Урок-исследование по окружающему миру во 2-м классе по теме "Про воздух"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Маскайкина Ксения Владимировна

Урок-исследование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-исследование по окружающему миру во 2-м классе по теме "Про воздух"


Вид урока: урок-исследование.

Тип урока: получение новых знаний.

Цели урока:

  1. Познакомить учеников с составом воздуха, его свойствами.
  2. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
  3. Развивать умение исследовать свойства вещества экспериментальным способом.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Введение в тему.

Отгадайте загадку.

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый; и все же
Без него мы жить не можем.

Кроме Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов есть на свете еще один океан – самый большой из всех. И вы, каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаетесь» в нем. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, даже автобусы и машины день и ночь «купаются» в этом океане.

Океан этот не соленый, не пресный и к тому же без берегов и воды.

Словно огромные серебряные рыбы, проплывают по его просторам самолеты.

- Как вы думаете, о каком океане идет речь? (Воздух.)

(На экране тема урока.)

3. Сообщение темы и целей урока. (Постановка проблемы)

- Чем важен воздух всем обитателям Земли?

- А какой он, воздух, из чего состоит?

- Какую цель поставим перед собой на уроке? (Узнать, из чего состоит воздух, и чем он важен для всего живого.)

Давайте попробуем наметить план работы на урок.

  • Важность воздуха.
  • Свойства воздуха.
  • Состав воздуха.
  • Сделать вывод.

4. Изучение нового материала.

1) Выяснение первоначальных знаний учащихся о воздухе. Выдвижение гипотез.

- Что вы знаете о воздухе? (Свободные высказывания учащихся, не комментируются учителем, но возможны замечания и вопросы: «Это интересно...», «Ты думаешь, что прав?..», «Откуда ты это знаешь?».)

Сегодня мы подтвердим, или, наоборот, опровергнем все ваши знания по этой теме.

Итак, начнём. Представьте себе такую картину:

Стоял жаркий июльский день. Малыш лежал на стоге сена и вдыхал аромат нагретой травы. Вокруг стрекотали насекомые, в небе парил сокол.

- А как летают птицы? И самолёты? – спросил Малыш. - А что такое небо? Из чего оно?

Малыш глубоко вздохнул. Пахла нагретая на солнце трава, шуршали крылья бабочек, а небо было таким голубым и ярким, что малыш зажмурился и... заснул. Мальчику снилось, что он летит. Далеко внизу осталась лужайка. Рядом кружили птицы, а потом Малыш ничего уже не видел, он быстро летел к высоким облакам. И вот он уже на большом белом облаке. Там малыш увидел надпись: «Добро пожаловать в Лабораторию чудесных превращений Воздуха!»

- Итак, куда мы попали вместе с мальчиком?

- Кто работает в лаборатории? (Учёные.)

Вот и мы с вами будем сегодня учёными, которые изучают воздух. Вы разделились на 4 группы, и у нас получилось 4 лаборатории. Все свои наблюдения учёные записывают в научный дневник. (Обращаю внимание на листы наблюдений.)

В лаборатории всё было необычно.

Опыт 1.

Заглянем в первую лабораторию, на столе пробирка и банка с водой.

- Возьмите пробирку и посмотрите, что в ней? (Ничего нет.)

Что ж, давайте проверим, действительно ли там пусто. Возьмите пробирку и утопите её в банке с водой.( показываю как) Что вы видите? Из горлышка побежали пузырьки? А вы говорите, – «пусто». Так что за невидимка сидел в бутылочке, кого выдали пузырьки? (Воздух.)

- О каком свойстве воздуха мы только что узнали, кто догадался? (Бесцветен, прозрачен.)

Опыт 2.

Заглянем во второю лабораторию и попробуем ответить на вопрос: воздух имеет запах?

Давайте проверим. Закройте глаза. И не открывайте. Понюхайте воздух, сейчас чувствуете какой-нибудь запах?  Ученые откройте коробку и тихо выполните то, что там написано! ( на столе в коробке лежат мандарины, а сверху записка «Почистите мандарины». Дети чистят мандарины, запах распространяется…) А сейчас? Сделайте вывод. (Сам воздух не имеет запаха.)

Опыт 3. «Подуй в трубочку!»

Переходим в третью лабораторию.

У вас на столе стоят стаканчики с водой и трубочками. Подуйте в трубочку, не вынимая её из воды. Что увидели? (Воздух превращается в пузыри и поднимается на поверхность.)

- Какой вывод можно сделать? (Воздух легче воды.)

Опыт 4. «Надуй меня!»

С каким же свойством воздуха нас познакомят учёные в последней лаборатории?

Надуйте шарик. Закрутите. Итак, внутри шарика теперь находится воздух, который заполнил его объем. Чем больше раздувается шарик, тем больше в нём воздуха. Попробуйте его сжать. Легко ли сжимается шарик? Какой вывод можно сделать? (Воздух упругий.)

Отпустите шарик.

- Почему шарик улетел? (Его толкает воздух.)

- Действительно, воздух всегда находится в движении. Давайте определим, почему?

Опыт 5. «Опыт со спиралью».( Проводит учитель)

Но это ещё не всё! Я тоже сегодня выступлю в роли учёного и открою для вас несколько тайн.

- Что наблюдаете? (Спираль шевелится.)

- Кто может объяснить, почему? (Теплый воздух поднимается вверх, приводит в движение спираль.)

Этот эффект можно проверить в домашних условиях, когда мама на кухне готовит обед. Поднимите руки к потолку, и вы почувствуете, что там воздух гораздо теплее, чем около пола.

Итак, о каких свойствах воздуха мы узнали? (Прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, упруг, всегда находится в движении, горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.)

Физкультурная минутка.

Опыт 6.

Сейчас мы все вместе проведём ещё один опыт.

Попробуйте задержать дыхание и сосчитайте про себя. Какое время вы смогли обойтись без воздуха?

Без еды человек может обходиться несколько недель, без воды – несколько дней, а вот без воздуха – несколько минут. Воздух нужен людям, животным, растениям, чтобы дышать, а значит – жить.

Всего 200 лет назад учёные установили, что воздух – это смесь многих газов, которая выглядит приблизительно так: азота в воздухе больше всего, кислорода – поменьше, а углекислого газа – совсем мало.

- Как вы думаете, какой из газов воздухе самый важный? (Кислород – мы все дышим кислородом.)

Мы вдыхаем воздух, в котором есть кислород, а выдыхаем воздух уже без кислорода. Зато в нём становится намного больше углекислого газа, который для дыхания непригоден.

Опыт 7.

Смотрите, я зажигаю свечку. Горит? (Горит.)

А теперь закрываю её стаканом. 1,2,3... погасла. Почему?

Свеча ещё не догорела, но огня не может быть без кислорода.

Дышат люди, звери, птицы, и все выдыхают углекислый газ. Горит огонь – тоже забирает кислород. И углекислого газа становится всё больше и больше. Трубы заводов, фабрик, электростанций выпускают в воздух целые облака углекислого газа.

Всё живое задохнулось бы, если бы не растения. И дуб-великан, и травинка, и крохотные водоросли жадно ловят углекислый газ, он необходим растениям для питания. А возвращают в воздух кислород. Леса, луга, поля, парки, сады – все растения на Земле вместо углекислого газа дают нам живительный кислород. Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух. Но это на улице.

(Учебники стр. 39 работа по схеме.)

- А что происходит с воздухом у нас дома? Какой он у нас в квартире?

- Вспомните, что делает ваша мама, чтобы в квартире было всегда чисто?

В помещении нужно постоянно делать влажную уборку и убирать пыль. Пыль проникает в наши помещения через двери и окна, образуется в результате нашей деятельности. В пыли обнаружены болезнетворные грибки и бактерии, поэтому в доме необходима влажная уборка и пылесос.

5. Итог урока.

В зависимости от выдвинутых гипотез, делается вывод.

Мы узнали много интересного. А теперь можно отправляться домой и выполнить творческий отчет нашего путешествия.

На столах у вас листочки с текстом, необходимо содержание текста изобразить в виде рисунка.

Текст. Воздухом дышит все живое на Земле. Но вот что удивительно: кислородом дышат люди и животные, его сжигают самолеты и машины, не могут без него работать заводы и фабрики. Почему же его не становится меньше? Потому что на Земле есть зеленые растения. Они настоящая фабрика кислорода.

2) На столах у вас воздушные шарики. На них уже нарисованы глазки и носики. Вам осталось нарисовать выражение губ. С каким настроением вы уходите с урока? Равнодушное, грустное, веселое? (На доске показаны все 3 вида выражения лиц.)

На этом наш урок закончен. Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - исследование по окружающему миру "Комнатные растения". 2 класс.

Урок - исследование по окружающему миру во 2 классе по теме "Комнатные растения"....

Презентация к уроку окружающего мира по теме : "Как человек использует свойства воздуха."

Презентация к уроку окружающего мира по теме : "Как человек использует свойства воздуха." 3 класс....

Конспект урока-исследования по окружающему миру «Берегите воду» 2 класс

Осознать ценность питьевой воды и необходимость нести ответственность за её сохранение....

Урок по окружающему миру в 3-м классе "Воздух. Его охрана"

Цели:познакомить с составом и свойствами воздуха, познакомить с понятием "атмосфера";закреплять представления о газообразных веществах;формировать умение постановки проблемных вопросов;воспитывать кул...

Урок окружающего мира по теме "Как человек использует свойства воздуха"

Цель данного урока - познакомить учащихся в ходе исследовательской работы со свойствами воздуха используемыми людьми в своей деятельности. К конспекту урока прилагается презентация....

Урок- исследование по окружающему миру , тема " Скелет" 3 класс

Это урок открытия нового знания, при использовании метода исследования.Данный урок соответствует требованиям ФГОС, т.к.- ориентирован на  новые образовательные результаты - нацелен на формир...