Методы, формы и средства формирования познавательных УУД в процессе изучения растений
статья по окружающему миру (3 класс) на тему

Чехонина Ольга Александровна

 Возможность применения учителями начальной школы различных методов, форм и средств для формирования познавательных УУД

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы, формы и средства формирования познавательных УУД в процессе изучения растений

Рассмотрим содержание учебного материала, которое позволяет реализовать методику формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе изучения растений в предметном курсе «Окружающий мир».

Рассмотрим содержание учебного материала на сравнительном анализе УМК «Школа России» (автор учебников по «Окружающему миру» - А.А. Плешаков) и УМК «Школа 2100» (авторы учебников – А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин).

Программа курса «Окружающий мир» УМК «Школа России» (автор А.А. Плешаков)

Первичное ознакомление с растениями происходит на уроках во втором классе, в разделе «Природа» [15, с.24]. В контексте развития познавательных УУД автор ставит перед учащимися задачи:

- находить и анализировать связи между человеком и природой;

- проводить наблюдения и ставить опыты;

- измерять температуру воздуха, воды;

- определять объекты природы с помощью атласа-определителя;

- сравнивать и делить объекты природы на группы;

- рисовать экологические знаки.

Изучение растений начинается в подразделе «Какие бывают растения» [15, с.52]. В развитии познавательных УУД автором учебника выделяются следующие аспекты:

- выделять и сравнивать признаки групп растений;

- классифицировать растения по признакам.

В качестве основания для классификации А.А. Плешаков предлагает учащимся самостоятельно назвать размер растения, вид и толщину стеблей [15, с.56]:

Растения очень разнообразны. Среди них есть деревья, кустарники, травы. Определи по схеме, чем они различаются.

Рис.1.1. Иллюстративный материал к изучению видов растений

Рассмотрим предложенную авторами учебника схему для классификации растений:

Рис.1.2. Схема развития познавательных УУД в классификации растений

Источник: составлено автором на основе [15, с.56]

По итогам усвоения классификационных признаков младшим школьникам предлагается самостоятельно отнести к той или иной классификации растения на рисунке [15, с.57].

Для самостоятельной поисковой и познавательной деятельности учащимся предлагается выполнить задание в электронном приложении:

- Какие деревья, кустарники и травы своего края ты знаешь? [15, с.57].

- Подготовьте фоторассказ на тему «Красота растений» [15, с.58].

Изучение растений продолжается в курсе третьего класса, и изучение их предложено в разделах:

- Разнообразие растений;

- Солнце, растения и мы с вами;

- Размножение и развитие растений;

- Охрана растений.

Изучение разнообразия растений предлагается начать с использования собственных знаний и рисунка учебника [16, с.69]:

Используя свои знания и рисунок учебника, докажи, что растения очень разнообразны.

По рисункам также предлагается ознакомиться с царством растений (рисунок 2.3).

Рис.1.3. Многообразие царства растений

В рабочей тетради [18, с.39] предлагается соотнести название группы с изображением представителей того или иного класса на рисунке. Также, на странице 39, упр. 2 формулируется задание [18, с.39]:

- Запишите задание на классификацию растений для своих одноклассников.

Таким образом, подразумевается, что учащиеся могут самостоятельно формулировать познавательную цель и предвосхищать результаты своей деятельности (ответы одноклассников на поставленный вопрос). В рабочей тетради также выделяется множество заданий на развитие не только общеучебных, но и логических познавательных УУД: сравнение, классификацию, опознание объектов, подведение под понятие и пр.:

Используя информацию из текста учебника, закончите заполнение таблицы [18, с.40]

Группы растений

Число видов

Водоросли

100 000

Мхи

Папоротники

Хвойные

Цветковые

Подводить под понятие и классифицировать и опознавать объекты учащимся предлагается посредством практической работы по опознанию растений [18, с.40]:

А) в классе____________________________________________________

Б) в других помещениях школы __________________________________

В) возле школы _______________________________________________

В выявлении причинно-следственных связей особое значение имеет раздел «Солнце, растения и мы с вами» [16, с.74], в котором причинно-следственные связи и логическая цепочка, описывающая круговорот веществ и объектов в живой и неживой природе, представляется в виде схемы «Дыхание растений» и «Питание растений» [16, с.75]. По итогам изучения темы предлагается сравнить, в чем сходство и различие процессов дыхания и питания растений [16, с.76]. В рабочей тетради в рамках данной темы предлагается синтезировать свои знания и самостоятельно составить схему «Что дают растения животным и человеку» [18, с.44].

Тема «Размножение и развитие растений» также является достаточно благоприятной основой для развития логических УУД и формирования причинно-следственных связей, поскольку именно в ней этапность развития растений из семени изображена в виде логической связи, что подкреплено схематическим иллюстративным материалом учебника:

Рис.21.4. Этапы развития растений из семян

Богатый материал содержания рабочей тетради позволяет формировать:

- подведение под понятие:

Составь толковый словарик по теме «Опыление». Для этого укажи стрелками пояснения к словам [18, с.45]

- формирование причинно-следственных связей [18, с.46]:

Практическая работа «Изучаем способы распространения плодов»;

- классификации, обобщения, анализа и синтеза [18, с.46]:

Впишите в таблицу названия растений. Нарисуйте их плоды. Закрасьте кружки соответственно способу распространения: синий – ветром, красный – животными и человеком.

Программа курса «Окружающий мир» УМК «Школа 2100» (авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин)

Ознакомление с миром растений начинается в курсе 1 класса. Авторы учебника предлагают начать изучение растений, их особенностей и многообразия с самостоятельной познавательной деятельности – организации наблюдений за растениями в окружающей действительности, а далее – по рисункам [6, c.43]:

Почему листочки распустились только в правом сосуде?:

Рис.1.5. Иллюстрация к заданию наблюдению за растениями

В разделе §24 «Растения и животные» [6, c.50] на основе самостоятельных наблюдений, имеющихся знаний о мире растений и животных предлагается подобрать общее слово для каждой группы, при этом развиваются навыки анализа и синтеза:

Мох, ромашка, береза и сосна – это растения. Дождевой червь, рак, пчела, карась, лягушка, ящерица, воробей, заяц – животные.

Также по рисункам учащимся предлагается сформировать самостоятельный вывод, обобщая знания и предложенный материал:

Рис.1.6. Иллюстративный материал к выявлению общностей

Все растения и животные дышат, потребляют воду, питаются и растут, приносят потомство и умирают [6, с.50].

Работа над изучением растений продолжена в 3 классе, при этом носит более углубленный характер, чем в учебнике А.А. Плешакова, и подразумевает больший уровень активности и исследовательской поисковой активности. К примеру, задание на освоение понятия «опыление растений»:

На какой из этих цветков собирается сесть каждое насекомое? Покажи стрелкой их полет:

http://okrumir.ru/assets/images/content/730/2.jpg

Рис.1.7. Иллюстративный материал к заданию по опылению растений

Таким образом, предполагается, что учащийся сможет соотнести внешний вид растения и насекомого, чтобы установить соотношение между органами опыления растений и соответствующим внешним видом насекомого (наличие хоботка, вид крыльев и лапок).

При анализе учебника мы обнаружили и задания, которые направлены на развитие аналогии (их достаточно мало было в учебнике «Окружающий мир» А.А. Плешакова):

- какой орган работает как лифт? (стебель);

- какой орган выполняет основную работу растения (лист).

Также более усложненные задания для формирования анализа и синтеза:

- почему споры легкие и небольшие? (потому что в спорах нет запаса питательных веществ);

- объясни, почему не все водные растения – водоросли (воду освоили и многие цветковые растения);

- почему водоросли не имеют ни листьев, ни стеблей, ни корней? (потому что все тело водоросли окружено водой).

Таким образом, обобщая вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что в учебнике А.А. Плешакова и рабочих тетрадях к нему имеется достаточно большое многообразие заданий, направленных на формирование познавательных УУД общеучебного спектра (на поиск информации, выбор способов решения учебной задачи, структурирование знаний и т.д.). Задания по изучению растений преимущественно носят характер сравнения, опознания объектов, причинно-следственных связей, навыков анализа и синтеза. Учебник авторов А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин направлены также на развитие указанных навыков, но задания носят более сложный и углубленный характер, основываются на материале учебника и иллюстраций к нему, а также есть задания, направленные на развитие аналогий в представлении о жизни и деятельности растений в окружающем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект Использование интерактивных методов обучения как средства формирования познавательной активности учащихся начальных классов

Описанный опыт посвящен решению проблемы развития познавательной активности учащихся на первой ступени обучения. Автор предлагает перечень и описание интерактивных методов обучения. В работе обосновыв...

Педагогические условия формирования познавательной активности в процессе изучения математики.

Статья о педагогических условиях  формирования познавательной активности младших школьников в процессе изучения математики.Формирование познавательной активности младших школьников – одна из проб...

«Использование интерактивных методов обучения как средства формирования познавательной активности учащихся начальных классов на уроках и внеурочное время»

Данный материал представлен на МО начальной школы как фрагмент методичекой темы учителя. Это некоторые методы, которые учитель начальных классов может применять на уроках для эффективной работы с учащ...

Статья на тему: «Метод наблюдения как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира в условиях инклюзивной образовательной среды»

В начальной школе ученик должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования....

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену прио...

«Метод проектов как средство формирования познавательной компетенции обучающихся, развития их функциональной грамотности»

Реализация инновационных образовательных проектов, направленных на разработку и внедрение моделей социализации младших школьников, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам...