Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" | 69.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Большегнеушевская средняя общеобразовательная школа»
Принята на заседании Утверждена:
педагогического совета Директор школы:__________ Т.В. Меринова
Протокол №_____ от________2016 г. Приказ №____ от _________2016г.
Рабочая программа
по окружающему миру
1-4 класс
Анохина Ольга Ивановна,
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
2016 г
Структура рабочей программы:
- Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса;
- Содержание учебного предмета;
- Календарно-тематическое планирование
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание учебного предмета « Окружающий мир»
1 класс
№п/п | Кол-во часов | Тема (Основное содержание) | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) |
1 | 1 | Введение Задавайте вопросы. Наша школа. Дорога от дома до школы. На школьном дворе. | Личностные: - самоопределение; - учебно-познавательная мотивация; - внутренняя позиция школьника; - смыслообразование Регулятивные: -знать основные правила поведения в окружающей среде, -применять установленные правила в планировании способа решения, -уметь действовать по плану, -самостоятельность и личная ответственность за свои поступки; -адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей. Познавательные: -использовать общие приемы решения задач; -ориентироваться в разнообразии способов решения задач; -самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем раз- личного характера: разбор конкретных школьных ситуаций. Коммуникативные: -ставить вопросы, используя слова-помощники: что? кто? как? откуда? куда? где? когда? почему? зачем? -Обращаться за помощью к учителю и напарнику, -формулировать свои затруднения, слушать собеседника, -адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих. |
2 | 22 | Что и кто? Наша родина – Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: герб, флаг, гимн. Президент РФ – глава государства. Москва – столица России. Россия - многонациональная страна. Родной край – частица России. Солнце – ближайшая к нам звезда. Камни, их разнообразие. Растения, их разнообразие. Животные и их разнообразие. Звезды и планеты. Земля -планета. Глобус как модель Земли. | Личностные: - самоопределение; - учебно-познавательная мотивация; - внутренняя позиция школьника; - смыслообразование Регулятивные: -формулировать и удерживать учебную задачу; -преобразовывать практическую задачу в познавательную; -выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, -предвосхищать результат, -устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные: -ставить и формулировать проблемы при помощи учителя; -узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета; -использовать знаково-символические средства, поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах. Коммуникативные: -строить монологическое высказывание, -слушать собеседника; -проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных за- дач; -формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности |
3 | 12 | Как, откуда и куда? Семья – самое близкое окружение человека. Имена и фамилии членов семьи. Водоемы, их использование человеком. Водоемы родного края. Вода. Состояния воды. Условия, необходимые для жизни растения. Роль животных в природе и жизни людей. | Личностные: - самоопределение; - учебно-познавательная мотивация; - внутренняя позиция школьника; - смыслообразование Регулятивные: -предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи, -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок; -ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, -выполнять учебные действия в материализованной форме. Познавательные: -ставить и формулировать проблемы, моделировать; -ориентироваться в разнообразии способов решения задач; -искать и выделять необходимую информацию из различных источников. Коммуникативные: -ставить вопросы, строить понятные для партнера высказывания; -формулировать собственное мнение и позицию, -строить монологическое высказывание. |
4 | 11 | Где и когда? Примеры явлений природы: смена времен года, смена времени суток. Холодные и жаркие районы. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Классный, школьный коллектив. | Личностные: - самоопределение; - учебно-познавательная мотивация; - внутренняя позиция школьника; - смыслообразование Регулятивные: -сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; -осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действий. Познавательные: -устанавливать причинно-следственные связи, -выполнять сбор информации, -строить рассуждения, анализировать информацию и передавать её. Коммуникативные: -формулировать собственное мнение и позицию; -осуществлять взаимный контроль, предлагать помощь и сотрудничество. |
5 | 20 | Почему и зачем? Солнце – источник света и тепла на Земле. Луна – естественный спутник Земли. Правила поведения на природе. Личная гигиена. Основы правильного питания. Общественный транспорт. Правила пользования транспортом. | Личностные: - самоопределение; - учебно-познавательная мотивация; - внутренняя позиция школьника; - смыслообразование Регулятивные: -предвосхищать результат; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; -преобразовывать практическую задачу в познавательную; -ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: -устанавливать причинно-следственные связи; -строить рассуждения; -интерпретировать информацию; -самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: -договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; -адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; -строить понятные для партнера высказывания, вести устный диалог. |
Всего 66 |
2 класс
№п/п | Кол-во часов | Тема (Основное содержание) | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
1. | 5 ч. | Где мы живём? Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города. Что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему. | Познавательные: - планирование учебного сотрудничества; - подведение под понятие; рассуждения, выбор основания для сравнения, аналогия; - постановка и формулирование проблемы; - применение методов информационного поиска; - смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; - самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Личностные: - самоопределение; - учебно-познавательная мотивация; - внутренняя позиция школьника; - смыслообразование Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи; - оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению); - прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением); Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение выражать свои мысли; - учёт разных мнений. |
2. | 20 ч. | Природа Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения. Какие бывают животные: насекомые рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные. Сезонные изменения в природе (осенние явления). Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Отрицательное влияние людей на растения и животных: сбор букетов, обламывание ветвей; вырубка лесов, вылов красивых насекомых; неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников. Охрана растений и животных своего края. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными. Меры их охраны. Правила поведения в природе. | Познавательные: - планирование учебного сотрудничества; - подведение под понятие; - использование знаково-символических средств, моделирование; - построение логической цепи рассуждения: анализ, синтез, сравнение, выбор основания для сравнения, аналогия; - постановка и формулирование проблемы; - умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результата деятельности; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; - выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий; - самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Личностные: - самоопределение; - учебно-познавательная мотивация; - внутренняя позиция школьника; - смыслообразование Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи; - планирование; - коррекция (оценивание качества и уровня усвоения). Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение выражать свои мысли; - учёт разных мнений; Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - управление поведением партнёра. |
3. | 9 ч. | Жизнь города и села Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский. Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах. Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке. Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины посёлка. Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры, их охрана. Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования. Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу. | Познавательные: - планирование учебного сотрудничества; - подведение под понятие; - использование знаково-символических средств, моделирование; - построение логической цепи рассуждения: анализ, синтез, сравнение, выбор основания для сравнения, аналогия; - постановка и формулирование проблемы; - умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результата деятельности; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; - самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Личностные: - самоопределение; - учебно-познавательная мотивация; - внутренняя позиция школьника; - смыслообразование Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи; - планирование; - волевая саморегуляция: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению); - прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением); - контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном; - коррекция (оценивание качества и уровня усвоения). Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение выражать свои мысли; - учёт разных мнений; Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - управление поведением партнёра. |
4. | 9 ч. | Здоровье и безопасность Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение. Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог). Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Съедобные несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми. Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе. | Познавательные: - планирование учебного сотрудничества; - подведение под понятие; - использование знаково-символических средств, моделирование; - построение логической цепи рассуждения: анализ, синтез, сравнение, выбор основания для сравнения, аналогия; - постановка и формулирование проблемы; - умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результата деятельности; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; - самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Личностные: - самоопределение; - учебно-познавательная мотивация; - внутренняя позиция школьника; - смыслообразование Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи; - планирование; - волевая саморегуляция: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению); - прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением); - контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном; - коррекция (оценивание качества и уровня усвоения). Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение выражать свои мысли; - учёт разных мнений; Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - управление поведением партнёра |
5. | 7 ч. | Общение Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте). | Познавательные: - планирование учебного сотрудничества; - подведение под понятие; - использование знаково-символических средств, моделирование; - построение логической цепи рассуждения: анализ, синтез, сравнение, выбор основания для сравнения, аналогия; - постановка и формулирование проблемы; - умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результата деятельности; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; - выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий; - поиск и выделение необходимой информации; - применение методов информационного поиска; - смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; - самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Личностные: - самоопределение; - учебно-познавательная мотивация; - внутренняя позиция школьника; - смыслообразование Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи; - планирование; - волевая саморегуляция: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению); - прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением); - контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном; - коррекция (оценивание качества и уровня усвоения). Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение выражать свои мысли; - учёт разных мнений; Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - управление поведением партнёра |
6. | 18 ч. Всего 68 | Путешествия Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток). Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности. Знакомство с другими городами нашей страны. Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля – общий дом всех людей. | Познавательные: - планирование учебного сотрудничества; - подведение под понятие; - использование знаково-символических средств, моделирование; - построение логической цепи рассуждения: анализ, синтез, сравнение, выбор основания для сравнения, аналогия; - постановка и формулирование проблемы; - умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результата деятельности; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; - выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий; - поиск и выделение необходимой информации; - применение методов информационного поиска; - смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; - самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Личностные: - самоопределение; - учебно-познавательная мотивация; - внутренняя позиция школьника; - смыслообразование Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи; - планирование; - волевая саморегуляция: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению); - прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением); - контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном; - коррекция (оценивание качества и уровня усвоения). Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение выражать свои мысли; - учёт разных мнений; Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - управление поведением партнёра. |
3 класс
№п/п | Кол-во часов | Тема (Основное содержание) | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
1 | 7 | Как устроен мир. Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными. Роль природы в жизни людей. Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира. Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество. Мир глазами эколога. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы. | Познавательные: -определять место человека в мире; -характеризовать семью, народ, государство как части общества; -описывать по фотографиям достопримечательности разных стран. Коммуникативные: -принимать и сохранять целевые установки урока; овладевать логическими действиями сравнения (сопоставлять формы правления в государствах мира), анализа (анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации), построения рассуждений (рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире); -взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебных заданий; -формулировать выводы из изученного материала; осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке. Личностные: -осознавать ценность каждого человека в обществе; -проявлять интерес и уважение к жизни разных народов, стран, к государственному устройству своей страны. |
2 | 19 | Эта удивительная природа. Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений. Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы. Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений. Группы животных. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных. Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов. Представление о круговороте жизни и его звеньях. Роль почвы в круговороте жизни. | Познавательные: -различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества; -проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование; -исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе; -классифицировать объекты живой природы; -пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов; -обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе; -приводить примеры растений и животных из Красной книги России; -использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе; Коммуникативные: -принимать и сохранять целевые установки урока; -доказывать то или иное положение; -анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; -сравнивать объекты природы по известным признакам; -использовать знаково-символические средства при выполнении заданий рабочей тетради; -взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий; -выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; -планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры); -планировать свои действия в течение урока; Личностные: -осознавать разностороннюю значимость природы в своей жизни; -целостный взгляд на мир в единстве природы через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире. |
3 | 10 | Мы и наше здоровье. Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании. Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания. Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья. | Познавательные: -знать, чем человек отличается от других живых существ; -различать внешность человека и его внутренний мир; -наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; -перечислять ступеньки познания человеком окружающего (восприятие, память, мышление, воображение). Коммуникативные: -принимать и сохранять целевые установки урока; -извлекать из иллюстраций и текста учебника необходимую информацию; -моделировать ступеньки познания, размещая на доске соответствующие таблички; -анализировать проявления внутреннего мира человека; -взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебных заданий; -формулировать выводы из изученного материала. Личностные: -осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры; -установка на безопасный, здоровый образ жизни. |
4 | 8 | Наша безопасность. Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа. Правила и безопасность дорожного движения. Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы. Ядовитые растения и грибы. Опасные животные. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества. | Познавательные: -правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа; -соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям; -понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её; -соблюдать правила безопасного поведения в природе; -понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности. Коммуникативные: -понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем; -сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока); -выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
-фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке ; -включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов с учителем и сверстниками; -формулировать ответы на вопросы; -высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока; Личностные: -установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях, правил экологической безопасности в повседневной жизни; |
5 | 12 | Чему учит экономика. Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги. Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Охрана подземных богатств. Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли. Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке. | Познавательные: -раскрывать роль экономики в нашей жизни; -осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам; -различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними; -понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран; -объяснять, что такое государственный бюджет; -понимать, как ведётся хозяйство семьи; -обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы; Коммуникативные: -сохранять учебную задачу урока; -выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; -осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; -продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов всех его участников. Личностные: -способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; -доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности; -мотивация к творческому труду, работе на результат. |
6 | 12 | Путешествие по городам и странам. Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи. Страны зарубежной Европы. Достопримечательности, знаменитые люди разных стран. Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран. Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека. | Познавательные: -рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников; -приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами; -использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе. Коммуникативные: -сохранять учебную задачу урока; -выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; -оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем; -соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом; -контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил. Личностные: -овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру; -проявление чувства гордости за свою Родину; -целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур; -уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле. |
Всего 68 |
4 класс
№п/п | Кол-во часов | Тема (Основное содержание) | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
1 | 8 | Земля и человечество Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Луна –естественный спутник Земли, причины смены дня и ночи и времён года. Глобус как модель Земли. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба). Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Что изучает география. Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Счёт лет в истории, исторические карты | -Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. -Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). -Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. -Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите. -Различать правильные и неправильные формы поведения в природе. -Оценивать личную роль в охране воды, воздуха, полезных ископаемых, экосистем, растительного и животного мира. -Характеризовать особенности звёзд и планет на примере Солнца и Земли. -Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны; находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков. -Сравнивать и различать день и ночь, времена года. -Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года. -Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы |
2 | 10 | Природа России Россия на карте. Неживая и живая природа. Формы земной поверхности. Моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни Экологические проблемы Роль растений в природе и жизни людей. Понимание связи неживой и живой природы. Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы. Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны. | -Различать разные формы земной поверхности (на примере своей местности). -Находить на физической карте России равнины и горы и определять их названия. -Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина. -Сравнивать и различать разные формы водоемов. -Находить на физической карте России разные водоёмы и определять их названия. -Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоёмы своей местности. -Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон. -Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о природных зонах и обсуждать полученные сведения. -Оценивать уровень своего интереса к изученным темам. Объяснять влияние человека на природу изучаемых природных зон. -Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. -Формулировать учебную проблему совместно с учителем. -Формировать умение слушать и вступать в диалог. |
3 | 11 | Родной край – часть большой страны Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности. Особенности поверхности (на основе наблюдений). Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте). Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика), охрана, изменение водоёмов в результате деятельности человека. Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения. Свойства полезных ископаемых, способы добычи, охрана недр. Растения и животные, их разнообразие. Правила поведения в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края) экологические связи в сообществах. | -Оценивать степень участия членов своей семьи в истории и вклад в культуру родного края. -Осмысливать значение понятий: малая родина, Родина, Отечество, Отчизна. -Находить на карте России родной регион. -Подготавливать в группе рассказ по результатам экскурсии в краеведческий музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного края (при наличии условий), к местам исторических событий и памятникам истории и культуры, к святыням родного региона. -Обмениваться сведениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о прошлом родного края, известных людях, об обычаях, религиозных и светских праздниках народов, населяющих край. -Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе. -Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника, дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. -Анализировать иллюстративный материал, сопоставляя его со словесным описанием. -Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие |
4 | 5 | Страницы Всемирной истории Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира, периодизация истории. Древний мир, древнейшие сооружения. О чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Выдающиеся люди разных эпох. Достижения науки и техники, осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете. | -Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). -Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). -Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. -Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. -Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). -Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
5 | 17 | Страницы истории России История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва – столица России. Выдающиеся люди разных эпох. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Охрана памятников истории и культуры. Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Культура, быт и нравы страны XIII- XV веке. Николай II – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России. Государственные праздники (День Победы). Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник. Героизм и патриотизм народа. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир». | -Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. -Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. -Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. -Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. -Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. -Пересказывать своими словами части текста учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать полученные сведения. -Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения о прошлом нашего государства. |
6 | 16 | Современная Россия Человек – член общества. Россия (Российская Федерация) – наша Родина. Государственные праздники (День Конституции). Всенародные праздники, отмечаемые в России. Человек – член общества. Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна. Города России. Москва – столица России. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Россия на карте (границы, города, места изученных исторических событий). Охрана памятников истории и культуры | -Объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов. -Объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество. -В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. -Подготавливать небольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов России на основе дополнительной информации. -Подбирать к своему сообщению иллюстрации, видеокадры. -Объяснять символический смысл основных изображений Государственного герба России, узнавать его среди гербов других стран. -Описывать элементы герба Москвы. -Прослушивать, декламировать (петь) гимн РФ. -Обмениваться сведениями о родной стране, полученными из источников массовой информации. Собирать материал на основании бесед с родными о праздничных днях России и родного города. Проявлять уважение к праздникам, связанным с религиозными верованиями. -Участвовать в праздновании Дня города (села). -Оценивать своих земляков, соотечественников в сохранение российского историко-культурного наследия. -Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. -Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. -Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать. |
Всего 68 |
Календарно- тематическое планирование
по окружающему миру 3 класс
№ п/п | Кол- во часов | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | |
Как устроен мир (7 ч.) | |||||
1 | 1 | Природа. Ценность природы для людей | |||
2 | 1 | Человек. | |||
3 | 1 | Наши проекты: «Богатства, отданные людям». | |||
4 | 1 | Общество. | |||
5 | 1 | Что такое экология. | |||
6 | 1 | Природа в опасности! Охрана природы. | |||
7 | 1 | Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа. | |||
Эта удивительная природа.( 19 часов) | |||||
8 | 1 | Тела, вещества, частицы. | |||
9 | 1 | Разнообразие веществ | |||
10 | 1 | Воздух и его охрана. | |||
11 | 1 | Вода. | |||
12 | 1 | Превращения и круговорот воды. | |||
13 | 1 | Берегите воду! | |||
14 | 1 | Что такое почва. | |||
15 | 1 | Разнообразие растений. | |||
16 | 1 | Солнце, растения и мы с вами. | |||
17 | 1 | Размножение и развитие растений. | |||
18 | 1 | Охрана растений. | |||
19 | 1 | Разнообразие животных. | |||
20 | 1 | Кто что ест. | |||
21 | 1 | Наши проекты: «Разнообразие природы родного края». | |||
22 | 1 | Размножение и развитие животных. | |||
23 | 1 | Охрана животных. | |||
24 | 1 | В царстве грибов. | |||
25 | 1 | Великий круговорот жизни. | |||
26 | 1 | Обобщение знаний по теме: «Эта удивительная природа». Проверочная работа. | |||
Мы и наше здоровье ( 10 ч) | |||||
27 | 1 | Организм человека. | |||
28 | 1 | Органы чувств. | |||
29 | 1 | Надёжная защита организма. | |||
30 | 1 | Опора тела и движение. | |||
31 | 1 | Наше питание. | |||
32 | 1 | Наши проекты: «Школа кулинаров». | |||
33 | 1 | Дыхание и кровообращение. | |||
34 | 1 | Умей предупреждать болезни. | |||
35 | 1 | Здоровый образ жизни. | |||
36 | 1 | Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». | |||
Наша безопасность( 8 ч) | |||||
37 | 1 | Огонь, вода и газ. | |||
38 | 1 | Чтобы путь был счастливым. | |||
39 | 1 | Дорожные знаки. | |||
40 | 1 | Наши проекты: «Кто нас защищает». | |||
41 | 1 | Опасные места. | |||
42 | 1 | Природа и наша безопасность. | |||
43 | 1 | Резерв Экологическая безопасность. | |||
44 | 1 | Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа. | |||
Чему учит экономика ( 12 ч) | |||||
45 | 1 | Для чего нужна экономика. | |||
46 | 1 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | |||
47 | 1 | Полезные ископаемые | |||
48 | 1 | Растениеводство. | |||
49 | 1 | Животноводство. | |||
50 | 1 | Какая бывает промышленность. | |||
51 | 1 | Наши проекты: «Экономика родного края». | |||
52 | 1 | Что такое деньги. | |||
53 | 1 | Государственный бюджет. | |||
54 | 1 | Семейный бюджет. | |||
55 | 1 | Экономика и экология. | |||
56 | 1 | Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа. | |||
Путешествие по городам и странам ( 12 ч) | |||||
57-59 | 3 | Золотое кольцо России. | |||
60 | 1 | Наши проекты: «Музей путешествий» | |||
61 | 1 | Наши ближайшие соседи. | |||
62 | 1 | На севере Европы. | |||
63 | 1 | Что такое Бенилюкс. | |||
64 | 1 | В центре Европы. | |||
65 | 1 | По Франции и Великобритании. | |||
66 | 1 | На юге Европы. | |||
67 | 1 | По знаменитым местам мира. | |||
68 | 1 | Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа. |
Итого: 68 часов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс
Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...
Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 1 класс
Рабочая программапо окружающему мируУМК «Школа России» 1 класс. Календарно-тематическое планирование...