Педагогические условия формирования познавательной активности в процессе изучения математики.
статья (2 класс) на тему

Андрюшина Татьяна Владимировна

Статья о педагогических условиях  формирования познавательной активности младших школьников в процессе изучения математики.

Формирование познавательной активности младших школьников – одна из проблем,  актуальность, которой не уменьшается с течением времени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Т.В. Андрюшина

Педагогические условия  формирования познавательной активности в процессе изучения математики.

Формирование познавательной активности младших школьников – одна из проблем,  актуальность, которой не уменьшается с течением времени.

Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей формирования познавательной активности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, решением которой занимаются как ученые, так и учителя.

Знание психологической структуры познавательных процессов, законов их формирования необходимо для правильного выбора метода обучения и воспитания. Большой вклад в изучение и развитие познавательных процессов внесли и такие ученые, как: Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Л.С. Сахаров, А.Н. Соколов, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн и др.

По мнению А.М. Матюшкина понятие «познавательная активность» используется в тех случаях, когда помимо собственно интеллектуального имеется и ярко выраженный личностный аспект в виде потребностей как «внутренних источников активности». Поэтому познавательная активность «занимает в деятельности структурное место, близкое к уровню потребности. Это состояние готовности к познавательной деятельности» (М. И. Лисина). Отсюда ясно, что познавательной активности близко понятие любознательности, любопытства. В трудах М. И. Лисиной и ее сотрудников показано, что познавательная активность развивается в процессе взаимодействия как познавательной и коммуникативной, так и рефлексивной деятельности [2,с.50].

Познавательная активность, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и, прежде всего, в учении.

Познавательная деятельность - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательная активность становится основой положительного отношения к учению. Познавательная активность носит (поисковый характер). Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательная активность положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Познавательная активность - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно [1,с.96].

Вместе с тем наблюдается противоречие между необходимостью условий формирования познавательной активности в процессе изучения математики и недостаточной разработанностью данного вопроса в методике начального образования.  На наш взгляд, чтобы разрешить данное противоречие при организации формирования познавательной активности младших школьников на уроках математики необходимо соблюдать следующие условия:

- ребёнок должен осознавать связь с жизнью изучаемого  материала;

- в содержание включать элементы исторических знаний;

- ребёнок должен самостоятельно формулировать цель собственной работы;

- должны учитываться  индивидуальные особенности ребенка.

Формирование познавательного интереса у младших школьников - одна из определяющих линий деятельности учителя, а сформированность активности и самостоятельности учащихся - важнейший показатель плодотворности учения[3, 63].

Таким образом, учебный процесс, наполненный определенным содержанием учебных предметов, организующий деятельность учащихся, обладает значительными объективными возможностями стимулирования познавательного интереса.

Литература

1.  Лисина, М. И. Общение, личность и психология ребенка [Текст] / М. И. Лисина. - М., 1997.- С.96.

2. Матюшкин, А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности [Текст] / А. М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 1982. - №4. – С.50.

3. Смирнов, С.А. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности [Текст]: Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева и др.; Под. ред. С.А. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 512 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая работа по теме:"”Развитие познавательной активности учащихся на уроках математике”

Однажды известного физика Альберта Эйнштейна  спросили : “Как делаются открытия?”  Эйнштейн ответил:  “А так: все знают, что вот  этого нельзя. И вдруг появляется такой челов...

Распространение передового педагогического опыта на тему: «Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время»

Распространение передового педагогического опыта на тему: "Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время"...

Использование современных образовательных технологий в развитии познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время в условиях реализации ФГОС.

Предлагаемые образовательные технологии развития познавательной активности учащихся могут быть реализованы в современных условиях требований ФГОС ОНО...

«Развитие познавательного интереса в процессе изучения английского языка у младших школьников в условиях перехода на новые стандарты»

Сегодня выпускнику средней школы недостаточно владеть определенным объемом знаний, умений и навыков, у него должно быть сформировано умение самостоятельно добывать знания и оперировать ими. Современна...

Развитие познавательной активности обучающихся на уроках математики через использование дидактических игр

Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Дидактические игры позволяют установить преемственность межд...

Система работы по развитию у учащихся познавательных навыков в процессе изучения ими программы «Разговор о правильном питании»

Формирование у учащихся культуры здорового питания через курс внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании " для 1 - 4 классов...

Методы, формы и средства формирования познавательных УУД в процессе изучения растений

Возможность применения учителями начальной школы различных методов, форм и средств для формирования познавательных УУД...