84. Прочитайте первый абзац.

Слайд №5

- Назовите двух родоначальников пушкинского рода по отцовской линии: воин Ратмир и Гаврила Алексич. (Слайд №5)

Род А.С. Пушкина восходит к легендарному воину Радше. Ученые до сих пор спорят, как звучало его полное имя – Ратмир, Ратибор, Ратислав или Вратислав. Но летописи указывают именно на него- родоначальника по линии отца. Гаврила Алексич – второй родоначальник по отцовской линии. Оба они служили у Александра Невского.

- Кто такой Александр Невский?( Ответы детей)

- О Гавриле Алексиче рассказано так: витязь на коне вскочил на палубу шведского судна, но был сброшен. Выскочив из воды, он вновь налетел на неприятеля, врезался в середину полка и поразил воеводу шведов. В этом сражении Гаврила Алексич уцелел. А погиб он в 1241 году.

- А теперь прочитаем 2 абзац.

-А вот откуда пошла фамилия Пушкины»? Нам расскажет  5 ученик. Слайд №6.

- Правнук Гаврилы Алексича Григорий Александрович был прозван Пушкой.  Почему Пушка? Точных сведений нет, но, скорее всего, он был военным  и увлекался стрельбой из нового по тому времени оружия или у него характер был громогласный, взрывной.  От его прозвища и произошла фамилия Пушкин. Отец Александра Сергеевича – Сергей Львович Пушкин был  военным, дослужился до звания майора, а также он был и поэтом. Он писал стихи на французском языке.  

- Теперь читаем 3 абзац. Слайд №7

-Кто начинает историю рода поэта по материнской линии?

- Абрам Петрович Ганнибал

-Об этом удивительном человеке расскажет 6 ученик. 

Предком поэта по матери был Абрам Петрович Ганнибал. Восьмилетнего мальчика – принца одного африканского племени – похитили из Африки и в качестве заложника привезли в Константинополь. Российский  посол  выкупил ребенка и послал в подарок Петру Великому. Царь крестил его, назвал Абрамом, дал отчество по своему имени. Еще мальчиком Абрам, находясь при царе, принимал участие во многих сражениях. Когда ему исполнилось 18 лет, царь Петр отправил крестника во Францию учиться военному искусству.

-Мы добрались до родителей А.С.Пушкина (рассказ учителя) (Слайд  №8)

Отец Пушкина- Сергей Львович- был человек гуманитарного склада ума и интересов. В доме была богатая библиотека, где отец семейства проводил много времени за чтением книг. В доме Пушкиных бывали известные писатели и поэты. будущую гордость России окружала атмосфера весьма благоприятная для развития таланта.

Надежда Осиповна, мать А.С. Пушкина Она вела хозяйство, воспитывала детей. Благодаря матери, будущий поэт в совершенстве знал французский язык уже в детстве, за что в Лицее, среди прочих, имел прозвище Француз.

Слайд №9,10

-Абрам Петрович Ганнибал –генерал, за верную службу, получил в награду от Императора земли в Псковской губернии, там в родовом имении Михайловском жил и творил А.С.Пушкин. Главными достопримечательностями Михайловского являются — дом поэта с музейной экспозицией, представляющей предполагаемые интерьеры времен Пушкина; домик няни Пушкина — Арины Родионовны, фруктовый сад и парк с декоративными прудами, мостиками и аллеями/ Здесь же находится Святогорский монастырь. У обители этого монастыря на вершине Синичьего холма нашел покой первый поэт России. (Слайды № 9,10)

-Слайд №11

- Ниже следует чета А.С Пушкин и его жена Наталья Гончарова (рассказ учителя) (Слайд №11)

Жена Пушкина Наталья Гончарова отличалась необычайной красотой . Пушкину  сразу же был очарован ее красотой. Всем известна драматическая история о любовном треугольнике между Пушкиным, его женой и очаровательным французом Дантесом. Дантес влюбляется в жену поэта и начинает открыто за ней ухаживать. Изнемогая от ревности, Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, где его смертельно ранили в правую часть живота. Рана была не опасной, но из-за низкого развития медицины в то время врачам не удалось его спасти.

- У четы Пушкиных было четверо детей. (Слайд №11)

1. 7 ученик:

Старшая дочь Мария Александровна получила домашнее образование, была фрейлиной императрицы Марии Александровны, супруги Александра 2. В 1860 году вышла замуж за Леонида Николаевича Гартунга, генерар-майора, управляющего императорскими конными заводами в Туле и Москве. Памятным событием в ее жизни осталась встреча с Львом Николаевичем Толстым. Ее внешний облик так поразил писателя, что ее черты он запечатлел в образе Анны.

2. 8 ученик:

Старший сын Александр Александрович Пушкин – выпускник Петербургского Императорского Пажеского корпуса. Награжден  золотым Георгиевским оружием с надписью «За храбрость» и орденом Святого Владимира 4 степени с мечами и бантом. За 35 лет военной службы Александр Александрович стал кавалером многих русских и трех иностранных орденов. Избрал профессиональную карьеру военного.

3.9 ученик:

Младший сын Григорий Александрович Пушкин окончил Пажеский корпус. Вышел в отставку в чине подполковника, проживал с женой в Михайловском Псковской губернии. Вместе с женой он принимал участие в общественной жизни, устраивая благотворительные вечера, материально поддерживая и опекая бедных учеников гимназии.

.

4. 10ученик:

Младшая дочь Наталья Александровна Пушкина получила домашнее образование. Современники называли ее «прекрасной дочерью прекрасной матери». По своему характеру и отчасти внешне Наталья Александровна очень походила на Пушкина. Она была личность незаурядная и по-своему талантливая, чувствовалось, что она – дочь великого Пушкина.

5.Физминутка.

- У А.С.Пушкина и Н.Гончаровой было четверо детей, 19 внуков, 37 правнуков, 45 праправнуков. Многих из них уже нет на свете, а другие живут в самых разных странах мира.

-Перед вами родословное древо А.С.Пушкина в современном варианте. Но это не все древо, а лишь его часть.

(Слайд №14)

- Сегодня мы с вами изучали историю рода Пушкиных.

-Подумайте, а что  люди этого рода  передавали от поколения к поколению? Являлось ли старшее поколение примером для потомков?

-Можем ли мы утверждать, что род Пушкиных является примером «неразрывной связи поколений»? (Да)

- Прочитаем и сравним наш вывод с выводом авторов учебника, стр. 87.

Откуда мы, кто наши предки?

Такие случаи нередки.

Заставить нас забыть о них

Не должен злой народа гений -

Уйдя из памяти живых

Исчезнет много поколений.

Одной мы связаны судьбой,

Одной семьей, единой кровью,

Потомки станут нам с тобой

Надеждой, верой и любовью.

И дух наш, продолжая жить,

Во внуков, правнуков вольется,

И никогда не оборвется

Веков связующая нить. (Геннадий Иванович Кабаев)

 

Вот мы с вами заочно и побывали в местах, где жил и работал А.С. Пушкин.

- Нужно помнить о том, что совершали наши предки, быть им благодарными, потому что они многое делали для нас, их потомков. Александру Сергеевичу есть чем гордиться, ведь среди его предков были великие люди, заслужившие уважения многих людей,

как по линии отца, так и по линии матери.

- Схема семейного рода и родственных связей.

Читают определение со слайда. Родословное древо – это условная схема семейного рода и родственных связей в символическом виде дерева.

Александр Невский великий полководец и дипломат. За всю свою жизнь не проиграл ни одного сражения. Он смог защитить Русь отмногих врагов.

От правнука Гаврилы Алексича Григория Александровича, которого прозвали Пушкой.

-

Читают на стр. 85 информацию о предках по материнской линии.

Царь, основатель Санкт-Петербурга.

- Мария Александровна Пушкина.

Внешнее сходство, величие души, служение Отечеству.

Род Пушкиных является примером «неразрывной связи поколений»

Познавательные (информационные: выделение информации, поиск, фиксация, извлечение, представление информации)

Коммуникативные (общение, монологические высказывания, выводы)

Коммуникативные (общение, монологические высказывания, выводы)

Познавательные (информационные: выделение информации, поиск, фиксация, извлечение, представление информации)

Познавательные (информационные: выделение информации, поиск, фиксация, извлечение, представление информации)

Познавательные (информационные: выделение информации, поиск, фиксация, извлечение, представление информации)

Познавательные (информационные: выделение информации, поиск, фиксация, извлечение, представление информации)

Познавательные (информационные: выделение информации, поиск, фиксация, извлечение, представление информации)

Познавательные (информационные: выделение информации, поиск, фиксация, извлечение, представление информации)

Коммуникативные (общение, монологические высказывания, выводы)

Закрепление

-3 листочек

Выполните упражнение в рабочей тетради с.56

Работа в парах.

Подведение итогов

- А кто такие духовные потомки?

-Вы являетесь духовными потомками А.С.Пушкина?

-Указом Президента Российской Федерации 6 июня в день рождения поэта, мы празднуем День русского языка – языка, который объединяет все народы России.

- Это люди, которые любят и почитают творчество А.С.Пушкина.

Коммуникативные (общение, монологические высказывания, взаимодействие)

Викторина

Подведение итогов викторины

- 4 листочек- Викторина.

Продолжить этот урок нам поможет викторина, посвященная творчеству великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Сейчас мы посмотрим ,как хорошо вы знаете его сказки .

- За каждый правильный ответ вы получаете наградки, кто наберет больше наградок, тот получит медаль знатока сказок А.С.Пушкина.

  1. -Сколько раз старик из  « Сказки о рыбаке и рыбке»

-Закидывал невод в море?  ( Три раза.)  -С чем пришел невод в первый раз? ( С одной тиной.)  

-С чем пришел невод во второй раз?  (С травой морскою.)  

-С чем пришел невод в третий раз?  ( С золотой рыбкой.)

  1. -Что случилось с попом с первого щелча? ( Прыгнул поп до потолка».) Со второго?

-( Лишился поп языка».) С третьего щелчка?  (« Вышибло ум у старика».)

  1. Продолжите стихотворение « Зимний вечер».

Буря мглою небо кроет…

( Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашуршит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.)

  1. Какими словами бранила старика старуха в « Сказке о рыбаке и рыбке»?

( Дурачина ты, простофиля! »)

  1. Какими словами обращается царица к волшебному зеркальцу?

( « Свет мой, зеркальце! скажи…»)

  1. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря?

( Жили старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.)

  1. «Черный ящик». В черном ящике находится представитель животного мира (игрушка), который в одной из сказок А.С. Пушкина помогал осуществлять желания. Кто это?  Назовите сказку.  (Золотая рыбка. «Сказка о рыбаке и рыбке»,)
  2. Чем занимались старик и старуха до того, как старик поймал золотую рыбку?

( Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.)

  1. « Черный ящик». В черном ящике находится предмет, который погубил молодую царевну. Что это за предмет?  ( Яблоко.)
  2. Звучит песня «Во саду ли, в огороде». Чья это песенка? Из какой сказки?  (Песенка белки из « Сказки о царе Салтане».)

  1. « Черный ящик». В черном ящике находится предмет, которым Балда « морщил море». Что это? ( Веревка.)
  2. Как называются сказки, из которых взяты эти слова?

а) Снова князь по морю ходит,

С синя моря глаз не сводит;

Глядь – поверх текущих вод

Лебедь белая плывет.

(« Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)

б) « Об оброке век мы не слыхали,

Не было чертям такой печали».

(« Сказка о попе и работнике его Балде».)

  1. Из какого произведения взят этот отрывок?

     У Лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи  кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

      ( Из поэмы «Руслан и Людмила».)

-Молодцы! Сказки Пушкина вы знаете очень хорошо. Награждение.

Это Пушкин. Это чудо.

Это прелесть без конца.

В нашей жизни вечно будет

Этих сказок голоса.

Сколько сказок у поэта?

Их не много и не мало,

Но все Пушкинские – это

Наше вечное начало.

Спасибо всем за урок!

Награждение победителя.

Домашнее задание

-Прочитать текст на с.84-87 учебника. Выполнить задания (с.57) в рабочей тетради.

Окончен урок и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились.

Учащиеся записывают задание в дневник.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС

Слайд 4

Тема: ПУТЕШЕСТВИЕ К ПУШКИНУ

Слайд 5

Гаврила Алексич


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру для 1 класса на тему Путешествие по Москве

Конспект урока по окружающему миру для 1 класса на тему "Путешествие по Москве"...

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Путешествие по Москве. Московский Кремль".

Урок носит закрепляющий характер. Предварительная работа по ознакомлению учащихся с историей Москвы, с её достопримечательностями проводилась на классных часах, во время проведения конкурсов "Мои люби...

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе на тему «С утра до вечера» УМК «Перспектива»

Урок открытия новых знаний.Цель урока: рассказывать о  распорядке семейных дел в течение дня, определять своё место в круге домашних обязанностей, увидеть отличие жизни старинной  ...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса по теме "Зимняя жизнь зверей и птиц" (УМК "Перспектива") + презентация

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Зимняя жизнь птиц и зверей».Цели деятельности учителя: формирование представления о жизни птиц и зверей зимой;обобщение материала по проекту «...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса по теме "Старинная женская работа" (УМК "Перспектива") + презентация и раздаточный материал

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Старинная женская работа».Цели деятельности учителя: ·        формирование представлений о содержании и п...

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Путешествие по Санкт-Петербургу"

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе. Урок ставит следующие цели: 1) познакомить с историей основания и достопримечательностями Санкт-Петербурга, 2) воспитывать любовь к родному городу, чувс...

урок по окружающему миру во 2 классе по теме «Путешествие по Москве. Московский Кремль»

Цели урока:Дать понятие «план местности»;Познакомить детей с достопримечательностями города Москвы;Познакомить с достопримечательностями Московского Кремля....