Программа по внеурочной деятельности «Край, в котором я живу»
рабочая программа по окружающему миру на тему

Куриганова Елена Геннадьевна

Программа составлена для учащихся 1-4 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

         Рабочая программа по внеурочной деятельности «Край, в котором я живу»  разработана для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы на основе следующих нормативно правовых документов «Об образовании в Российской Федерации»:

   - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»;

         - СанПиН 2.4.2.2821-10   «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 189 от 29.12.2010г.; С изменениями и дополнениями от: 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г.;

          - Учебный план МБОУ «Новобрянская средняя общеобразовательная школа» на 2017-2018 уч. год;

    - ФГОС НОО (Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785);        

         - Примерная основная образовательная программа начального общего образования (ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

         - Авторская программа М.П. Никитиной «Край, в котором я живу»

         Программа рассчитана на 4 года (135 часов): 1 класс - 33 часа; 2 класс - 34 часа;

3 класс - 34 часа; 4 класс - 34 часа.

        Программа составлена по двум направлениям: в 1-2 классах – познавательно-экологическое; в 3-4 классах - исследовательско-экологическое.

Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Личностные результаты:

         - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою малую Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

         - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

         - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

         - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

         - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

         - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

         - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

        - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

         Метапредметные результаты:

         - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

         - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

         - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

         - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

         - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

         - активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

        - использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

        - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

          - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

          - определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

        В программу по внеурочной деятельности включён национально - региональный компонент, который осуществляется через  знакомство учащихся  с историей, флорой и фауной, культурными памятниками, традициями родного края, с историей малой родины на фоне изучения достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся.

        Основными видами внеурочной деятельности на занятиях  являются: викторины, беседы, демонстрация правил поведения на природе, проектная деятельность, экскурсии, наблюдения за живой и неживой природой, уход за домашними питомцами, исследовательская работа, конкурс рисунков

        Основными формами организации занятий по внеурочной деятельности являются: коллективный диалог, работа в группах,  работа в парах, фронтальная, индивидуальная.

       

Содержание программы для 1 класса

«Здравствуй, чудо-природа!» (33 часа)

           1 раздел – «Я и природа» (4 часа)

        Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанного отношения к природе. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, потребляющий природу и по возможности восстанавливающий ее богатства.

        Демонстрация: правила поведения на природе, картины русских и бурятских художников о природе.

        Практическая деятельность: экскурсия, наблюдение за живой и неживой природой.

        2 раздел – «Братья наши меньшие» (4 часа)

        Учитесь жалеть. Дети учатся общаться, ухаживать за братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес.

        Демонстрация: Н.Пожарицкая «Путешествие к домашним животным»

        Практическая деятельность: уход за домашними питомцами.

         3 раздел – «Пернатые друзья»  (4 часа)

         В этом разделе программы дети учатся различать птиц, часто встречающихся в нашей местности. Отводится время на наблюдение за поведением птиц, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок.

        Демонстрация: С.Радзиевская «Круглый год», В.Бианки «Терентий – тетерев». И.Рахимов «Иллюстрированный справочник по птицам».

        Практическая деятельность: изготовление кормушек для птиц, исследовательская работа «Синицы… «полезные» или «вредные» птицы?»

         4 раздел – «Путешествие в мир леса» (5 часов)

         Наблюдения за растениями и животными. В лесу можно найти много примеров, подтверждающих взаимосвязь растений и животных.

         Демонстрация: В.Бианки «Рассказы и сказки», М.Пришвин «Разговор деревьев», А.Сладков «Азбука леса».

         Практическая деятельность: экскурсии в зимний лес.

         5 раздел – «Экологическая тропа» (2 часа)

         Дети изучают редкие и исчезающие виды растений и животных Бурятии, родники своей местности.

        Демонстрация: Красная книга Бурятии.

        Практическая деятельность: рисование.

        Практическая деятельность: исследовательская работа «Наши родники»

         6 раздел – «Зимний сад на окне» (2 часа)

         В народе говорят, что комнатные растения цветут только в том доме, где царит мир и любовь между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник в доме, в классе – это показатель хорошей атмосферы в помещении. Дети учатся выращивать и ухаживать за растениями. Проводят опыты и занимаются исследовательской работой о влиянии света на рост комнатных растений.

         Демонстрация: ростки хлорофитума, горшки, земля.

         Практическая деятельность: выращивание хлорофитумов.

         7 раздел – «В мастерской художницы Зимы» (1 час)

         Мы рисуем зиму.

         Демонстрация: картина И.Левитана «Золотая осень», альбом для рисования, цветные карандаши, акварельные краски.

         Практическая деятельность: конкурс рисунков.

         8 раздел – «Загадки животного мира» (3 часа)

         Несколько лет подряд на нашем пруду проводят зиму дикие утки. В этом разделе дети понаблюдают за дикими утками, знакомятся с интересными фактами из жизни сорок.

         Демонстрация: Ф.Ибрагимова «Красота природы».

         Практическая деятельность: сбор информации о диких утках, клестах, оформление выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.

         9 раздел – «Секреты неживой природы» (3 часа)

         Сколько интересного происходит с явлениями природы. Здесь дети раскроют секреты неживой природы.

         Демонстрация: глобус

         Практическая деятельность: игра «День и ночь».

         10 раздел – «Наш досуг» (5 часов)

         Духовное наследие народа – это прекрасное, бесценное богатство. Мероприятия этого раздела позволяют в интересной форме познавать фольклорные праздники, формировать экологическую культуру детей.

         Демонстрация: костюмы для праздников.

         Практическая деятельность: праздники «Масленица», «Пасха»

Календарно-тематическое планирование занятий (33 часа)

№ п/п

Раздел

Тема занятия

Кол-во
часов

Теорети

ческие

Практи

ческие

Экскурсии

Дата

Я и природа

4

2

1

1

1

Экологическая тропа осенней экскурсии

1

1

2

Как вести себя на природе

1

1

3

Природа в творчестве художников

1

1

4

Творческая мастерская. Осенняя гостиная

1

1

Братья наши меньшие

4

2

2

1

Домашние животные.

 Кроссворд «Кто есть кто?»

1

1

2

Чем мы кормим домашних животных

1

1

3

Как ухаживать за своим питомцем

1

1

4

Творческая мастерская.

 Объемное моделирование из природных материалов «Домашние животные»

1

1

Пернатые друзья

4

2

2

1

Местные виды птиц

1

1

2

Столовая для птиц.

Изготовление кормушек

1

1

3

Развешивание кормушек в селе

1

1

4

Синицы… «полезные» или «вредные» птицы?

Исследовательская работа

1

1

Путешествие в мир леса

5

3

1

1

1

Взаимосвязь растений и животных

1

1

2

Следы на снегу

1

1

3

Лес и наше здоровье.

Дары леса

1

1

4

Природа – источник творческого вдохновения

1

1

5

Экскурсия в зимний лес

1

1

Экологическая тропа

2

1

1

1

Редкие и исчезающие виды растений и животных Бурятии

1

1

2

Родники местности

1

1

Зимний сад на окне

2

1

1

1

Комнатные растения.

1

1

2

Влияние света на рост и развитие комнатных растений. Исследовательская работа

1

1

В мастерской художницы Зимы

1

1

1

Конкурс рисунков «Красавица- Зима»

1

1

Загадки животного мира

3

2

1

1

Любопытные факты о живой природе

1

1

2

Это интересно! Сбор информации о сороках

1

1

3

Зимовье зверей

1

1

Секреты неживой природы

3

2

1

1

Смена дня и ночи

1

1

2

Смена времен года

1

1

3

Наш друг - эхо. Экскурсия в весенний лес

1

1

Наш досуг

5

1

4

Итого

33

16

17

Содержание программы для 2 класса

«Прикосновение к прекрасному»

        1 раздел – «В гостях у природы»

        Природа – колыбель наша. У истоков природы.

Демонстрация: осенние приметы.

Практическая деятельность: экскурсия в природу.

        2 раздел – «Наши друзья - пернатые»

        Какой же лес без гомона птиц? О чем же они поют? Почему в лесу нужно соблюдать тишину?

Демонстрация: аудиозапись «Голоса птиц», И.Рахимов, А.Аринина «Птицы наших лесов», Сказки-несказки. В.Бианки и Э.Шима.

Практическая деятельность: викторина «Птицы наши друзья».

        3 раздел – «О грибах и не только»

        Удивительный мир грибов. Грибы на службе у человека. Что такое «тихая охота»?

Демонстрация: Н.Архипова «О грибах и не только», стихи Е.Телегиной, В.Левановского, В.Лифшица, муляжи грибов.

Практическая деятельность: КВН «Грибы – это грибы», составление альбома о грибах.

        4 раздел – «Жизнь на водоёмах»

        Течёт река, бежит ручей. Как зимуют, чем питаются рыбы, раки, бобры и другие обитатели водоёмов?

Демонстрация: С.Радзиевская «Круглый год».

Практическая деятельность: видеофильм о бобрах.

        5 раздел – «Удивительный мир насекомых»

        Красота спасет мир. Давайте, учиться радоваться красоте и беречь ее!

Демонстрация: А.Ильясова, Т.Яковенко «Удивительный мир бабочек».

Практическая деятельность: выставка рисунков.

        6 раздел – «Явления природы»

        Гремит гром, сверкает молния. А почему? Все хотим знать.

Демонстрация: справочное бюро «Почемучка», Ф.Ибрагимова «Красота природы».

Практическая деятельность: экскурсия.

         7 раздел – «Мы - юные садоводы»

        Труд кормит, а лень портит. Витаминная грядка. Искусство составления букетов.

Демонстрация: загадки об овощах, цветах.

Практическая деятельность: игра «Сложи овощ», исследовательская работа «Мы исследуем почву»

Календарно-тематическое планирование занятий (34 часа)


п/п

Раздел

Тема занятия

Кол-во
часов

Теорети

ческие

Практи

ческие

Экскурсии

Дата

В гостях у природы

5

2

2

1

 

1

Что такое «экология»?

Путешествие в лесную школу

1

1

 

2

Ель – кормилица. Лесной час

1

1

 

3

Почемучкины книжки

1

1

 

4

Умеешь ли ты видеть необычное в обычном. Поделки из природных материалов

1

1

 

5

Джунгли зовут! Игровое занятие

1

1

 

Наши друзья-пернатые

9

6

2

1

 

1

О чём поют птицы?

1

1

2

Ястреб-тетеревятник – самый быстрый и грозный охотник леса

1

1

 

3

Горлица – лесной голубок

1

1

 

4

Филин – самый крупный из наших сов

1

1

 

5

Кукушка – хитрая птица

1

1

 

6

Лесной доктор – большой пестрый дятел. Экскурсия

1

1

 

7

Клесту не страшен холод

1

1

 

8

КВН «Птицы наши друзья»

1

1

 

9

Экологическая акция «Берегите птиц!»

1

1

 

О грибах и не только

4

2

2

 

1

Съедобные и несъедобные грибы

1

1

 

2

Грибы, выращенные на грядке и растущие на деревьях

1

1

 

3

Грибная угадай-ка

1

1

 

4

Грибы на службе у человека. Составление альбома-справочника о грибах.

1

1

 

Жизнь на водоёмах

6

3

3

 

1

Рыбы. Рыбий язык

1

1

 

2

Аквариумные рыбки

1

1

 

3

Уход за аквариумом

1

1

4

Неуклюжий рак. Где он зимуют?

1

1

 

5

Чья это хатка? Видеофильм

1

1

 

6

Оригами «Рыбки в аквариуме»

1

1

 

Удивительный мир насекомых

3

2

1

 

1

Бабочки, занесённые в Красную книгу Бурятии

1

1

 

2

Искусные строители: муравьи и пчёлы.

1

1

 

3

Практическая работа «Природа и фантазия»

1

1

 

Явления природы

3

1

1

1

 

1

Гроза… Гремит гром, сверкает молния. Как и почему?

1

1

 

2

Снег. Лед. Вода. Их свойства. Причины загрязнения. Исследовательская  работа.

1

1

 

3

Экскурсия на реку Брянка

1

1

 

Мы юные садоводы

4

1

3

 

1

Мы исследуем почву. Исследовательская  работа

1

1

 

2

Искусство составления букетов.

1

1

 

3

Все цвета радуги. Изготовление буклета о садовых цветах

1

1

 

4

Работа на пришкольном участке

1

1

 

 

Итого:

34

17

17

 

Содержание программы для 3 класса

«В чудный мир экологических открытий»

         1 раздел «Я - юный исследователь и следопыт»

        Что означает слово «исследователь»? Что делает следопыт? Знакомство с оборудованием, необходимым для работы в природе. Компас, лупа, полевой дневник. Журнал инструктажа по технике безопасности.

Демонстрация: полевой журнал для записей наблюдений. Микроскоп из пластикового стаканчика.

Экскурсия в парк. Разноцветная ярмарка.

Практическая деятельность: проведение инструктажа.

Творческая работа: сочинение «Осень.. Очей очарованья».

         2 раздел  «Лес - верный друг человека»

        Учёный-эколог Франко Тасси и его «10 заповедей друзей леса». Структура леса, типы. Сосновые, еловые, кедровые, лиственные леса. Тайга. «Лесные этажи». Экологическая ценность лесов. Разновидность деревьев в лесу.

Демонстрация: «10 заповедей друзей леса». Произведения писателей и поэтов на тему «Лес». Плакаты. Видеофильм «Тайны деревьев».

Экологическая экскурсия в лес.

Практическая деятельность: сбор материалов, шишек, коряги.

Исследовательская работа: «Шишки еловые, шишки сосновые». (Общие и различия).

Творческая деятельность: «В лесной мастерской» (поделки из природных материалов).

         3 раздел «Лесные пожары»

         Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов. Причины экологических проблем. Что зависит от каждого из нас.

Демонстрация: видеофильм «Лесные пожары».

Практическая деятельность: составление памятки «Как вести себя в лесу»

На страже природы (встреча с лесниками нашего села)

        4 раздел  «Наш край - край лесов и лесных богатств»

         Что мы знаем о наших лесах? Лесные массивы. Флора и фауна наших лесов. Лесные богатства. Влияние лесного воздуха на человека. Экосистема леса. Пищевые цепи и сети. Почва леса.

Демонстрация: картина И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору». Тетрадь - альбом творческих работ детей, посвященных природе родного края. Творческая работа: составление кроссвордов на тему «В лесах наших…» (конкурс). Участие в конкурсах на экологические темы.

         5 раздел  «Достучаться до каждого сердца».

         Закон об охране живой природы Республики Бурятия. Баргузинский заповедник (территория, его богатства). Разновидности живой природы, занесённые в Красную книгу.

 

         6 раздел «Тихий уголок детства»

         Родное село-Новая Брянь - тихий уголок детства. Наши луга и просторы. Творческие тетради детей (сборник стихотворений, сочинений, рассказов, посвященных родному селу).

Практическая деятельность: уборка территории школы. Проведение праздника «День птиц» (конкурс скворечников).

Поисковая работа по истории возникновения нашего села (опрос долгожителей деревни).

Творческая работа: сочинение «С чего начинается Родина?»

         7 раздел «Зелёная аптека матери – природы»

        Лекарственные растения нашей местности. Места произрастания лекарственных растений. Способы приготовления отваров при различных заболеваниях (при простуде, витаминный чай). Правила сбора лекарственных растений. Чудодейственный чай природный: мята, душица, зверобой, шиповник, цикорий, иван-чай и другие.

Демонстрации: Иллюстрации лекарственных растений и демонстрация засушенных лекарственных растений, собранных учащимися.

Экскурсия в лес. Сбор лекарственных трав.

Практическая деятельность: запись рецептов и изготовление отваров из лекарственных трав.

         8 раздел  «В здоровом теле - здоровый дух»

         Что нужно для сохранения здоровья? Жизненные потребности человека. Пища и энергия. Витамины и их источники. Физический труд и отдых. Закаливание организма. Вредные привычки. Как устранить «вредных»…

Демонстрация: Видеоматериал «Витамины от слова «вита».

Культпоходы. Практическая деятельность: физкультминутки, динамические паузы. Подвижные игры.

                                                                   Учебный план


п/п

Наименование раздела

Кол-во

часов

В том числе занятия

Теорети

ческие

Практи

ческие

1

Я - юный исследователь и следопыт

3

1

2

2

Лес - верный друг человека

3

1

2

3

Лесные пожары

4

1

3

4

Наш край - край лесов и лесных богатств

4

3

1

5

Достучаться до каждого сердца

4

2

2

6

Тихий уголок детства

5

1

4

7

Зелёная аптека матери - природы

4

1

3

8

В здоровом теле - здоровый дух

7

3

4

 

Итого:

34

13

21

Календарно-тематическое планирование занятий (34 часа)

№ п/п

Раздел

Тема занятия

Кол-во

 часов

Из них занятия

Дата

Теорети

ческие

Практи

ческие

Экскурсии

 

Я - юный исследователь и следопыт

3

1

1

1

1

«Исследуем, проверяем, ищем и находим…»

1

1

2

Разноцветная ярмарка (экскурсия в осенний лес)

1

1

3

Творческая работа- сочинение «Осень…Очей очарованье».

1

1

Лес - верный друг человека

3

1

2

1

«Лёгкие» нашей планеты

1

1

2

Шишки еловые, шишки сосновые (наблюдение и исследование).

1

1

3

Творим чудеса из природного материала своими руками

1

1

Лесные пожары 

4

1

3

1

Самое страшное – это пожар

1

1

2

Демонстрация: видеофильм «Лесные пожары».

1

1

3

Практическая деятельность: составление памятки «Как вести себя в лесу»

1

1

4

На страже природы (встреча с лесниками нашего села)

1

1

Наш край – край лесов и лесных богатств

4

3

1

1

Что мы знаем о наших лесах?

1

1

2

Наш край – край лесных богатств.

1

1

3

Влияние лесного воздуха на человека.

1

1

4

Игра-КВН «Знаем ли мы свой лес»?

1

1

Достучаться до каждого сердца.

4

2

1

1

1

 Закон об охране живой природы Республики Бурятия.

1

1

2

Баргузинский заповедник (территория, его богатства).

1

1

1

3

 Водичка, водичка, умой моё личико! (трудовой десант на реке Брянка)

1

1

4

Если хочешь жить долго - посади дерево

1

1

Тихий уголок детства

5

1

3

1

 

1

Родное село-Новая Брянь (история возникновения)

1

1

 

2

Достопримечательности нашего села.

1

1

 

3

Практическая деятельность: уборка территории школы

1

1

4

Проведение праздника «День птиц»

1

1

 

5

Сочинение на тему ««С чего начинается Родина?»

1

1

«Зелёная аптека матери – природы»

4

1

3

 

1

Лекарственные растения нашей местности.

 Правила сбора лекарственных растений.

1

1

2

Экскурсия в лес с родителями. Сбор лекарственных трав.

1

1

3

Демонстрация засушенных собранных учащимися.

1

1

4

Чудодейственный природный чай из лекарственных растений. Запись рецептов.

1

1

 «В здоровом теле - здоровый дух»

7

3

4

1

Что нужно для сохранения здоровья? Жизненные потребности человека.

1

1

2

Солнце, воздух и вода (подвижные игры на свежем воздухе)

1

1

3

 Витамины и их источники. Просмотр видеофильма «Витамины от слова «вита».

1

1

4

Конкурсная программа «Мама, папа, я – спортивная семья»

1

1

5

Вредные привычки.

Как их устранить

1

1

6

«Бери рюкзак, пошли…»(культпоходы)

2

2

Итого:

34

13

21

Содержание программы для 4 класса

«Этот мир придуман не нами»

         1 раздел  «Вселенная и наша планета»

         Что такое Галактика? Планеты, звезды, самые яркие звезды. Созвездия. Солнце и Солнечная система. Луна - спутник Земли. Лунный календарь (лунные фазы). Влияние лунного календаря на здоровье человека

Демонстрация: видеофильм «Наша Вселенная». Книга «Атлас Земли», «Только факты». (Ридерз Дайджест)

Практическая деятельность: наблюдение за Луной.

         2 раздел «Земля - планета Солнечной системы»

         Размеры Планеты Земля. Что внутри Земли? Строение Земли..День и ночь. Экология планеты земля.

         3 раздел  «И на север и на юг»

         Стороны света: север, юг, восток, запад. Глобус, карта. Экватор. Полюсы. Определение сторон света по звёздам

Демонстрация: глобус, карты разного типа, компас. Практическая деятельность: «Если ты заблудился в лесу» (как можно ориентироваться на местности при отсутствии компаса). Составление схему карту своего края или села.

Исследовательская работа: «Исследуем ночное небо».

         4 раздел  «Воздушная подушка нашей планеты»

         Атмосфера Земли. Слои атмосферы. Защитная способность атмосферы. Озоновой слой и влияние его на экологию нашей земли. Атмосферные явления - полярное сияние, радуга. Космическое пространство. Первые шаги в космосе. Человек в космосе. Притяжение земли. Наши космонавты. Если жизнь на Марсе. Фантастика и реальность.

Демонстрация: видеофильм «Человек в космосе». Альбом про космонавтов.

Практическая деятельность: Конкурс рисунков «Самая, самая…радуга».

         5 раздел  «У природы нет плохой погоды»

         Смена времён года. Изменения в природе. Температура воздуха. Откуда берутся снег и дождь? Вода - наше богатство. Живая и мёртвая вода. Запас питьевой воды. Экология водных ресурсов. Гром и молния. Облака. Ветер и шкала Бофорта. Ураганы и торнадо. Как уберечься от бедствий?

Демонстрация: таблица смены времён года, термометр. Дневник наблюдений прогноза погоды. Телевизионный просмотр прогноза погоды.

Экскурсия: лыжный поход в зимний лес.

Практическая деятельность: творческая работа – сочинение по наблюдениям «Ах ты, Зимушка – зима!». Проведение акции «Птичья столовая».

         6 раздел  «Мы – земляне»

         Земля - единственная планета во Вселенной, где существует жизнь. Происхождение жизни на Земле. Эволюция человечества. Наши предки. Современный человек. Происхождение рас. Народность и нация. Родной язык. Двуязычие.

Демонстрация: генеалогическое древо человека (таблица).

Практическая деятельность: работа по картам. Игра-КВН «Ребята, давайте жить дружно!»       

         7раздел  «Я - сын своего народа»

         Моя Республика – Бурятия. Гимн. Герб и Флаг. Мой народ. История бурятского народа. Культура и быт моих предков. Мой адрес – село Новая Брянь.

Демонстрация: карта Республики Бурятия, карта Заиграевского района. Символики Республики и района. Презентация

Экскурсия в этнографический музей  города Улан-Удэ.

         9 раздел «Моя фамилия-моя гордость»

         Семья, члены семьи. Информация о родственниках. История происхождения имен и фамилий в вашей семье. Традиции семьи. Генеалогическое древо. Лента времени жизни.

Практическая деятельность: сбор информации обо всех родственниках, составление таблицы. Конкурс «Моя родословная».

Поисковая работа: «Тайны наших имён».

Учебный план


п/п

Наименование раздела

Кол-во

часов

В том числе занятия

Теоретические

Практические

1

Вселенная и наша планета

3

2

1

2

Земля - планета Солнечной системы

4

4

3

И на север, и на юг

4

1

3

4

Воздушная подушка Земли

6

4

2

5

У природы нет плохой погоды

5

1

4

6

Мы - земляне

4

2

2

8

Я - сын своего народа

2

1

1

9

Моя фамилия - моя гордость!

6

1

5

 

Итого

34

16

18

Календарно - тематическое планирование занятий (34 часа)

Раздел

Тема занятия

Кол-во
часов

Из них занятия

Дата

Теорети

ческие

Практи

ческие

Экскурсии

Вселенная и наша планета

3

2

1

1

Вводное занятие «…Да откроются тайны необъятного Мира! « Что за слово «вселенная»? Где край Земли?

1

1

2

Луна - спутник Земли. Солнечный и лунный календари.

1

1

3

Практическое занятие «Светит месяц, светит ясный». Наблюдение за ночным небом. Определение лунных фаз, новая и старая Луна

1

1

Земля - планета Солнечной системы

4

4

1

Глобус - макет планеты Земля. Краткое ознакомление с мифами о сотворении мира.

1

1

2

Солнечный круг, небо вокруг (просмотр видеофильма)

1

1

3

Размеры Планеты Земля. Что внутри Земли? Строение Земли. День и ночь.

1

1

4

Экология планеты Земля.

1

1

И на север, и на юг…

4

1

3

1

Стороны света: север, юг, восток, запад. Глобус, карта. Экватор.

1

1

2

Полюсы. Определение сторон света по звёздам

Демонстрация: карты разного типа

1

1

3

Практическое занятие. Составление карты своего края

1

1

4

Практическая деятельность: «Если ты заблудился в лесу» (как можно ориентироваться на местности при отсутствии компаса).

1

1

 «Воздушная подушка нашей планеты»     

6

4

2

1

Атмосфера Земли.

Атмосферные явления - полярное сияние, радуга.

1

1

2

Космическое пространство. Первые шаги в космосе.

1

1

3

Если жизнь на Марсе. Фантастика и реальность.

1

1

4

Человек в космосе.

Наши космонавты.

1

1

5

Аппликация «Космос»

1

1

6

Демонстрация: видеофильм «Человек в космосе»

1

1

У природы нет плохой погоды

5

1

3

1

1

У костра месяцев- братцев. (Смена времён года). Откуда что берётся?

1

1

2

Прогноз погоды на сегодня (практическое занятие)

1

1

3

Поисковая работа «Народные приметы о погоде». (Сравнение с приметами своего края)

1

1

4

Экскурсия: лыжный поход в зимний лес. Проведение акции «Птичья столовая»

1

1

5

Творческая работа-сочинение по наблюдениям «Ах ты, Зимушка-зима»

1

1

Мы - земляне

4

2

2

1

 Жизнь - это…это. Чудо! Происхождение жизни на земле

1

1

2

 Наши предки.

Демонстрация: генеалогическое древо человека (таблица).

1

1

3

Современный человек. Родной язык

1

1

4

Каждый человек имеет право….! (Интеллектуальная игра)

1

1

Я - сын своего народа

2

1

1

1

Моя республика – Бурятия Презентация

1

1

2

Экскурсия в этнографический музей в Улан-Удэ

1

1

Моя фамилия - моя гордость

6

1

5

1

Это моя семья.

Презентация.

2

2

2

Традиции семьи

1

1

3

Поисковая работа «Что в имени твоём?» (история вашего имени)

1

1

4

Конкурс «Моя родословная»

2

2

Итого:

34

16

18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Край, в котором я живу"

Программа кружка «Край, в котором я живу» разработана для учащихся начальной школы. Данная программа разработана на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся н...

Программа по внеурочной деятельности "Край, в котором я живу".

Программа по внеурочной деятельности на тему "Край ,в котором я живу"....

Программа по внеурочной деятельности "Край, в котором я живу".

Программа по внеурочной деятельности на тему "Край ,в котором я живу"....

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Край, в котором я живу"

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Край, в котором я живу" для учащихся 1-4 классов...

Программа внеурочной деятельности «Край в котором я живу»

Программа внеурочной деятельности «Край в котором я живу» тесно связана с учебным курсом «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова. ,составлена на основе авторской программы кружка « Краеведение» Гинаятуллиной Т...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КРАЙ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ» 1-2 класс

Рабочая программа курса «Край, в котором мы живем»  для 1-2 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Край, в котором я живу»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Край, в котором я живу», социальное направление 3 класс...