Конспект учебного занятия по окружающему миру, 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Лазуренко Марина Павловна

Тема: Наука для жизни. растения в домашней аптечке.

Цель:  

Предметные результаты:

-сформировать знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком;

- продолжить знакомство со способами укрепления здоровья.

 

УУД

Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в учебниках, словарях, иллюстрациях и др. о целебных свойствах лекарственных растений и их частей. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Выполнять учебное задание в соответствии с целью, учебное действие в соответствии с планом.

Выполнять самопроверку учебного задания.

Коммуникативные: адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению. Строить понятное для партнёра речевое высказывание.

Личностные: осознавать необходимость бережного отношения к природе, а именно к лекарственным растениям.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

2 класс

Слайд 4

ромашка кора дуба липа

Слайд 7

Какую часть растения используют Показания к применению цветочные корзинки острое расстройство желудка; воспаление полости рта и горла; хронический насморк; отравления

Слайд 8

Какую часть растения используют Показания к применению кора лечение ожогов (примочки); лечение ангины (полоскание горла); остановка кровотечения (примочки)

Слайд 9

Какую часть растения используют Показания к применению Соцветие вместе с кроющими листьями лечение ожогов (примочки); лечение ангины (полоскание горла); остановка кровотечения (примочки)

Слайд 11

перевязочный материал; материалы для обработки ран, ожогов, остановки кровотечений; при простуде и гриппе; обезболивающие средства; помощь при проблемах с животом; при аллергии; прочее (градусник, ножницы…)

Слайд 14

http://www.avazun.ru/photoframes/&sort=&p=10 http://s59.radikal.ru/i163/0811/73/ad11fb505124.png



Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

Тема: Наука для жизни. растения в домашней аптечке.

Цель:  

Предметные результаты:

-сформировать знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком;

- продолжить знакомство со способами укрепления здоровья.

УУД

Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в учебниках, словарях, иллюстрациях и др. о целебных свойствах лекарственных растений и их частей. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Выполнять учебное задание в соответствии с целью, учебное действие в соответствии с планом.

Выполнять самопроверку учебного задания.

Коммуникативные: адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению. Строить понятное для партнёра речевое высказывание.

Личностные: осознавать необходимость бережного отношения к природе, а именно к лекарственным растениям.

Оборудование: учебник и рабочая тетрадь А.А.Плешакова и М.Ю Новицкой «Окружающий мир», компьютер, проектор, презентация к уроку, образцы лекарственных растений(гербарий), карточки для индивидуальной, групповой работы, вебкамера

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Самоопределение к деятельности

  • создаются условия для возникновения внутреннеё потребности включение в деятельность (хочу);
  • выделяется содержательная область (могу)

-Добрый день. Я рада нашей встрече. Сегодня я пришла по просьбе моей ученицы. Она передала Вам видео-обращение.

-Ребята, Вам знакомы лекарственные свойства ромашки, коры дуба, липы? Можете ли Вы с уверенностью сказать, какое из этих лекарственных растений может помочь Владе при простуде?

-Достаточно ли у нас знаний об этих растениях.

-Что необходимо для того, чтобы быть уверенным в своих рекомендациях и советах?

Просмотр ролика. (В домашней аптечки Влады: ромашка, кора дуба, липа. Что поможет ей в лечении простуды?)

Высказывание ребят.

Постановка учебной задачи.

 - этот этап связан с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.

-О чем пойдет речь на нашем уроке?

-На какой вопрос мы должны ответить в ходе нашего исследования?

- В чём трудность Влады, у которой есть аптечка и в ней лежат растения, но она не знает помогут ли они ей?

- Перед нами встает ещё один вопрос: что и как должно быть в домашней аптечке.

Растения в домашней аптечке

Какое из растений поможет при лечении простуды?

Не подписано от какого заболевания?

Введение в тему

Лекарственные растения были известны человеку с давних времён. Люди обращали внимание на то, что животные с жадностью поедали некоторые растения. И человек постепенно начал собирать эти травы и сушить. Занимаясь сбором плодов, кореньев и трав, человек пытался с их помощью избавиться от страданий, которые причиняли ему различные болезни. Люди передавали сведения о таких растениях из поколения в поколение, сочиняли про них легенды и мифы. Еще в больших городах, таких как Москва и Санкт Петербург разводили так называемые АПТЕКАРСКИЕ ОГОРОДЫ, где выращивали различные лек. растения, чтобы лечиться ими. Лекарственные растения получили название растения  ЗЕЛЕНОЙ АПТЕКИ. 

В 1706 году Петр I разбил аптекарский огород - попросту повелел выращивать там лекарственные растения для нужд армии.

Открытие знаний

- Чтобы разобрать во всех интересующих нас вопросах нужно приложить старания. Работать будем в группах, а для этого необходимо проявлять уважение. Каждая исследовательская группа будет работать по своему маршруту. Но все эти дороги приведут нас к решению поставленных нами задач.

Группы получают карточки с заданиями (приложение 1).

Самостоятельная работа в группах.

Приложение 1

Группа №1

Ребята!

Прочитайте научный текст (из Медицинской энциклопедии), рассмотрите иллюстрацию "Ромашка лекарственная". (Один ученик читает текст. Все внимательно слушают.) Свои наблюдения и новые знания запишите. Один представитель от группы представит Ваше исследование. Будьте внимательны!

(из Медицинской энциклопедии)

Ромашка лекарственная, или аптечная - однолетнее травянистое растение. Корень тонкий, стебель прямой или лежачий, высотой 20-50 см, чаще всего разветвленный. Листья очередные, дважды- или трижды рассеченные. Цветки собраны в небольшие корзинки на длинных ножках, образуют на верхушках стеблей зонтикообразные грозди. Краевые цветки корзинки - язычковые, белые, срединные - трубчатые, желтые. Цветет в мае-сентябре. Пахучее растение. 

Ромашка аптечная - одно из самых известных лекарственных растений. Растет на полях, огородах, около жилищ, на обочинах дорог.

Цветки ромашки широко используется в косметологии, в парфюмерной промышленности. На её основе делают кремы, лосьоны, шампуни и бальзамы. Особенно широко ромашка применяется при изготовлении продукции, предназначенной для детей.

Показания к применению ромашки лекарственной

  • Острое расстройство работы желудка.
  • Хронический гастрит.
  • Воспаление полости рта и горла.
  • Плохо заживающие раны.
  • Хронический насморк и др.

Ромашка

Ромашка - ______________________растение.

Цветы появляются _______________, а отцветают _________________________.

_____________растет на _______________стебельке.

У нее __________________________________ листья.

Сердцевинка - __________________, а по краям расположены _______________ лепестки.

Цветок ромашки будто _____________________.

Из этих цветочков ______________________________.

Ромашку используют ___________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

http://en.shram.kiev.ua/img/health/images/stories/travnik/image1/matricaria_chamomilla_l.jpg

Группа №2

Ребята!

Каждый из Вас прочитайте текст, каждый заполните таблицу. Сверьте заполненные таблицы между собой. Определите таблицу в которой на Ваш взгляд всё заполнено правильно. Обсудите кандидатуру того ученика, который будет представлять работу от группы.

Кора дуба

Поскольку для того, чтобы дуб вырос в почтенное дерево, требуются многие годы, поэтому дуб достаточно редко встречается в лесах в своем зрелом возрасте. Очень мало деревьев доживают до возраста, который насчитывал бы больше ста лет, а всему виной не чистые на руку браконьеры, которые охотятся за дорогим древесным материалом.

Истоки использования дубовой коры для лечения теряются в глубине веков, но исторические документы свидетельствуют, что отвары на основе коры дуба умели готовить еще в Древней Греции. 

Кора дуба для лечебных целей обычно заготавливается с молодых, которые не толще 10 см в диаметре, побегов. В это время кора тонкая, наружный слой у нее гладкий.

Что же касается научной медицины и применения в ней коры дуба, то тут она применяется в качестве вяжущего средства в виде такой лекарственной формы как слабый отвар. Таким отваром полоскают ротовую полость при  ангинах, а также воспалении слизистой оболочки гортани и глотки.

Также используют и крепкий  отвар дуба, а точнее коры дуба, для лечения ожогов. Дубовая кора также входит в состав и иных немаловажных лекарственных средств.

Также в лечении народными средствами кору дуба применяют достаточно широко для остановки кровотечений из ран в виде примочек.

 Наши предки называли дуб «хлебным деревом» потому что из желудей делали муку и пекли желудевый хлеб. Еще из желудей делали напиток. Дубовые листья использовали при засолке огурцов. В бане мылись с помощью веников из дубовых листьев.
Кору и листья дуба используют для лечения некоторых болезней.

Ф. И. ученика___________________________

Какую часть растения используют для приготовления лекарственного отвара

Для лечения каких заболеваний используют

Интересные факты

_________________

________________

_________________

_________________

_________________

________________

_________________

_________________

_________________

________________

_________________

Группа №3

Ребята!

В аптеке липовый цвет, кора дуба, ромашка продаётся в специальных упаковках. Познакомьтесь с тем, что на коробках  напечатано. Какую информацию о растении можно вычитать? Перечислите __________________________________________________

Можно ли использовать ЛИПОВЫЙ ЦВЕТ при лечении простуды? _________________

Опишите способ приготовления (липового цвета)

_____________________________________________________________________________

http://ekotravy.ru/images/cms/menu/lipovaya-nastoyka.jpeg

Группа № 4

Дорогие ребята! На страницах 28-29 вашего учебника представлены иллюстрации лекарственных растений. Перед Вами высушенные, измельчённые, готовые к употреблению некоторые из этих растений. Определи:

1.  Какие это растения?

2. Какие части этих растений (стебель, цветок, корень, лист, кора) используются в лечебных целях?

Группа № 5

Дорогие ребята! Перед вами интересное и важное задание. Вам предстоит ответить на вопрос: что должно быть в домашней аптечке?

Разгадайте кроссворд.

По горизонтали

2. Спиртовой раствор бриллиантовой зелени, употребляемый для смазывания ран?

3.Пушистая волокнистая масса из хлопка, употребляемая в медицине и в быту?

5. Кусок ткани в виде длинной ленты для лечебной повязки.

7. Прессованный лекарственный порошок.

8. Прибор, с помощью которого измеряют температуру тела.

По вертикали

1. Ткань, покрытая липкой лекарственной массой, прикладываемая к ранам.

3. Органические вещества различного состава, необходимые для жизнедеятельности человека и животных (А, В, С...)

4. Набор лекарственных средств для оказания первой помощи или несложного домашнего лечения.

6. Спиртовой раствор вещества тёмно-коричневого цвета, используемый для смазывания ран кожи.

Кроссворд

1п

2 з

е

л

е

н

к

а

а

т

а

и

п

с

т

т

и

н

т

а

б

л

е

т

к

а

ы

о

м

ч

р

а

д

у

с

н

и

к

к

ь

н

а

ы

Включение в систему знаний

Мастер-класс "Приготовление напитка из шиповника"

Под руководством учителя делают выводы.

Липа, кора дуба, ромашка могут помочь в лечении простуды.

- Чем ещё кроме лекарств можно лечить простуду? (малина, мёд)

-Итак, необходимо дома иметь аптечку для оказания первой помощи, необходимо подписывать применение лекарственных средств, хранить в недоступном для детей месте.

Наш северный край также богат лекарственными растениями. Предлагаю Вам темы для домашнего исследования:

1. Лекарственные растения Ямала.

2. Памятка "Что необходимо иметь в дорожной аптечке "

Представление результата работы групп.

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема "Введение. Царства живой природы"

Представлен план - конспект учебного занятия по окружающему миру по теме "Введение. царства живой природы", вкл. дидактические карточки...

План- конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема «Человек – часть живой природы»

Представлен подробный план- конспект учебного занятия по окружающему миру (3 класс). Тема «Человек – часть живой природы»...

План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема «Тела, вещества, частицы»

Представлен подробный план - конспект учебного занятия по окружающему миру (3 класс). Тема «Тела, вещества, частицы»...

План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема «Разнообразие веществ»

Предствален план конспект учебного занятия по окружающему миру (3 класс) на тему "Разнообразие веществ"...

Конспект учебного занятия по окружающему миру во 2 а классе «В сосновом лесу». УМК «Планета знаний»

Конспект учебного занятия  по окружающему миру  во 2 а  классе «В сосновом лесу».  УМК «Планета знаний»...

Конспект учебного занятия по окружающему миру " Страницы всемирной истории

Содержит подробный конспект учебного занятия в 4 классе....