"Где живут белые медведи"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

  1. Создание условий для формирования понятия “Северный полюс, «Южный полюс»;

  2. Развитие познавательного интереса о животном мире этих районов;

  3. Контролирование уровня усвоения программного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gde_zhivut_belye_medvedi.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»

Раздел «Где и когда?»

(интегрированный урок-игра)

1класс.

Тема урока «Где живут белые медведи?»

Цель:

  1. Создание условий для формирования понятия “Северный полюс, «Южный полюс»;
  2. Развитие познавательного интереса о животном мире этих районов
  3. Контролирование  уровня  усвоения программного материала

Задачи:

  1. Образовательные: ввести новые понятия, закрепить основной программный материал в процессе выполнения проверки домашнего  задания
  2. Воспитательные: развивать познавательный интерес к окружающему миру
  3. Развивающие: расширять кругозор. развивать логическое мышление,  речь,  мелкую моторику  рук.

Дидактический материал и оборудование: компьютер, глобус,

плакат с изображением животных Северного Ледовитого океана, Антарктиды;

образец аппликации белого  медведя;

Цветик-семицветик.

У каждого ученика – шаблон белого медведя, вата, клей ПВА, полоска бумаги для игры, пластилин.

Фонограмма песни «Колыбельная медведицы» (сл. Ю. Яковлева, муз. Е. Крылова).

Слайды из презентации «Животный мир Севера»

Форма работы на уроке: индивидуальная, фронтальная.

ХОД УРОКА.

  1. Подготовительный этап. Вступительное слово учителя. 

Сообщение темы урока

 Доброе утро! Я рада вас всех видеть и очень хочу начать работу с вами!

— Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие. Нам предстоит узнать, где живут белые медведи?

  1. Организационный момент, целевая установка.

На этом уроке мы узнаем о разнообразии природы Земли;

познакомимся  с холодными районами на планете; с животным миром этих районов.

Выполним  аппликацию белых медведей для нашей будущей картины. Для этого нам понадобятся клей, вата, пластилин чёрного цвета. Проверьте всё ли у вас в порядке. Когда мишки будут готовы, поместим их на ватман. На классном часе мы заселим нашу картину другими животными, которые живут на севере Красноярского края. Я думаю, если мы постараемся, то наша картина займёт достойное место в конкурсе школьных рисунков «Край, в котором я живу!»

(Актуализация опорных знаний учащихся):

Прежде, чем отправиться в наше путешествие, давайте с вами проверим домашнее задание.

II.        Проверка домашнего задания.

— Ребята, сейчас мы будем играть в игру «Да — Нет». Я буду читать предложение, если вы согласны с тем, о чём в нём говорится, то на листочках нарисуйте кружочек, если вы не согласны, то нарисуйте треугольник.

На доске карточка  с символами.  

«Да»                     «НЕТ»

 

Учитель читает предложения:

В прошлом вы были взрослыми? (Нет.)

Настоящее - это то, что происходит сейчас? (Да.)

Суббота придет после пятницы? (Да.)

Первый день недели это вторник? (Нет.)        

Лето наступит после весны? (Да.)

Декабрь, январь и февраль - это осенние месяцы? (нет.)

Понедельник, вторник, среда — это название  месяцев? (Нет.)

После осени настанет зима? (Да.)

Проверка:

На доске вывешивается карточка с  правильным  рядом  фигур. Дети сравнивают по образцу

Подводятся итоги:

Учитель —        У кого нет ошибок, поднимите руку. Молодцы. Передайте листочки  для проверки.

  1. Основной этап урока: Объяснение нового материала

—        Ребята, давайте посмотрим на Экран монитора  и вспомним тему урока.
(Где живут белые медведи?)         Слайд №1

—        А поможет нам узнать об этом цветик-семицветик.

Учитель показывает цветик-семицветик и вместе с учениками произносит:

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

 Возвращайся, сделав круг.

Один из учеников выходит к доске, отрывает лепесток, и все говорят:

Лишь коснешься ты земли.

 Быть по-нашему вели!

Учитель продолжает:

-        Вели оказаться там, где живут белые медведи! Давайте встанем, закроем глаза  и покружимся вокруг себя


Ученики встают, кружатся с закрытыми глазами, садятся.

Пока дети кружатся,  вывешивается картина Северного полюса.

-        Где же мы? Кругом снег, лед, здесь очень холодно. (На Севере.)

Работа с тетрадями

Учитель - Нам нужно срочно вооружиться всем необходимым. Ребята, откройте тетради рабочие,  посмотрите задание на с.31 под № 1  и скажите, что нам понадобится для путешествия к Северному полюсу.

 (Шапка, куртка, варежки, для передвижения пригодятся лыжи и аэросани.)

На Земле есть очень холодный район  -  это  Северный Ледовитый океан. Большая его часть постоянно покрыта льдом и снегом.

На доску вывешивается карточка с надписью «Северный ледовитый океан»

- Самостоятельная работа с учебником

Откройте  учебник на с. 8 (показать картину Северного полюса). Кто здесь нас встречает?       (Ученики читают названия животных: поморник, белый медведь морж, тюлень).

Давайте прочитаем, что авторы учебника говорят нам о Северном полюсе…

(хорошо читающий ученик зачитывает текст.)

Учитель показывает Северный полюс на глобусе. 

Учитель.  В этом районе Земли расположен Северный полюс.

Словесный рассказ о белых медведях                 Слайд № 2 

Белые медведи обитают на Крайнем Севере, за Полярным кругом, среди вечных льдов и снегов - на островах и холодном побережье Северного Ледовитого океана.

Это самое большое, самое сильное и могучее животное из семейства медвежьих. Он весит около 700 кг, а длина его туловища достигает 3 м.

Белые медведи с головы до ног покрыты густым белым мехом. Мех растет даже на подушечках лап, поэтому животные легко и быстро передвигаются по снегу и льду. Мех медведя отлично сохраняет тепло его тела. Ему не страшны даже самые лютые морозы.

Белые медведи - отличные пловцы и могут часами находиться в воде. Вода не проникает им под шубу, поэтому даже в мороз они остаются сухими и им не страшна никакая простуда.

В самые лютые морозы они купаются в ледяной воде. Отлично плавают, ныряют. Много времени белый медведь проводит на плавающих льдинах, странствует по берегам и лишь изредка заходит в глубину суши.

Излюбленная пища белых медведей - тюлени, рыба, морские водоросли, птичьи яйца, песцы.              Слайд № 3

Зимуют белые медведи в берлоге изо льда. В ноябре или декабре мамаша-медведица выкапывает в снегу глубокую берлогу. Через месяц-два на свет появляются два-три малыша, которые спят вместе с ней в теплой берлоге до наступления весны. Детеныши белых медведей остаются с матерью еще примерно два года после рождения. Все это время медведица их кормит и заботится о них.

Физминутка: проводит дежурный класса

IV Творческая  практическая  деятельность

(Ученики работают индивидуально, самостоятельно выбирая размеры своей поделки.)

А сейчас мы попробуем сделать аппликацию вот такого белого медведя

Учитель демонстрирует образец аппликации и определяет порядок  работы.  (Инструктаж)

Внимательно послушайте правило выполнения работы

1. Возьми  клей, намажь шаблон  медведя и разложи  на клей вату. Позвольте я вам дам один совет: вату начинайте приклеивать  сначала на мелкие части туловища: лапы.

2. Густая шерсть медведя готова,  на голову вату клеить не будем, осталось сверху приклеить глаз и носик.

Можно выполнить аппликацию медведицы с медвежонком.

Приступайте к работе, но помните, что  только лучшие работы мы поместим на нашу картину!

Во время работы звучит  песня «Колыбельная медведицы» (сл. Ю. Яковлева, муз. Е. Крылова).

Выставка работ.

Ученики, выполнившие аппликацию  раньше других, начинают делать задание 2 в Рабочей тетради на с. 31, затем к ним подключаются все остальные. Они находят отличия на рисунках. Затем задание проверяется.

V. Работа по учебнику

Итак, ребята, ответьте на вопрос: где живут белые медведи?     Слайд № 4 
(На Северном полюсе.)

РЕБЯТА, У МЕНЯ ПРОБЛЕМА, Я ЗНАЮ, ЧТО НА Земле есть два полюса: Здесь расположен Северный полюс, на котором живут белые медведи. НО  Я ЗАБЫЛА,  ГДЕ ПРОТИВОПОЛОЖНЫЙ ПОЛЮС? А вы мне не подскажите, как называется противоположный полюс? ( Южный).

(Учитель показывает на глобусе полюса.)

-Район Земли, где расположен Южный полюс, называется Антарктидой.

Вывешивается карточка  «Антарктида»

Ученик читает вслух текст на с. 9 учебника.

- Ребята, как вы думаете, надо ли будет снимать теплую одежду, если мы окажемся на Южном полюсе, в Антарктиде? (Нет, потому что там тоже холодно.)

Закрепление изученного  на уроке.

Учитель задает вопросы по содержанию прочитанного:

Как называются холодные районы Земли? (Северный Ледовитый океан и Антарктида.)

Чем покрыта большая часть Северного Ледовитого океана?

(Льдом и снегом.)

—        Какой полюс расположен в этом холодном районе Земли?

(Северный полюс.)

—        Как называется район Земли, где расположен Южный полюс?

(Антарктида.)

—        Чем покрыта поверхность этого огромного участка суши?

(Толстым слоем льда.)

—        А сейчас цветик-семицветик поможет нам оказаться в Антарктиде!

Снова читается стихотворение, отрывается лепесток, и учитель произносит желание:

Вели, чтобы наш класс оказался на Южном полюсе.

Дети снова кружатся с закрытыми глазами, а учитель в нижней части доски вывешивает картину с изображением природы Антарктиды

Ребята, в каком районе Земли мы оказались? (В Антарктиде.)

Какие животные здесь обитают? Знакомы ли они вам? (Да, это пингвины.)

Работа с учебником.

На с.9 учебника дети знакомятся с животным миром Антарктиды. Учитель подробно рассказывает о пингвинах  

Устный  рассказ

Пингвины

Жмутся к берегу крутому холода.

 Строит вьюга голубые города.

 Ветер носится по снегу, словно пес,

 Потому что щиплет нос ему мороз.

Даже лёд к такой погоде не привык,

 И трещит по швам ледовый материк.

 А пингвинам, а пингвинам хоть бы что:

Выбегают на прогулку без пальто.

 Им морозы - разморозы нипочем:

 Антарктида для пингвинов — теплый дом.

В черных фраках, в белых майках круглый год

Ходит этот удивительный народ.

Пингвины - морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу — рыбу, крабов, рачков.

Пингвины не умеют летать, потому что вместо крыльев у них лапы-ласты, которые помогают им плавать.

Рост пингвинов около метра. Голова и спинка черные с синим и зеленым отливом, а на брюшке перья ослепительно былые.

Когда пингвины выходят на берег прогуляться, кажется, что это люди неторопливо гуляют парами и поодиночке в нарядных черных фраках. У пингвинов нет пуховых перьев, но у них под кожей есть толстый слой жира, который спасает от сильных морозов и ветров.

В Антарктиде, где живут пингвины, всегда холодно: летом не больше 1 градуса тепла, а зимой бывает 60 градусов мороза. Но даже в таких суровых условиях пингвины выводят птенцов.

В самый разгар морозов пингвиниха откладывает одно яйцо. Появление яйца будущие родители встречают радостными криками, кланяются и благодарят друг друга.

Затем отец-пингвин берет яйцо и прячет его в жировую складку на брюшке. Теперь он будет держать его на лапах-ластах два месяца, стоя на трескучем морозе и сильном ветре, почти не двигаясь. Все это время пингвин ничего не ест и живет только за счет жира, накопленного летом. А мама-пингвиниха в это время плавает и ныряет в море и нагуливает жир.

Но вот появляется птенец, и теперь его воспитанием занимается мама. Это длится недолго. Как только пингвинёнок встанет на ножки, его отправляют в пингвиний детский сад, где он будет находиться среди других пингвинят под присмотром взрослых птиц.

А родители тем временем будут уходить в море за пищей для малышей.

        

  1. Итог урока

Обобщение изученного на уроке материала проходит по вопросам.

О каких холодных районах Земли мы узнали? (Северный Ледовитый океан и Антарктида.)

Чем похожи эти районы? (Они покрыты снегом и льдом.)

Где живут белые медведи?

А пингвины?

Мудрая Черепаха приготовила для вас очень интересный вопрос: «Охотятся ли белые медведи на пингвинов?» прежде чем ответить на этот вопрос, вспомните, где живут эти животные.

 (Нет, потому что эти животные живут в разных районах Земли.)

Вам  бы хотелось, узнать,  какие животные  живут на Севере? Задайте этот вопрос своим родителям это и будет вашим домашним заданием. А на следующем уроке я вам покажу фотографии некоторых из них.

Рефлексия.

Вот и подошло к концу наше путешествие.  Вам понравился наш урок?

У вас не появилось  желание  выучить стихотворение о пингвинах? Если да - раздаются стихи. Я благодарю всех ребят за ваше творчество, за интересные ответы.

Урок окончен.

Описание урока
Урок по теме: «Где живут белые медведи»

Цель:

  1. Создание условий для формирования понятия “Северный полюс, «Южный полюс»;
  2. Развитие познавательного интереса о животном мире этих районов и Красноярского края
  3. Контролирование  уровня  усвоения программного материала

Задачи:

  1. Образовательные: ввести новые понятия, закрепить основной программный материал в процессе выполнения проверки домашнего  задания
  2. Воспитательные: развивать познавательный интерес к окружающему миру
  3. Развивающие: расширять кругозор. развивать логическое мышление,  речь,  мелкую моторику  рук.

Тема урока: Где живут белые медведи?

Оборудование и ресурсы: ПК
Использование компьютера при подготовке и проведения урока: Учитель использует Интернет для поиска информации к уроку, программу Microsoft Power Point для создания наглядной презентации по данной теме
Отличительные особенности данного урока: Закрепление материала урока красочными и интересными примерами в виде фотографий из презентации. Эмоциональный настрой создаёт музыкальное сопровождение  самостоятельной работы  учащихся над аппликацией.
Работа учителя на уроке:

  • Постановка учебных задач
  • Объяснение нового материала
  • Решение творческих заданий с классом
  • Контролирование работы детей над аппликацией
  • Подведение итогов работы.

    Описание деятельности учащихся:
  • Заслушивание учебного материала
  • Работа с текстом
  • Выполнение аппликации
  • Ответы на вопросы

Ожидаемые результаты обучения:
В результате изучения данной темы учащиеся:

  • Учащиеся знакомятся  с местонахождением  Северного ледовитого  океана, Антарктиды.  
  • Узнают, какие животные  живут на Северном  и Южном  полюсе.
  • Оформляют   картину  «Животный мир Севера».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-путешествие "Где живут белые медведи?"

Урок в увлекательной форме дает представление о растительном и животном мире Арктики и Антарктиды....

Где живут белые медведи

В презентации рассказывается о хозяине арктических пустынь - белом медведе, растительном и животном мире этого района, знакомит с животными, занесёнными в Красную книгу.http://www.uchportal.ru/load/47...

Урок окружающего мира в 1 классе "Где живут белые медведи и слоны"

Урок окружающего мира в 1 классе "Где живут белые медведи и слоны" УМК "Школа России".Учащиеся с помощью цветика-семицветика совершат путешествие на Северный и Южный полюса, побывают на Экваторе для т...

Презентация "Где живут белые медведи и слоны"

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе "Где живут белые медведи и слоны" (УМК "Школа России")...

"Где живут белые медведи?"

.  Технология проблемно-диалогического урока (автор Е.Л.Мельникова)...

"Где живут белые медведи и где живут пингвины?"

Интегрированный урок окружающий мир + труд в первом классе....