Лесные опасности, 2 класс
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему
Урок по предмету "Окружающий мир" с использованием технологии диалогового взаимодействия, приёма "Зигзаг-2". Цель данного урока: познакомить с опасностями, которые могут подстерегать в лесу.
Задачи: расширить знания учащихся о лесных опасностях; развивать общеучебные умения;
самостоятельно добывать знания, умение работать в группе; развивать устную речь, творческое воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_klass_lesnye_opasnosti.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок открытия «нового знания»
по окружающему миру
2 класс
Тема: «Лесные опасности»
УМК
«Школа России»
Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник для 2 класса
начальной школы в 2 частях. Ч.2. – М.: Просвещение, 2014.
учитель начальных классов ГБОУ СОШ №88
Суханова О.А.
2014 г
Тема: «Лесные опасности», 2 класс.
Технология: диалоговое взаимодействие; взаимопередача тем; работа в парах, группах, приём «Зигзаг-2».
Цель:
Познакомить с опасностями, которые могут подстерегать в лесу.
Задачи:
расширить знания учащихся о лесных опасностях.
развивать общеучебные умения: самостоятельно добывать знания, умение работать в группе; развивать устную речь, творческое воображение.
Оборудование:
Мультимедийный проектор
Презентация «Лесные опасности»
Текст «Лесные опасности» (по количеству учащихся)
Конверты с заданиями
Плакатные листы, маркеры
Литература:
Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник для 2 класса начальной школы в 2 частях. Ч.2. – М.: Просвещение, 2014.
Ход урока:
I.Организационный момент
Класс разбит на группы по 5 человек в каждой группе.
II. Актуализация знаний
У каждой группы на середине парты лежит листочек с зашифрованными словами. Разгадав эти слова, запишем их в кроссворд (на доске) по горизонтали. (5 минут) (Во время записи слова в кроссворд, на экране появляется изображение данного предмета - презентация).
1 группа:1. ганпока, 3. надаф. (поганка, дафна)
2 группа:2. жарпо, 7. свикануш. (пожар, свинушка)
3 группа:3. надаф, 4. сао. (дафна, оса)
4 группа:5. дышлан, 9. ельшм. (ландыш, шмель)
5 группа:6. морхому, 8. пауниктин. (мухомор, паутинник)
Чтобы определить тему урока, внимательно рассмотрите кроссворд и найдите слово, которое спряталось по вертикали.
ОПАСНОСТЬ
Что значит опасность? (Когда что-то угрожает человеку или животному). Какие ассоциации у вас возникают? (Беда, горе, пожар, ожог).
III. Создание проблемной ситуации
Слайд («Лес до пожара», «Лес после пожара»)
Рассмотрите изображение леса. Что произошло? (Лесной пожар). Почему? (Туристы оставили дымящийся костёр, и получился пожар).
Как вы думаете, о каких опасностях будем говорить на уроке? (О лесных пожарах).
А какие ещё опасности могут подстерегать человека в лесу? (Укус клеща, змеи; заблудиться в лесу, наткнуться на корягу и получить травму).
IV. Формулирование проблемы
Что нам сегодня предстоит выяснить? (Какие бывают лесные опасности).
V. Открытие нового знания
1. Работа в группах
У каждой группы на парте лежат большие листы с текстом. Возьмите их, прочитайте текст. (6 минут)
Достаньте из конверта карточки с вопросами, не переворачивая их.
Выберите любую карточку. Переверните её и прочитайте задание-вопрос. (1 минута)
Найдите ответ на свой вопрос в тексте, подчеркните его простым карандашом.
Искать нужную информацию в одиночку сложно, поэтому я предлагаю вам посоветоваться с такими же специалистами по этому вопросу.
Объединяйтесь в группы по цвету карточек с вопросами.
За этот стол сядут специалисты по вопросу на красной (белой, жёлтой, зелёной, голубой) карточке.
На столы ставятся цветовые карточки, и ученики рассаживаются в новые группы.
Ваша задача подготовить свой ответ по плану, чтобы затем рассказать его в своей группе. (На партах лежат конверты с планом).
Ученики обсуждают в группах свой ответ. (3 минуты). (Учитель ходит между группами и следит за ходом обсуждения учащихся).
По окончании работы, учащиеся возвращаются в свои группы и каждый даёт ответ на «свой» вопрос. (8 - 10 минут).
2. Работа с учебником (5 минут).
Откройте учебник на стр.32-33.
О каких ещё лесных опасностях мы не говорили? Прочитайте на стр.32-33.
Как должен вести себя человек при встрече в лесу с осами, шмелями? (Не надо делать резких движений).
Как вы думаете, что должен делать человек, если в лесу ему встретились незнакомые ягоды, грибы? (Нельзя трогать и есть незнакомые ягоды и грибы). Если он почувствовал запах дыма? (Позвонить по телефону 01).
Приложение 2
- Что узнали о ландыше?
а) Какой он? (внешний вид)
б) В каком возрасте зацветает первый раз?
в) Какие части растения ядовиты?
- Что узнали о волчьем лыке?
а) Почему оно получило такое название?
б) Какое второе название этого растения?
в) Какую опасность оно таит?
- Что узнали о бледной поганке?
а) Какое другое название имеет этот гриб?
б) Как выглядит этот гриб?
в) Какую опасность он таит?
- Что узнали о мухоморе?
а) Какие виды мухоморов встречаются?
б) Почему этот гриб так назвали?
в) Отличительные признаки мухомора.
- Что узнали о пожарах в лесу?
а) Какие бывают пожары в лесу?
б) Чем отличаются эти пожары друг от друга?
в) Как поступите, если заметили в лесу пожар?
Приложение 1
Лесные опасности
В лесу любого человека ожидает встреча с красотой этого царства. Но среди этой красоты таится опасность.
Гуляя по лесу в конце мая, можно увидеть тёмно-зелёные листья ландыша, среди которых красуются нежно-белые колокольчики. Первый раз ландыш цветёт в 7 лет. Цветение продолжается 3 – 4 недели. Цветки ландыша опыляют пчёлы, шмели. После опыления появляются зелёные, а потом красно-оранжевые ягоды. Всё растение ядовито, но из его листьев, цветков и ягод делают лекарственные препараты.
В это же время можно увидеть очень красивое растение, цветки которого источают аромат ванили. Это растение – волчье лыко или дафна. Но будьте осторожны! Сок волчьего лыка содержит яд – дафнин. Если он попадает на кожу, то вызывает сильное раздражение. Особенно опасно, если его сок попадёт в глаза. Поздней осенью, там, где красовались сиреневато-розовые цветки, появляются ярко красные ягоды. Они также очень ядовиты и называют их волчьими ягодами. Не пробуй их! Иначе можно получить отравление! За свою ядовитость это растение и получило такое название.
В конце июня в лесу появляются грибы. Но не все грибы – наши друзья. Есть и злейшие враги, ядовитые грибы. Один из них – бледная поганка. Называют её ещё зелёным мухомором. Съеденный кусочек бледной поганки – сильнее укуса змеи. Его яд смертелен. Этот гриб может выглядеть по-разному. Чаще всего у него зеленоватая шляпка и белая ножка. Но всегда у бледной поганки белые пластинки под шляпкой, белое кольцо на ножке и белый разорванный мешочек в самом низу.
Другой ядовитый гриб – мухомор. Их несколько видов: вонючий (смертельно ядовит), поганковидный, пантерный, красный. Самый известный – красный мухомор. Этот гриб знают не только в России, но и в Южной Америке. Высоко над землёй поднимает он свою красную шляпку на белой ножке. В старости шляпка гриба загибается по краям и становится похожей на блюдце, в ней скапливается дождевая вода, которая смешивается с ядовитым соком гриба. Если муха прикоснётся к этой «воде», она погибает. Поэтому и назвали его мухомором. Все мухоморы появляются из земли в чехлах, поэтому одна из отличительных черт – остатки плёнки на нижней части ножки.
Запомни! Если не знаешь, какой гриб перед тобой – не бери его! Ядовитые грибы надо знать в «лицо»!
Опасность представляет и пожар в лесу. Он бывает низовым, подземным и верховым. При низовом пожаре горят нижние части деревьев, трава. За одну минуту он распространяется на 3 метра. Верховой пожар возможен при сильном ветре. Признак подземного пожара – горячая земля, из-под почвы идёт дым. Если заметили в лесу пожар, надо добраться до ближайшего населённого пункта, сообщить о пожаре или позвонить по телефону 01.
VI. Применение нового знания (стадия рефлексии)
Каждая группа получает листы для выполнения в группе задания.
Много людей ходит в лес и среди них маленькие дети, которые ещё не очень хорошо знают, какие опасности могут их подстерегать. Поэтому мы должны помочь таким ребятам, рассказать им об этих опасностях с помощью рисунков, предупреждающих знаков, символов, которые можно было бы установить при входе в лес.
VII. Итог урока (представление рисунков каждой группой)
VIII. Информация о домашнем задании
Мы рассмотрели только некоторые опасности, которые подстерегают человека в лесу. Попробуйте дома узнать, какие ещё опасности могут встретиться в лесу, подготовить небольшое сообщение и выполнить задания №1, 3 (стр.15 – 16) по рабочей тетради №2 А.А.Плешакова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окружающий мир "Лесные опасности" 1 класс
Эффективность урока складывается из многих компонентов. Один из основных - это количество активно задействованных детей в определенный промежуток времени....
Урок по ОКМ во 2 классе по теме: Лесные опасности.
Урок во 2 классе по программе А.А. Плешакова "Школа России"....
"Лесные опасности" 2 класс
для ОБЖ и окружающего мира...
Окружающий мир 2 класс "Лесные опасности"
Тема урока «Лесные опасности» Цели урока: выяснить, какие опасности могут подстерегать нас в лесу; закрепить понятия “съедобные и несъедобные” грибы и ягоды; научить детей п...
Урок окружающего мира "Лесные опасности" 2 класс
Разработка урока окружающего мира по теме "Лесные опасности" 2 класс "Школа России" Плешаков А.А....
Открытый урок для учащихся 2 класса по Окружающему миру с использованием ИКТ по теме «Лесные опасности" (УМК «Школа России», автор учебника Плешаков А.А.)
Открытый урок для учащихся 2 класса по Окружающему миру с использованием ИКТ по теме "Лесные опасности" (УМК "Школа России", автор учебника Плешаков А.А.)...
Урок по окружающему миру во 2 классе "Лес — наш друг или ...?" (Лесные опасности)
Урок- презентация по окружающему миру по программе "Школа России". В ходе урока у учащихся формируются ИКТ - компетенции: работа с текстом, умение делать выводы, классифицировать, обосновывать свой от...