Рабочая программа по окружающему миру.1-4 классы. УМК по системе Л.В. Занкова.
рабочая программа по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Марищенкова Ирина Витальевна

Рабочая программа по окружающему миру.1-4 классы. УМК по системе Л.В. Занкова. Соответствует требованиям ФГОС. В конце даны контрольно-измерительные материалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_1-4_klass.doc510.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная  школа – детский сад «Надежда»

г. Вязьмы Смоленской области

Принято              

на педагогическом совете

Протокол № 1

 от  30.08. 2016г.

     Утверждено

      приказом № 255              

      от 30.08.2016г.

Рабочая программа

по окружающему миру

1 – 4-е классы

УМК по системе Л.В. Занкова

Рассмотрено

на заседании ШМО

протокол №1 от 26.08.2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы по окружающему миру, на основе авторской программы по окружающему миру Н. Я Дмитриевой.

Цель изучения курса – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

- формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;

- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;

- в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;

- освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);

- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 На изучение курса «Окружающий мир» в 1-4 классах выделено 270 часов (2 часа в неделю):

1 класс – 66 часов (33 учебные недели);

2 класс – 68 часов (34 учебные недели);

3 класс – 68 часов (34 учебные недели);

4 класс – 68 часов (34 учебные недели).

          Количество часов по разделам программы может быть вариативным (с учетом индивидуальных особенностей учащихся).  

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Личностные универсальные учебные действия

У учащихся будут сформированы:

1 класс

- положительное отношение к школе и учебной деятельности;

- представление о причинах успеха в учебе;

- интерес к учебному материалу;

- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций;

- знание основных моральных норм поведения.

2 класс

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;

- интерес к предметно – исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

понимание причин успеха в учебе;

- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

- представление о своей этнической принадлежности.

3 класс

- ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

- интерес к познанию окружающего мира;

- ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

- предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

- осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

- осознание своей гражданской идентичности в форме осознания  «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;

- ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

- сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам;

- понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц;

- принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;

- понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

4 класс

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения  к школе, ориентация на положительные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно познавательные и внешние мотивы;

- учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;

- основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки;

- этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;

- понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;

- принятие установки на ЗОЖ;

- принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного,

 здоровьесберегающего поведения;

- чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образцами мировой и отечественной культуры.

Учащийся получит возможность для формирования:

1 класс

- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

- первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

- представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении.

2 класс

- интереса к познанию окружающего мира;

- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной ситуации;

- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

- понимания чувств одноклассников, учителей;

- представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

3класс

- внутренней позиции учащегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

- способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- реализация основ гражданской идентичности в поступках;

- следования в поведении моральным нормам  и этническим требованиям;

- установки на здоровый образ жизни;

- ориентации  на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

4 класс

- внутренней позиции учащегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- устойчивого  учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания причин успешности / не успешности учебной деятельности;

- адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении  моральным нормам  и этическим требованиям;

- осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

1 класс

- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; – оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

- первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.

2 класс

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, другими лицами;

- принимать роль в учебном сотрудничестве;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.

3 класс

- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным  (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

- вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

4 класс

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале  в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе  и во внутреннем плане;

- следовать установленным правилам  в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату  (в случае работы  в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей, других людей;

- различать способ и результат действия;

- вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия  в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Учащийся получит возможность научиться:

1 класс

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

2 класс

- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно – образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и  одноклассниками;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно - образным материалом.

3 класс

- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно - логическом уровнях;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно - образным, словесно- образным и словесно-логическим материалом;

- на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов.

4 класс

- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно- логическом уровнях;

- прообразовывать практическую задачу в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- осуществлять констатирующий  и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, таки  в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

1 класс

- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям);

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).

2 класс

- пользоваться знаками, символами, диаграммами, моделями, схемами в приведенными в учебной литературе;

- строить сообщения в устной форме;

- находить в тексте ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты  с выделением существенных и

несущественных признаков;

- смысловому восприятию познавательного текста;

- анализировать объекты  с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации  деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа-сделанное человеком;

- природа живая-неживая;

-  группы растений, группы животных);

-  проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

3 класс

- осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала  в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;

- пользоваться знаками, символами, диаграммами, моделями, схемами в приведенными в учебной литературе;

- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

- находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;

- умению смыслового восприятия   познавательных текстов, выделять

информацию  из сообщений разных видов  (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным  основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа, природа живая – неживая;

- природные зоны;

- природные сообщества; группы растений, группы животных);

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

4 класс

- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире  и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ;

- использовать знаково-символические средства, в т.ч. овладеет действием моделирования;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач;

- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие  их компоненты – тексты;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи;

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например, мир – государства – Россия – республика, область (край) – город (село) и тд.) на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

- устанавливать аналогии.

Учащийся получит возможность научиться:

1 класс

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- умению смыслового восприятия познавательного текста;

- подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (например: природа, живая – неживая, животные – растения и т.д.);

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

2 класс

- осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиа-ресурсах, рекомендуемых учителем;

- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

- выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).

3 класс

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя  с использованием ресурсов библиотек, медиа-ресурсов;

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире  с помощью инструментов ИКТ;

- создавать и преобразовывать модели и схемы  по заданиям учителя;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- находить разнообразные способы решения учебной задачи;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

- строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).

4 класс

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире  с помощью инструментов ИКТ;

- создавать и преобразовывать модели и схемы  для решения учебных задач;

- осознанно  и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая недостающие компоненты;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

- строить рассуждение, включая установление причинно- следственных связей; произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

         Учащийся научится:

1 класс

- принимать участие в работе парами и группами;

- допускать существование различных точек зрения;

- договариваться, приходить к общему решению;

- использовать в общении правила вежливости.

2 класс

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

- воспринимать другое мнение и позицию;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

- строить понятные для партнера высказывания;

- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

3 класс

- строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать другое мнение и позицию;

- умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, паре);

- контролировать действия партнера);

- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

4 класс

- строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

- допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих  с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных  позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;

- задавать вопросы;

- контролировать действия партнера;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.

Учащийся получит возможность научиться:

1 класс

- принимать другое мнение и позицию;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- строить понятные для партнера высказывания;

- задавать вопросы;

- адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

2 класс

- строить монологическое  высказывание;

- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать другое мнение и позицию;

- умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, паре);

- контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;

- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

- навыкам самоконтроля.

3 класс

- строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой

коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

- допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих  с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- стремиться к  координации различных позиций в сотрудничестве;

- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его

 разрешению;

- оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

- использовать речь для планирования своей деятельности.

4 класс

- учитывать и координировать  в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений  и подходов к решению проблемы;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно  передавать партнеру необходимую  информацию как ориентир для

построения действий;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- осуществлять взаимоконтроль и оказывать  в сотрудничестве необходимую помощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты

Человек и природа

Учащийся научится:

1 класс

- живой и неживой природы, приводить примеры;

- различать объекты природы и предметы, сделанные человеком;

- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;

- различать и называть основные части растений;

- узнавать растения – деревья, кустарники, травы, приводить примеры;

- использовать иллюстративный определитель растений и животных

2 класс

- устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного материала);

- использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

- сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;

- проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику безопасности;

- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы;

- характеризовать Землю как  планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли;

- ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, по природным приметам;

- различать твердые, жидкие и газообразные вещества;

- измерять температуру воды, воздуха и своего тела;

- различать три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека;

- объяснять причины круговорота воды в природе;

- определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека;

- определять условия, необходимые для жизни растений(свет, тепло, воздух, вода);

- различать хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения;    

- съедобные и ядовитые грибы;

- определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);

- различать диких и домашних животных;  

-  животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери);

- приводить примеры представителей разных групп растений и животных;

- правила ухода (полива, рыхления) за комнатными растениями;

- строить простейшие кормушки и подбирать корм для подкармливания различных птиц зимой.  

3 класс

- устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами, взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных;

- осуществлять классификацию объектов окружающего мира по

самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп);

- использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

- использовать различные справочные издания для поиска необходимой  информации;

- использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

- определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России;

- проводить наблюдения за погодой, природой родного края (на примере одного из сообществ);

- оценивать свое поведение и поведение других людей в природе;

- сравнивать изучаемые природные зона России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы);

- сравнивать изучаемые природные сообщества (луг, лес, водоем и др.)  как единство живой (растения, животные) и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва);

- приводить примеры растений и животных, характерных для того или другого природного сообщества;

- выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;

- узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных;

- соблюдать правила поведения в природе; правила безопасности в лесу и при отдыхе у водоема;

- узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые;

- фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; - составлять устную характеристику погоды.

4 класс

- описывать изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных  свойств, осуществлять классификацию  изученных объектов природы по самостоятельно выделенным признакам;

- проводить несложные наблюдения в окружающей среде, ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;

- следовать инструкциям  и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

- использовать естественно-научные тексты (на бумажных и (при возможности) на электронных носителях, в т.ч. Интернете) с целью  поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; оформлять результаты исследовательской работы;

- использовать для поиска необходимой информации различные доступные справочные издания по естествознанию, определитель растений и животных  на основе иллюстраций, атлас карт, в т.ч. (при возможности) и медиа-ресурсы;

- использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе;

- использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений  на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения; использовать знания  о строении и

функционировании организма человека для сохранения  и укрепления своего здоровья;

- сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы);

- сравнивать изучаемые природные сообщества (луг, лес, водоем, болото) как единство живой  и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва);

- различать полезные ископаемые (не менее трех), понимать их значение в хозяйстве;

- узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края.

Учащийся получит возможность научиться:

1 класс

- соблюдать правила экологического поведения в школе, в быту (экономия воды и электроэнергии, раздельный сбор мусора) и природной среде;

- описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки.

2 класс

- определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года;

- показывать на карте и глобусе основные формы земной поверхности и водоемы;

- различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые растения;

- различать животных разных групп (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).

3 класс

- узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи. Папоротники, хвойные, цветковые;

- оформлять результаты исследовательской работы («Человек и природа») с использованием  (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;

- моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия;

- планировать, контролировать и оценивать учебно – познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

4 класс

- использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ  (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам предложенных исследований, наблюдений, опытов;

- моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий  и подручных средств;

- осознавать ценность природы  и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения  в школе, быту и природной среде;

- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

- выполнять правила безопасного поведения  в доме, на улице, в природной среде, оказывать первую помощь  при несложных несчастных случаях 9см. программу);

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия, в процессе познания  окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Человек и общество

Учащийся научится:

1 класс

- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;

-  различать прошлое, настоящее и будущее;

- определять родственные связи в семье;

- соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы;

 - использовать правила поведения в общественных местах и на улице.

2 класс

- понимать назначение органов чувств для познания окружающего мира;

- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде;

- соблюдать правила организации учебного труда дома и в школе, понимать роль учителя;

- определять принадлежность организмов к царствам живой природы: растениям, животным, грибам, бактериям.

3 класс

- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»;

- пользоваться историческими картами;

- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков;

-  на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов;

- оценивать характер взаимоотношений людей в различных  социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им;

- устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах;

- выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями).

4 класс

- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;

- описывать достопримечательности столицы и родного края;

- находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город;

- узнавать выдающиеся памятники истории и культуры России;

-  различать прошлое, настоящее и будущее;

- соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком;

- находить место изученных событий на «ленте времени»;

- используя дополнительные источники информации (на бумажных и при возможности на электронных носителях, в т.ч. контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков;

- на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

- оценивать характер взаимоотношений людей в различных  социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции развития этических чувств, доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

- проявлять уважение к народам, населяющим Россию, к их истории, обычаям, культуре, языку, религии;

- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая при возможности компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска дополнительной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;

- осознавать связь между городом и деревней, промышленностью и сельским хозяйством (на уровне представления).

Учащийся получит возможность научиться:

1 класс

- оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в обществе сверстников с позиции этических чувств и доброжелательности;

- находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город.

2 класс

- использовать на практике основные правила познания окружающего мира;

- понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интерент;

- оценивать характер взаимоотношений людей в классном, школьном коллективах.

3 класс

- оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность;

- оформлять результаты исследовательской работы («Человек и общество») с использованием  (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;

- осознавать существующую связь между каждым человеком  и разнообразными  окружающими социальными группами;

- ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период;

- наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах страны (на примерах исторических лиц, литературных героев и современников);

- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;

- договариваться о распределении функций и ролей  в совместной деятельности, пути достижения ее цели.  Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

4 класс

- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека и его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;

- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в т.ч. правила общения со взрослыми сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

- проявлять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей , осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение  и поведение окружающих.

Учащийся получит возможность узнать:

3 класс

- о древнейшей истории человека, о первых государствах;

- об истории Древней Руси, Московского государства, о событиях общественной и культурной жизни страны в изучаемые исторические периоды;

- об особенностях быта, труда, духовно-нравственных и культурных традициях людей в изучаемые исторические периоды;

- имена выдающихся российских государственных деятелей  (в изучаемый период): князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван IV Грозный; Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, связанные с ними события и их влияние на историю нашего Отечества;

- об истории и выдающихся людях родного края.

4 класс

- об истории Российской империи, СССР, Российской Федерации; о событиях общественной, научной и культурной жизни страны в изучаемый период;

- об особенностях быта, труда, духовно – нравственных, религиозных, культурных традициях людей в изучаемый период;

- имена выдающихся российских деятелей  (в изучаемый период) и связанные с ними события: Петр I, М.В.Ломоносов, М.И.Кутузов, Г.К.Жуков, Ю.А.Гагарин, С.П.Королев;

- об истории, достопримечательностях и выдающихся людях родного края.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

1-й класс (66 ч)

Окружающий  мир: природа, общество, труд

      Родной город, страна – Россия, столица – Москва. Школа. Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями, работниками в школе. Занятия родителей. Маршрут от дома к школе, правила поведения на дороге. Природа осенью. Природа – источник познания.

      Экскурсии: «Природа родного края», «Осенние изменения в живой и неживой природе», «Деревья нашего двора».

Природа

        Космос. Звёзды, планеты. Солнце – звезда. Земля как планета. Луна – спутник Земли. Свет, тепло, вода, воздух – условия, необходимые для жизни на Земле. Разнообразие природы Земли, её изменчивость (на примере России). Неживая, живая природа. Представление о признаках живой природы (дыхание, питание, рост, размножение). Растения, части (органы) растения. Деревья, кустарники, травы. Животные. Разнообразие растений и животных. Природа и человек. Красота природы, народные праздники.

      Экскурсии:  «Неживая, живая природа», «Зимушка-зима».                      

Планета Земля

      Ознакомление с глобусом – моделью Земли. Экватор, Северное и Южное полушария, полюсы. Материки и океаны. Появление жизни на Земле.      

Становление человека

       Общее представление  об истории людей. Древнейшие люди – собиратели растений. Человек  - охотник. Кочевники и земледельцы. Окультуривание растений и одомашнивание животных.

       Экскурсия в краеведческий музей.

Кто мы такие

Современное человечество. Мы - часть окружающего мира. Семья. Родословная. Происхождение имен и фамилий. Особенности жизни людей в разных природных условиях, разных государствах. Люди живут в разных государствах. Мы живём в разное время суток. Страна, где мы живем. Эпизоды из истории России. Законы общежития. Изменение человеком облика Земли. Охрана окружающей среды.  Красная книга. Как осуществляются связи между людьми на планете. Обычаи разных народов. Из истории Древней Руси.

Экскурсия «Весна в природе».

2 класс (68ч)

Общий взгляд на Землю

     Материки и океаны Земли. Россия – самое большое государство мира. Москва – столица.  Россия – родина космонавтики.  

Практическая работа с физической картой полушарий и глобусом.

Экскурсия в природу.

Как изучают окружающий мир 

Органы чувств человека. Правила гигиены. Что надо знать, чтобы сохранить органы чувств здоровыми. Источники информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги. Инструменты и приборы. Назначение и устройство термометра. Правила организации учебного труда дома и в школе. Тела и вещества, явления природы. Три состояния вещества в природе – твёрдое, жидкое, газообразное, их основные свойства. Экология – наука о взаимосвязях между живыми организмами и окружающей средой.

         Практические работы: «Измерение температуры тела, воздуха, воды», «Определение свойств веществ, находящихся в твёрдом, жидком и газообразном состоянии»

Космос и Земля

Звёзды. Солнце – звезда. Планеты. Луна – спутник Земли. Форма Земли. Вращение Земли вокруг оси и Солнца. Время: год, месяц, неделя, сутки. Область жизни на Земле. Ориентирование по отношению к собственному телу, Солнцу и местным признакам. Горизонт, стороны горизонта. Компас. Представление о глобусе и географической карте. Основные формы земной поверхности (рельеф): равнина, горы, холмы, овраги. Формы земной поверхности, свойственные родному краю.

        Практические работы:  «Вращение Земли вокруг оси и Солнца» ( с помощью  теллурия),  «Как найти Полярную звезду», «Определение сторон горизонта», «Определение сторон горизонта по народным приметам», «Правила пользования компасом», «Нахождение на глобусе и карте изучаемых объектов», «Изготовление макета рельефа нашей местности».

Взаимодействие сил природы

Влияние Солнца на сушу. Тепловые пояса Земли и смена времён года. Вода. Вода на Земле. Водоёмы естественные: океан, море, озеро, река, болото. Водоёмы искусственные: пруд, водохранилище, каналы. Правила безопасного поведения на водоёмах. Три состояния воды. Вода в атмосфере. Снег, лёд. Свойства воды. Вода – растворитель. Очистка воды от примесей фильтрованием. Вода – одно из условий жизни на Земле. Вода в быту человека.   Воздух. Его состав и свойства. Что такое ветер. Значение воздуха. Явления природы. Круговорот воды в природе.  Стихийные бедствия на Земле. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях. Изменение поверхности Земли под воздействием Солнца, воды, ветра и деятельности человека. Охрана суши, воды и воздуха  от загрязнения вредными веществами.

         Практические работы: «Движение Земли вокруг Солнца»,  «Определение свойств воды», «Свойства воды в разных состояниях»,  «Растворение веществ в воде, фильтрование», «Свойства воздуха», «Определение направления ветра с помощью флюгера».

Экскурсии: к водоему, «Жизнь животных и растений зимой».

         

Живая  природа

Царства живой природы: растения, животные, грибы, бактерии. Признаки живых организмов: дыхание, питание, рост, движение, размножение.  Многообразие растений и их роль в жизни человека. Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Овощи и фрукты. Части растений, которые мы едим. Плоды и корнеплоды. Условия, необходимые для жизни растений. Ядовитые растения.

Животные. Представление о классах животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; разнообразие животных.  Дикие и домашние  животные. Правила поведения с домашними животными. Грибы – съедобные и ядовитые, их разнообразие. Бактерии, их роль в жизни живой природы  и человека. Гигиена тела и жилища.

Сохранение редких растений, животных, грибов. Красная книга.  Красота и разнообразие природы России.  

Практические работы: «Строение плода и корнеплода», «Выращивание  плесени», практическая работа с гербарием

Экскурсия «Экологическое состояние нашей местности».

3 класс (68ч)

Природные условия Земли

        Особенности планеты Земля (обобщение знаний предыдущих лет обучения). Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки, наличие  облаков. Народные приметы погоды. Представление о климате.

      Почва. Охрана почв. Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой и между собой.  Приспособленность организмов к условиям окружающей среды.

      Практические работы: «Измерение температуры воздуха, определение направления ветра», «Климатические пояса», «Состав почвы нашей местности».

        Экскурсия «Наблюдения за сезонными изменениями в неживой природе».

Человек в далёком прошлом

Природные условия, в которых появился человек. Особенности жизни древних  людей. Наследие Древнего мира. Лента времени (год, век).    

Практическая работа с картой 

Экскурсия в краеведческий музей.

Земли восточных славян

Природа умеренного пояса. Единство почв, растительности и животного мира в степях. Сезонные изменения в природе степи. Охрана почв, растительности и животного мира степи. Зона лесов. Сезонные  изменения в зоне лесов европейской части России. Перелётные и зимующие птицы. Сравнение природных условий лесной и степной зон. Меры по сохранению леса. Зависимость жизни и занятий населения от природных условий в степной и лесной зонах. Земли восточных славян. Путь «из варяг в греки». Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Принятие Русью христианства. Культура: устное народное творчество, письменность, материальная культура.  Ордынское нашествие. Александр  Невский и Ледовое побоище.

      Практические работы: «Ориентирование на физической карте России», «Особенности растений степи», «Работа с картами: физической, природных зон, контурной», «Макеты домов и поселений».

      Экскурсия «Зимние изменения в природе»

Московское государство

Залесский край. Законы лесной жизни. Природные сообщества: лес, луг, водоём, их значение. Сезонные изменения в растительном и животном мире сообществ (водоём). Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Правила безопасного поведения в лесу и на водоёмах.

Объединение вокруг Москвы русских земель. Освобождение от ордынского ига.  Освоение Сибири. Природа  Сибири. Тайга.  Культура Московской Руси.

      Экскурсии: к водоему, «Весенние изменения в природе».

Путь от Руси к России

Расширение пределов страны, дальнейшее освоение Сибири. Особенности природы  Севера: тундра, Арктика. Коренное население Сибири.

       Практическая работа с картами: физической, контурной

4 класс (68ч)

Человек и окружающий мир

Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком. Условия жизни европейцев в Средние века. Эпидемии и борьба с ними. Расширение знаний о Земле.

Человек  познаёт  самого себя. Клетка – основа строения и роста живых организмов. Тело человека: опорно-двигательная система. Кожа. Правила здорового образа жизни: правила гигиены, режим труда и отдыха, физкультура и спорт. Лекарственные растения.  Первая помощь при переломах и порезах.

Практические работы: «Наблюдение за работой мышц и их утомляемостью,  с картой «Обсуждение маршрута кругосветного путешествия», «Определение строения и функций кожи».

        Экскурсия: «Осень».

Преобразования в России

Россия при  Петре 1.М.В.Ломоносов – основоположник  русской науки. Горное дело: горные породы и минералы ( гранит, известняк, мрамор, соль, руды металлов, горючие полезные ископаемые), происхождение полезных ископаемых, их свойства и разработка. Люди занятые горным делом.

Развитие русского военного искусства. А.В.Суворов. Отечественная война 1812г. М.И.Кутузов. План местности.

         Практические работы: «Горные породы», «Определение состава и свойств песка и глины», с картой «Обозначение крупнейших месторождений полезных ископаемых», «Составление плана комнаты».

Мир человека в Новое время

Открытие  новых земель: Севера России, Антарктиды, Уссурийского края. Особенности природы России в сравнении с природой других материков. Природные зоны гор.

События в России в начале 20 века. Развитие промышленности. Ликвидация безграмотности. Образование СССР.

Великая Отечественная война (1941-1945).

Развитие науки и техники.

Сельское хозяйство: растениеводство, животноводство.

Экологические проблемы России. Охрана природы. Заповедники и национальные парки.

Новые  знания о человеке. И.П.Павлов. Открытие деятельности нервной системы. Нервная система и органы чувств. Органы кровообращения. Первая помощь при кровотечениях. Органы дыхания. Болезни дыхательных путей и их профилактика.  Органы пищеварения.  Правильное питание и здоровье.  Гигиена ротовой полости и зубов.  Выделительная система и её значение для организма.  Правила здорового образа жизни: Правильное питание, полезные и вредные привычки.

       Практические  работы: «Подсчёт ударов пульса в спокойном состоянии и после физических упражнений», «Определение количества дыхательных движений в минуту», «Составление меню с учётом содержания необходимых для организма веществ».  

Экскурсия «Зима».

Современная Россия

Россия – многонациональное государство. Уважение к культуре, языку, истории народов России. Москва – столица государства. Государственное устройство. Государственная символика: герб, флаг, гимн. Конституция – Основной закон России. Основные государственные праздники. Обязанности граждан, их права. Нравственные нормы жизни. Государства – соседи России.

Экскурсия «Весна».  

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

1 класс

Тема

Количество часов

Окружающий мир: природа, общество, труд (6 часов)

1.

Окружающий мир: природа, общество, труд. Экскурсия «Природа родного края». Где мы живём.

1

2.

Экскурсия «Осенние изменения в живой и неживой природе». Природа и её изменчивость. « Правила поведения на экскурсии».

1

3.

Природа – источник познания

1

4.

Природа – первый «учебник» человека

1

5.

Явления природы

1

6.

Экскурсия «Деревья нашего двора». Явления природы.

1

Природа (17 часов)

1

Природа. Вселенная или Космос.

1

2

Урок-презентация. Вселенная или Космос. Солнце. Планеты Солнечной системы

1

3

Земля как планета

1

4

Урок – путешествие. Луна – спутник Земли

1

5

Урок-презентация. Значение воды на Земле

1

6

Воздух. Значение  воздуха на Земле

1

7

Урок- прогулка. Разнообразие природы России, ее изменчивость.

1

8

Экскурсия «Неживая, живая природа». Правила поведения на экскурсии.

1

9

Урок-прогулка.  Живая природа. Царство живой природы.

1

10

Растения. Строение растений

1

11

Зависимость растений от природных условий

1

12

Растения и человек. Наблюдение за комнатными растениями. Движение их к свету

1

13

Животные. Царство животных

1

14

Разнообразие растений и животных

1

15

Природа и человек.

1

16

Труд человека

1

17

Обобщение по разделу «Природа»

1

Планета Земля (10 часов)

1

Планета Земля.  Модели и изображения Земли. Глобус – модель Земли

1

2

Географическая карта

1

3

Азбука географии

1

4

Тепловые пояса Земли

1

5

Облик Земли постоянно меняется. История одной местности

1

6

Вязьма – наш город. Экскурсия к памятникам прошлого своего города.

1

7

Как открывали новые земли

1

8

Как открывали новые земли

1

9

Экскурсия «Зимушка-зима».

1

10

Обобщение по разделу «Планета Земля»

1

Становление человека (13 часов)

1

Становление человека. Появление и развитие жизни на Земле

1

2

Появление и развитие жизни на Земле

1

3

Появление и развитие жизни на Земле

1

4

Древние и современные  растения и животные

1

5

Древняя и современная природа Земли

1

6

Растительноядные и хищные животные

1

7

Предки человека. Человек становится охотником

1

8

Человек прямоходящий. Орудия труда

1

9

Родовой строй

1

10

Окультуривание растений и одомашнивание животных

1

11

Земля рассказывает о себе

1

12

Экскурсия в краеведческий музей.

1

13

Обобщение по разделу «Становление человека»

1

Кто мы такие (19 часов + 1 резервный час)

1

Кто мы такие. Мы – разные по возрасту и внешнему виду

1

2

Семья. Родственные связи

1

3

Мы живем в разных природных условиях

1

4

Люди живут в разных странах.

1

5

Обычаи разных народов

1

6

Мы живём в разном времени суток

1

7

Мы заняты разным делом

1

8

Мы должны охранять окружающую среду

1

9

Мы должны охранять окружающую среду

1

10

Россия – любимая наша страна. Символы государства

1

11

Транспорт и связь

1

12

Что вы знаете о своей стране

1

13

Тест за год

1

14

Как жили наши предки

1

15

Экскурсия «Весна в природе».

1

16

Жизнь современного человека

1

17

Законы современной жизни

1

18

Законы современной жизни

1

19

Обобщение по разделу «Кто мы такие»

Итоговый урок

1

20

Резервный урок

1

Всего                                                                                     66

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

(1 класс)

Вид контроля

Количество

Тестирование

1

 Комплексная контрольная работа – 1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 класс

п/п

Тема

Количество

часов

                 Человек и природа                                           56

Общий взгляд на Землю (5 часов)

1

Общий взгляд на Землю. Наша родина Россия.  Экскурсия в природу 

1

2

Загадки Земли. Связь прошлого с настоящим.

1

3

Россия – родина космонавтики.

1

4

Материки и океаны. Практическая работа с физической картой полушарий и глобусом.

1

5

Северный Ледовитый океан. Обобщение по разделу «Общий взгляд на Землю».

1

Космос и Земля (14 часов)

1

Космос и Земля. Звезда по имени Солнце. 

Практическая работа с теллурием.

1

2

Планеты Солнечной системы.

1

3

Звёзды  и созвездия. Практическая работа «Как найти Полярную звезду»

1

4

Луна – спутник Земли.

1

5

Космические тела. Обобщение.

1

6

Планета Земля

1

7

Горизонт.

1

8

Строение Земли.

1

9

Стороны горизонта. Практическая работа «Определение сторон горизонта»

1

10

Компас. Ориентирование по компасу. Практическая работа «Правила пользования компасом». Изготовление примитивного компаса.

1

11

Практическая работа: «Определение сторон горизонта по народным приметам». 

1

12

Глобус и географическая карта. Практическая работа «Нахождение на глобусе и карте изучаемых объектов»

1

13

Рельеф Земли. Практическая работа «Составление модели рельефа нашей местности».

1

14

Ландшафт Земли. Обобщение по разделу «Космос и Земля».  Тест.

1

Взаимодействие сил природы (21 час)

1

Тепловые пояса Земли.

1

2

Смена времён года. Практическая работа «Движение Земли вокруг Солнца».

1

3

Солнце – властелин времен года.

1

4

Особенности Земли как планеты. Обобщение.

1

5

Энергия (тепло) Солнца.

1

6

Внутренние силы Земли.

1

7

Значение и свойства воды. Практическая работа «Определение свойств воды».

1

8

Три состояния воды. Практическая работа «Свойства воды в разных состояниях».

1

9

Вода в твёрдом состоянии. Снег и лёд. Исследовательская работа «Почему снег рыхлый».

1

10

Жизнь животных и растений зимой. Экскурсия.

1

11

Вода – растворитель. Практическая работа «Растворение веществ в воде, фильтрование».

1

12

Подземные воды Земли. Источники воды в нашей местности.

1

13

Экскурсия к водоёму. Наблюдения за состоянием водоёма в разное время года.

1

14

Атмосфера Земли. Состав  воздуха.

1

15

Свойства воздуха. Практическая работа «Свойства воздуха».

1

16

Движение воздуха. Практическая работа «Определение направления ветра с помощью флюгера».

1

17

Грозные ветры.

Сила воды, ветра и Солнца на Земле. Обобщение.

1

18

Круговорот воды в природе.

1

19

Загрязнение воды человеком.

Охрана природы.

1

20

Вода, ветер и рельеф. Обобщение.

1

21

Человек и неживая природа. Обобщение по разделу «Взаимодействие сил природы»

1

Живая природа (16 часов)

1

Живая природа. Жизнь – особенность нашей планеты. Растения. Группы растений

1

2

Водоросли, лишайники, мхи, папоротники. Практическая работа с гербарием.

1

3

Хвойные и цветковые растения. Ядовитые растения. Работа с гербарием.

1

4

Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа «Строение плода и корнеплода».

1

5

Условия для прорастания семян и роста растений.

Исследование «Условия, необходимые растениям для прорастания, роста и развития»

1

6

Растения, которые мы едим. Растения – путешественники. Правила ухода за комнатными растениями.

1

7

Грибы: съедобные и ядовитые. Практическая работа «Выращивание  плесени».

1

8

Значение растений  на Земле. Обобщение

1

9

Животные. Группы животных: моллюски, насекомые, паукообразные.

1

10

Группы животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

1

11

Группы животных: птицы и млекопитающие. Особенности размножения разных животных.

1

12

Тестирование за 2016-17 учебный год.

1

13

Экскурсия «Экологическое состояние нашей местности». Инструктаж по технике безопасности на экскурсии.

1

14

Животные и среда их обитания. Питание животных.

Дикие и домашние животные.  Беседа «Будьте осторожны – собака!»

1

15

Бактерии – невидимые организмы. Обобщение по разделу «Живая природа»    Тест.

1

15

Гигиена – наука о чистоте и здоровье. Правила личной гигиены. Итоговый урок.

1

           Человек и общество                                                9

Как изучают окружающий мир  (9 часов)

1

Как изучают окружающий мир. Органы чувств: зрение и слух. Беседа «Береги глаза и уши».

1

2

Органы чувств: обоняние, вкус, осязание. Игра «Угадай предмет».

1

3

Наблюдения, рассуждения, выводы. Их роль в познании окружающего мира. Правила обращения с газом, электроприборами.

1

4

Инструменты и приборы. Практическая работа «Измерение температуры тела, воздуха, воды ».

1

5

Книги и другие источники информации. Исследовательская работа.

1

6

Тела и вещества.

1

7

Свойства газообразных веществ.

1

8

Свойства жидких и твёрдых веществ. Практическая работа «Определение свойств веществ, находящихся в твёрдом, жидком и газообразном состоянии».

1

9

Наука экология. Охрана природы. Обобщение по разделу «Как изучают окружающий мир».

1

Резервные часы

3

Всего                                                                                            68            

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

(2 класс)

Вид контроля

Количество

Тест (тематический)

2

Тестирование

1

 Комплексная контрольная работа – 1

3 класс

п/п

Тема

Количество часов

                        Человек и природа                            ( 26 часов)

Природные условия Земли (7 часов)

1.

Природные условия Земли. Приглашение к путешествию. Природные особенности Смоленской области

1

2.

Промежуточные географические направления. Карты. Практическая работа с контурной картой

1

3.

Что такое погода. Народные приметы погоды. Практическая работа «Измерение температуры воздуха, определение направления ветра»

1

4.

Климат. Практическая работа с картой «Климатические пояса»

1

5.

Экскурсия «Наблюдения за сезонными изменениями в неживой природе»

1

6.

Урок-практикум. Почва. Состав почвы. Практическая работа «Состав почвы нашей местности». Почвы Смоленского края

1

7.

Природные зоны суши Земли. Обобщение знаний

по разделу «Природные условия Земли»

1

Человек в далеком прошлом (19 часов)

1

Человек в далеком прошлом. Где зародилось человечество. Географическое положение Африки. Практическая работа с картой

1

2

Климат и природные зоны. Экваториальный лес. Практическая работа с картой

1

3

Африканская степь – саванна

1

4

Пустыни

1

5

Средиземноморская природная зона

1

6

Родина человечества.  Как появился человек

1

7

Жизнь древних людей. Жизнь родовым обществом

1

8

Одомашнивание животных и земледелие

1

9

Самые древние государства

1

10

Античность

1

11

Расширение знаний о мире. Лента времени

1

12

Материки и части света

1

13

Горизонт

1

14

Александр Македонский идет на восток

1

15

Китай открывает путь на запад

1

16

Первые шаги в изучении природы. Колдуны в жизни древних людей. Открытие шарообразности Земли. Изобретения в технике

1

17

Духовная жизнь древнего человека. Язычество. Искусство

1

18

Тест по разделу «Человек в далеком прошлом»

1

19

Экскурсия в краеведческий музей

1

                       Человек и общество                           (42 часа)

Земли восточных славян (14 часов)

1

Земли восточных славян. Урок-практикум. Географическое положение Европы. Практическая работа «Ориентирование на физической карте России»

1

2

Первые люди на нашей Земле

1

3

Восточно-Европейская равнина

1

4

Природная зона степи. Растительность. Практическая работа «Особенности растений степи»

1

5

Сезонные изменения в степях. Животный мир

1

6

Население степей. Земледельцы и кочевники

1

7

Лесостепь. Лесная зона. Практическая работа «Работа с картами: физической, природных зон, контурной»

1

8

Смешанные леса. Растительность и животный мир.

Растения и животные нашего края. Охрана природы

1

9

Сезонные изменения в лесу. Экскурсия «Зимние изменения в природе»

1

10

Сезонные изменения в лесу. Исследовательская работа «Образ жизни и повадки животных леса»

1

11

Как жили наши далекие предки. Практическая работа «Макеты домов и поселений»

1

12

Жизнь славян в лесах. Торговые связи с соседями

1

13

 Обожествление природы. Защита славянами своих земель. Смоленская крепостная стена

1

14

Тест по разделу «Земли восточных славян»

1

Образование Древнерусского государства (5 часов)

1

Образование Древнерусского государства. Первые русские князья

1

2

Принятие Русью христианства. Расцвет Древнерусского государства

1

3

Древнерусская культура. Зодчество. Памятники архитектуры. Устное народное творчество. Как учили школьников на Руси

1

4

Ордынское нашествие

1

5

Александр Невский. Ледовое побоище. Обобщающий урок по разделу: «Образование Древнерусского государства»

1

Московское государство (10 часов)

1

Московское государство Залесская земля

1

2

 Урок – исследование. Природное сообщество. Закон лесной жизни. Экологические проблемы леса

3

Сообщество луг. Человек и сообщество луг. Луговая растительность нашего края

1

4

Природное сообщество озеро. Экскурсия к водоему. Животные, обитающие в озере и по его берегам

1

5

Сообщество поле. Полевые культуры Смоленской области

1

6

Возвышение Москвы

1

7

Освобождение Руси от монгольского ига. Военное прошлое Смоленщины

1

8

Создание Московского государства. Русская культура

1

9

Экскурсия «Весенние изменения в природе»

1

10

Тест по разделу «Московское государство»

1

Путь от Руси к России (9 часов + 1 час контрольная работа за учебный год + 3 резервных часа)

1

Путь от Руси к России. Русские первопроходцы. Поход казаков под руководством Ермака в Сибирь

1

2

Азия. Практическая работа «Работа с картами: физической, контурной»

1

3

Тайга. Экологические проблемы тайги. Сквозь сибирские дебри

1

4

Контрольная работа за  учебный год

1

5

Сообщество болото. Болота нашего края

1

6

Природа Индии

1

7

Россия в XVII веке. Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский

1

8

Природа тундры. Люди в тундре. Арктическая пустыня

1

9

Россия накануне реформ. Обобщающие задания

1

10

Итоговый урок

1

11

Резервные часы

3

Всего                                                                                                          68

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

(3 класс)

Вид контроля

Количество

Тест (тематический)

2

Контрольная работа за учебный год

1

Комплексная контрольная работа – 1

4 класс

п/п

Тема

Количество часов

Человек и окружающий мир (21 час)

Человек и мир, созданный им 5 ч

1

Человек и мир, созданный им. Сфера разумной жизни. Условия современной жизни.

1

2

Первопроходцы в науке. Техника и человек.

1

3

Человек познает самого себя. Трудный путь становления медицины.

1

4

Клетка – основа строения и роста живых организмов.

1

5

Рост и развитие организма человека. Режим дня в его жизни.

1

Наши соседи на Западе 16 ч

1

Наши соседи на Западе. Где и как жили рыцари.

1

2

Осанка человека.

1

3

Скелет: позвоночник.

1

4

Скелет: череп, грудная клетка, живые рычаги. Оказание первой помощи при травмах.

1

5

Мышцы тела. Мимические мышцы Практическая работа «Наблюдение за работой мышц и их утомляемостью».

1

6

Экскурсия «Осень».

1

7

Начало Нового времени.

1

8

Расширение знаний о Земле.

1

9

Кругосветное путешествие Магеллана. Практическая работа с картой «Обсуждение маршрута кругосветного путешествия»

1

10

Природа Нового света.

1

11

Развитие науки. Устройство Вселенной (виртуальная экскурсия в планетарий).

1

12

Законы природы.

1

13

Открытие невидимого мира.

1

14

Победа над эпидемиями.

1

15

Правила здорового образа жизни.

1

16

Особенности кожного покрова  Практическая работа «Определение строения и функций кожи»

1

Преобразования в России 10 ч

1

Преобразования в России при Петре I.

1

2

Строительство Санкт-Петербурга.

1

3

Становление российской науки. М.В. Ломоносов - великий русский учёный Практическая работа «Горные породы».

1

4

Минералы.

1

5

Кладовая недр Земли Практическая работа «Определение состава и свойств песка и глины».

1

6

Руды металлов и горючие полезные ископаемые

1

7

Добыча полезных ископаемых. Практическая работа с картой: обозначение крупнейших месторождений полезных ископаемых.

1

8

Полезные ископаемые родного края.

1

9

Русское военное искусство.

1

10

План местности. Практическая работа «Составление плана комнаты».

1

Мир человека в Новое время (26 часов)

Разнообразие природы Земли 6 ч

1

Разнообразие природы Земли. Северные земли России.

1

2

Открытие Австралии.

1

3

Открытие Антарктиды.

1

4

Дальний Восток России.

1

5

Экскурсия «Зима».

1

6

Расы человека.

1

События XIX–XX веков 10 ч

1

События XIX–XX веков. Развитие науки и техники в XIX–XX веках.

1

2

Новые знания о человеке.

1

3

Нервная система.

1

4

Кровеносная система.

1

5

Путь крови в организме. Практическая работа. Подсчёт ударов пульса в спокойном состоянии и после физических упражнений. Органы выделения.

1

6

Россия в начале ХХ века.

1

7

Великая Отечественная война (1941– 1945) Военное прошлое Смоленщины.

1

8

Великая Отечественная война (1941–1945) Награды Смоленщины и города Смоленска. Места боевой славы.

1

9

Великобритания.

1

10

Век научных открытий. Экологические проблемы.

1

Человек и природа 10 ч

1

Человек и природа. Охрана природы.

1

2

Органы дыхания человека. Практическая работа. Определение количества дыхательных движений в минуту. 

1

3

Растения – природные очистители воздуха. Комнатные растения.

1

4

Сельское хозяйство. Животноводство.

1

5

Сельское хозяйство. Растениеводство.

1

6

Состав пищи.

1

7

Витамины. Пища разных народов. Что ели наши предки.

1

8

Органы пищеварения.

1

9

Переработка пищи в организме. Правила здорового питания.

1

10

Сохранение здоровья – важнейшая задача для жизни человека (урок обобщения). Практическая работа. Составление меню с учётом содержания необходимых для организма веществ. 

1

Современная Россия (9ч + 2 резервных часа)

1

Современная Россия. Человек и общество. Государство.

1

2

Россия – наша Родина. Наши земляки.

1

3

Экскурсия «Весна».

1

4

Устройство государственной власти.

1

5

Символы и праздники России.

1

6

Народы России, их культура и традиции. Культура Смоленщины сегодня.

1

7

Контрольная работа за  учебный год.

1

8

Человек в современных условиях. Нравственные нормы жизни. Защита прав потребителей.

1

9

Духовное богатство человека. Итоговый урок.

1

10

Резервный час

1

11

Резервный час

1

Всего

68

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

(4 класс)

Вид контроля

Количество

Тест (тематический)

2

Контрольная работа за учебный год

1

Всероссийская проверочная работа – 1

Приложение № 1

Материалы для итогового контроля

1 класс

Фамилия, имя_________________________

  1. В каждой группе объектов зачеркни «лишнее» слово. Напиши название группы.

а) берёза, река, пингвин, муравей – ……………………………..

б) тетрадь, диван, облако, дом, ракета - ......................................

2.Подпиши части растения.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_53a882b176f1d/itoghovyi-tiest-po-okruzhaiushchiemu-miru-1-klass_11.png

3.Распредели эти объекты на две группы, дай группам названия:     василёк, крокодил, осина, ласточка, бабочка, сирень

___________________ ____________________

___________________ ____________________

___________________ ____________________

В каждую группу запиши свой пример.

4.Подчеркни название столицы своей страны.

Саратов, Омск, Москва, Волгоград, Санкт-Петербург.

Напиши название своей страны, в которой ты живёшь: ______________________

. Куры спят в курятнике, муравьи – в муравейнике, скворцы – в скворечнике. А где спят эти животные?

 Коровы – в _________________

Лисы – в ___________________

Собаки – в __________________

2 класс

 Тест по окружающему миру (итоговый)

1.Напиши названия месяцев, начиная с марта ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

2.Закончи предложение.

Пырей – дикорастущее растение, а пшеница -___________________.

Сосна – дерево, сирень ______________________.

3.Отметь х  правильный ответ

Пчелы и осы для защиты

используют сходство с листьями;

выделяют плохо пахнущую жидкость;

имеют жало.

4. Отметь  х правильный ответ:

Растению для роста нужны

тепло, воздух, вода

свет, ветер, почва, вода

тепло, воздух, свет, вода, почва

5. Найди и подчеркни ошибку

Медведь, еж, свинья, кошка, корова, змея – звери

6. Укажи стрелками,  к какой группе относятся данные растения, покажи стрелками:

дуб      

ромашка                            деревья

осина

клевер                              кустарники

рябина                              травы

 7. Отметь х ядовитые растения

вороний глаз

кислица

папоротник

ландыш

8. Отметь х верное высказывание

Все звери – млекопитающие.

Все насекомые – шестиногие.

У паука шесть ног, значит, он – насекомое.

9. Отметь х правильный ответ:

Царства природы – это

растения и животные

животные, грибы, бактерии

грибы, животные, растения

растения, животные, грибы, бактерии

10. Отметь х правильные высказывания

Пшеница, василек, овес, рожь – растения поля.

Пырей, лютик, береза, сурепка – растения луга.

Земноводные – животные, которые могут жить только в воде.

В Красной книге перечислены животные, которые нуждаются в охране.

3 класс

Тест по разделу «Человек в далеком прошлом»

1. Перечисли основные климатические пояса

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

2. Назови основные природные зоны________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

3. Основные отличительные признаки экваториального леса:

а) вечная мерзлота;                                             б) много влаги и много тепла;

в) достаточно тепла и влаги;                              г) многочисленные болота

4. Животные экваториального леса:

а) волки;                                                         б) бегемоты;

в) обезьяны;                                                    г) лоси

5. В Африканской саванне живут:

а) медведи;                                                     б) зебры;

в) зайцы;                                                          г) львы

6. Нил – это не океан, а_______________, Сахара – это не материк, а___________________, лиана – это не дерево, а ________________________,

саванна – это не пустыня, а _____________________.

7. Напиши название материков: ______________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

8. Напиши название частей света:_____________________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тест по  разделу «Московское государство»

Ф.И. ____________________________________________________________

1.Кто основал Троицкий монастырь?

А)  Монах Нестор.   Б) Монах Сергий Радонежский.    В)  Монахи – богатыри Пересвет и Ослябя.

 

2.Кто решил поднять Русь против Золотой Орды?

А) Князь Дмитрий Донской.   Б) Князь Александр Невский.   В) Князь Игорь Святославович.

3.Как называется битва, которая произошла в 1380 году за рекой Дон?

А) Ледовое побоище.  Б) Куликовская битва.  В) Народное ополчение.

4. Кто был первым книгопечатником?

А) Иван Фёдоров.                Б) Андрей Рублёв.                     В) Монах Нестор.

5. Самый главный собор Московского Кремля?

А) Собор Василия Блаженного.   Б) Колокольня Иван  Великий.    В) Успенский собор.

6. Самое высокое здание Московского Кремля?

А) Собор Василия Блаженного.   Б) Колокольня Иван  Великий.    В) Успенский собор.

7. Иван Васильевич Грозный приходиться Ивану III?

А)  Внуком.                Б) Сыном.                   В) Братом.

8. Русских государей, начиная с Ивана Васильевича Грозного, стали называть?

 А)  Царями.               Б) Королями.                    В) Императорами.

9. В каком соборе вымаливал у Бога прощение царь Иван Васильевич Грозный?

А) Благовещенский.             Б) Архангельский.               В) Успенский собор.

10. В каком соборе был похоронен Иван Грозный?

А) Благовещенский.                   Б) Архангельский.                  В) Успенский собор.

11. Как называется войско, созданное Мининым и Пожарским для защиты Родины от иноземных захватчиков?

А) Земский собор.    Б) Народное ополчение.    В) Смутное время.

12. Как в истории России называют один из самых тяжёлых периодов 17 века, когда за власть боролись самозванцы?

А) Земский собор.    Б) Народное ополчение.    В) Смутное время.

13. Как  называется собрание представителей всей русской земли, созываемое для решения важнейших государственных вопросов?

А) Земский собор.    Б) Народное ополчение.    В) Смутное время.

Тест по разделу «Земли восточных славян»

Ф.И.__________________________________

1. Степь – это…

А) бескрайнее поле     Б) небольшая равнина, покрытая лесом В) бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью

2. Климат в степи:

А) жаркий и влажный  Б) жаркий и сухой  В) холодный и сухой

3. Зона степей расположена: А) в тропическом поясе   Б) арктическом поясе   В) в умеренном поясе

4. Почвы в степи: А) глинозём     Б) подзолистые      в) чернозём

5. Растения в степи бывают: А) раннецветущие      Б) многолетние      В) засухоустойчивые

6. Выбери только животных степей:

А) пингвин   Б) сайгак   В) медведь    Г) дрофа   Д) кобылка

7. Почему леса называют «лёгкими нашей планеты»?

А) лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ

Б) лесные растения поглощают углекислый газ и выделяют азот

В) лесные растения выделяют углекислый газ и поглощают кислород

8.  Почвы в лесу: А) глинозём     Б) подзолистые      В) чернозём

11. Какие деревья НЕ характерны для широколиственных лесов?

А) вяз     Б) сосна     В) дуб     Г) липа     Д) ель    Е) ясень

12. Русские, украинцы, белорусы произошли: а) от восточных славян; б) западных славян; в) южных славян.

13 Древние славяне жили: а) в одиночку;  б) семьями;  в) племенами.

14.  Свои дома славяне строили: а) из камня;   б) кирпича; в) столбов деревьев.

15. Как древние славяне называли мужчин, которые собирали мед диких пчел?

Контрольная работа (годовая)

1. Прочитайте названия географических объектов. Подчеркните только названия материков.

Америка, Евразия, Африка, Европа, Австралия, Азия, Северная Америка, Антарктида, Арктика, Южная Америка.

2. Напишите, какие природные явления вы наблюдали:

Летом___________________________________________________________

Зимой___________________________________________________________

3. Соедините событие и имя князя, с которым оно связано:

Принятие Русью христианства                                              Александр Невский

Закон Древнерусского государства «Русская правда»        Владимир

Победа русских войск на Чудском озере                              Ярослав Мудрый

Первая школа на Руси

4. Составь цепь питания сообщества «луг».

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5. В каком году и веке ты родился?

6. Напиши:

Самый большой океан______________________________________________

Самое глубокое озеро_______________________________________________

7. Напиши названия основных деревьев тайги___________________________

__________________________________________________________________

8. Какая растительность свойственна степям, а какая – тундре:

 

Мхи, лишайники, травянистые раннецветущие, стелющиеся, засухоустойчивые, злаковые растения, карликовые деревья.

Степи____________________________________________________________

Тундра___________________________________________________________

9. Напиши имена русских первопроходцев:____________________________

    _______________________________________________________________

10. Почему в тундре много озер и болот?______________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса (система Л.В. Занкова)

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса (система Л.В. Занкова) разработана в соответствии с ФГОС второго поколения, а также авторской программой Н.Я. Дмитриевой, которая обеспечена учебнико...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по системе Л.В.Занкова

В "Рабочую программу" вошли пояснительная записка и тематическое планирование....

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по развивающей системе Л.В.Занкова

Рабочая программа по окружающему миру  разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова «Окружающ...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова содержит пояснительную записку, развёрнутое календарно-тематическое планирование в соответствии с требо...

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса (система Л.В.Занкова)

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса составлена на основе авторской программы Н.Я.Дмитриевой 2011 года с учётом требований ФГОС (система Л.В.Занкова)...

рабочая программа по окружающему миру для 3 класса система Занкова

рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Дидактическая система Л. В. Занкова"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Дидактическая система Л.В. Занкова"...