Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Анохина Ольга Ивановна

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большегнеушевская средняя общеобразовательная школа»

 Принята на заседании                                               Утверждена:

 педагогического совета                                          Директор школы:__________ Т.В. Меринова

 Протокол №_____ от________2016 г.                  Приказ №____ от _________2016г.

        

Рабочая программа

по окружающему миру

1-4 класс

Анохина Ольга Ивановна,

учитель начальных классов,

первая  квалификационная категория

                                                                 

2016 г

             

      Структура    рабочей программы:

  1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса;
  2. Содержание учебного предмета;
  3. Календарно-тематическое планирование

Планируемые предметные результаты освоения учебного  предмета «Окружающий мир»

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.


Содержание учебного предмета « Окружающий мир»

1 класс

№п/п

Кол-во

часов

Тема (Основное содержание)

Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий)

1

1

Введение

Задавайте вопросы. Наша

школа. Дорога от дома до

школы. На школьном дворе.

Личностные:

- самоопределение;

- учебно-познавательная мотивация;

- внутренняя позиция школьника;

- смыслообразование

Регулятивные:

-знать основные правила

поведения в окружающей среде,

-применять установленные правила в планировании способа  решения,

-уметь действовать по плану,

-самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;

-адекватно воспринимать предложения

учителей, товарищей, родителей.

Познавательные: 

-использовать общие приемы решения задач;

-ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

-самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем раз-

личного характера: разбор конкретных

школьных ситуаций.

Коммуникативные:

-ставить вопросы, используя слова-помощники: что? кто? как? откуда? куда? где? когда? почему? зачем?

-Обращаться за помощью к учителю и напарнику,

-формулировать свои затруднения, слушать собеседника,

-адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих.

2

22

Что и кто?

Наша родина – Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: герб, флаг, гимн.

Президент РФ – глава государства. Москва – столица

России. Россия - многонациональная страна. Родной край – частица России.

Солнце – ближайшая к нам

звезда. Камни, их разнообразие. Растения, их разнообразие. Животные и их разнообразие. Звезды и планеты. Земля -планета. Глобус как модель Земли.

Личностные:

- самоопределение;

- учебно-познавательная мотивация;

- внутренняя позиция школьника;

- смыслообразование

Регулятивные:

-формулировать и удерживать учебную

задачу;

-преобразовывать практическую

задачу в познавательную;

-выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

-предвосхищать результат,

-устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Познавательные:

-ставить и формулировать проблемы при помощи учителя;

-узнавать, называть и определять объекты

и явления окружающей действительности

в соответствии с содержанием учебного

предмета;

-использовать знаково-символические средства, поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах.

Коммуникативные: 

-строить монологическое высказывание,

-слушать собеседника;

-проявлять активность для решения

коммуникативных и познавательных за-

дач;

-формулировать собственное мнение

и позицию;

-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

3

12

Как, откуда и куда?

Семья – самое близкое

окружение человека. Имена

и фамилии членов семьи.

Водоемы, их использование

человеком.

Водоемы родного края.

Вода. Состояния воды.

Условия, необходимые для

жизни растения.

Роль животных в природе и жизни людей.

Личностные:

- самоопределение;

- учебно-познавательная мотивация;

- внутренняя позиция школьника;

- смыслообразование

Регулятивные: 

-предвидеть возможности

получения конкретного результата при

решении задачи,

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок;

-ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем,

-выполнять учебные действия в материализованной форме.

Познавательные: 

-ставить и формулировать проблемы, моделировать;

-ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

-искать и выделять необходимую информацию из различных источников.

Коммуникативные: 

-ставить вопросы, строить понятные для партнера высказывания;

-формулировать собственное мнение и позицию,

-строить монологическое высказывание.

4

11

Где и когда?

Примеры явлений природы:

смена времен года, смена

времени суток. Холодные и

жаркие районы.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Классный, школьный коллектив.

Личностные:

- самоопределение;

- учебно-познавательная мотивация;

- внутренняя позиция школьника;

- смыслообразование

Регулятивные: 

-сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

-осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действий.

Познавательные: 

-устанавливать причинно-следственные связи,

-выполнять сбор информации,

-строить рассуждения, анализировать информацию и передавать её.

Коммуникативные:

-формулировать собственное мнение и позицию;

-осуществлять взаимный контроль, предлагать помощь и сотрудничество.

5

20

Почему и зачем?

Солнце – источник света и

тепла на Земле. Луна –

естественный спутник Земли.

Правила поведения на природе.

Личная гигиена. Основы

правильного питания.

Общественный транспорт.

Правила пользования транспортом.

Личностные:

- самоопределение;

- учебно-познавательная мотивация;

- внутренняя позиция школьника;

- смыслообразование

Регулятивные: 

-предвосхищать результат;

-осуществлять итоговый и пошаговый

контроль по результату;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: 

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения;

-интерпретировать информацию;

-самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: 

-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

-строить понятные для партнера высказывания, вести устный диалог.

Всего           66

2 класс

№п/п

Кол-во

часов

Тема (Основное содержание)

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

1.

5 ч.

Где мы живём?

Где мы живём.

Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города.

Что мы называем родным краем (район, область).

Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – всё это окружающая нас природа.

Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей.

Наше отношение к окружающему.

Познавательные:

- планирование учебного сотрудничества;

- подведение под понятие;

рассуждения, выбор основания для сравнения, аналогия;

- постановка и формулирование проблемы;

- применение методов информационного поиска;

- смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;

- самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Личностные:

- самоопределение;

- учебно-познавательная мотивация;

- внутренняя позиция школьника;

- смыслообразование

Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи;

- оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению);

- прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением);

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение выражать свои мысли;

- учёт разных мнений.

2.

20 ч.

Природа

Неживая и живая природа, связь между ними.

Солнце – источник света и тепла для всего живого.

Явления природы. Температура и термометр.

Что такое погода.

Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы.

 Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения.

Какие бывают животные: насекомые рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.

Сезонные изменения в природе (осенние явления).

Кошки и собаки различных пород.

Уход за домашними питомцами.

Животные живого уголка.

Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.

Отрицательное влияние людей на растения и животных: сбор букетов, обламывание ветвей; вырубка лесов, вылов красивых насекомых; неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников. Охрана растений и животных своего края.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными.

Меры их охраны. Правила поведения в природе.

Познавательные:

- планирование учебного сотрудничества;

- подведение под понятие;

- использование знаково-символических средств, моделирование;

- построение логической цепи рассуждения: анализ, синтез, сравнение, выбор основания для сравнения, аналогия;

- постановка и формулирование проблемы;

- умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результата деятельности;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

- выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

- самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Личностные:

- самоопределение;

- учебно-познавательная мотивация;

- внутренняя позиция школьника;

- смыслообразование

Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи;

- планирование;

- коррекция (оценивание качества и уровня усвоения).

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение выражать свои мысли;

- учёт разных мнений;

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- управление поведением партнёра.

3.

9 ч.

Жизнь города и села

Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории.

Наш дом: городской, сельский.

Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе.

Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь.

Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах.

Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке.

Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины посёлка.

Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры, их охрана.

Профессии людей, занятых на производстве.

Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.

 Сезонные изменения в природе: зимние явления.

Экологические связи в зимнем лесу.

Познавательные:

- планирование учебного сотрудничества;

- подведение под понятие;

- использование знаково-символических средств, моделирование;

- построение логической цепи рассуждения: анализ, синтез, сравнение, выбор основания для сравнения, аналогия;

- постановка и формулирование проблемы;

- умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результата деятельности;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

- самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Личностные:

- самоопределение;

- учебно-познавательная мотивация;

- внутренняя позиция школьника;

- смыслообразование

Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи;

- планирование;

- волевая саморегуляция: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению);

- прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением);

- контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном;

- коррекция (оценивание качества и уровня усвоения).

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение выражать свои мысли;

- учёт разных мнений;

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- управление поведением партнёра.

4.

9 ч.

Здоровье и безопасность

Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня.

Правила личной гигиены.

Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.

Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде.

Съедобные несъедобные грибы и ягоды.

Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми.

Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе.

Познавательные:

- планирование учебного сотрудничества;

- подведение под понятие;

- использование знаково-символических средств, моделирование;

- построение логической цепи рассуждения: анализ, синтез, сравнение, выбор основания для сравнения, аналогия;

- постановка и формулирование проблемы;

- умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результата деятельности;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

- самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Личностные:

- самоопределение;

- учебно-познавательная мотивация;

- внутренняя позиция школьника;

- смыслообразование

Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи;

- планирование;

- волевая саморегуляция: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению);

- прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением);

- контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном;

- коррекция (оценивание качества и уровня усвоения).

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение выражать свои мысли;

- учёт разных мнений;

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- управление поведением партнёра

5.

7 ч.

Общение

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице).

Этикет телефонного разговора.

Приём гостей и поведение в гостях.

Как вести себя за столом.

Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте).

Познавательные:

- планирование учебного сотрудничества;

- подведение под понятие;

- использование знаково-символических средств, моделирование;

- построение логической цепи рассуждения: анализ, синтез, сравнение, выбор основания для сравнения, аналогия;

- постановка и формулирование проблемы;

- умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результата деятельности;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

- выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

- поиск и выделение необходимой информации;

- применение методов информационного поиска;

- смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;

- самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Личностные:

- самоопределение;

- учебно-познавательная мотивация;

- внутренняя позиция школьника;

- смыслообразование

Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи;

- планирование;

- волевая саморегуляция: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению);

- прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением);

- контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном;

- коррекция (оценивание качества и уровня усвоения).

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение выражать свои мысли;

- учёт разных мнений;

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- управление поведением партнёра

6.

18 ч.

Всего           68

Путешествия

Горизонт.

Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море.

Части реки (исток, устье, приток).

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте.

Как читать карту. Москва – столица России.

Московский Кремль и другие достопримечательности.

Знакомство с другими городами нашей страны.

Карта мира, материки, океаны.

Страны и народы мира. Земля – общий дом всех людей.

Познавательные:

- планирование учебного сотрудничества;

- подведение под понятие;

- использование знаково-символических средств, моделирование;

- построение логической цепи рассуждения: анализ, синтез, сравнение, выбор основания для сравнения, аналогия;

- постановка и формулирование проблемы;

- умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результата деятельности;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

- выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

- поиск и выделение необходимой информации;

- применение методов информационного поиска;

- смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;

- самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Личностные:

- самоопределение;

- учебно-познавательная мотивация;

- внутренняя позиция школьника;

- смыслообразование

Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи;

- планирование;

- волевая саморегуляция: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению);

- прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением);

- контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном;

- коррекция (оценивание качества и уровня усвоения).

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение выражать свои мысли;

- учёт разных мнений;

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- управление поведением партнёра.

3 класс

№п/п

Кол-во

часов

Тема (Основное содержание)

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

1

7

Как устроен мир.

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными. Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.        

Познавательные:

-определять место человека в мире;

-характеризовать семью, народ, государство как части общества;

-описывать по фотографиям достопримечательности разных стран.

Коммуникативные:

-принимать и сохранять целевые установки урока; овладевать логическими действиями сравнения (сопоставлять формы правления в государствах мира), анализа (анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации), построения рассуждений (рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире);

-взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебных заданий;

-формулировать выводы из изученного материала; осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные:

-осознавать ценность каждого человека в обществе;

-проявлять интерес и уважение к жизни разных народов, стран, к государственному устройству своей страны.

2

19

Эта удивительная природа.

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Почва, ее состав. Живые существа почвы. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Группы животных. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях. Роль почвы в круговороте жизни.

Познавательные:

-различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;

-проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;

-исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;

-классифицировать объекты живой природы;

-пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;

-обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

-приводить примеры растений и животных из Красной книги России;

-использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;

Коммуникативные:

-принимать и сохранять целевые установки урока;

-доказывать то или иное положение;

-анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию;

-сравнивать объекты природы по известным признакам;

-использовать знаково-символические средства при выполнении заданий рабочей тетради;

-взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий;

-выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

-планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

-планировать свои действия в течение урока;

Личностные:

-осознавать разностороннюю значимость природы в своей жизни;

-целостный взгляд на мир в единстве природы через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире.

3

10

Мы и наше здоровье.

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Познавательные:

-знать, чем человек отличается от других живых существ;

-различать внешность человека и его внутренний мир;

-наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;

-перечислять ступеньки познания человеком окружающего (восприятие, память, мышление, воображение).

Коммуникативные:

-принимать и сохранять целевые установки урока;

-извлекать из иллюстраций и текста учебника необходимую информацию;

-моделировать ступеньки познания, размещая на доске соответствующие таблички;

-анализировать проявления внутреннего мира человека;

-взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебных заданий;

-формулировать выводы из изученного материала.

Личностные:

-осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;

-установка на безопасный, здоровый образ жизни.

4

8

Наша безопасность.

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила и безопасность дорожного движения. Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Опасные животные. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Познавательные:

-правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;

-соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;

-понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;

-соблюдать правила безопасного поведения в природе;

-понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности.

Коммуникативные:

-понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;

-сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

-выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

  • -планировать своё высказывание;
  • -планировать свои действия в течение урока;

-фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке ;

-включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов с учителем и сверстниками;

-формулировать ответы на вопросы;

-высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

Личностные:

-установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях, правил экологической безопасности в повседневной жизни;

5

12

Чему учит экономика.

Потребности  людей.   Какие  потребности  удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги. Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли. Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Познавательные:

-раскрывать роль экономики в нашей жизни;

-осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;

-различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;

-понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;

-объяснять, что такое государственный бюджет;

-понимать, как ведётся хозяйство семьи;

-обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;

Коммуникативные:

-сохранять учебную задачу урока;

-выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов всех его участников.

Личностные:

-способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;

-мотивация к творческому труду, работе на результат.

6

12

Путешествие по городам и странам.

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы. Достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран.

Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.

Познавательные:

-рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников;

-приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;

-использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.

Коммуникативные:

-сохранять учебную задачу урока;

-выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

-оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;

-соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

-контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил.

Личностные:

-овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;

-проявление чувства гордости за свою Родину;

-целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур;

-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле.

Всего           68

4 класс

№п/п

Кол-во

часов

Тема (Основное содержание)

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

1

8

Земля и человечество 

Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Луна –естественный спутник Земли, причины смены дня и ночи и времён года. Глобус как модель Земли.  Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба). Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе  и карте. Что изучает география. Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.

Счёт лет в истории, исторические карты

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

-Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

-Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.

-Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите.

-Различать правильные и неправильные формы поведения в природе.

-Оценивать личную роль в охране воды, воздуха, полезных ископаемых, экосистем, растительного и животного мира.

-Характеризовать особенности звёзд и планет на примере Солнца и Земли.

-Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны; находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков.

-Сравнивать и различать день и ночь, времена года.

-Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года.

-Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

2

10

Природа России

Россия на карте. Неживая и живая природа.  Формы земной поверхности.  Моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы.  Условия, необходимые для жизни Экологические проблемы

Роль растений в природе и жизни людей. Понимание связи неживой и живой природы. Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы. Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны.

-Различать разные формы земной поверхности (на примере своей местности).

-Находить на физической карте России равнины и горы и определять их названия.

-Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина.

-Сравнивать и различать разные формы водоемов.

-Находить на физической карте России разные водоёмы и определять их названия.

-Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоёмы своей местности.

-Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон.

-Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о природных зонах  и обсуждать полученные сведения.

-Оценивать уровень своего интереса к изученным темам.

Объяснять влияние человека на природу изучаемых природных зон.

-Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

-Формулировать учебную проблему совместно с учителем.

-Формировать умение слушать и вступать в диалог.

3

11

Родной край – часть большой страны

Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности. Особенности поверхности (на основе наблюдений). Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте). Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика), охрана, изменение водоёмов в результате деятельности человека. Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края.

Опыты с природными объектами, простейшие измерения. Свойства полезных ископаемых, способы добычи, охрана недр. Растения и животные, их разнообразие. Правила поведения

в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края) экологические связи в сообществах.

-Оценивать степень участия членов своей семьи в истории и вклад в культуру родного края.

-Осмысливать значение понятий: малая родина, Родина, Отечество, Отчизна.

-Находить на карте России родной регион.

-Подготавливать в группе рассказ по результатам экскурсии в краеведческий музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного края (при наличии условий), к местам исторических событий и памятникам истории и культуры, к святыням родного региона.

-Обмениваться сведениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о прошлом родного края, известных людях, об обычаях, религиозных и светских праздниках народов, населяющих край.

-Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе.

-Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника, дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения.

-Анализировать иллюстративный материал, сопоставляя его со словесным описанием.

-Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие

4

5

Страницы Всемирной истории

Человек – часть  природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры.  Способы познания окружающего мира, периодизация истории. Древний мир, древнейшие сооружения. О чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Выдающиеся люди разных эпох. Достижения науки и техники, осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

-Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

-Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

-Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

-Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

-Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

5

17

Страницы истории России

История Отечества. Отдельные  яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва – столица России. Выдающиеся люди разных эпох. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Охрана памятников истории и культуры. Россия на карте (границы, города, места  изученных сражений, исторических событий). Культура, быт и нравы страны XIII- XV веке. Николай II – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Отдельные  яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России. Государственные праздники (День Победы). Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник. Героизм и патриотизм народа. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

-Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

-Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

-Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

-Пересказывать своими словами части текста учебника (о событии, историческом  деятеле, памятнике культуры) и обсуждать полученные сведения.

-Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения о прошлом нашего государства.

6

16

Современная Россия

Человек – член общества. Россия (Российская Федерация) – наша Родина. Государственные праздники (День Конституции). Всенародные праздники, отмечаемые в России. Человек – член общества. Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание.  Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный  флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна. Города России. Москва – столица России. Отдельные  яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Россия на карте (границы, города, места  изученных исторических событий). Охрана памятников истории и культуры

-Объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

-Объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество.

-В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

-Подготавливать небольшие сообщения  о достопримечательностях одного из городов России на основе дополнительной информации.

-Подбирать к своему сообщению иллюстрации, видеокадры.

-Объяснять символический смысл основных     изображений Государственного герба России, узнавать его среди гербов других стран. -Описывать элементы герба Москвы.

-Прослушивать, декламировать (петь) гимн РФ.

-Обмениваться сведениями о родной стране, полученными из источников массовой информации.

Собирать материал на основании бесед с родными о праздничных днях России и родного города. Проявлять уважение к праздникам, связанным с религиозными верованиями.

-Участвовать в праздновании Дня города (села).

-Оценивать своих земляков, соотечественников в сохранение российского историко-культурного наследия.

-Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

-Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

-Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать.

Всего           68


Календарно- тематическое планирование

по окружающему миру  3 класс

№ п/п

Кол-

во

часов

Тема   урока

Дата

по плану

Дата по факту

                                       Как устроен мир (7 ч.)

1

1

Природа. Ценность природы для людей

2

1

Человек.

3

1

Наши проекты: «Богатства, отданные людям».

4

1

Общество.

5

1

Что такое экология.

6

1

Природа в опасности! Охрана природы.

7

1

Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа.

Эта удивительная природа.( 19 часов)

8

1

Тела, вещества, частицы.

9

1

Разнообразие веществ

10

1

Воздух и его охрана.

11

1

Вода.

12

1

Превращения и круговорот воды.

13

1

Берегите воду!

14

1

Что такое почва.

15

1

Разнообразие растений.

16

1

Солнце, растения и мы с вами.

17

1

Размножение и развитие растений.

18

1

Охрана растений.

19

1

Разнообразие животных.

20

1

Кто что ест.

21

1

Наши проекты: «Разнообразие природы родного края».

22

1

Размножение и развитие животных.

23

1

Охрана животных.

24

1

В царстве грибов.

25

1

Великий круговорот жизни.

26

1

Обобщение знаний по теме: «Эта удивительная природа». Проверочная работа.

Мы и наше здоровье ( 10 ч)

27

1

Организм человека.

28

1

Органы чувств.

29

1

Надёжная защита организма.

30

1

Опора тела и движение.

31

1

Наше питание.

32

1

Наши проекты: «Школа кулинаров».

33

1

Дыхание и кровообращение.

34

1

Умей предупреждать болезни.

35

1

Здоровый образ жизни.

36

1

Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье».

Наша безопасность( 8 ч)

37

1

Огонь, вода и газ.

38

1

Чтобы путь был счастливым.

39

1

Дорожные знаки.

40

1

Наши проекты: «Кто нас защищает».

41

1

Опасные места.

42

1

Природа и наша безопасность.

43

1

Резерв Экологическая безопасность.

44

1

Обобщение знаний по теме «Наша безопасность».  Проверочная работа.

                                 Чему учит экономика ( 12 ч)

45

1

Для чего нужна экономика.

46

1

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

47

1

Полезные ископаемые

48

1

Растениеводство.

49

1

Животноводство.

50

1

Какая бывает промышленность.

51

1

Наши проекты: «Экономика родного края».

52

1

Что такое деньги.

53

1

Государственный бюджет.

54

1

Семейный бюджет.

55

1

Экономика и экология.

56

1

Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа.

                                 Путешествие по городам и странам ( 12 ч)

57-59

3

Золотое кольцо России.

60

1

Наши проекты: «Музей путешествий»

61

1

Наши ближайшие соседи.

62

1

На севере Европы.

63

1

Что такое Бенилюкс.

64

1

В центре Европы.

65

1

По Франции и Великобритании.

66

1

На юге Европы.

67

1

По знаменитым местам мира.

68

1

 Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа.

Итого: 68 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс

Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...

Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 1 класс

Рабочая программапо окружающему мируУМК «Школа России» 1 класс. Календарно-тематическое планирование...