Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Дидактическая система Л. В. Занкова"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Дидактическая система Л.В. Занкова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы по окружающему миру 2011 года, разработанной Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казаковым.
В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования нового поколения предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы; физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны - как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении.
Организация активной учебной деятельности школьников является главным условием освоения предлагаемой ниже программы курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Собственная деятельность может вызвать эмоционально-ценностное отношение к изучаемым событиям, фактам, явлениям, тем самым реализуя воспитательные возможности курса.
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
- формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
- в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
- освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре; способствовать эстетическому воспитанию.
Решению поставленных задач способствует особое структурирование содержания, что нашло выражение в данной программе.
Содержание выстроено таким образом, чтобы активизировать учебно-исследовательскую деятельность школьников, включая их в непосредственные наблюдения, опыты, эксперименты, в непосредственное общение друг с другом и другими людьми.
Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания».
В курсе реализуется диалектическое единство теоретического и практического содержания в их историческом развитии.
Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий:
1) история открытия и познания природы Земли;
2) развитие человека и человеческого общества;
3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа.
Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов, создавая условия для формирования универсальных учебных действий.
Отбор и структурирование содержания курса «Окружающий мир», организация процесса освоения этого содержания как самостоятельной поисковой деятельности обучающихся при использовании разных форм (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной) позволит к концу начального обучения достичь тех результатов в формировании универсальных и предметных учебных действий, которые предусмотрены представленной ниже программой.
В соответствии с Образовательной программой школы на 2013-2014 учебный год рабочая программа рассчитана на 70 часов в год при 2 часах в неделю.
Программа реализуется по следующим учебным пособиям:
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 3 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013.
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 3 класса к учебнику «Окружающий мир». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013.
Учебно-тематический план
Содержание программного материала | Количество часов | Практические работы | Экскурсии |
Природные условия Земли | 12 ч | Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов; фиксация показателей погоды и ее изменений в своей местности, сравнение с другими территориями России. Определение состава почвы. Ознакомление с картой природных зон. | |
Человек в далеком прошлом | 9 ч | Ориентирование на физической карте и карте природных зон; соотнесение: год - век, век - тысячелетие. Исследовательская работа. Роль живописи (музыки, танца, скульптуры, литературы...) в жизни человека. | В зоопарк, в ботанический сад, в краеведческий музей (с учетом возможностей). |
Земли восточных славян | 22 ч | Ориентирование на карте природных зон России; работа с натуральными объектами, коллекциями, гербарными экземплярами растений степной зоны и зоны лесов; составление цепей питания; подбор загадок, пословиц и поговорок на темы о природе, дружбе и труде народа; коллективное создание макетов славянских поселений в зоне степи и в зоне лесов. Составление кроссвордов. Исследовательская работа. Образ жизни, повадки лесных животных. Занятия и быт современных людей в лесной зоне (в зоне степей). Духовная и материальная культура древних русичей. История одного из древних городов. | В исторический, краеведческий музеи, в заповедник или заказник (с учетом возможностей). |
Московское государство | 12 ч | Ориентирование на физической карте России и мира, на исторических картах; составление цепей питания; узнавание ядовитых растений и грибов; моделирование вариантов вмешательства человека в природные сообщества и их последствия; применение правил поведения в лесу и у водоемов. | В лес, к озеру, реке или к болоту (с учетом возможностей). |
Путь от Руси к России | 15ч | ||
Краеведение | В течение года | Исследовательская работа. Жизнь людей в тайге (тундре) в настоящее время. | В краеведческий музей, в художественную галерею, в музей прикладного искусства (с учетом возможностей). |
Итого | 70 часов |
Содержание программы
(70 часов)
Природные условия Земли (12 часов)
Человек и природа
Особенности планеты Земля (обобщение знаний предыдущих лет обучения).
Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки, наличие облаков. Народные приметы погоды. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Наблюдение за погодой своего края. Представление о климате, климат родного края.
Почва. Состав почвы. Значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Свойства почвы (плодородие). Охрана почв.
Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой. Приспособленность организмов к условиям окружающей среды.
Человек в далеком прошлом (9 часов)
Человек и общество
Природные условия, в которых появился человек. Представления о природных зонах Африки. Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира. Лента времени (год, век, тысячелетие).
Земли восточных славян (22 часа)
Человек и природа
Природная зона степей. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в природе степей. Охрана почв, растительности и животного мира.
Природная зона лесов. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в зоне лесов европейской части России. Листопад. Распространение плодов и семян в природе. Перелетные и зимующие птицы. Сравнение природных условий лесной и степной зон. Меры по сохранению леса.
Человек и общество
Зависимость жизни и занятий населения от природных условий в степной и лесной зонах. Освоение человеком законов жизни природы. Народный календарь, определяющий сезонный труд людей. Пословицы, поговорки. Расселение славян. Путь «из варяг в греки».
Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Принятие Русью христианства. Основные религии народов России: православие, ислам, буддизм, иудаизм. Князь Владимир. Ярослав Мудрый. Культура: устное народное творчество, письменность, материальная культура. Ордынское нашествие. Александр Невский и Ледовое побоище. Представления о национальных героях и важнейших событиях в Древнерусском государстве.
Московское государство (12 часов)
Человек и природа
Залесский край. Законы лесной жизни. Природные сообщества: лес, луг, водоем, их значение. Круговорот веществ. Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Правила безопасного поведения в лесу и на водоемах. Ядовитые растения леса и луга. Ядовитые грибы.
Человек и общество
Основание Москвы, объединение вокруг Москвы русских земель. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Освобождение от ордынского ига.
Культура Московской Руси. Человек - член общества, носитель и создатель культуры. Культура общения в многонациональном государстве с представителями разных национальностей. Исторические достопримечательности Москвы. Золотое кольцо России.
Иван IV Грозный.
Путь от Руси к России (15 часов)
Человек и общество
Расширение пределов страны. Русские первопроходцы. Освоение Сибири. Природа Сибири. Тайга. Тундра. Арктика. Коренное население Сибири.
Путешествие Афанасия Никитина. Ознакомление с природой Индии. Поход Семена Дежнева. Начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны.
Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII века. Кузьма Минин. Дмитрий Пожарский. Активная роль человека в обществе.
Краеведение (в течение года).
Изучение рельефа, почв, природных сообществ родного края, запоминание растений, животных, грибов (в т.ч. охраняемых), усвоение правил поведения в природе, ориентирование на местности.
Родной край в изучаемый исторический период: территориальная принадлежность, коренное население. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта, культура. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Особенности хозяйственной деятельности.
Планируемые результаты освоения предмета
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Универсальные учебные действия
Личностные универсальные учебные действия
У третьеклассника будут формироваться:
- ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;
- интерес к познанию окружающего мира;
- ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
- предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
- осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- понимание нравственного содержания.
Третьеклассник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
- способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- реализации основ гражданской идентичности в поступках;
- следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- венных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;
- ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
- сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам;
- понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц;
- принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;
- понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром;
- установки на здоровый образ жизни;
- ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Регулятивные универсальные учебные действия
Третьеклассник научится:
- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
Третьеклассник получит возможность научиться:
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом;
- на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов.
Познавательные универсальные учебные действия
Третьеклассник научится:
- осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
- находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; -умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп; -устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (приро-
Третьеклассник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиа-ресурсов;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- находить разнообразные способы решения учебной задачи;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении);
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Третьеклассник научится:
- строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
- умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
- контролировать действия партнера;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
Третьеклассник получит возможность научиться:
- строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч.не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
- оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- использовать речь для планирования своей деятельности.
Предметные результаты
Человек и природа
Третьеклассник научится:
- устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе; между растениями и животными, между разными группами животных;
- осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп);
- использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации;
- использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России;
- проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ);
- оценивать свое поведение и поведение других людей в природе;
Третьеклассник получит возможность научиться:
- узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые;
- оформлять результаты исследовательской работы («Человек и природа») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;
- моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия;
- планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
- сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы); -сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой (солнечный свет, воздух, вода, почва) природы; приводить примеры растений и животных, характерных для того или иного природного сообщества;
- выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края; -узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных;
- соблюдать правила поведения в природе; правила безопасности в лесу и при отдыхе у водоема;
- узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые;
- фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды.
Человек и общество
Третьеклассник научится:
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату - с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами;
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им;
- устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах;
- выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями).
Третьеклассник получит возможность узнать:
- о древнейшей истории человека, о первых государствах;
- об истории Древней Руси, Московского государства, о событиях общественной и культурной жизни страны в изучаемые исторические периоды;
- об особенностях быта, труда, духовно-нравственных и культурных традициях людей в изучаемые исторические периоды;
- имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван IV Грозный; Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, связанные с ними события и их влияние на историю нашего Отечества;
- об истории и выдающихся людях родного края.
Третьеклассник получит возможность научиться:
- оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность;
- оформлять результаты исследовательской работы («Человек и общество») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;
- осознавать существующую связь между каждым человеком и разнообразными окружающими социальными группами;
- ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период;
- наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах страны (на примерах исторических лиц, литературных героев и современников);
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, пути достижения ее цели, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Критерии оценивания
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета направлена на обеспечение качества образования. Основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения младшими школьниками программы курса «Окружающий мир» для второго класса. Система оценивания выстраивается в зависимости от этапа обучения: используется диагностическое и сре-зовое оценивание.
Контрольные и проверочные работы проводятся один раз в четверть. В программе запланировано большое количество практических работ, в ходе которых учащиеся должны демонстрировать приобретенные умения и знания: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь.
Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.
Система контрольных, проверочных и практических работ
№ урока | Вид работы | Тема |
8 | Практическая работа | Почва. Состав почвы |
12 | Самостоятельная работа | Природные условия Земли |
22 | Практическая работа | Ориентирование на физической карте России |
23 | Практическая работа | Работа с гербариями |
27 | Практическая работа | Работа с картами: физической, природных зон, контурной |
29 | Экскурсия | Распространение плодов и семян |
30 | Экскурсия | Почки |
31 | Исследовательская работа | Изучить образ жизни, повадки животных леса |
32 | Практическая работа | Макеты домов и поселений |
36 | Контрольная работа | За 1-ое полугодие |
39 | Экскурсия | Древнерусская культура |
41 | Практическая работа | Урок в древнерусской школе |
48 | Экскурсия | Природное сообщество озеро |
57 | Практическая работа | Работа с картами: физической, контурной |
67 | Контрольная работа | За год |
Материально-техническое обеспечение программы
Специфическое сопровождение (оборудование):
Наглядные пособия:
• натуральные: гербарии, чучела, коллекции минералов и горных пород, скелет человека, скелет любого млекопитающего;
• изобразительные:
- муляжи плодов, животных и отдельных органов человека;
- таблицы групп растений и животных, отдельных органов человека и систем органов, внешнего и внутреннего строения человека, значения полезных ископаемых;
- физический глобус Земли, компас, теллурий, муляжи;
- атлас для начальных классов;
- настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта мира», «Физическая карта России», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России», «Политическая карта мира»;
- рисунки, слайды, диафильмы.
Электронно-программное обеспечение:
• электронные библиотеки по окружающему миру, электронные энциклопедии, DVD-фильмы о природе,космосе;
• записи звуков природы;
• специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы);
• презентации по окружающему миру.
Технические средства обучения:
• мультимедийный проектор, DVD-плееры, МРЗ-плееры;
• компьютер с учебным программным обеспечением;
• музыкальный центр;
• демонстрационный экран;
• демонстрационная доска для работы маркерами;
• магнитная доска;
• цифровой фотоаппарат;
• сканер, ксерокс и цветной принтер.
№ | Дата | Тема урока | Тип урока | Возможные виды деятельности учащихся | Планируемые результаты | |||||||||||||
Предметные | Личностные | Метапредметные | ||||||||||||||||
Природные условия земли (12 часов) | ||||||||||||||||||
1 | Приглашение к путешествию. | Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений. | Определить знания,необходимые для путешественников. Работать с физической картой, разработать маршрут путешествия. | Осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп). | Формирование ориентации на принятие образца «хорошего ученика». | Осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире. Следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения. | ||||||||||||
2 | Масштаб. | Урок изучения нового материала. | Познакомиться с масштабом. | Использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации. | Формирование ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи. | Строить сообщение в соответствии с учебной задачей. Подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа, природа живая - неживая,природные зоны,природные сообщества, группы растений, группы животных и др.). | ||||||||||||
3 | Лента времени. | Комбинированный урок. | Уметь пользоваться лентой времени. | Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату - с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами. | Формирование понимания чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц. | Понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении). Обобщать (самостоятельно выделять класс объектов). | ||||||||||||
4 | Погода. | Урок-исследование. | Наблюдать за погодой в течение недели. Сравнить погоду разных дней. Выделить признаки погоды. Определить понятие «погода». Сравнить погоду разных сезонов. | Проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ). Оценивать свое поведение и поведение других людей в природе. | Формирование принятия ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегаю-щего поведения. | Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. | ||||||||||||
5 | Погода. Народные приметы погоды. | Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений. | Изучить изменчивость погоды. Метеорология -наука о погоде. Классифицировать признаки хорошей и плохой погоды. Наблюдать признаки в природе. | Фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды. | Формирование понимания чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц. | Строить небольшие сообщения в устной и письменной форме. Адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. | ||||||||||||
6 | Климат. | Урок-исследование, | Иметь представление о климате. Сравнить погоду одного дня в разных уголках России. Характеризовать показатели климата. | Проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ). Оценивать свое поведение и поведение других людей в природе. | Формирование понимания красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. | Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем. Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности. | ||||||||||||
7 | Климат. | Урок-исследование. | Характеризовать климатические пояса. Работать с картой климатических поясов. Выявлять причины, влияющие на разнообразие климатов. Определять климат своей местности. | Использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации. Устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе; между растениями и животными, между разными группами животных. | Формирование интереса к познанию окружающего мира. | Осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире. Следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения. | ||||||||||||
8 | Почва. Состав почвы. Практическая работа | Урок-практикум. | Определить состав почвы. | Использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России. | Формирование принятия ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегаю-щего поведения. | Уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре). Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков. | ||||||||||||
9 | Образование почв. Плодородие. | Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений. | Изучить историю образования почв. Характеризовать зависимость почвы и растений. Характеризовать разнообразие почв, плодородие, перегной. | Проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ). Оценивать свое поведение и поведение других людей в природе. | Формирование ориентации на принятие образца «хорошего ученика». | Осуществлять синтез как составление целого из частей. Проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп. | ||||||||||||
10 | Защита почв. | Комбинированный урок. | Давать характеристику живая - мертвая почва. Характеризовать защиту почв от загрязнения, разрушения. | Использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний. | Формирование понимания красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. | Ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Учитывать другое мнение и позицию. Пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе. | ||||||||||||
11 | Природные зоны суши Земли. | Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений. | Познакомиться с природными зонами в разных тепловых и климатических поясах. Назвать общее и отличия. Сравнить природные зоны мира. Объяснять приспособленность живой природы к условиям окружающей среды. Работать с физической картой. | Сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). | Формирование ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи. | Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. | ||||||||||||
12 | Обобщение знаний по теме «Природные условия Земли» | Урок систематизации знаний. | Выполнить самостоятельную работу. Сделать самопроверку. | Использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации. Устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных. | Формирование предпосылок для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев. | Строить сообщение в соответствии с учебной задачей. Подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа, природа живая -неживая, природные зоны, природные сообщества, группы растений, группы животных и др.). | ||||||||||||
Человек в далеком прошлом (9 часов) | ||||||||||||||||||
13 | Особенности Африки. | Комбинированный урок. | Познакомиться с географическим положением Африки. Характеризовать ее климат. | Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату - с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами. | Формирование ориентации на принятие образца «хорошего ученика». | Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. Находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи. | ||||||||||||
14 | Особенности Африки. | Комбинированный урок. | Познакомиться с природными зонами Африки. | Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов. | Формирование принятия ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения. | Осуществлять синтез как составление целого из частей. Проводить сравнение, се-риацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп. | ||||||||||||
15 | Родина человечества. | Комбинированный урок. | Выявить особенности природы Юго-Восточной Африки. Рассмотреть гипотезы появления человека. Расселение людей. | Использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России. | Формирование понимания нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц. | Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. | ||||||||||||
16 | Как появился человек. Особенности жизни древних людей. | Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений. | Характеризовать этапы становления человека. Объяснять появление огня. Одомашнивание животных. Орудия труда. | Устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах. Выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями). | Формирование интереса к познанию окружающего мира. | Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Контролировать действия партнера. | ||||||||||||
17 | Древние государства. | Комбинированный урок. | Познакомиться с государствами Средиземноморья. Работать с «лентой времени». Развитие наук. | Использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний. | Формирование понимания чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц. | Понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении). Обобщать (самостоятельно выделять класс объектов). | ||||||||||||
18 | Античность. | Комбинированный урок. | Познакомиться с Древней Грецией, Спартой и Афинами. Древний Рим. | Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов. | Формирование понимания нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц. | Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем. Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности. | ||||||||||||
19 | Расширение знаний о Европе. | Комбинированный урок. | Познакомиться с плаванием Питея. | Сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой (солнечный свет, воздух, вода, почва) природы; приводить примеры растений и животных, характерных для того или иного природного сообщества. | Формирование понимания красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. | Строить сообщение в соответствии с учебной задачей. Подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа, природа живая - неживая, природные зоны;природные сообщества, группы растений, группы животных и др.). | ||||||||||||
20 | Расширение знаний об Азии. | Комбинированный урок. | Изучить поход Александра Македонского на Восток. Китайские путешественники в Средней Азии. | Использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний. | Формирование ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи. | Строить небольшие сообщения в устной и письменной форме. Адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. | ||||||||||||
21 | Наследие Древнего мира. | Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений. | Аристотель, Архимед. Познакомиться с культурой и искусством Древнего мира. Язычество. | Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату - с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами. | Формирование осознания ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности. | Осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире. Следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения. | ||||||||||||
Земли восточных славян (22 часа) | ||||||||||||||||||
22 | Восточно-Европейская равнина. Практическая работа. | Урок-практикум. | Изучить географическое положение, рельеф, климат Восточно-Европейской равнины. Первые люди на нашей Земле. Работать с физической и контурной картами России. | Осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп). | Формирование осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. | Уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре). Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков. | ||||||||||||
23 | Природная зона степи. Растительность. Практическая работа. | Урок-практикум, | Работать с физической картой, картой климатических поясов и природных зон России и мира. Характеризовать географическое положение. Изучить растительность степей весной и летом. Работать с гербариями. | Использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации. | Формирование ориентации на принятие образца «хорошего ученика». | Понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении). Обобщать (самостоятельно выделять класс объектов). | ||||||||||||
24 | Животный мир. | Комбинированный урок. | Рассмотреть особенности внешнего строения и образа жизни животных степей. Определить цепи питания в степях. | Выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края. Узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных. | Формирование принятия ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегаю-щего поведения. | Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. | ||||||||||||
25 | Сезонные изменения в степях. | Комбинированный урок. | Характеризовать сезонные изменения в неживой природе и связанные с ними изменения в живой природе. Сравнение степей Евроазиатского и Африканского материков. | Проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ). Оценивать свое поведение и поведение других людей в природе. | Формирование интереса к познанию окружающего мира. | Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. Находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи. | ||||||||||||
26 | Население степей. Земледельцы и кочевники. | Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений. | Познакомиться с особенностями быта, занятий людей в степях. Экологические проблемы. ОБЖ. | Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов. | Формирование предпосылок для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев. | Умение смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей. | ||||||||||||
27 | Лесостепь. Лесная зона. Практическая работа. | Урок-практикум. | Изучить географическое положение, климат, почвы, особенности растительности лесной зоны. Работать с картами: физической, природных зон, контурной. Характеризовать значение леса. | Сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). | Формирование ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи. | Осуществлять синтез как составление целого из частей. Проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп. | ||||||||||||
28 | Смешанные леса. Растительность и животный мир. | Комбинированный урок. | Изучить растительность и животный мир смешанных лесов. Ярусность. Работать с коллекциями и гербарными материалами. | Сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой (солнечный свет, воздух, вода,почва)природы; приводить примеры растений и животных, характерных для того или иного природного сообщества. | Формирование понимания красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. | Ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Учитывать другое мнение и позицию. Пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе. | ||||||||||||
29 | Сезонные изменения в лесу. Экскурсия на природе. | Урок-экскурсия. | Характеризовать приспособленность животных организмов к сезонным изменениям в неживой природе. Изучить распространение плодов и семян. | Выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края. Узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных. | Формирование ориентации на принятие образца «хорошего ученика». | Строить небольшие сообщения в устной и письменной форме. Адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. | ||||||||||||
30 | Экскурсия. | Урок-экскурсия. | Рассмотреть почки как приспособленность растений к перенесению неблагоприятных условий. Изучить ядовитые растения и грибы. | Сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). | Формирование осознания ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности. | Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем. Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности. | ||||||||||||
31 | Сезонные изменения в лесу. Исследовательская работа. | Урок-исследование. | Изучить образ жизни, повадки животных леса. Перелетные и зимующие животные. Рассмотреть, кто как проводит зиму. Весна и лето. Меры по сохранению леса. | Проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ). Оценивать свое поведение и поведение других людей в природе. | Формирование принятия ценности природного мира, природоохраны, здоровье сберегающего поведения. | Уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре). Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков. | ||||||||||||
32 | Как жили наши предки. Практическая работа. | Урок-практикум. | Строительство жилища в степной и лесной зонах. Построить макеты домов и поселений. Интегрированный с уроком труда. | Использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний. | Формирование понимания нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц. | Понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении). Обобщать (самостоятельно выделять класс объектов). | ||||||||||||
33 | Жизнь славян в лесах. | Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений. | Изучить быт славян, занятия. Защита поселка. ОБЖ. | Использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России. | Формирование интереса к познанию окружающего мира. | Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. Находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи. | ||||||||||||
34 | Торговые связи с соседями. | Комбинированный урок. | Изучить путь «из варяг в греки». Торговля, общение, ремесла, рост поселков, городов. Работать с физической и исторической картами России. | Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им. | Формирование ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи. | Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. | ||||||||||||
35 | Обожествление природы. | Комбинированный урок. | Характеризовать язычество. Человек и природа. Защита своих земель. | Использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний. | Формирование понимания чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц. | Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Контролировать действия партнера. | ||||||||||||
36 | Контрольная работа за 1 -е полугодие. | Контрольный урок. | Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки. | Сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой (солнечный свет, воздух, вода, почва) при- | Формирование понимания красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. | Строить небольшие сообщения в устной и письменной форме. Адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. | ||||||||||||
роды; приводить примеры растений и животных, характерных для того или другого природного сообщества. | ||||||||||||||||||
37 | Первые русские князья. | Комбинированный урок. | Рассмотреть понятие «государство». Князья. Работать с исторической картой, «лентой времени». Изучить образование Древнерусского государства. | Использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации. | Формирование ориентации на принятие образца «хорошего ученика». | Осуществлять синтез как составление целого из частей. Проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп. | ||||||||||||
38 | Принятие Русью христианства. | Комбинированный урок. | Изучить связи с Византией. Князь Владимир. Характеризовать значение принятия христианства для Руси. «Лента времени». | Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им. | Формирование понимания нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц. | Уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре). Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков. | ||||||||||||
39 | Древнерусская культура. Зодчество. Памятники архитектуры. Экскурсия по историческим местам, в краеведческий музей. | Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений. | Изучить деревянное и каменное строительство на Руси. Прикладное искусство. | Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов. | Формирование предпосылок для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев. | Осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире. Следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения. | ||||||||||||
40 | Устное народное творчество. | Урок-исследование. | Изучить сборники вечной мудрости. Былины, летописи. | Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им. | Формирование интереса к познанию окружающего мира. | Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. Находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи. | ||||||||||||
41 | Как учили школьников на Руси. | Урок-практикум. | Практическая работа. Урок в древнерусской школе. | Использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний. | Формирование ориентации в поведении на принятые моральные нормы. Формирование сопереживания другим людям, ВТОМ числе историческим лицам. | Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем. Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности. | ||||||||||||
42 | Ордынское нашествие. | Комбинированный урок. | Изучить ослабление Руси. Раздробленность на отдельные княжества. Рассмотреть нашествие монголов. «Лента времени». | Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату - с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами. | Формирование ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи. | Строить сообщение в соответствии с учебной задачей. Подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа, природа живая - неживая, природные зоны,природные сообщества, группы растений, группы животных и др.). | ||||||||||||
43 | Александр Невский. Ледовое побоище. | Комбинированный урок. | Рассмотреть стремление соседей с Запада (шведов, немцев) захватить славянские земли. Защита славянских земель. | Устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах. Выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями). | Формирование осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. | Умение смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей. | ||||||||||||
Московское государство (12 часов) | ||||||||||||||||||
44 | Залесская земля. | Комбинированный урок. | Характеризовать жизнь на Руси в период монгольского ига. | Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им. | Формирование ориентации в поведении на принятые моральные нормы. Формирование сопереживания другим людям, в том числе историческим лицам. | Контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. | ||||||||||||
45 | Природное сообщество. Закон лесной жизни. | Урок-исследование. | Познакомиться с природными условиями вокруг Москвы. Изучить природные сообщества лесной зоны. Работать с физической картой. Природное равновесие в лесу. Разнообразие природных сообществ (березняк, дубрава, еловый лес и т.д.). Цепи питания. | Проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ). Оценивать свое поведение и поведение других людей в природе. Соблюдать правила поведения в природе; правила безопасности в лесу и при отдыхе у водоема. Узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые. | Формирование ориентации на принятие образца «хорошего ученика». | Ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Учитывать другое мнение и позицию. Пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе. | ||||||||||||
46 | Экологические проблемы леса. | Комбинированный урок. | Ориентирование в лесу. Лес - наше богатство. Характеризовать охрану лесных угодий. Моделировать варианты нарушения экологических связей в лесу. | Сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). | Формирование принятия ценности природного мира,природоохраны, здоровьесбе-регающего поведения. | Строить небольшие сообщения в устной и письменной форме. Адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. | ||||||||||||
47 | Сообщество луг. Человек и сообщество луг. | Урок систематизации знаний. | Рассмотреть растительность и животный мир луга. Экологическое равновесие. Связи внутри сообщества. Ярусность на лугу- Изучить значение лугов для сельскохозяйственной деятельности человека. Смоделировать варианты нарушения экологических связей луга. Ядовитые растения луга. | Сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой (солнечный свет, воздух, вода, почва) природы; приводить примеры растений и животных, характерных для того или иного природного сообщества. | Формирование ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи. | Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. | ||||||||||||
48 | Природное сообщество озеро. Экскурсия к водоему. | Урок-экскурсия. | Познакомиться с природным сообществом река, озеро. Рассмотреть растительность, животный мир, связи внутри сообщества. | Сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). | Формирование осознания ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности. | Понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении). Обобщать (самостоятельно выделять класс объектов). | ||||||||||||
49 | Животные, обитающие в озере и по его берегам. Правила поведения у водоема. | Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений. | Продолжение работы с сообществом озеро. Изучить экологические проблемы водоемов. | Выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края. Узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных. | Формирование интереса к познанию окружающего мира. | Уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре). Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков. | ||||||||||||
50 | Сообщество поле. | Урок-исследование. | Сообщество поле создано человеком. Характеризовать роль деятельности человека в поддержании этого сообщества. | Проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ). Оценивать свое поведение и поведение других людей в природе. | Формирование понимания красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. | Строить сообщение в соответствии с учебной задачей. Подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа, природа живая - неживая, природные зоны, природные сообщества, группы растений, группы животных и др.). | ||||||||||||
51 | Возвышение Москвы. | Комбинированный урок. | Изучить географическое положение Москвы. Природные условия. Князья. | Использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России. | Формирование осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. | Осуществлять синтез как составление целого из частей. Проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп. | ||||||||||||
52 | Освобождение Руси от монгольского ига. | Комбинированный урок. | Изучить личность Дмитрия Донского; Куликовскую битву. Стояние на реке Угре. Работать с «лентой времени». | Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов. | Формирование предпосылок для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев. | Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем. Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности. | ||||||||||||
53 | Создание Московского государства. | Комбинированный урок. | Изучить роль Ивана III, Ивана IV Грозного. | Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им. | Формирование ориентации в поведении на принятые моральные нормы. Формирование сопереживания другим людям, в том числе историческим лицам. | Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. Находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи. | ||||||||||||
54 | Русская культура. | Урок-исследование. | Зодчество. Совершить «путешествие» по Золотому кольцу России. | Использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний. | Формирование осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. | Контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. | ||||||||||||
55 | Русская культура. | Урок-исследование. | Книжная мудрость. Искусство. Характеризовать народные промыслы. Изучить деятельность первого книгопечатника Ивана Федорова. | Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им. | Формирование ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи. | Строить сообщение в соответствии с учебной задачей. Подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа, природа живая - неживая, природные зоны, природные сообщества, группы растений, группы животных и др.). | ||||||||||||
Путь от Руси к России (13 часов) | ||||||||||||||||||
56 | Русские первопроходцы. Поход казаков под руководством Ермака в Сибирь. | Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений. | Познакомиться с первыми путешественниками -купцами. Новгородцы, открывшие северные земли. Работать с «лентой времени». Изучить открытие Сибири и присоединение ее к России. | Использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации. | Формирование ориентации на принятие образца «хорошего ученика». | Ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Учитывать другое мнение и позицию. Пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе. | ||||||||||||
57 | Азия. Практическая работа. | Урок-практикум. | Изучить природные условия Сибири. Работать с физической и контурной картами России. Рассмотреть географическое положение Азии. | Сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой (солнечный свет, воздух, вода, почва) природы; приводить примеры растений и животных, характерных для того или иного природного сообщества. | Формирование осознания ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности. | Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. | ||||||||||||
58 | Тайга, | Комбинированный урок. | Изучить растительность и животный мир тайги. Природные связи. Цепи питания, | Выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края. Узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных. | Формирование принятия ценности природного мира,природоохраны, здоровьесбе-регающего поведения. | Строить небольшие сообщения в устной и письменной форме. Адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. | ||||||||||||
59 | Экологические проблемы тайги. | Урок систематизации знаний. | Пожары. Стихийные бедствия. Характеризовать уничтожение лесов и животных человеком (браконьерство). | Проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ). Оценивать свое поведение и поведение других людей в природе. | Формирование интереса к познанию окружающего мира. | Осуществлять синтез как составление целого из частей. Проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп. | ||||||||||||
60 | Сообщество болото. | Комбинированный урок. | Характеризовать растительность и животный мир болота. Экологические связи внутри сообщества. ОБЖ. Значение болот в природе. Озеро -болото. | Использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России. | Формирование понимания красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. | Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Контролировать действия партнера. | ||||||||||||
61 | Природа Индии. | Комбинированный урок. | Рассмотреть географическое положение. Открытие Индии европейцами. Путешествие Афанасия Никитина. | Выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края. Узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных. | Формирование ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи. | Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем. Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности. | ||||||||||||
62 | Россия в XVII веке. Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский. | Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений. | Смутное время. Изучить нашествие врагов с Запада. Характеризовать роль К. Минина и Д. Пожарского. | Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов. | Формирование предпосылок для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев. | Уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре). Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков. | ||||||||||||
63 | Сквозь сибирские дебри. | Комбинированный урок. | Изучить поход Семена Дежнева на Север. Работать с физической и контурными картами. Характеризовать рельеф и климат. | Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату - с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами. | Формирование ориентации в поведении на принятые моральные нормы. Формирование сопереживания другим людям, в том числе историческим лицам. | Строить сообщение в соответствии с учебной задачей. Подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа, природа живая - неживая, природные зоны, природные сообщества, группы растений, группы животных и др.). | ||||||||||||
64 | Природа тундры. | Комбинированный урок. | Характеризовать растительность и животный мир тундры. Взаимосвязь неживой и живой природы. Объяснить сезонные изменения в тундре. | Проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ). Оценивать свое поведение и поведение других людей в природе. | Формирование ориентации на принятие образца «хорошего ученика». | Понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении). Обобщать (самостоятельно выделять класс объектов). | ||||||||||||
65 | Люди в тундре. | Комбинированный урок. | Рассмотреть жизнь и занятия населения. Охрана природы тундры. Народы Сибири. | Использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России. | Формирование осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. | Контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. | ||||||||||||
66 | Арктическая пустыня. | Комбинированный урок. | Характеризовать природу ледяной зоны. Природное явление северное сияние. | Сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). | Формирование понимания чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц. | |||||||||||||
67 | Годовая контрольная работа. | Контрольный урок. | Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки. | Сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой (солнечный свет, воздух, вода, почва) природы; приводить примеры растений и животных, характерных для того или иного природного сообщества. | Формирование интереса к познанию окружающего мира. | |||||||||||||
68 | Россия накануне реформ. Обобщающие задания. | Урок систематизации знаний. | Самостоятельная работа с картой. «Лента времени». | Использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации. | Формирование понимания чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц. | |||||||||||||
69 | Повторение пройденного материала | Урок систематизации знаний. | Сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой (солнечный свет, воздух, вода, почва) природы; приводить примеры растений и животных, характерных для того или иного природного сообщества. | Формирование интереса к познанию окружающего мира. | ||||||||||||||
70 | Повторение пройденного материала | Урок систематизации знаний. | Сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой (солнечный свет, воздух, вода, почва) природы; приводить примеры растений и животных, характерных для того или иного природного сообщества. | Формирование интереса к познанию окружающего мира. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс по системе Л.В. Занкова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе авторской программы «Окружающий мир. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков.» («Программы начального общего образова...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс (Образовательная система "Школа 2100")
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин. ...
Рабочая программа по окружающему миру для 4 кл (система Л. В. Занкова) - 2012 г.
В программе представлена пояснительная записка к планированию, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование учебного материала....
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (Образовательная система "Школа 2100")
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин. Е.В...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Развивающая система Занкова ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного раз...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс, образовательная система "Перспектива".
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс, образовательная система "Перспектива"....