Программа по внеурочной деятельности «Край, в котором я живу»
рабочая программа по окружающему миру на тему
Программа составлена для учащихся 1-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_kray_v_kotorom_ya_zhivu_.docx | 77.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Край, в котором я живу» разработана для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы на основе следующих нормативно правовых документов «Об образовании в Российской Федерации»:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 189 от 29.12.2010г.; С изменениями и дополнениями от: 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г.;
- Учебный план МБОУ «Новобрянская средняя общеобразовательная школа» на 2017-2018 уч. год;
- ФГОС НОО (Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785);
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
- Авторская программа М.П. Никитиной «Край, в котором я живу»
Программа рассчитана на 4 года (135 часов): 1 класс - 33 часа; 2 класс - 34 часа;
3 класс - 34 часа; 4 класс - 34 часа.
Программа составлена по двум направлениям: в 1-2 классах – познавательно-экологическое; в 3-4 классах - исследовательско-экологическое.
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою малую Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
В программу по внеурочной деятельности включён национально - региональный компонент, который осуществляется через знакомство учащихся с историей, флорой и фауной, культурными памятниками, традициями родного края, с историей малой родины на фоне изучения достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся.
Основными видами внеурочной деятельности на занятиях являются: викторины, беседы, демонстрация правил поведения на природе, проектная деятельность, экскурсии, наблюдения за живой и неживой природой, уход за домашними питомцами, исследовательская работа, конкурс рисунков
Основными формами организации занятий по внеурочной деятельности являются: коллективный диалог, работа в группах, работа в парах, фронтальная, индивидуальная.
Содержание программы для 1 класса
«Здравствуй, чудо-природа!» (33 часа)
1 раздел – «Я и природа» (4 часа)
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанного отношения к природе. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, потребляющий природу и по возможности восстанавливающий ее богатства.
Демонстрация: правила поведения на природе, картины русских и бурятских художников о природе.
Практическая деятельность: экскурсия, наблюдение за живой и неживой природой.
2 раздел – «Братья наши меньшие» (4 часа)
Учитесь жалеть. Дети учатся общаться, ухаживать за братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес.
Демонстрация: Н.Пожарицкая «Путешествие к домашним животным»
Практическая деятельность: уход за домашними питомцами.
3 раздел – «Пернатые друзья» (4 часа)
В этом разделе программы дети учатся различать птиц, часто встречающихся в нашей местности. Отводится время на наблюдение за поведением птиц, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок.
Демонстрация: С.Радзиевская «Круглый год», В.Бианки «Терентий – тетерев». И.Рахимов «Иллюстрированный справочник по птицам».
Практическая деятельность: изготовление кормушек для птиц, исследовательская работа «Синицы… «полезные» или «вредные» птицы?»
4 раздел – «Путешествие в мир леса» (5 часов)
Наблюдения за растениями и животными. В лесу можно найти много примеров, подтверждающих взаимосвязь растений и животных.
Демонстрация: В.Бианки «Рассказы и сказки», М.Пришвин «Разговор деревьев», А.Сладков «Азбука леса».
Практическая деятельность: экскурсии в зимний лес.
5 раздел – «Экологическая тропа» (2 часа)
Дети изучают редкие и исчезающие виды растений и животных Бурятии, родники своей местности.
Демонстрация: Красная книга Бурятии.
Практическая деятельность: рисование.
Практическая деятельность: исследовательская работа «Наши родники»
6 раздел – «Зимний сад на окне» (2 часа)
В народе говорят, что комнатные растения цветут только в том доме, где царит мир и любовь между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник в доме, в классе – это показатель хорошей атмосферы в помещении. Дети учатся выращивать и ухаживать за растениями. Проводят опыты и занимаются исследовательской работой о влиянии света на рост комнатных растений.
Демонстрация: ростки хлорофитума, горшки, земля.
Практическая деятельность: выращивание хлорофитумов.
7 раздел – «В мастерской художницы Зимы» (1 час)
Мы рисуем зиму.
Демонстрация: картина И.Левитана «Золотая осень», альбом для рисования, цветные карандаши, акварельные краски.
Практическая деятельность: конкурс рисунков.
8 раздел – «Загадки животного мира» (3 часа)
Несколько лет подряд на нашем пруду проводят зиму дикие утки. В этом разделе дети понаблюдают за дикими утками, знакомятся с интересными фактами из жизни сорок.
Демонстрация: Ф.Ибрагимова «Красота природы».
Практическая деятельность: сбор информации о диких утках, клестах, оформление выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.
9 раздел – «Секреты неживой природы» (3 часа)
Сколько интересного происходит с явлениями природы. Здесь дети раскроют секреты неживой природы.
Демонстрация: глобус
Практическая деятельность: игра «День и ночь».
10 раздел – «Наш досуг» (5 часов)
Духовное наследие народа – это прекрасное, бесценное богатство. Мероприятия этого раздела позволяют в интересной форме познавать фольклорные праздники, формировать экологическую культуру детей.
Демонстрация: костюмы для праздников.
Практическая деятельность: праздники «Масленица», «Пасха»
Календарно-тематическое планирование занятий (33 часа)
№ п/п | Раздел Тема занятия | Кол-во | Теорети ческие | Практи ческие | Экскурсии | Дата |
Я и природа | 4 | 2 | 1 | 1 | ||
1 | Экологическая тропа осенней экскурсии | 1 | 1 | |||
2 | Как вести себя на природе | 1 | 1 | |||
3 | Природа в творчестве художников | 1 | 1 | |||
4 | Творческая мастерская. Осенняя гостиная | 1 | 1 | |||
Братья наши меньшие | 4 | 2 | 2 | |||
1 | Домашние животные. Кроссворд «Кто есть кто?» | 1 | 1 | |||
2 | Чем мы кормим домашних животных | 1 | 1 | |||
3 | Как ухаживать за своим питомцем | 1 | 1 | |||
4 | Творческая мастерская. Объемное моделирование из природных материалов «Домашние животные» | 1 | 1 | |||
Пернатые друзья | 4 | 2 | 2 | |||
1 | Местные виды птиц | 1 | 1 | |||
2 | Столовая для птиц. Изготовление кормушек | 1 | 1 | |||
3 | Развешивание кормушек в селе | 1 | 1 | |||
4 | Синицы… «полезные» или «вредные» птицы? Исследовательская работа | 1 | 1 | |||
Путешествие в мир леса | 5 | 3 | 1 | 1 | ||
1 | Взаимосвязь растений и животных | 1 | 1 | |||
2 | Следы на снегу | 1 | 1 | |||
3 | Лес и наше здоровье. Дары леса | 1 | 1 | |||
4 | Природа – источник творческого вдохновения | 1 | 1 | |||
5 | Экскурсия в зимний лес | 1 | 1 | |||
Экологическая тропа | 2 | 1 | 1 | |||
1 | Редкие и исчезающие виды растений и животных Бурятии | 1 | 1 | |||
2 | Родники местности | 1 | 1 | |||
Зимний сад на окне | 2 | 1 | 1 | |||
1 | Комнатные растения. | 1 | 1 | |||
2 | Влияние света на рост и развитие комнатных растений. Исследовательская работа | 1 | 1 | |||
В мастерской художницы Зимы | 1 | 1 | ||||
1 | Конкурс рисунков «Красавица- Зима» | 1 | 1 | |||
Загадки животного мира | 3 | 2 | 1 | |||
1 | Любопытные факты о живой природе | 1 | 1 | |||
2 | Это интересно! Сбор информации о сороках | 1 | 1 | |||
3 | Зимовье зверей | 1 | 1 | |||
Секреты неживой природы | 3 | 2 | 1 | |||
1 | Смена дня и ночи | 1 | 1 | |||
2 | Смена времен года | 1 | 1 | |||
3 | Наш друг - эхо. Экскурсия в весенний лес | 1 | 1 | |||
Наш досуг | 5 | 1 | 4 | |||
Итого | 33 | 16 | 17 |
Содержание программы для 2 класса
«Прикосновение к прекрасному»
1 раздел – «В гостях у природы»
Природа – колыбель наша. У истоков природы.
Демонстрация: осенние приметы.
Практическая деятельность: экскурсия в природу.
2 раздел – «Наши друзья - пернатые»
Какой же лес без гомона птиц? О чем же они поют? Почему в лесу нужно соблюдать тишину?
Демонстрация: аудиозапись «Голоса птиц», И.Рахимов, А.Аринина «Птицы наших лесов», Сказки-несказки. В.Бианки и Э.Шима.
Практическая деятельность: викторина «Птицы наши друзья».
3 раздел – «О грибах и не только»
Удивительный мир грибов. Грибы на службе у человека. Что такое «тихая охота»?
Демонстрация: Н.Архипова «О грибах и не только», стихи Е.Телегиной, В.Левановского, В.Лифшица, муляжи грибов.
Практическая деятельность: КВН «Грибы – это грибы», составление альбома о грибах.
4 раздел – «Жизнь на водоёмах»
Течёт река, бежит ручей. Как зимуют, чем питаются рыбы, раки, бобры и другие обитатели водоёмов?
Демонстрация: С.Радзиевская «Круглый год».
Практическая деятельность: видеофильм о бобрах.
5 раздел – «Удивительный мир насекомых»
Красота спасет мир. Давайте, учиться радоваться красоте и беречь ее!
Демонстрация: А.Ильясова, Т.Яковенко «Удивительный мир бабочек».
Практическая деятельность: выставка рисунков.
6 раздел – «Явления природы»
Гремит гром, сверкает молния. А почему? Все хотим знать.
Демонстрация: справочное бюро «Почемучка», Ф.Ибрагимова «Красота природы».
Практическая деятельность: экскурсия.
7 раздел – «Мы - юные садоводы»
Труд кормит, а лень портит. Витаминная грядка. Искусство составления букетов.
Демонстрация: загадки об овощах, цветах.
Практическая деятельность: игра «Сложи овощ», исследовательская работа «Мы исследуем почву»
Календарно-тематическое планирование занятий (34 часа)
№ | Раздел Тема занятия | Кол-во | Теорети ческие | Практи ческие | Экскурсии | Дата |
В гостях у природы | 5 | 2 | 2 | 1 |
| |
1 | Что такое «экология»? Путешествие в лесную школу | 1 | 1 |
| ||
2 | Ель – кормилица. Лесной час | 1 | 1 |
| ||
3 | Почемучкины книжки | 1 | 1 |
| ||
4 | Умеешь ли ты видеть необычное в обычном. Поделки из природных материалов | 1 | 1 |
| ||
5 | Джунгли зовут! Игровое занятие | 1 | 1 |
| ||
Наши друзья-пернатые | 9 | 6 | 2 | 1 |
| |
1 | О чём поют птицы? | 1 | 1 | |||
2 | Ястреб-тетеревятник – самый быстрый и грозный охотник леса | 1 | 1 |
| ||
3 | Горлица – лесной голубок | 1 | 1 |
| ||
4 | Филин – самый крупный из наших сов | 1 | 1 |
| ||
5 | Кукушка – хитрая птица | 1 | 1 |
| ||
6 | Лесной доктор – большой пестрый дятел. Экскурсия | 1 | 1 |
| ||
7 | Клесту не страшен холод | 1 | 1 |
| ||
8 | КВН «Птицы наши друзья» | 1 | 1 |
| ||
9 | Экологическая акция «Берегите птиц!» | 1 | 1 |
| ||
О грибах и не только | 4 | 2 | 2 |
| ||
1 | Съедобные и несъедобные грибы | 1 | 1 |
| ||
2 | Грибы, выращенные на грядке и растущие на деревьях | 1 | 1 |
| ||
3 | Грибная угадай-ка | 1 | 1 |
| ||
4 | Грибы на службе у человека. Составление альбома-справочника о грибах. | 1 | 1 |
| ||
Жизнь на водоёмах | 6 | 3 | 3 |
| ||
1 | Рыбы. Рыбий язык | 1 | 1 |
| ||
2 | Аквариумные рыбки | 1 | 1 |
| ||
3 | Уход за аквариумом | 1 | 1 | |||
4 | Неуклюжий рак. Где он зимуют? | 1 | 1 |
| ||
5 | Чья это хатка? Видеофильм | 1 | 1 |
| ||
6 | Оригами «Рыбки в аквариуме» | 1 | 1 |
| ||
Удивительный мир насекомых | 3 | 2 | 1 |
| ||
1 | Бабочки, занесённые в Красную книгу Бурятии | 1 | 1 |
| ||
2 | Искусные строители: муравьи и пчёлы. | 1 | 1 |
| ||
3 | Практическая работа «Природа и фантазия» | 1 | 1 |
| ||
Явления природы | 3 | 1 | 1 | 1 |
| |
1 | Гроза… Гремит гром, сверкает молния. Как и почему? | 1 | 1 |
| ||
2 | Снег. Лед. Вода. Их свойства. Причины загрязнения. Исследовательская работа. | 1 | 1 |
| ||
3 | Экскурсия на реку Брянка | 1 | 1 |
| ||
Мы юные садоводы | 4 | 1 | 3 |
| ||
1 | Мы исследуем почву. Исследовательская работа | 1 | 1 |
| ||
2 | Искусство составления букетов. | 1 | 1 |
| ||
3 | Все цвета радуги. Изготовление буклета о садовых цветах | 1 | 1 |
| ||
4 | Работа на пришкольном участке | 1 | 1 |
| ||
| Итого: | 34 | 17 | 17 |
|
Содержание программы для 3 класса
«В чудный мир экологических открытий»
1 раздел «Я - юный исследователь и следопыт»
Что означает слово «исследователь»? Что делает следопыт? Знакомство с оборудованием, необходимым для работы в природе. Компас, лупа, полевой дневник. Журнал инструктажа по технике безопасности.
Демонстрация: полевой журнал для записей наблюдений. Микроскоп из пластикового стаканчика.
Экскурсия в парк. Разноцветная ярмарка.
Практическая деятельность: проведение инструктажа.
Творческая работа: сочинение «Осень.. Очей очарованья».
2 раздел «Лес - верный друг человека»
Учёный-эколог Франко Тасси и его «10 заповедей друзей леса». Структура леса, типы. Сосновые, еловые, кедровые, лиственные леса. Тайга. «Лесные этажи». Экологическая ценность лесов. Разновидность деревьев в лесу.
Демонстрация: «10 заповедей друзей леса». Произведения писателей и поэтов на тему «Лес». Плакаты. Видеофильм «Тайны деревьев».
Экологическая экскурсия в лес.
Практическая деятельность: сбор материалов, шишек, коряги.
Исследовательская работа: «Шишки еловые, шишки сосновые». (Общие и различия).
Творческая деятельность: «В лесной мастерской» (поделки из природных материалов).
3 раздел «Лесные пожары»
Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов. Причины экологических проблем. Что зависит от каждого из нас.
Демонстрация: видеофильм «Лесные пожары».
Практическая деятельность: составление памятки «Как вести себя в лесу»
На страже природы (встреча с лесниками нашего села)
4 раздел «Наш край - край лесов и лесных богатств»
Что мы знаем о наших лесах? Лесные массивы. Флора и фауна наших лесов. Лесные богатства. Влияние лесного воздуха на человека. Экосистема леса. Пищевые цепи и сети. Почва леса.
Демонстрация: картина И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору». Тетрадь - альбом творческих работ детей, посвященных природе родного края. Творческая работа: составление кроссвордов на тему «В лесах наших…» (конкурс). Участие в конкурсах на экологические темы.
5 раздел «Достучаться до каждого сердца».
Закон об охране живой природы Республики Бурятия. Баргузинский заповедник (территория, его богатства). Разновидности живой природы, занесённые в Красную книгу.
6 раздел «Тихий уголок детства»
Родное село-Новая Брянь - тихий уголок детства. Наши луга и просторы. Творческие тетради детей (сборник стихотворений, сочинений, рассказов, посвященных родному селу).
Практическая деятельность: уборка территории школы. Проведение праздника «День птиц» (конкурс скворечников).
Поисковая работа по истории возникновения нашего села (опрос долгожителей деревни).
Творческая работа: сочинение «С чего начинается Родина?»
7 раздел «Зелёная аптека матери – природы»
Лекарственные растения нашей местности. Места произрастания лекарственных растений. Способы приготовления отваров при различных заболеваниях (при простуде, витаминный чай). Правила сбора лекарственных растений. Чудодейственный чай природный: мята, душица, зверобой, шиповник, цикорий, иван-чай и другие.
Демонстрации: Иллюстрации лекарственных растений и демонстрация засушенных лекарственных растений, собранных учащимися.
Экскурсия в лес. Сбор лекарственных трав.
Практическая деятельность: запись рецептов и изготовление отваров из лекарственных трав.
8 раздел «В здоровом теле - здоровый дух»
Что нужно для сохранения здоровья? Жизненные потребности человека. Пища и энергия. Витамины и их источники. Физический труд и отдых. Закаливание организма. Вредные привычки. Как устранить «вредных»…
Демонстрация: Видеоматериал «Витамины от слова «вита».
Культпоходы. Практическая деятельность: физкультминутки, динамические паузы. Подвижные игры.
Учебный план
№ | Наименование раздела | Кол-во часов | В том числе занятия | |
Теорети ческие | Практи ческие | |||
1 | Я - юный исследователь и следопыт | 3 | 1 | 2 |
2 | Лес - верный друг человека | 3 | 1 | 2 |
3 | Лесные пожары | 4 | 1 | 3 |
4 | Наш край - край лесов и лесных богатств | 4 | 3 | 1 |
5 | Достучаться до каждого сердца | 4 | 2 | 2 |
6 | Тихий уголок детства | 5 | 1 | 4 |
7 | Зелёная аптека матери - природы | 4 | 1 | 3 |
8 | В здоровом теле - здоровый дух | 7 | 3 | 4 |
| Итого: | 34 | 13 | 21 |
Календарно-тематическое планирование занятий (34 часа)
№ п/п | Раздел Тема занятия | Кол-во часов | Из них занятия | Дата | ||
Теорети ческие | Практи ческие | Экскурсии | ||||
| Я - юный исследователь и следопыт | 3 | 1 | 1 | 1 | |
1 | «Исследуем, проверяем, ищем и находим…» | 1 | 1 | |||
2 | Разноцветная ярмарка (экскурсия в осенний лес) | 1 | 1 | |||
3 | Творческая работа- сочинение «Осень…Очей очарованье». | 1 | 1 | |||
Лес - верный друг человека | 3 | 1 | 2 | |||
1 | «Лёгкие» нашей планеты | 1 | 1 | |||
2 | Шишки еловые, шишки сосновые (наблюдение и исследование). | 1 | 1 | |||
3 | Творим чудеса из природного материала своими руками | 1 | 1 | |||
Лесные пожары | 4 | 1 | 3 | |||
1 | Самое страшное – это пожар | 1 | 1 | |||
2 | Демонстрация: видеофильм «Лесные пожары». | 1 | 1 | |||
3 | Практическая деятельность: составление памятки «Как вести себя в лесу» | 1 | 1 | |||
4 | На страже природы (встреча с лесниками нашего села) | 1 | 1 | |||
Наш край – край лесов и лесных богатств | 4 | 3 | 1 | |||
1 | Что мы знаем о наших лесах? | 1 | 1 | |||
2 | Наш край – край лесных богатств. | 1 | 1 | |||
3 | Влияние лесного воздуха на человека. | 1 | 1 | |||
4 | Игра-КВН «Знаем ли мы свой лес»? | 1 | 1 | |||
Достучаться до каждого сердца. | 4 | 2 | 1 | 1 | ||
1 | Закон об охране живой природы Республики Бурятия. | 1 | 1 | |||
2 | Баргузинский заповедник (территория, его богатства). | 1 | 1 | 1 | ||
3 | Водичка, водичка, умой моё личико! (трудовой десант на реке Брянка) | 1 | 1 | |||
4 | Если хочешь жить долго - посади дерево | 1 | 1 | |||
Тихий уголок детства | 5 | 1 | 3 | 1 |
| |
1 | Родное село-Новая Брянь (история возникновения) | 1 | 1 |
| ||
2 | Достопримечательности нашего села. | 1 | 1 |
| ||
3 | Практическая деятельность: уборка территории школы | 1 | 1 | |||
4 | Проведение праздника «День птиц» | 1 | 1 |
| ||
5 | Сочинение на тему ««С чего начинается Родина?» | 1 | 1 | |||
«Зелёная аптека матери – природы» | 4 | 1 | 3 |
| ||
1 | Лекарственные растения нашей местности. Правила сбора лекарственных растений. | 1 | 1 | |||
2 | Экскурсия в лес с родителями. Сбор лекарственных трав. | 1 | 1 | |||
3 | Демонстрация засушенных собранных учащимися. | 1 | 1 | |||
4 | Чудодейственный природный чай из лекарственных растений. Запись рецептов. | 1 | 1 | |||
«В здоровом теле - здоровый дух» | 7 | 3 | 4 | |||
1 | Что нужно для сохранения здоровья? Жизненные потребности человека. | 1 | 1 | |||
2 | Солнце, воздух и вода (подвижные игры на свежем воздухе) | 1 | 1 | |||
3 | Витамины и их источники. Просмотр видеофильма «Витамины от слова «вита». | 1 | 1 | |||
4 | Конкурсная программа «Мама, папа, я – спортивная семья» | 1 | 1 | |||
5 | Вредные привычки. Как их устранить | 1 | 1 | |||
6 | «Бери рюкзак, пошли…»(культпоходы) | 2 | 2 | |||
Итого: | 34 | 13 | 21 |
Содержание программы для 4 класса
«Этот мир придуман не нами»
1 раздел «Вселенная и наша планета»
Что такое Галактика? Планеты, звезды, самые яркие звезды. Созвездия. Солнце и Солнечная система. Луна - спутник Земли. Лунный календарь (лунные фазы). Влияние лунного календаря на здоровье человека
Демонстрация: видеофильм «Наша Вселенная». Книга «Атлас Земли», «Только факты». (Ридерз Дайджест)
Практическая деятельность: наблюдение за Луной.
2 раздел «Земля - планета Солнечной системы»
Размеры Планеты Земля. Что внутри Земли? Строение Земли..День и ночь. Экология планеты земля.
3 раздел «И на север и на юг»
Стороны света: север, юг, восток, запад. Глобус, карта. Экватор. Полюсы. Определение сторон света по звёздам
Демонстрация: глобус, карты разного типа, компас. Практическая деятельность: «Если ты заблудился в лесу» (как можно ориентироваться на местности при отсутствии компаса). Составление схему карту своего края или села.
Исследовательская работа: «Исследуем ночное небо».
4 раздел «Воздушная подушка нашей планеты»
Атмосфера Земли. Слои атмосферы. Защитная способность атмосферы. Озоновой слой и влияние его на экологию нашей земли. Атмосферные явления - полярное сияние, радуга. Космическое пространство. Первые шаги в космосе. Человек в космосе. Притяжение земли. Наши космонавты. Если жизнь на Марсе. Фантастика и реальность.
Демонстрация: видеофильм «Человек в космосе». Альбом про космонавтов.
Практическая деятельность: Конкурс рисунков «Самая, самая…радуга».
5 раздел «У природы нет плохой погоды»
Смена времён года. Изменения в природе. Температура воздуха. Откуда берутся снег и дождь? Вода - наше богатство. Живая и мёртвая вода. Запас питьевой воды. Экология водных ресурсов. Гром и молния. Облака. Ветер и шкала Бофорта. Ураганы и торнадо. Как уберечься от бедствий?
Демонстрация: таблица смены времён года, термометр. Дневник наблюдений прогноза погоды. Телевизионный просмотр прогноза погоды.
Экскурсия: лыжный поход в зимний лес.
Практическая деятельность: творческая работа – сочинение по наблюдениям «Ах ты, Зимушка – зима!». Проведение акции «Птичья столовая».
6 раздел «Мы – земляне»
Земля - единственная планета во Вселенной, где существует жизнь. Происхождение жизни на Земле. Эволюция человечества. Наши предки. Современный человек. Происхождение рас. Народность и нация. Родной язык. Двуязычие.
Демонстрация: генеалогическое древо человека (таблица).
Практическая деятельность: работа по картам. Игра-КВН «Ребята, давайте жить дружно!»
7раздел «Я - сын своего народа»
Моя Республика – Бурятия. Гимн. Герб и Флаг. Мой народ. История бурятского народа. Культура и быт моих предков. Мой адрес – село Новая Брянь.
Демонстрация: карта Республики Бурятия, карта Заиграевского района. Символики Республики и района. Презентация
Экскурсия в этнографический музей города Улан-Удэ.
9 раздел «Моя фамилия-моя гордость»
Семья, члены семьи. Информация о родственниках. История происхождения имен и фамилий в вашей семье. Традиции семьи. Генеалогическое древо. Лента времени жизни.
Практическая деятельность: сбор информации обо всех родственниках, составление таблицы. Конкурс «Моя родословная».
Поисковая работа: «Тайны наших имён».
Учебный план
№ | Наименование раздела | Кол-во часов | В том числе занятия | |
Теоретические | Практические | |||
1 | Вселенная и наша планета | 3 | 2 | 1 |
2 | Земля - планета Солнечной системы | 4 | 4 | |
3 | И на север, и на юг | 4 | 1 | 3 |
4 | Воздушная подушка Земли | 6 | 4 | 2 |
5 | У природы нет плохой погоды | 5 | 1 | 4 |
6 | Мы - земляне | 4 | 2 | 2 |
8 | Я - сын своего народа | 2 | 1 | 1 |
9 | Моя фамилия - моя гордость! | 6 | 1 | 5 |
| Итого | 34 | 16 | 18 |
Календарно - тематическое планирование занятий (34 часа)
№ | Раздел Тема занятия | Кол-во | Из них занятия | Дата | ||
Теорети ческие | Практи ческие | Экскурсии | ||||
Вселенная и наша планета | 3 | 2 | 1 | |||
1 | Вводное занятие «…Да откроются тайны необъятного Мира! « Что за слово «вселенная»? Где край Земли? | 1 | 1 | |||
2 | Луна - спутник Земли. Солнечный и лунный календари. | 1 | 1 | |||
3 | Практическое занятие «Светит месяц, светит ясный». Наблюдение за ночным небом. Определение лунных фаз, новая и старая Луна | 1 | 1 | |||
Земля - планета Солнечной системы | 4 | 4 | ||||
1 | Глобус - макет планеты Земля. Краткое ознакомление с мифами о сотворении мира. | 1 | 1 | |||
2 | Солнечный круг, небо вокруг (просмотр видеофильма) | 1 | 1 | |||
3 | Размеры Планеты Земля. Что внутри Земли? Строение Земли. День и ночь. | 1 | 1 | |||
4 | Экология планеты Земля. | 1 | 1 | |||
И на север, и на юг… | 4 | 1 | 3 | |||
1 | Стороны света: север, юг, восток, запад. Глобус, карта. Экватор. | 1 | 1 | |||
2 | Полюсы. Определение сторон света по звёздам Демонстрация: карты разного типа | 1 | 1 | |||
3 | Практическое занятие. Составление карты своего края | 1 | 1 | |||
4 | Практическая деятельность: «Если ты заблудился в лесу» (как можно ориентироваться на местности при отсутствии компаса). | 1 | 1 | |||
«Воздушная подушка нашей планеты» | 6 | 4 | 2 | |||
1 | Атмосфера Земли. Атмосферные явления - полярное сияние, радуга. | 1 | 1 | |||
2 | Космическое пространство. Первые шаги в космосе. | 1 | 1 | |||
3 | Если жизнь на Марсе. Фантастика и реальность. | 1 | 1 | |||
4 | Человек в космосе. Наши космонавты. | 1 | 1 | |||
5 | Аппликация «Космос» | 1 | 1 | |||
6 | Демонстрация: видеофильм «Человек в космосе» | 1 | 1 | |||
У природы нет плохой погоды | 5 | 1 | 3 | 1 | ||
1 | У костра месяцев- братцев. (Смена времён года). Откуда что берётся? | 1 | 1 | |||
2 | Прогноз погоды на сегодня (практическое занятие) | 1 | 1 | |||
3 | Поисковая работа «Народные приметы о погоде». (Сравнение с приметами своего края) | 1 | 1 | |||
4 | Экскурсия: лыжный поход в зимний лес. Проведение акции «Птичья столовая» | 1 | 1 | |||
5 | Творческая работа-сочинение по наблюдениям «Ах ты, Зимушка-зима» | 1 | 1 | |||
Мы - земляне | 4 | 2 | 2 | |||
1 | Жизнь - это…это. Чудо! Происхождение жизни на земле | 1 | 1 | |||
2 | Наши предки. Демонстрация: генеалогическое древо человека (таблица). | 1 | 1 | |||
3 | Современный человек. Родной язык | 1 | 1 | |||
4 | Каждый человек имеет право….! (Интеллектуальная игра) | 1 | 1 | |||
Я - сын своего народа | 2 | 1 | 1 | |||
1 | Моя республика – Бурятия Презентация | 1 | 1 | |||
2 | Экскурсия в этнографический музей в Улан-Удэ | 1 | 1 | |||
Моя фамилия - моя гордость | 6 | 1 | 5 | |||
1 | Это моя семья. Презентация. | 2 | 2 | |||
2 | Традиции семьи | 1 | 1 | |||
3 | Поисковая работа «Что в имени твоём?» (история вашего имени) | 1 | 1 | |||
4 | Конкурс «Моя родословная» | 2 | 2 | |||
Итого: | 34 | 16 | 18 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Край, в котором я живу"
Программа кружка «Край, в котором я живу» разработана для учащихся начальной школы. Данная программа разработана на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся н...
Программа по внеурочной деятельности "Край, в котором я живу".
Программа по внеурочной деятельности на тему "Край ,в котором я живу"....
Программа по внеурочной деятельности "Край, в котором я живу".
Программа по внеурочной деятельности на тему "Край ,в котором я живу"....
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Край, в котором я живу"
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Край, в котором я живу" для учащихся 1-4 классов...
Программа внеурочной деятельности «Край в котором я живу»
Программа внеурочной деятельности «Край в котором я живу» тесно связана с учебным курсом «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова. ,составлена на основе авторской программы кружка « Краеведение» Гинаятуллиной Т...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КРАЙ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ» 1-2 класс
Рабочая программа курса «Край, в котором мы живем» для 1-2 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Край, в котором я живу»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Край, в котором я живу», социальное направление 3 класс...