Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Якушева Елена Владимировна

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx65.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа г. Мамоново

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Якушевой Елены Владимировны,

первая квалификационная категория,

по окружающему миру

в 3 классе

2017- 2018 учебный год

1. Пояснительная записка

Программа  учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основе   примерной программы по «Окружающему миру» и завершенной предметной линии системы учебников А.А. Плешакова с учетом целевых установок ООП  НОО  МБОУ СОШ г. Мамоновои отражает пути реализации  требований Федерального государственного образовательного стандартаначальногообщего образования в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и изменения, приказ  №1241 от 26.11.2010г. «Фундаментального ядра содержания общего образования», РАН, РАО, М, 2011 г.

Программа составлена на основе программы учебного курса «Окружающий мир» п.2раздел 2.2.5. ООП НОО МБОУ СОШ г. Мамоново и предназначена  для обучающихся 3-го года обучения окружающему миру в МБОУ СОШ г. Мамоново. Подготовленность обучающихся к освоению данной программы на среднем уровне.

Учебный предмет «Окружающий мир» включен в обязательную предметную область «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)». На изучение учебного предмета «Окружающий мир» отводится–  64 часа.

51 час инвариантная часть (на изучение учебного предмета  «Окружающий мир»)

13 часов - вариативная часть. Из учебного предмета «Окружающий мир» выделен внутрипредметный образовательный модуль  «Основы безопасности жизнедеятельности», дополняющий содержание учебного предмета «Окружающий мир».

Цель: формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Главными задачами являются:          

  • развитие у детей чувства ответственности за свое поведение;
  • развитие  бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.

Цель: спланировать достижения предметных, метапредметных и личностных результатов на основании использования новых подходов в работе, направленных на формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Задачи:

  • формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  • осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  • формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме.

Основным средством реализации программы является УМК «Школа России», авторы А.А. Плешаков,   прошедший государственную экспертизу на соответствии ФГОС и включенный в Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом  Минобрнауки РФ № 253 от 31.03.2014 г, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2015 г. № 1529, где ведущей целевой установкой УМК «Школа России» является:«Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека – гражданина и патриота России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к своей семье, к природному и культурному достоянию своей малой Родины, своей многонациональной страны и всего человечества». Существенной особенностью всего УМК «Школа России» является направленность на овладение младшими школьниками приёмов сравнения, анализа, классификации, обобщения и т.д., т.е. на формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УУД), как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов.

        Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний, универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ФГОС к освоению обучающимися ООП НОО. Данная программа включает все темы, предусмотренные авторской программой учебного предмета.

Уровень освоения  программы - базовый

Основной формой реализации программы является урок.

Направленность рабочей программы - образовательная программа начального общего образования.

Форма обучения  - очная.

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты

Обучающийся научится:        

  • находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
  • осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
  • находить на карте страны — соседи России и их столицы;
  • определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
  • осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
  • различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
  • различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
  • исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
  • классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
  • пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
  • обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
  • использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
  • устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
  • использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
  • оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • вырабатывать правильную осанку;
  • выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
  • понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
  • правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
  • соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
  • понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
  • соблюдать правила безопасного поведения в природе;
  • понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
  • раскрывать роль экономики в нашей жизни;
  • осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
  • различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
  • понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
  • объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
  • понимать, как ведётся хозяйство семьи;
  • обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
  • рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
  • приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
  • использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
  • проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
  • формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
  • целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
  • формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
  • внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
  • осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
  • этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
  • планировать свои действия в течение урока;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
  • контролировать и корректировать свое поведение с учетом
    установленных правил;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  • сравнивать объекты по различным признакам;
  • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
  • моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
  • готовить сообщения, фото-рассказы, проекты с помощью взрослых;
  • составлять рассказ на заданную тему;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.

3. Содержание учебного предмета

Тематическое планирование по разделам

Содержание учебного предмета

Характеристика деятельности обучающихся

Раздел «Как устроен мир» (5 часов)

Разнообразие природы. Как классифицируют объекты природы. Биология — наука о живой природе. Человек — часть природы. Человек как член общества. Человечество. Семья как часть общества. Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, её роль в жизни человека и общества. Положительное и отрицательное влияние человека на природу.

  • Знакомиться с учебником и учебными пособиями по учебному предмету «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир»;
  • понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей;

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

—        находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных;

—        различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека;

—        определять место человека в мире;

—        характеризовать семью, народ, государство как части общества;

—        работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку; рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире;

—        анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них, опираясь на схему;

—        устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий;

—        обсуждать, как каждый может помочь природе;

—        работать со взрослыми: готовить сообщение о заповедниках и национальных парках в своём регионе, о природоохранных мероприятиях в своём городе (селе); участвовать в природоохранной деятельности;

Раздел «Эта удивительная природа»  (16 часов)

Знакомство с целями и задачами раздела. Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Химия — наука о веществах. Воздух как смесь газов. Вода как вещество. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Использование воды человеком. Процесс разрушения горных пород в природе, его причины и последствия. Почва как верхний плодородный слой земли. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Дыхание и питание растений. Опыление. Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Многообразие животного мира.        Классификация животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные. Размножение и развитие животных разных групп. Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Разнообразие грибов. Круговорот веществ.

  • Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить;
  • характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»;
  • классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;
  •  наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты;
  • практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради;
  • анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха;
  • исследовать с помощью опытов свойства воздуха; различать цель опыта, ход опыта, вывод; фиксировать результаты исследования в рабочей тетради;

—        практическая работа: исследовать по инструкции учебника свойства воды (определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, форму-лировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради):

—        работать в паре: находить главные мысли учебного текста, раскрывать их, используя информацию из текста; анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды; рассказывать об использовании в быту воды как растворителя, сравнивать свой ответе ответами одноклассников, обобщать информацию;

—        высказывать предположения о состояниях воды в природе; различать три состояния воды;

—        наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя;

—        высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду; находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника;

—        работать в паре: извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения с информацией из текста; рассматривать фотодокументы и высказывать соответствующие суждения; моделировать в виде динамической схемы источники загрязнения воды, рассказывать о загрязнении воды с помощью модели; обсуждать способы экономного использования воды;

—        высказывать предположения о причинах разрушения горных пород в природе;

-наблюдать процесс расширения твёрдых тел в ходе учебного эксперимента; моделировать в виде схемы увеличение расстояний между частицами твёрдых тел при нагревании и уменьшение- при охлаждении;

—        анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам;

—        высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их;

—        доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растения очень разнообразны;

—        знакомиться с группами растений по материалам учебника;

—        приводить примеры растений разных групп и видов с помощью атласа-определителя;

-моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы;

-выявлять роль листьев, стебля и корни в питании растений; доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

—        характеризовать условия, необходимые для размножения растения и их распространения;

—        наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев;

—        выявлять роль животных в размножении и развитии растений;

 -        актуализировать сведения, полученные в 1—2 классах, об исчезающих и редких растениях, Красной книге, правилах поведения в природе;

-        характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений;

-        оформлять памятку (книжку) «Берегите растения»;

—        актуализировать знания о животном мире, полученные в 1—2 классах;

—        приводить примеры животных разных групп;

—        с помощью атласа-определителя «От земли до неба» определять животных, изображённых на рисунках, и относить их к определённой группе;

—        характеризовать животных по типу питания;

—        приводить примеры животных по типу питания;

—        анализировать схемы цепей питания; обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе;

 —        моделировать стадии размножения животных разных групп;

—        рассказывать, как заботятся домашние животные о своем потомстве;

—        характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир;

—        с помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесённых в Красную книгу России;

—        обсуждать меры по охране животных;

—        характеризовать строение шляпочных грибов;

с помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы;

—        характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители;

—        обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ

 в природе;

                                           Раздел «Мы и наше здоровье» (9  часов)

Анатомия, физиология, гигиена как науки. Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира. Кожа как орган защиты от повреждений и внешних

воздействий. Опорно-двигательная система, её роль в организме человека. Пищеварительная система, её строение и функционирование. Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Закаливание как фактор предупреждения заболеваний. Понятие о здоровом образе жизни. Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

  • понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные во 2 классе;
  • характеризовать системы органов человека (их части и назначение);

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

—        работать в группе: самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану;

-распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента;

—        характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма;

—        раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека;

—        следить за правильной осанкой на уроке и вне его;

—        практическая работа: определять наличие питательных веществ в продуктах питания;

—        характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания;

—        обсуждать правила рационального питания;

—        практическая работа: изучить свойства кожи;

—        характеризовать средства гигиены и ухода за кожей;

—        характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи;

—        работать в паре: осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи;

—        актуализировать знания о лёгких и сердце, полученные во 2 классе;

—        характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме;

—        характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме;

—        формулировать правила закаливания;

—        составлять памятку по закаливанию;

—        составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний;

—        различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие;

—        обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать;

—        выполнять тесты с выбором ответа;

—        оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

— адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами;

  Раздел «Чему учит экономика» (11 часов)

Потребности людей. Использование природных богатств в экономике. Бережное использование природных богатств. Понятие о полезных ископаемых. Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Промышленность как составная часть экономики. Обмен товарами: бартер, купля — продажа. Роль денег в экономике. Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи. Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду.

  • Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться её выполнить;
  • раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»;
  • различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг;
  • характеризовать роль труда в создании товаров и услуг;

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

—        раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану;

—        приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров;

—        прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий;

—        актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в I—2 классах;

—        определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя «От земли до неба»;

—        выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые;

—        с помощью атласа-определителя готовить сообщения о каком-либо полезном ископаемом;

—        актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях, полученные в 1—2 классах;

—        практическая работа в паре: исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану;

—        обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством;

—        актуализировать знания о диких и домашних животных, полученные в 1—2 классах;

—        классифицировать домашних сельскохозяйственных животных;

—        характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов;

—        выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности;

—        работать с терминологическим словариком;

—        характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров;

—        соотносить продукцию и отрасли промышленности;

—        выявлять взаимосвязь отраслей промышленности;

—        характеризовать труд работников отраслей промышленности;

—        характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля — продажа); моделировать ситуации бартера и купли-продажи;

—        раскрывать роль денег в экономике;

—        различать денежные единицы разных стран;

—        практическая работа в паре: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их;

—        характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы;

—        определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета;

—        выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства;

—        характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы;

—        выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь;

—        определять, какие доходы и из какихисточников может иметь семья;

—        обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие — менее важными;

—        актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду, полученные в 1—2 классах;

—        характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду;

—        раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией;

—        обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза;

Раздел «Путешествия по городам и странам» (10 часов)

Золотое кольцо России —слава и гордость страны. Государства, граничащие с Россией, их столицы. Страны севера Европы. Страны Бенилюкса. Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди. Франция, её местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди. Великобритания, её местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди. Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города. Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж- Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы) Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России;
  • рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца;
  • узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям;

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

—        показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы;

—        обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения;

—        с помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах, граничащих с Россией;

—        работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом место-положения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

—        составлять вопросы к викторине по странам севера Европы; —        работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

—        составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса;

—        описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям;

—        работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах центра Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

—        работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

—        описывать достопримечательности Франции по фотографиям;

—        составлять вопросы для викторины о Франции;

—        работать в группе: самостоятельно изучить материал о Великобритании, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

—        описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям;

—        работать в группе: самостоятельно изучить материал о Греции и Италии, подготовить сообщения с показом местоположения стран и их столиц на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

 —        описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям;

—        соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся;

—        обсуждать цели международного туризма;

—        работать с картой;

—        Выполнять тесты с выбором ответа;

—        оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

—        адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

Внутрипредметный модуль «ОБЖ» (13 часов)

Знакомство с целями и задачами раздела. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте. Дорожные знаки. Правила поведения в потенциально опасных местах. Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки). Экологическая безопасность.

  • понимать учебную задачу раздела и данного урока и стремиться её выполнить;
  • актуализировать знания об опасностях в быту, полученные в 1—2 классах;
  • характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;
  •  актуализировать правила безопасного поведения на улице, полученные в 1—2 классах;
  • работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщения;
  • обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными;
  • выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков;
  • моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков;
  • работать с терминологическим словариком;
  • актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах;
  • обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его;
  • работать со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест;
  • характеризовать опасности природного характера;
  • обсуждать рассказ «Опасные двойники» из книги «Зелёные страницы»;
  • характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными;
  • анализировать по схеме цепь загрязнения;
  • приводить примеры цепей загрязнения;
  • моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм;
  • обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды;

4. Тематическое  планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

Как устроен мир – 5ч.

Природа.

1

Человек.

1

Общество.

1

Что такое экология?

1

Входной контроль. Природа в опасности!

1

Эта удивительная природа – 16 ч.

Работа над ошибками. Тела, вещества, частицы.

1

Разнообразие веществ.        

1

Воздух и его охрана.

1

Вода.

1

Превращения и круговорот воды.

1

Берегите воду!

1

Что такое почва?

1

Разнообразие растений.

1

Солнце, растения и мы с вами.

1

Размножение и развитие растений.

1

Охрана растений.

1

Разнообразие животных. Кто что ест.

1

Промежуточный контроль.

1

Работа над ошибками. Размножение и развитие животных.

1

В царстве грибов.

1

Великий круговорот жизни.

1

Мы и наше здоровье – 9 ч.

Организм человека.

1

Органы чувств.

1

Надёжная защита организма.

1

Опора тела и движение.

1

Наше питание.

1

Дыхание и кровообращение.

1

Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.

1

Проверим себя и оценим свои достижения.

1

Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров»

1

Чему учит экономика – 10 ч.

Природные богатства и тру людей – основа экономики.

1

М. Огонь, вода и газ.

Полезные ископаемые.

1

М. Чтобы путь был счастливым. Детский дорожно-транспортный травматизм.

Растениеводство.

1

М. Дорожные знаки.

Животноводство.

1

М. Особенности современного жилища . Чем оно опасно для человека?

Какая бывает промышленность.

1

М. Экстремальные ситуации в природной среде.

Что такое деньги.

1

М. Правила экологической безопасности.

Государственный бюджет.

1

М. Меры безопасности при обращении с домашними животными.

Семейный бюджет.

1

М. ПДД. Безопасное поведение на дорогах. Движение пешеходов по дорогам. Левостороннее и правостороннее движение.

Элементы дорог, дорожная разметка. Движение пешеходов по загородной дороге. Тормозной путь автомобиля.

Экономика и экология.

1

М. Пожарная безопасность и поведение при пожаре. Причины пожаров в общественных местах. Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах.

Проект «Экономика родного края»

1

М. Безопасное поведение дома. Меры безопасности при пользовании бытовой химией. Профилактика отравлений. Меры безопасности при использовании электрических и газовых приборов, печным отоплением

51-52

Путешествия по городам и странам – 11 ч.

Золотое кольцо России.

2

53.

М. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь при отравлении газами.

54.

Наши ближайшие соседи.

1

55.

М. Защита человека в чрезвычайных ситуациях. Стихийные бедствия.

Последствия  тайфунов, смерчей, ураганов снегопадов, метелей, наводнений. Мероприятия по защите.

56.

На севере Европы.

1

57.

М. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера. Сохранность личных вещей. Защита квартиры от воров и грабителей. Если ты дома один….Особенности разговора по телефону с незнакомцами. Особенности поведения с незнакомыми людьми.

58.

Что такое Бенилюкс.

1

59.

В центре Европы.

1

60.

Во Франции и Великобритании.

1

61.

На юге Европы.

1

62.

По знаменитым местам мира. Проверим себя и оценим свои достижения.  

1

63.

Итоговый контроль.

1

64.

Работа над ошибками. Презентация проектов «Кто нас защищает», «Музей путешествий»

1

Страница

УМК « Школа России»

Математика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс

Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...

Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 1 класс

Рабочая программапо окружающему мируУМК «Школа России» 1 класс. Календарно-тематическое планирование...