Что изображают на картах
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

План местности составляют в крупном размере

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_izobr_.na_kartah.docx54.13 КБ

Предварительный просмотр:

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР                          

ТЕМА       ЧТО ИЗОБРАЖАЮТ НА КАРТАХ. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ
И ИСТОРИЧЕСКИЕ КАРТЫ. УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ КАРТ

Цели:

– сформировать представление о физической и исторической карте;

– показать отличие карты от плана;

– учить читать карту, показывать географические объекты;

– учить пользоваться условными знаками;

– воспитывать интерес к профессии картографа.

Оборудование: иллюстрации ( как выглядели старые карты); физическая карта России; исторические карты; план местности.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Задание № 23 (рабочая тетрадь, с. 19).

Учащиеся изменяют на планах длину здания школы и записывают масштаб: 1:5000,  или в 1 см 50 м; 1:20 000, или в 1 см 200 м.

– Определите ширину здания школы, пользуясь масштабом.

2. Чтение плана местности.

– Рассмотрите на доске план местности.

– На плане местности найдите масштаб, прочитайте его.

– Назовите предметы, изображенные на плане южнее, восточнее и западнее села.

– В каких направлениях течет река?

– Какие деревья растут в лесу в северной части плана?

– В каком направлении от села находятся сады?

– Чем занята территория к югу от города?

– В какой части плана находятся болотные участки?

– В каком направлении от села расположены поля?

– В каком направлении от города находится овраг? И т. д.

Задание. Начертить план местности так, чтобы с севера на нем была школа, окруженная фруктовым садом, с юга – болото, с востока – река с деревянным мостом, а с запада – грунтовая дорога.

III. Сообщение темы урока.

– Отгадайте загадку:

                Страны без людей,

                Города без домов,

                Леса без деревьев,

                Моря без воды.

                        (Географическая карта.)

– Сегодня на уроке познакомимся с географическими и историческими картами.

IV. Изучение нового материала.

1. Чем карта отличается от плана.

– План местности составляют в крупном масштабе: в 1 см – 50 м (это значит, что 1 см на плане соответствует 50 м на местности) или в 1 см – 100 м (это значит, что 1 см на плане соответствует 100 м на местности). На планах местности изображают: в городах – парки, площади, улицы, на реках – мосты, в лесу – даже отдельно стоящие деревья.

Как же изобразить большие пространства земной поверхности на плоскости (на листе бумаги)?

На картах расстояния уменьшены в сотни, тысячи раз и даже в миллионы. Карты составлены в мелком масштабе. Например, на стенной физической карте расстояния уменьшены в 5 миллионов раз. Ее масштаб: 1 см – 50 км, то есть 1 см на карте соответствует 50 км на местности. На карте в вашем учебнике 1 см соответствует 350 км (1 см – 350 км). При таком уменьшении невозможно показать не только площади, улицы, мосты, но и небольшие селения, малые реки, озера. Карта – это тоже чертеж местности, как и план. Только на карте изображена очень большая территория: целая область, страна или даже вся Земля. На карту наносят большие города, крупные реки и озера, горы.

Карта похожа на план: предметы на ней изображены условными знаками в уменьшенном виде. На карте менее точно, чем на плане, можно измерить расстояния, можно и ориентироваться, то есть определять взаимное положение нанесенных предметов по сторонам горизонта. Ориентируются на карте по линиям, нанесенным сверху вниз (это север – юг) и слева направо (это запад – восток). Водоемы на карте, как и на плане, наносят наносятся синим цветом (реки, озера, моря). А вот поверхность суши наносится иначе, чем на плане, окраской: зеленой, желтой и коричневой. Особыми условными знаками изображены города.

2. Карты старые и современные.

– Человек начал рисовать карты, когда даже еще не задумывался над тем, круглая Земля или плоская. На Камчатке, например, найден рисунок на кости, который, как полагают ученые, был одной из древнейших карт мира. Охотник-камчадал изобразил на ней путь к месту, богатому добычей. Глиняные таблички, изображавшие известный тогда мир, были найдены в раскопках в Месопотамии. Карте мира, в центре которой изображен город Вавилон, – три-четыре тысячи лет. В пещерах, где тысячи лет назад обитали люди, есть наскальные рисунки с окружающей местностью.

Были карты, которые изображали Средиземное море, прилегающие к нему части Азии, Африки и Европы, а на всем остальном пространстве, с внешней стороны окруженном Великим океаном, наносили надписи на латинском языке: «Терра инкогнита» – «неизведанная земля».

– Современные карты содержат только необходимые сведения. Существуют географические и исторические карты.

3. Что можно узнать по географической карте.

– Географическая карта – это условное изображение земной поверхности в определенном масштабе.

А что же обозначает слово «география»?

В древности люди не умели объяснять явления природы, а тем более связи между ними. Они не могли понять, почему растет трава, почему гремит гром и сверкает молния, почему Земля иногда вздыбливается землетрясениями. Поэтому люди придумали различных богов. Каждый из них управлял своим «царством»: горами, лесами, рощами или реками. Высшими считались божества земли, неба, океана, подземного царства.

Матерью всех богов признавалась богиня Земли. Древние греки дали ей имя Гея. Вот почему греческий ученый Эратосфен, приступив к изучению Земли (по-гречески «Гея»), дал своему занятию название «география». В этом слове имя богини Земли соединилось со словом «графо» – «пишу».

Науку, занимающуюся описанием Земли, называют география.

Далее учащиеся читают статью «Что можно узнать по географической карте» на с. 45–48 учебника.

После чтения учащиеся делают вывод:

у географической карты:

а) более мелкий масштаб;

б) красочное исполнение;

в) другие условные знаки;

г) параллели указывают направление запад – восток;

д) меридианы указывают направление север – юг.

– Как на карте показаны высота, глубина природных объектов? (Различными оттенками красок.)

– Как на карте показаны длина, ширина природных объектов? (С помощью масштаба.)

– Рассмотрите физическую карту России на с. 46–47 учебника.

– Найдите на карте линии, по которым ориентируются.

– Покажите на карте северные окраины, южные, западные и восточные.

– По территории нашей страны протекают крупные реки. Они нанесены на карте синим цветом. Чем шире полоска, тем крупнее река. Найдите на карте крупные реки: Волгу, Обь, Енисей. Отдельные синие пятна – это озера. Найдите озеро Байкал.

На карте цветом показана поверхность нашей страны. На западе преобладают зеленый и желтый цвет: это значит, что поверхность там равнинная. На юге и востоке преобладает коричневый цвет, там горы и возвышенности.

– Найдите на карте Уральские горы.

– Как обозначена государственная граница России? Покажите границы нашей страны, столицу России – Москву.

– Сравните старинную и современную карты Сибири на с. 45 и с. 46–47 учебника.

4. Что и как изображают на исторической карте.

– Что изучает история? (История изучает прошлое человечества.)

– Назовите основные задачи историков. (Восстановить даты исторических событий и мест, где они происходили.)

– Что должно быть отражено на исторической карте? (Места исторических событий и даты.)

– Необходим ли масштаб на исторической карте? (Нет.)

– Нужна ли окраска на ней?

– Отражает ли окраска рельеф местности? (Нет.)

– Что можно показать различной окраской на исторической карте? (Территорию государств.)

– Рассмотрите историческую карту на с. 50–51 учебника. Сравните условные знаки исторической карты и географической. (Условные знаки различны.)

– Выберите по три условных знака, которые вы считаете основными на географической и исторической картах.

Далее учитель проводит работу по исторической карте со следующими познавательными задачами.

– Какое историческое время отражает данная историческая карта?

– Что словами обозначено на данной исторической карте?

– Что можно узнать по цифрам? По их окраске?

– Что обозначают стрелками?

Обобщение знаний.

– Сравните план и карту. Что общего и чем отличаются?

– Сравните географическую и историческую карты.

V. Итог урока.

Учитель предлагает решить кроссворд «Ориентирование, план и карта».

Вопросы:

По горизонтали:

4. Какая сторона горизонта находится справа от полуденной тени?

7. Как называется умение находить север, юг, запад, восток?

По вертикали:

1. Как называется отношение, показывающее, во сколько раз уменьшены или увеличены предметы на карте?

2. С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду?

3. Как называется линия, ограничивающая видимую часть земной поверхности?

5. Какая сторона горизонта находится слева от полуденной тени?

6. Какую сторону горизонта можно найти с помощью тени в полдень?

Ответы:

По горизонтали: 4. Запад. 7. Ориентирование.

По вертикали. 1. Масштаб. 2. Компас. 3. Горизонт. 5. Восток. 6. Север.

– Чем карта отличается от плана?

– Какой масштаб крупнее: на плане или карте?

– На какой карте нет масштаба?– Как можно определить стороны горизонта на карте?– Покажите на карте ваш город. В каком направлении он находится по отношению к Москве?

– Что изображают на географической карте?– Что изображают на исторической карте?

Домашнее  задание:  рабочая  тетрадь  №  1 (с. 19, № 24, 25); учебник (с. 44–51).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира во 2 классе "Что изображают на карте"

Данный урок проводится во 2 классе по Образовательной программе "Школа 2100". На нем дети учатся различать географические объекты по различным оттенкам цвета на карте. Учащиеся знакомятся с ...

Тест "Что изображают на карте. Материки и океаны"

Тест подготовлен на основе материала учебника. 3 варианта....

Конспект урока 2 класс "Что изображено на карте"

Данный полный конспект урока составлен с учетом ФГОС...

Урок обобщение по теме: "Что изображают на глобусе и карте" ОС "Школа 2100", 2 класс

Презентация к уроку по теме" Что изображают на глобусе и карте"....

конспект урока "Что изображают на карте"

конспект урока по окружающему миру "Что изображают на карте"...

Технологическая карта урока: "Что изображено на карте?"

Цель урока – научить учащихся определять на глобусе и карте сушу и моря, высоты и глубины.Раздел программы: класс 2, раздел II: «Что изображают на карте и глобусе», УМК: «Школа – 2100». Мой урок являл...

Презентация. Что изображают на глобусе и карте

Презентация к уроку окружающего мира "Что изображают на глобусе и карте"...