Конспекты 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Бродникова Наталья Петровна

 Раздел "Страницы истории России2

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: « Трудные времена на Русской земле»

Цель урока: сформировать представления о военном деле на Руси; ознакомить с героическими страницами истории Отечества.

Планируемые результаты:

-личностные: целостно воспринимать окружающий мир.

-предметные: усвоят, что звери - это животные, тело которых покрыто шерстью; познакомятся со зверьми, которые не подходят под обычное описание, со зверьми, которые обитают в наших лесах; узнают о многообразии видов зверей.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация, мультфильм, карточки для рефлексии.

Этапы урока

Методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

УУД

1.Организация начала урока;

Словесный

1 мин

Присаживайтесь ребята.

Приветствуют учителя;

Оценивают свою готовность, настрой на работу.

2.Проверка домашнего задания;

Словесный, практический, наглядный;

Беседа, диалог

3 мин

- Карточка 1

Что собой представляли рукописные книги?

Карточка 2

Что такое летопись? Кто ее вел?

— Расскажите, что в оформлении древних книг напоминает современные книги. Какие художественные приемы оформления книг сохранились и в наши дни?

2. Тест

1. Летопись — это:

а) запись важнейших событий

б) первая рукописная книга

в) славянская азбука

2. На Руси первые книги писали на:

а) папирусе

б) бересте

в) пергамене

3. Славянскую азбуку создали:

а) Минин и Пожарский

б) Кирилл и Мефодий

в) Геродот и Нестор

4. Киноварь — это краска:

а) зеленого цвета

б) оранжево-красного цвета

в) голубого цвета

(Учитель может использовать задания теста 10 «Древняя Русь» из пособия «Окружающий мир. Разноуровневые задания. 4 класс».)

3. Повторение

—  Вспомним некоторые события и людей в истории Древней Руси. От каких славян произошли русские, украинцы и белорусы? (От восточных.)

—  Как звали языческого бога грома и молнии у древних славян? (Перун.)

—  Как называлась первая столица Древней Руси? (Киев.)

—  Кто был главой Руси? (Великий князь киевский.)

—  Как называлось войско князя? (Дружина.)

—  Как звали князя, при котором принято христианство? (Владимир.)

—  Какой древнерусский город славился своим богатством, которое приумножал за счет торговли? (Новгород.)

—  Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий.)

Вступают в беседу с учителем; отвечают на вопросы;

Р.: Адекватно воспринимать оценку учителя; выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме.

П.: Осуществлять синтез как составление целого из частей.

К.: учиться формулировать собственное мнение и учитывать разные мнения и стремится к их координации.

3. Мотвационный

Словесный, наглядный;

беседа, постановка темы и целей урока;

5 мин

-

—  Какое сообщение на тему «Как рождается книга в наши дни» вы подготовили?

(Выслушать рассказы желающих.)

III. Самоопределение к деятельности

Под большим шатром

Голубых небес —

Вижу, даль полей зеленеется.

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!

И во всех концах света белого

Про тебя идет слава громкая.

Уж и есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

—  Это стихотворение «Русь» написал известный поэт Иван Саввич Никитин. Как вы считаете, какие мысли и чувства хотел передать поэт читателям? (Мнение детей.)

—  А когда враг нападал, то для людей русских какие наступали времена? (Мнение детей.)

—  Вы догадываетесь, о чем пойдет речь на уроке? (Высказывания детей.)

—  Тема урока: «Трудные времена на Русской земле». Какую проблему на уроке можем поставить? (Каким испытаниям подвергалась Русь в XIII в. ? Почему люди воюют ?)

—  Давайте сформируем задачи урока. Необходимо дополнить предложения.

•   По данной теме я хотел бы узнать...

•   Мне это нужно потому, что...

•  Для этого я должен на уроке...

—  А изучать данную тему будем по плану.

План

1.  Нашествие Батыя.

2. Александр Невский:

а) битва на реке Неве;

б) битва на Чудском озере.

Эти знания пригодятся вам при изучении истории в старших классах.

Вступают в диалог с учителем, формулируют тему и цели урока;

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Р: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

4. Усвоение новых знаний

Словесный, наглядный, практический;

Беседа, ответы на вопросы, работа с иллюстрацией;

10 мин

 Работа в группах

Зная задачи урока, приступим к их реализации. Для этого вы объединились в группы историков-исследователей. Я надеюсь, что в каждой группе будет царить атмосфера творчества, взаимовыручки, дружбы.

—  Как будем оценивать работу групп? (Критерии оценки: полнота представленной информации, ясность, точность.) 

Этапы работы

1. Прочитать вопросы.

2. Распределить задания между членами группы.

3. Найти ответы на вопросы.

4. Пересказать участникам группы.

5. Выступить группой перед классом.

(Первое задание группам - выяснить значения слов. Каждая группа ищет в словаре значения двух слов.)

Монголы - кочевые (переезжающие с места на место) монгольские племена.

Золотая Орда - государство, созданное монголами после завоевания Руси.

Дань - налог, взимаемый победителем с побежденных.

Хан - правитель Золотой Орды.

Рыцарь - конный воин, защищенный доспехами.

Крестоносцы - рыцари, на одежде и доспехах которых был изображен крест.

(Каждая группа историков-исследователей получает задание.)

Задание для первой группы

-  Расскажите о монголах. Для этого прочитайте текст «Нашествие Батыя на Русь» и ответьте на вопросы.

1. Кто такие монголы?

2. В чем заключалась сила монгольских племен?

3. Кто возглавлял войско завоевателей?

4. Какое княжество подверглось первому удару?

5. Почему пала Рязань?

6. Какие еще города заняли кочевники?

7. Что вы узнали об обороне Козельска?

8. Сколько вражеских воинов погибло под стенами этого города?

9.  Подумайте, почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа, монголы победили.

Задание для второй группы

-  Прочитайте текст «Защита северо-западных рубежей. Князь Александр Невский» и ответьте на вопросы.

1. Какие цели преследовали шведы и немцы?

2. Почему именно это время они выбрали для наступления?

3. Почему Александр одержал победу над шведами?

4. Какое прозвание получил Александр за эту победу?

5. Почему рыцарей называли крестоносцами?

6. Как построили свои войска крестоносцы?

7. Как построил свои войска Александр?

8. Как проходила битва и чем закончилась?

Вступают в беседу, отвечают на вопросы;

Выполняют работу в группах;

К.: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.

П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

5. Динамическая пауза

1 мин

Выполнение разминки.

Выполняют разминку вместе с учителем;

6. Закрепление полученных знаний

Практический метод; чтение текста.

Практическое задание, работа в парах;

15 мин

—  Рассмотрите карту на с. 20. Используя карту на с. 61 учебника, выполните задание.

(Взаимопроверка по учебнику.)

—  Выполняя задание 3 на с. 21, найдите слова, которые относятся к истории Древней Руси. (Восточная Европа, страна городов, великий князь.)

—  Найдите слова, которые относятся к истории монголов. (Азиатская часть Евразии, хан, кочевники.)

—  Когда Батый напал на Русь? (В 1237г.)

—  Когда состоялась битва на Неве? (15 июля 1240г.)

—  А Ледовое побоище? (5 апреля 1242 г.)

—  Впишите даты этих событий, выполняя задание 4 на с. 22.

2. Мозговой штурм

1. Кто напал на Русь в XIII в.? (Монголы.)

2.  Кто возглавил поход на Русь? (Хан Батый.)

3.  Какой первый русский город оказался на пути завоевателей? (Рязань.)

4. Сколько дней оборонялись рязанцы? (Пять дней, но на шестой день силы защитников иссякли. Монголы, ворвавшись в город, разгромили и сожгли его, все жители погибли.)

5.  Какой город оказал Батыю серьезное сопротивление? (Семь недель войско Батыя провело под городом Козельском.)

6. Что случилось с Киевом? (В 1240 г. он был захвачен и разрушен.)

7. Как стало называться государство монголов? (Золотая Орда.)

8. Какая появилась новая угроза? (Опасность исходила от шведов и немцев.) 

9. Кто выступил против них? (Молодой новгородский князь Александр.)

10. Какое прозвание он получил после победы? (Невский.)

11. Под каким названием в историю вошла битва на льду Чудского озера? (Ледовое побоище.)

12. Как строились крестоносцы? С какой целью? (Клином. Он пробивал самую крепкую оборону.)

13. Чем закончилась битва 5 апреля 1242 г.? (Крестоносцы оказались в западне, многие из них провалились под лед и утонули.)

Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы. Выполняют работу в группах.

П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

7. Подведение итогов.

Словесный;

Ответы на вопросы;

—  Вернемся к главному вопросу урока. Какие испытания обрушились на Русь в XIII в.? (Ответы детей.)

—  Почему люди воюют? (Желание завладеть чужой территорией. Желание присвоить чужие богатства. Желание иметь власть над людьми. Желание заставить людей другой страны работать на себя.)

Если хотите дополнительно узнать о трудных временах Руси, вы можете почитать об этом в исторических энциклопедиях, в Интернете. Закончить наш урок я хочу словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова.

Вовеки славься, Русь, Россия!

И будь всегда сама собой.

Твои народы вместе — сила!

Никто не справится с тобой!

Записывают домашнее задание.

Л.: владеть общим приёмом решения задач.

П.: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;

8. Рефлексия

1 мин

— Закончите начатое предложение.

•   Сегодня на уроке я узнал...

•   Сегодня я удивился...

•  Теперь я могу...

•   Было трудно...

•   Мне захотелось...

•  Я поставил себе на уроке отметку..., потому что...

•  Я считаю, что дома мне надо..., так как...

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 59—64 учебника.

2. Выполнить задания 2, 5 на с. 21—22 рабочей тетради.

3. Написать мини-сочинение «Ледовое побоище глазами очевидцев».

4. Найти дополнительный материал об Александре Невском и сделать сообщение в классе.

Выполняют задание учителя.

К: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.



Предварительный просмотр:

Тема: «Русь расправляет крылья»

Цель урока: сформировать представления учащихся о возрождении Руси.

Планируемые результаты:

-личностные: осознавать свое единство с окружающим миром.

-предметные: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация, мультфильм, карточки для рефлексии.

Этапы урока

Методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

УУД

1.Организация начала урока;

Словесный

1 мин

Присаживайтесь ребята.

Приветствуют учителя;

Оценивают свою готовность, настрой на работу.

2.Проверка домашнего задания;

Словесный, практический, наглядный;

Беседа, диалог

3 мин

В каком году монголы напали на Русь?

•   Как стало называться государство монголов?

•  Кто такой хан?

•   Почему Русь не смогла дать отпор полчищам Батыя?

•  Какая новая угроза нависла над Русью?

•   Когда состоялась битва на Неве?

•   Кто возглавил русскую дружину?

•  Как прозвали князя Александра после победы над шведами?

•   Когда состоялась битва на Чудском озере?

2. Тест

1. Поход монголов на Русь возглавил хан:

а) Чингисхан             б) Батый                   в) Темучин

2. Какой город первым оказался на их пути?

а) Рязань                    б) Владимир              в) Новгород

3. Какой город долго сопротивлялся монголам?

а) Новгород               б) Рязань                   в) Козельск

4. Что выплачивала Русь Золотой Орде?

а) выкуп                    б) налог                  в) дань

5. Первый удар в 1240 г. на северо-западном рубеже Руси нанесли:

а) монголы

б) шведы

в) рыцари-крестоносцы

6. Разбил шведов на реке Неве князь:

а) Александр                б) Ярослав                   в) Владимир

7. Какое прозвание получил новгородский князь после победы над шведами?

а) Мудрый                  б) Невский                   в) Вещий

8. Когда состоялось Ледовое побоище?

а) 5 апреля 1242 г.

б) 20 мая 1242 г.

в) 5 апреля 1421 г.

Вступают в беседу с учителем; отвечают на вопросы;

Р.: Адекватно воспринимать оценку учителя; выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме.

П.: Осуществлять синтез как составление целого из частей.

К.: учиться формулировать собственное мнение и учитывать разные мнения и стремится к их координации.

3.

Мотвационный

Словесный, наглядный;

беседа, постановка темы и целей урока;

5 мин

 —  Кто хочет прочитать нам свое сочинение «Ледовое побоище глазами очевидцев»?

(Заслушать желающих.)

—  Кто нашел дополнительный материал об Александре Невском? Поделитесь с нами новой информацией.

Кто может предположить тему нашего урока?

Какие цели мы перед собой поставим?

Вступают в диалог с учителем, формулируют тему и цели урока;

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Р: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

4. Усвоение новых знаний

Словесный, наглядный, практический;

Беседа, ответы на вопросы, работа с иллюстрацией;

10 мин

 

1.  Имя новгородского князя, который получил прозвание Невский. (Александр.) 2. Натуральный или денежный побор, который выплачивала Русь. (Дань.) 3. Название государства монголов. (Золотая Орда.) 4. Способ боевого построения рыцарей-крестоносцев. (Клин.) 5. Синоним слова «бой». (Битва.) 6. Река, на которой 15 июля 1240 г. были разбиты шведы. (Нева.)

(Ключевое слово в выделенных клетках: Калита.)

2. Словарная работа

-  Найдем в толковом словаре значение данного слова. (Калита — кожаный мешочек для хранения денег, который прикрепляли кремню. Современное слово — кошелек.)

—  Проблемный вопрос: какое отношение слово «калига» имеет к теме нашего урока?

—  Прочитайте тему урока, записанную на доске. («Русь расправляет крылья»)

1. Работа с картой

—  Найдите на карте на с. 61 учебника Северо-Восточную Русь. Назовите ее города. (Москва, Тверь, Ярославль, Владимир, Суздаль.)

2. Работа по учебнику С. 65-66

(Ученики самостоятельно читают текст.)

—  Что вы можете сказать по карте о городах Северо-Восточной части Руси? (Эти города были более безопасными для жизни, они располагались далеко от Орды.)

—  Какие ремесла возрождались? (В этих городах трудились кузнецы, кожевники, гончары, сапожники, плотники, каменотесы. Особо ценились мастера, изготавливающие вооружение и доспехи.)

—  Какой монастырь основан около города Радонежа? (Троицкий.)

—  Кто его основал? (Сергий.)

Вступают в беседу, отвечают на вопросы;

Выполняют работу в группах;

К.: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.

П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

5. Динамическая пауза

1 мин

Выполнение разминки.

Выполняют разминку вместе с учителем;

6. Закрепление полученных знаний

Практический метод; чтение текста.

Практическое задание, работа в парах;

15 мин

— А сейчас мы поговорим о московском князе Иване Даниловиче. Его прозвали Калита. Почему? Узнайте об этом,  прочитав статью в учебнике «Московский князь Иван Калита». (Ученики работают с текстом самостоятельно, отвечают на поставленный вопрос.)

-  Как при Иване Калите стали называть крепость? (Кремль.)

-  Какими стенами его обнесли? (Дубовыми.)

—  Найдите одно неверное утверждение, выполняя задание 1 на с. 22 и работая в парах. (3.)

—  Самостоятельно выполните задание 2. Назовите три слова, которые вписали в клеточки. (Калита, Константин, Кремль.)

—  Знаете ли вы название монастыря на иллюстрации в задании 3 на с. 23? (Троицкий монастырь, Троице-Сергиев.)

2. Мозговой штурм

1. Какие земли оказались более безопасным для жизни? (Северо-восточные земли, наиболее удаленные от Орды.)

2. Какие города здесь располагались? (Москва, Тверь, Ярославль и др.)

3. Чем занимались князья этих земель? (Ставили новые города и крепости.)

4.  Какие ремесла возродились в этих городах? (Трудились кузнецы, кожевники, гончары, сапожники, плотники, каменотесы. Особо ценились мастера, изготавливающие вооружение и доспехи.)

5.  Какой монастырь возник около города Радонежа? (Троицкий.)

6.  Кто его основал? (Сергий.)

7. Кто правил в Москве в те времена? (Иван Данилович.)

8. Почему его прозвали Калитой?

9. Что происходило с Москвой при его правлении? (Москва богатела и росла.)

10. Как это удавалось Ивану Калите? (Он сумел войти в доверие к хану Золотой Орды и стал собирать дань со всей Русской земли. Часть денег Иван оставлял в своей казне.)

11. Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья? (Шапку Мономаха.)

12. Какое княжество было самым сильным на Руси в те времена? (Московское.)

13. Чем прославился в истории Иван Калита? (Он начал объединение вокруг Москвы русских земель.)

Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы. Выполняют работу в группах.

П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

7. Подведение итогов.

Словесный;

Ответы на вопросы;

—  Какова была цель урока?

-  Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 69 учебника.)

Вспоминают цели урока.

Л.: владеть общим приёмом решения задач.

П.: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;

8. Рефлексия

1 мин


—  Какой вывод вы для себя сделали?

-  Что на уроке у вас хорошо получалось?

-  Над чем еще надо поработать?

—  Кого можно поблагодарить за урок?

(Оценивание своих знаний с помощью картинок-символов: все понял, смогу объяснить другому; понял, но другому объяснить не смогу; остались вопросы.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 65—69 учебника.

2. Подготовить сообщения о возникновении Москвы, Кремля.

Выполняют задание учителя.

К: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Справочный матераил:

Более восьми веков прошло с тех пор, как на крутом Боровицком холме, поросшем густым сосновым бором, по приказу русского князя Юрия Долгорукого построили небольшую деревянную крепость. Шел 1147 г. Эту дату принято считать годом основания Москвы. Площадь того древнего поселения, по летописным источникам, из конца в конец составляла всего 300 шагов.

В XIII в. Москва стала центром одного из русских княжеств. В XIV в. великий московский князь Иван Калита спешил укрепить Москву. Построим новые дубовые стены и башни Кремля взамен сгоревших в 1331 г. Обтесанные дубовые бревна были огромных размеров. Их диаметр достигал 70 см. Эта крепость прослужила более 25 лет.

-  Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья? (Шапку Мономаха символ власти.)

Московские великие князья и цари во время торжественных выходов или приемов обязательно имели при себе особые знаки власти - регалии. В одной руке монарх держал скипетр, в другой - круглую державу, а голову его венчала своеобразная и очень дорогая шапка. Это и была шапка Мономаха.

Происхождение шапки Мономаха связано с легендой: будто бы ее получил в дар из Византии еще в начале XII в. киевский князь Владимир Мономах, который по матери приходился родственником византийскому императору Константину Мономаху. Легенда возникла в конце XV в. Тогда усиливалась власть потомков Владимира - московских князей, и им нужно было обосновать идею, что Москва - «третий Рим», преемница Древнего Рима и Византии.

На самом деле шапка имеет восточное происхождение. Она была изготовлена в XIV в. Это золотая остроконечная шапка среднеазиатской работы. Сверху она увенчана крестом, а внизу отделана собольим мехом. Когда очередной царь вступал на престол, его короновали шапкой Мономаха. Так продолжалось до конца XVII в., а в 1724 г. шапку заменили императорской короной. В истории шапка Мономаха осталась символом царской власти в России. Она хранится теперь в Оружейной палате Московского Кремля.

Московскому князю Ивану Даниловичу народ дал меткое прозвище Калита. Так на Руси называли кожаную сумку для денег. Калитой окрестили князя по двум причинам. Во-первых, ему удалось скопить и утаить от жадных ордынских ханов немало золота и серебра. Во-вторых, Иван Данилович постоянно носил на поясе кошель с монетами для раздачи бедным и нищим.

Иван Калита приходился внуком знаменитому князю Александру Невскому. Во владение ему достались глухой, затерянный в лесах городок Москва и семь еще более мелких городов. Но со временем крохотное княжество Ивана Калиты так разрослось, что стало самым большим и сильным среди русских земель, а Москва превратилась в богатый, хорошо укрепленный город.

При Иване Калите правитель Золотой Орды не посылал войска против Московского княжества. Хан был доволен русским князем. Иван Калита не только исправно платил дань, но и делал богатые подарки. В то время Иван сдружился с митрополитом, который тогда управлял всеми церковными делами на Руси, и хотя считался киевским, но жил не в Киеве, а больше во Владимире. Калита упросил его оставить Владимир и переехать в Москву. Митрополит переселился. Это был владыка Петр. С тех пор к Москве, как духовной столице, стала тянуться вся Русская земля. К митрополиту начали ездить по делам и духовные власти, и разные другие люди со всех концов Руси. А Москве от этого прибыль и почет.

Среди этих забот Иван зорко следил за Тверью и ждал случая, чтобы погубить ее. Вдруг пронеслась весть, что в Твери неладно, что народ волнуется и бьет татар. Князь тверской в самом деле забыл об опасности и сгоряча позволил тверитянам умертвить послов хана. Калита знал, что Тверь дорого поплатится за свою горячность, и не медля поскакал в Орду. Хан, страшно озлобленный на тверитян, принял Ивана милостиво, назвал великим князем и отрядил с ним часть Орды для расправы с Тверью. Калита не только опустошил Тверь, но и покорил заодно и другие княжества Русской земли и таким образом покончил со всеми врагами Москвы.

Сделавшись великим князем, Калита стал еще чаще ездить в Орду, говорил там льстивые речи, постоянно возил подарки и вошел в доверие к хану. Удельные князья видели это, и ни один из них не смел спорить с Иваном, все слушались и боялись его. Хан совсем вверился московскому князю и поручил ему собирать дань со всей Русской земли. Калита повел это дело так ловко, что и татары были довольны, и его собственная казна пополнилась. Тогда он стал покупать у других князей их волости, а где было возможно — там брал силой. Московское княжество год от года все росло и крепло, а к концу жизни Ивана стало самым большим и сильным на Руси.

При Иване Калите на сорок лет прекратились губительные ордынские нашествия и погромы. Благодаря этой передышке Русь получила возможность начать собирать силы, чтобы позднее дать чужеземным захватчикам решительный отпор. Таким образом, Калита первый из князей понял, что главная причина бессилия Русской земли и всех ее бедствий — уделы, и начал губить их беспощадно. Он первый стал собирать вокруг Москвы разрозненные части Русской земли, поэтому его и называют первым собирателем Руси.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...