Почему идет дождь . Окружающий мир . 1 класс
презентация к уроку по окружающему миру (1 класс) по теме

Урок  по окружающему   миру в 1 классе

По   программе   «Школа  России»

Учебник «Мир вокруг нас», автор А.А.Плешаков.

Тема: «Почему идёт дождь?»

Вид: комбинированный урок

Оборудование: компьютер, стекло, сосуд для воды ,

                     снег, цветная бумага, 3 альбомных листа.       Цели: 1. Сформировать представления детей о дожде и     его видах, как атмосферном явлении.

              2. Эксперементальным путём показать возникновение дождей и выявить их причины. 

               3. Раскрыть значение этого явления для всего живого на земле.

               4. Способствовать развитию логического мышления  и связной монологической речи.

Задачи: Учить детей рассуждать, делать выводы. Научить объяснять явление природы – возникновение дождя.

Планируемые достижения учащихся: объяснять причины возникновения дождя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_v_1_klasse_pochemu_idut_dozhdi.doc75.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya1.1.ppt2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Урок  по окружающему   миру в 1 классе

По   программе   «Школа  России»

Учебник «Мир вокруг нас», автор А.А.Плешаков.

Тема: «Почему идёт дождь?»

Вид: комбинированный урок

Оборудование: компьютер, стекло, сосуд для воды ,

                     снег, цветная бумага, 3 альбомных листа.       Цели: 1. Сформировать представления детей о дожде и     его видах, как атмосферном явлении.

              2. Эксперементальным путём показать возникновение дождей и выявить их причины.  

               3. Раскрыть значение этого явления для всего живого на земле.

               4. Способствовать развитию логического мышления  и связной монологической речи.

Задачи: Учить детей рассуждать, делать выводы. Научить объяснять явление природы – возникновение дождя.

Планируемые достижения учащихся: объяснять причины возникновения дождя.

         

                       Ход    урока. 

  1. Орг. момент.

У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Подарите нашим гостям свои весенние улыбки.

  1. Актуализация знаний.

Тему сегодняшнего урока вы узнаете если разгадаете этот кроссворд..                                                                                                                                   –Отгадайте загадку:  Не конь, а бежит

                                        Не лес, а шумит? (вода)

-Что такое вода?        Значение этого слова можно найти в словаре                       русского языка Сергея Ивановича Ожегова. (читаю значение слова).

-В каких 3 состояниях может находиться вода?

-В твёрдом состоянии вода- это?     ( лёд)

 

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

11.

.

12.

13.

14

15.

       

16.

17.

17.

18.

19.

.

Сообщение темы урока.

-Сегодня мы поговорим о дожде. Научным языком дождь и снег – это атмосферные осадки.

Мотивация урока.

-Что бы вы хотели узнать о дожде?                                                              1. Почему идёт дождь?

2.Какие бывают дожди?                                                                                           3.Значение дождей?                                                                                           4.Где чаще всего бывают дожди?                                                                 5.Как узнать будет ли сегодня дождь?

Объяснение нового материала.

-Чтобы ответить на первый вопрос предлагаю вам отправиться в сказку.

Давным-давно это было. Однажды Солнце, накатавшись вдоль по небу, вытерло платком золотой лоб, пробормотало: --- Уф! – Ну и жара!                                                                                                  - Пить хочется!                                                                                                        Глянуло оно на землю- а там моря- океаны плещутся, реки играют, ручьи звенят.                                                                                               Попыталось  Солнце дотронуться до воды, да не тут то было.    -Пить хочу! – рассердилось Солнце.                                                             –А ветер спрашивает: Тебе, Светилушко, пить хочется?                                - А ты грей посильней моря да океаны, вода в них вскоре и превратиться в водяной пар, а лёгкий тёплый воздух , поднимаясь с земли, захватит его с собой в небо. Ну и я, конечно помогу.                                                                                       Взялось Солнце за дело. Стало греть сушить моря и океаны. Поплыли всё выше и выше крошечные капельки, всё холоднее и холоднее им становилось. Ведь на большой высоте всегда очень холодно. Высоко – высоко поднялись они и превратились в пар – туман, собираясь в огромные облака. Ветер тоже старался, что по всей земле пошла пыль столбом.  А капелькам того и надо . Уцепились маленькие капельки за пылинки, слились в одну большую каплю . А рядом миллионы точно таких же. Хлынул дождь ,освежилось солнце.

Проведение опыта. -Ребята, а хотели бы вы сами вызвать дождь?  Тогда нам нужно превратиться в волшебников.                                       Сейчас  мы с вами проведём один интересный опыт и попытаемся вызвать дождь.                                                                             – Я заранее  нагрела воду, как его нагревает Солнце.  Сверху мы положим снег, т.к. высоко в атмосфере всегда холодно и понаблюдаем, что происходит в сосуде с водой. Хочу заметить, что в сутки с поверхности всех океанов земли испаряется почти столько же воды,  сколько её находится в реках всего мира. Также вода испаряется с разных поверхностей: ручейков, луж, листьев деревьев и даже кожи человека.

- Слияние мелких капелек в более крупные называется конденсацией. Пар конденсируется и оседает на стенки сосуда. Осадки выпадают на поверхность земли чаще всего  в виде дождя и снега. Но иногда в виде града, ледяной крупы, росы. Все виды осадков метеорологи ( люди изучающие погоду) называют гидрометеорами.

 

Вывод: - Какие необходимы условия для возникновения дождя? ( при испарении должны образоваться тучи )

- Прочитаем, как объясняет нам возникновение дождя мудрая черепаха. (с.26).

- Ребята, похожи наши утверждения с теми, что  мы сейчас прочитали

Физкульт минутка. 

Скачет дождик по дорожке                                                                         Мы надели все сапожки                                                                               И по этой по дорожке                                                                                  Скачем мы на право ножке                                                                      По тропинке побежим                                                                                    До лужайки добежим                                                                                   На лужайке, на лужайке                                                                              Мы попрыгаем, как зайки                                                                               Стоп. Немного отдохнём                                                                                             В класс за знаниями пойдём.

Виды дождей.

- Вспомните, были ли у вас в жизни истории, когда вы не боялись дождика и бегали и прыгали под дождём. Расскажите свои истории.

РАСКАТЫ ГРОМА.     ГУЛ ДОЖДЯ.                                                                                                                   К нам на урок пришли все дождики и хотят о себе рассказать

«Слепой» летний дождь.   «Косой – косохлёст»

Летом иной раз дождик льётся прямо с голубого неба. Это получается, когда водяной пар сразу попадает в холодный поток воздуха, охлаждается и превращается в  капли. «Слепой» дождик идёт! - радостно  кричат ребятишки. Летний дождик чаще всего бывает тёплым, крупным, cопровождается  радугой.

«Ливень» или «Проливной дождь»

«Льёт, как из ведра» - говорят о проливном дожде. Ливень налетает внезапно и так же внезапно прекращается. Ливни всегда идут из отдельных облаков. Ливни часто сопровождаются громом и молнией.

Ливень льёт из кучево-дождевых облаков среднего или нижнего яруса.

«Обложные дожди».

«Затяжные или обложные дожди льющиеся длительное время на огромных территориях. Капли не падают, а буд-то вонзаются в воду, оставляя после себя круги и быстро лопающиеся пузыри. Есть даже примета: пузыри на лужах- дождь будет долгим.

- Обложные дожди из нижнего яруса туч серых и очень толстых, как бы из ваты. Такие облака называют сложно-дождевые.

«Ситничек» - мелкий, как из сита.

Такой дождик брызжет мелко, как из сита. Это потому, что осенью весь воздух холодный. Льдинки образуются на большой высоте, потом по пути вниз тают медленно, а капли сливаются друг с другом куда ленивей, вот и получается холодный моросящий дождь.

- Небо при таком дожде покрыто непрозрачным слоем низких облаков нижнего ярус

Закрепление материала.

Игра «Угадай по описанию дождь».

А) Косые струйки дождя падают на склонившиеся травы. Сизый от росы луг вспыхивает разноцветными брызгами. Скользнув из-за деревьев луч восходящего солнца падает на него и освещает разноцветной радугой. (слепой, косохлёст)

Б) Хмурый осенний дождик, холодный и нескончаемый. Чёрные мокрые ветки потерявших листву деревьев. Серые лужи и раскисшая от избытка влаги земля. Серый влажный воздух, а по утрам белёсый иней на пожелтевшей траве.

В.) Всё дрожит, дребезжит, грохочет.                                                        Ночь темна, как прилив тоски.                                                 Дождик  - мётлами, воздух – в клочья,                                        Небо ломкое -на куски. (ливень)                                                                 (Написал удмуртский поэт – Александр Вотяков.)

Г). Какой дождь изображён на картине?                                                                        

- Как бы вы назвали картину? Почему?                                                           Эта картина великого русского художника И.И.Шишкина. Художник родился в нашем крае в городе Елабуга, который стоит, как и Сарапул на реке Кама. Город окружён лесами. Шишкин рисовал природу нашего края.                                                    –Какой дождь изобразил художник?                                                                           -Как назовёте картину? ( Дождь в дубовом лесу.)

ИТОГИ ОПЫТА.

-А ТЕПЕРЬ ПУСТЬ ПРОЛЬЁТСЯ НАШ СВАМИ ДОЖДЬ.

Самое засушливое и дождливое место в мире.

-Самое дождливое место в мире – это гора Вайалеале на Гавайях, на острове Кауаи . Там каждый день идёт дождь.

-Самое засушливое место в мире – Арика в Чили.                               Меньше осадков выпадает в области пустынь и полупустынь. В некоторых пустынях несколько лет подряд не бывает дождей.

Физкультминутка.

Дождик песенку поёт                                                                          Кап, кап, кап.                                                                                        Только кто его поймёт?                                                                            Кап, кап, кап.                                                                                                      Не поймём не я ни ты,                                                                                        Но  зато поймут цветы,                                                                                      И весенняя листва,                                                                                                 И зелёная трава.

Значение дождя.

- Почему песенку дождя понимают трава, листва, звери, птицы?

( Дождь даёт жизнь, воду. Растения растут, животные пьют воду, человек поливает поля, огороды, всё живое растёт).

Негативное влияние дождя на Землю.

-Всегда ли дождь приносит пользу?

-Затяжные обложные дожди приносят немало вреда сельскому хозяйству. Такой дождь затопляет целые деревни, посевные луга. В 2009г летом в селе Юрино прошёл град величиной с куриное  яйцо и повредил все посадки.

Кислотный дождь.

-Таначёв  Никита нам расскажет об очень страшном и опасном для всего живого дожде.

-Собрались на небе тучки и пролил на горячую сухую землю летний дождик. Промочил рубашку – не беда! Высохла рубашка и стала как решето – всё в дырочку. Листья на деревьях пожелтели, трава повяла. Вот так дождик! Страшный  опасный, ядовитый – кислотный дождь.

-В природе кислотных дождей не существует. КИСЛОТНЫМИ  становятся обычные дожди.

               -Почему?

 От загрязнения воздуха.  Сжигая уголь, нефть, газ в атмосферу выделяется много кислотообразующих газов.   Кислотные дожди разъедают даже металл. Разрушаются мосты, ломается техника.

-Что необходимо делать людям чтобы такие кислотные дожди не проливались на землю?(следить за чистотой воздуха, строить очистительные сооружения)

Невероятные дожди.Но существуют и невероятные дожди. Природа нам приподно  сит немало сюрпризов.                                                                                  В1973г. на юге Франции выпал дождь из рыб и лягушек.                 А в 1861г. в Сингапуре с неба вместе с дождём выпала жареная рыба.                                                                                               Виной ной всему полагают учёные – торнадо. Они засасывают в свою воронку различные предметы, переносят их на большие расстояния ,а потом с дождём возвращают всё на землю.

Предсказания метеорологов.

- Ребята, а откуда мы узнаём о прогнозе погоды?                                   Прогноз погоды передают нам из космоса на Землю искусственные спутники Земли. Гидрометцентр – главный исследовательский центр Российской Федерации. Благодаря ему мы узнаём погоду по всей территории России. Погоду в  Удмуртии определяет Удмуртский Гидрометцентр в Ижевске.

- В нашем городе тоже есть метеорологическая станция. И я там побывала чтобы показать вам какими приборами пользуются метеорологи для изучения погоды и конкретно дождя.

- Наблюдения ведутся  с 1834года. Метеорологическая станция находится на Западном посёлке. Главный метеоролог-Мерзлякова Светлана Вячеславовна, проработала на станции 26 лет. Показания снимают каждые з часа и днём и ночью. Всего на станции работает 6 человек..

              ПРИБОРЫ НА СТАНЦИИ.

1. Пульт управления станцией.

2. Прибор которым измеряют высоту облаков. Луч направляется в облако, приломляется и под углом направляется в другой прибор, который автоматически записывает результаты измерений.

3. Прибор, который определяет продолжительность солнечного сияния.

5. Барограф, который записывает измерения барометра определяющего давление воздуха на землю.

4. Прибор, определяющий количество и качество осадков.

Приметы ненастной погоды.

  1. Вечером теплее, чем днём.
  2. Вечерняя заря красного цвета.
  3. Ощущение духоты – парит.
  4. Много туч- будет дождь.
  5. Творческая работа.

Мальчики - с помощью аппликации покажут почему идёт дождь.

Девочки- 1 группа сделают аппликацию «Весёлый дождик»

                   2 группа «Грустный дождик»

Итоги творческой работы.                                                             –Объясни схему.                                                                                             –Какой дождик у вас получился?

Итог урока:  Что нового узнали о дожде? Что показалось самым интересным?

 Д.З.- Узнать что такое железный дождь?                  

                                                                 

                                                         

Выделить на доске

Открываю на доске

Показываю презентацию

Проведение опыта

Чтение вывода в учебнике

Написать названия дождей на карточках и вывешивать по ярусам.

4 кадра

4 кадра

3 кадра

4 кадра

ЗОНТИКИ

.

Выступления детей.

Показываю слайды.

                             


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Почему идет дождь?

Слайд 6

"Слепой" летний дождь

Слайд 7

"Косохлёст"

Слайд 8

Грибной дождь

Слайд 9

Ливень

Слайд 10

"Обложные" дожди

Слайд 11

"Ситничек" - осенний дождь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Почему идет дождь и дует ветер?" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Почему идет дождь и дует ветер?" 1 класс (конспект  + презентация)...

Урок окружающего мира, 1 класс: "Почему идет дождь, и дует ветер"

Технологическая карта к уроку окружающего мира в 1 классе "Почему идет дождь, и дует ветер", тип урока - урок усвоения новых знаний.Планируемые предметные результаты:Обучающиеся научатся: об...

Технологическая карта урока окружающего мира «Почему идет дождь и дует ветер?», 1 класс, УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о природных явлениях – дожде и ветре, причинах их возникновения, значении этих явлений для человека, ра...

Технологическая карта урока окружающего мира "Погода. Почему идет дождь и дует ветер?" (УМК "Школа России", 1 класс)

Цель деятельности учителя: формирование представления о природных явлениях – дожде и ветре, причинах их возникновения, значении этих явлений для человека, растений и животных.Задачи урока:Д...