Урок-исследование. Окружающий мир. УМК "Планета знаний". Тема: Вода и воздух. 1 класс
учебно-методический материал по окружающему миру (1 класс)
Предварительный просмотр:
Урок-исследование.
Окружающий мир. 1 класс.
Тема: Вода и воздух.
Цель:
1.Создать условия для ознакомления с правилами постановки опытов по выявлению свойств воды и воздуха.
2. Познакомить учащихся с наличием воды и воздуха в природе.
3. Формировать практические умения, необходимые для последующего обучения.
4. Воспитывать бережное отношение к воде.
5. Развивать наблюдательность и интерес к предмету.
Задачи: Раскрыть значение воды в жизни человека и необходимости бережного отношения к ней.
Вырабатывать умения анализировать и делать выводы.
Оборудование: для опытов: стаканы, трубочки для коктейля, сахарный песок, соль, вода, акварельные краски, чайные ложечки, лист бумаги, воздушный шар, рисунки капельки, солнышка, снежинки, облачка пара; карточки “охлаждение”, “нагревание”, замороженные льдинки, воздушные шарики, мыльные пузыри.
Ход урока
Планируемые результаты:
Определяют значение воды и воздуха в природе.
Самостоятельно делают простейшие опыты.
Овладевают чувством личной ответственности за свои поступки в мире.
Универсальные учебные действия: овладение умением устанавливать причинно-следственные связи.
Познавательные: различают методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, экспериментирование, органолептические методы исследования).
Логические: анализируют результаты опыта и делают выводы.
Коммуникативные: ведение диалога
Оборудование:
Интерактивный комплекс
Лабораторное оборудование
Лабораторный материал (лед, снег, водопроводная вода, соль, сахарный песок, акварельные краски, мыльные пузыри, воздушные шары)
- Организационный момент.
Сегодня у нас необычный урок. Нам предстоит выступать в роли исследователей и наблюдать за происходящим очень внимательно. Вы готовы? Тогда начинаем!
Отметьте погоду сегодняшнего дня. Выберите нужные карточки и расскажите, что изображено на них.
2.Введение в тему (актуализация знаний).
Отгадайте загадки:
Через нос проходить в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый и все же
Без него мы жить не можем.
- Что это? (Воздух)
Я и тучка и туман,
И ручей, и океан.
И летаю, и бегу
И стеклянной быть могу.
-А это что ребята? (Вода)
-Как вы думаете, почему я начала урок с этих загадок?
Дети: Это тема урока.
Прикрепляю тему к доске: ВОЗДУХ и ВОДА.
Поясните, пожалуйста, значение поговорки «Капля воды дороже золота» (слайд 3)
Основная часть урока.
- Целевая установка:
Ребята, вы что-то уже знаете о воде и воздухе?
Мы с вами постараемся эти знания упорядочить.
-Давайте раскрутим глобус. Какого цвета на нем больше? (слайд 2, 3)
-Землю омывают 4 океана (слайд 4) Покажем на глобусе океаны.
-3/4 вода, ¼ суша на планете Земля (слайд 5)
-Водные запасы Земли (слайд 6)
-вся ли вода пригодна для питья? (слайд 7)
--Только пресная вода (слайд 8)
4.Мобилизация знаний:
Что произошло бы в природе, если бы в ней совсем исчезла вода?
Дети: Где нет воды, там и нет жизни.
Учитель: Правильно, трава, деревья, животные не могут жить без воды. И человек без воды тоже погибнет.
-А как вы думаете, вода относится к живой или неживой природе, объясните почему? (Дети высказывают разные мнения. В обсуждении приходим к выводу, что вода относится к неживой природе, так как объекты живой природы должны уметь дышать, питаться, расти, размножаться и погибать. Вода этого не может.
-Только что мы с вами выяснили, что вода относится к неживой природе. А что еще вы можете сказать о воде?
(Высказывание детей)
-Давайте откроем учебник на стр.60 и посмотрим, где мы сталкиваемся с водой каждый день, где человек использует воду? (Слайд 9)
- Как нужно относиться к воде?
5. Работа с учебником.
Дети: (Вода есть в дожде, в снеге, в ручьях, человек готовит пищу, пьет воду, моется и т.д.)
Учитель: Так как вы думаете? Смог бы человек жить без воды?
Дети: Нет
Учитель: Правильно, более того: человек сам состоит более чем на 70 процентов из воды.
Конечно, человек не бутылка с водой. Вода представлена в нашем организме в виде крови, слюны, других жидкостей. Видите какой интересный объект –вода.
-Учитель: Вот небольшая подборка интересных фактов о воде.
Дети: (заранее подготовить)
- Горячая вода замерзает быстрее.
-Человек может обходиться без пищи 30 суток, а без воды меньше недели. А в неделе сколько дней?
-Вода- это простое и очень эффективное лекарство, всегда под руками. С ее помощью можно прогреть организм попарив ноги, сделать ингаляцию подышав парами над миской с горячей водой.
-Загрязненные подземные воды очищаются в течение нескольких тысячелетий.
Учитель: Вот видите, какой важный факт. Вода в природе очищается очень медленно от загрязнений, а тратим мы воду и загрязняем гораздо быстрее, чем она восстанавливается. Давайте сделаем вывод.
Дети: Воду надо беречь!
А теперь внимательно послушайте стихотворение.
Спросил на днях малыш – сосед
У струйки, льющейся из крана,
- Откуда ты?
Вода в ответ:
- Издалека, из океана!
Потом малыш гулял в лесу,
Росою искрилась поляна.
- Откуда ты? – спросил росу.
- Поверь, и я из океана!
- На поле лёг туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
- Откуда ты? Ты кто такой?
- И я, дружок, из океана!
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке, и в росинке –
Нам откликнется всегда
Океанская вода!
Учитель: Много интересного мы сегодня узнаем о воде. А теперь давайте будем изучать свойства воды, как настоящие ученые.
Для этого мне поможете вы, ребята, и ученый совет: Почемучка, Капелька, Льдинка, Ветерок, Вопросик.
6. Проведем опыт №1
-У вас на столах лежат замороженные кубики льда.
ЛЬДИ НКА, что происходит с ними? (Лед тает).
Ученица сливает жидкость из посуды со льдом.
-Из чего они?
-Что происходит с ними?
- Лед превращается в воду.
-Значит при низких температурах, вода находится в твердом виде, а в тепле – в жидкости.
-Если дома закипит чайник, что мы наблюдаем?
-Пар.
КАПЕЛЬКА строит схему:
Открытие: Вода имеет твердое, жидкое, газообразное состояние.
Опыт №2
-Посмотрите на стакан с водой.
-Что в стакане (Только вода)
Учитель отворачивается и незаметно кладет предмет.
-Что вы видите в стакане?
-Почему?
Открытие: Вода прозрачная.
Опыт №3
Я приглашаю помощника- ПОЧЕМУЧКИНА. Ребята, вы на столах повторяете то же самое!
-Берем два стакана с водой. Пробуем воду на вкус. Принюхиваемся.
-Насыпаем в один стакан соли, а в другой сахарного песка. Размешиваем.
-Что произошло? Куда они подевались?
Открытие: Вода растворяет вещества. Вода не имеет вкуса и запаха.
-Можем ли мы сказать, что соль и сахар исчезли совсем?
-Нет. Докажите. (Попробуем)
-Что получилось в стакане (Раствор)
-Продолжаем изучать воду.
Опыт №4
-На палочке у меня краска. ВОПРОСИК помогает учителю. Я опустила палочку в воду.
-Что произошло с палочкой?
-Она стала чистой.
-Что стало с водой?
-Поменяла цвет.
Открытие: Вода окрашивается.
На доске ребята поочередно выкладывают напечатанные заранее и разложенные на парты таблицы со свойствами воды!!!
7. Первичное закрепление
8. Игра «Найди лишнее слово» (Работа в группе)
Давайте повторим правила, работы в группе:
- Разговаривай тихо, так чтобы тебя слышали только члены твоей группы.
- Уважай мнение своего партнера, дай высказаться всем желающим.
- Не отвлекайся на посторонние действия.
- Принимай активное участие в работе группы, ее успех зависит от каждого участника.
-У вас на столах карточки со словами, найдите лишнее слово.
Соль, сахар, вода, горчица. (Вода не имеет вкуса)
Снег, радуга, лист растения, вода. (Вода не имеет цвета)
Вода, лимон, жареная картошка. (Вода не имеет запаха)
Учитель: Ребята, вы сегодня побыли учеными, исследователями. Вам удалось найти ответы на многие вопросы? Продолжаем урок.
- Физкультминутка.
“Ветер дует нам в лицо. (Машут руками)
Закачалось деревцо. (Руки на поясе. Наклоны туловища)
Ветер тише, тише, тише. (Приседают, опускают руки вниз)
Деревцо все выше, выше!” (Медленно поднимаются, машут руками над головой)
Учитель - Как возникает ветер?
10. Практическая работа по определению воздуха в окружающем нас пространстве.
Опыт №5.
Движение воздуха. Мне поможет ВЕТЕРОК
- Сложите из листка бумаги веер, помашите им. Что вы чувствуете?
Открытие: ветерок возникает потом, что веер толкает окружающий нас воздух.
/Дети проделывают опыт в разных местах классной комнаты и делают открытие/
Открытие: воздух находится везде.
- Движение воздуха в природе называют ветром.
Опыт №6.
Воздух в различных предметах (опыт проводит учитель).
- Положим в один стакан с водой кусочек сахара, в другой – кусочек кирпича, в третий – комочек почвы. Что мы наблюдаем?
Открытие: Пузырьки в воде – это воздух.
Опыт №7.
Опыт, показывающий принцип работы пипетки.
- Возьмите соломинку для коктейля и опустите её в стакан с водой. Закройте пальцем отверстие соломки, а вытащите её из воды, не снимая пальца. Затем снимите палец с отверстия соломки. Из неё появилась капля воды. Эту воду вытолкнул воздух, который был в соломке.
Опыт №8.
Опыт с воздушным шариком. Воздушный шарик бросим в воду. Почему шарик не тонет?
Открытие: Воздух легче воды.
Опыт №9.
Наполните рот воздухом. Сомкнув губы, нажмите на щеки пальцами. Что выходит? Воздух.
Воздух окружает нас повсюду. Дома, в классе, его нельзя увидеть. Чтобы почувствовать воздух, нужно привести его в движение. Воздух движется, когда дует ветер.
Опыт №10.
Держу в руке мандарин. Закрываю его книгой. Открываю и дети видят мандарин.
Открытие: Воздух бесцветен.
Опыт №11.
Докажем, что чистый воздух без запаха. Частицы пахучих веществ в столовой, в медпункте, в магазине смешиваются с частицами воздуха и мы ощущаем запах. Учитель раскрывает мандарин. Ему помогают ученые.
Открытие: Чистый воздух без запаха.
11. Итог урока.
- В каком состоянии встречается вода?
(Раздаются карточки) Соотнеси названия и картинки:
дождь | снег | пар |
роса | лёд | |
туман | град | |
иней |
- Что такое ветер?
- Что легче вода или воздух?
Еще раз это докажем с помощью мыльных пузырей. Выдуваем мыльные пузыри. Помогает в этом ученый совет: Почемучка, Капелька, Льдинка, Ветерок, Вопросик.
Что внутри мыльных пузырей? (Воздух)
12. Рефлексия.
Отметьте в листах самооценки важные для вас значения
- Я узнал…
- Я научился…
- Мне понравилось…
- Я затруднялся…
- Мое настроение…
Учитель: Спасибо, дети, за работу!
13. Домашнее задание.
Проделать опыт по замораживанию леденцов. Записать ход работы. Воспользоваться страницей учебника №63.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока - исследования по окружающему миру "Как человек использует свойства воды", 4 класс
Урок носит научно-исследовательский характер и проходит в форме игры. Учащиеся попадают в научную лабораторию, проводят опыты, исследуют свойства воды. Знакомятся с законами Архимеда. На протяжении вс...
Урок-исследование по окружающему миру по теме «Свойства воздуха»
Вид урока: урок-исследование.Тип урока: получение новых знаний.Цели урока:Познакомить учеников с составом воздуха, его свойствами.Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.Развивать умен...
Урок-исследование по окружающему миру во 2 классе по теме: ”Воздух. Свойства воздуха.”
Цель: на основе наблюдений выявить представления о воздухе; создать условия для формирования знаний о свойстве воздуха; развитие наблюдательности, мышления, творчески...
Урок-исследование по окружающему миру во 2-м классе по теме "Про воздух"
Урок-исследование...
урок-исследование по окружающему миру по теме "Вода"
урок-исследование по теме "Вода" проводится по любой образовательной системе. Задачи проекта- исследования: - познакомиться со свойствами воды - понаблюдать за изменением во...
Проверочная работа по окружающему миру на тему "Вода и воздух" 3 класс (ПНШ)
Проверочная работа по окружающему миру на тему "Вода и воздух" 3 клас (ПНШ)...