Урок окружающего мира "Природа в опасности" (УМК "Школа России", 4 класс.
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему
Урок окружающего мира «Природа в опасности» ( УМК «Школа России» 4 класс) составлен в форме конференции. Класс разделен на группы защитников: воды, воздуха, флоры и фауны. Бинарность урока заключена в применении межпредметных связей учебных дисциплин: окружающего мира, русского языка и литературного чтения. В познавательно-игровой форме дети находят ответы на проблемные вопросы, сообща формулируют правила охраны природы, сочиняют «буриме» на тему защиты природы. Итогом урока становится коллективное составление синквейна с ключевыми словами: земля, вода, природа, воздух.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka.docx | 46.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Охрана природы (воды, почв, воздуха, растений, животных)
Экологическая конференция « Мы - друзья природы. Земля - наш дом».
Форма проведения урока: урок – конференция.
Цели урока:
1. Общеобразовательные:
а) формировать представление об экологии, и её роли в жизни людей;
б) познакомить с профессией – эколог;
в) выявить основные пути загрязнения природы;
г) формировать коммуникативную компетентность: умения анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать своё мнение, убеждать.
2. Развивающие:
а) расширять кругозор детей о природе;
б) развивать логическое мышление;
в) развивать познавательный интерес к предмету.
3. Воспитательные:
а) воспитывать бережное отношение к природе;
б) формировать гражданскую позицию: « Земля – это наш дом. А дом всегда нужно беречь и защищать».
4. Коррекционные:
а) знакомить с новыми терминами;
б) корректировать звукопроизношение;
г) развивать умение строить предложения грамматически правильно.
Оборудование. Таблички с названием отделов «Отдел охраны воздуха»,
«Отдел охраны воды», « Отдел охраны животных», «Отдел охраны растений». Газеты: «Мир вокруг нас», « Мы - друзья природы». Карточки. Словарные слова. Магнитофон, системный блок, проектор, экран.
Предшествующая работа: беседа о лесе к Всемирному году леса, экологический турнир с презентацией «Животные лесной зоны», викторина
«Знаешь ли ты природу?»
Ход урока.
I. Организационный момент. Все учащиеся сидят группами. На каждом столе стоит карточка с надписью «Отдел охраны…»
1.Введение в тему.
- Организация класса.
-Я рада приветствовать вас,дорогие ребята, на нашем уроке ок мира.
Желаю всем плодотворной работы и хорошего настроения.
Я думаю, что тогда наш урок будет проходить в атмосфере доброжелательности и взаимопомощи. И у нас сегодня всё получится.
- Внимание на экран. Слайд №1
Дети читают высказывания русских писателей.
М.Пришвин «Охранять природу – значит охранять Родину».
В.Астафьев «Звери, птицы, растения проживут и без нас, а мы без них обязательно погибнем»;
М.Пришвин «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая
солнца с великими сокровищами жизни».
-Чем схожи эти высказывания? Что вы поняли?(Человек зависим от природы и должен ее беречь, как Родину)
- Вопросы бережного отношения к родной природе волновали многих людей в разные времена.
Ученица:
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он – свет в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
И не губи его святынь.
-Сформулируйте тему урока. ( «Природа в опасности! Экологические проблемы и пути их решения.»)
Слайд №2
-Изучая природные зоны, мы узнали, что в каждой из них есть свои экологические проблемы.
В ходе урока мы рассмотрим следующие вопросы:
- Зачем нам нужна природа.
- Сохранение животных и растений.
-Вредное воздействие человека на окружающую среду.
- Правила, которые надо соблюдать для сохранения природы.
Наш урок пройдёт в виде конференции, то есть мы проведем большое совещание групп.
Прочитайте название конференции: «Мы - друзья природы. Земля - наш дом». С
Слайд № 3-4
Вы все представляете «Комитет по охране природы». Каждая группа - отдел по охране определенных природных богатств. Прочитайте табличку на своём столе.
Вы должны по группам составить правила охраны природы. К концу урока каждому нужно определиться в своём отношении к природе, к планете Земля.
- Как вы думаете, нова ли проблема охраны природы? (Ответы детей)
- Во все времена людей волновали вопросы охраны природы.
Начнём с небольшого путешествия в прошлое.
Обратимся за консультацией к моим помощникам.
Итак, историческая справка:
1 ученик. Ярослав Мудрый ещё в 11 веке законом ограничил добычу лебедей, бобров и других ценных животных.
2 ученик. Указ Петра l, изданный в 1718 году, предписывал «преслушников, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, наказывать батогами, посылать в каторжные работы». Этим же указом Пётр l потребовал построить очистные сооружения в Петербурге и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах.
Согласно другому указу об охране водоёмов «… если кто осквернит Неву отбросами, тот будет приговорён к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь…»
Вопрос к классу.
-Что сделал Пётр l для охраны рек и лесов? ( От чего спас Пётр l этим указом реки и леса?)
- Как мы видим, вопросы охраны природы были важны во все времена. Но особенно остро стоят они в век научно – технического прогресса.
-Мои помощники подготовили информацию о тревожных фактах-последствиях влияния человека на природу.
Слайд №5-6-7
Одна из самых распространённых экологических проблем – это мусор. Люди все отходы выбрасывают в мусорные баки. Оттуда мусор отвозят на свалки. А что потом? Мусор разлагается, но на это нужно какое-то время. Например стекло разлагается 1000 лет, а пластик не разлагается вообще! Конечно, есть мусоросжигающие заводы, но они не справляются с таким огромным количеством мусора.
Мусор заполонил планету настолько, что, если его не уничтожать, то через 10-15 лет он покроет всю нашу планету слоем толщиной 5 метров.Недавно учёные разработали пластик, который разлагается на 35%.
Мусор заполонил планету настолько, что, если его не уничтожать, то через 10-15 лет он покроет всю нашу планету слоем толщиной 5 метров.
-К счастью, в мире есть люди, обеспокоенные состоянием природы на Земле.
Есть специальная наука - экология.
- Что она изучает? (Дети высказываются. (Экология – наука о связях в природе между человеком и животными)
- От слова «экология» произошло слово «эколог». Что обозначает это слово? (Это люди, которые защищают природу, они оберегают всё ,что растёт и всех, кто живёт в природе).
1 группа. Отдел воздуха
Так что же такое воздух? Дети по очереди высказываются.
1 уч: Воздух - смесь газов. Всего лишь 2 века назад учёные узнали, что воздух – смесь многих газов, в основном азота – 78%, кислорода – 21% и углекислого газа-1%
2 уч:В воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа. При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. 600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день!
3 уч:А вот растения наоборот, на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород в атмосферу. Не зря растения называют лёгкими нашей планеты. Какой чудесный воздух в лесу! В нем много кислорода и полезных веществ. Ведь деревья выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают бактерии. Смолистые запахи ели и сосны, аромат дуба, берёзы и лиственницы очень полезны для человека.
4 уч:Воздух на Земле еще называют атмосферой, т.е. воздушной средой, оболочкой или небом, как говорят дети.
В атмосфере накапливается много вредных веществ, которыми мы дышим!
С.№8-9
Статистика. За последние 30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем всё человечество за предыдущие 2 – 3 миллиона лет.
Проблемный вопрос. - Что же нужно сделать, чтобы мы дышали чистым воздухом?
Свод правил 1 группы.
5 уч: 1. Нужно проветривать комнату, вытирать пыль влажной тряпкой.
2. Хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.
3. А ещё заводы и фабрики не должны делать выбросов вредных веществ. Тогда нам всем будет дышать легко.
Фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ. 4Транспорт необходимо сделать экологически безопасным. В городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.
5. Спасти Землю от загрязнения мусором можно с помощью мусороперерабатывающих заводов.
Учитель. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери, проведя по воле случая некоторое время в пустыне, писал: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты - сама есть жизнь!» О какой земной стихии идет речь? Как вы понимаете эти слова писателя? Слово –отделу охраны воды.
2 группа. Отдел охраны воды.
Дети .Вода- главный строительный материал всего живого на Земле.
Растения и животные не могут жить без воды. Вода может быть в трёх агрегатных состояниях : твёрдом, жидком, газообразном. Лёд легче воды. По словам учёного Дмитрия Менделеева «вода дороже золота».
Проблемный вопрос. Какой должна быть вода, пригодная человеку?
(Пресной ). Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. А как?
Загрязняя воду, мы убиваем себя. Слайд №10
Статистика.Пресная вода, пригодная для использования, составляет на Земле только 2 процента.
-Что мы можем сделать для охраны воды?
Свод правил 2 группы. Дети высказываются.
1.Экономно расходовать воду, не оставлять краны открытыми.
2. Беречь воду от загрязнения.
3.Не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них в них машины.
4.Много грязи попадает в воду от заводов и фабрик.
3 группа. Отдел охраны растений
-Основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам.
Стихи о лесе.
- Леса – «лёгкие планеты» - вырубаются быстрее, чем вырастают. Ежегодно площадь лесов уменьшается на 2 процента ( это 20 га за сутки) Слайд №11
Ученик.
Что осталось: валежник да чёрные пни
От когда-то густого весёлого леса!
Припади к роднику – он из вечных глубин,
Его голос звучит, он на солнце искрится.
Человек! На Земле ты живёшь не один,
Сохрани для потомков ключи жизни чистой.
Позаботься о том, чтобы малых детей
Не коснулись дождя ядовитые капли,
И деревья стояли в сплетенье ветвей,
И учились полёту птенцы серой цапли.
Проблемный вопрос. Только всегда ли человек относится к природе , как к другу? Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы кругом было много растений с красивыми цветами?
Мы с вами тоже не должны оставаться в стороне от общего дела.
Какое самое известное лекарственное растение вы знаете?
Ученик. Ландыши — люди их рвут не задумываясь. А ведь,чтобы ландыш зацвёл, с того дня, как семечко упадет в землю, должно пройти 10 лет.
У – К сожалению, из-за варварского отношения человека катастрофически уменьшается численность видов растений и животных. Слово отделу охраны растений и животных.
Ученик:1963 год – это год учреждения Красной книги.
В Красную книгу занесены редкие и исчезающие виды животных и растений. Почему она красного цвета? Красная книга – это сигнал всем нам о тех растениях и животных, которые срочно нужно спасать.
Слайд №12-14
В 1966 году Международная Красная книга была издана в очень необычном виде. У нее была красная обложка, а страницы – разноцветные. Вот эти цвета: черный, красный, желтый, зеленый.
- Подумайте, по какому принципу выбирались цвета? (Ребята дают свои варианты ответов). (слайд)
• Чёрная – уже вымерли (морская корова, странствующие голуби и другие).
• Красная – исчезающие виды (снежный барс, красный волк, амурский тигр).
• Жёлтая – редкие виды (розовый фламинго, джейран).
• Зелёная – восстановленные виды (речной бобр, лось).
- Красная книга – это не только сигнал бедствия, но и программа по спасению редких видов, находящихся под угрозой исчезновения. В Красную книгу России занесены: млекопитающие, рыбы, птицы, насекомые, растения. Создаются заповедники – участки земли, где вся природа находится под строгой охраной. В нашей стране 155 заповедников.
С №15
- Существует и Чёрная книга, её ещё называют Книгой Памяти. Если Красная книга – сигнал тревоги и призыв к действию, то Чёрная – предостережение человеку и напоминание о тех неповторимых созданиях природы, которых уже не вернуть.
В неё занесены виды, навсегда исчезнувшие с лица Земли. В исчезновении большинства из них прямо или косвенно виноват человек. Отсчёт этого списка ведётся с 1600 года. "Черный список" публикуется в Красной книге (списке видов, находящихся под угрозой исчезновения) на первых ее страницах. "Черный список" - это так называемый "статус ноль".
Как сообщает Всемирный союз охраны природы, за последние 500 лет вымерло 844 вида животных и растений. Но этот «черный список» далеко неполон. В недавно опубликованном отчете говорится, что нынешнее вымирание животных является самым крупным со времен исчезновения динозавров.
- Какое реальное дело поможет сохранить исчезающие виды растений и животных?
(Создание заповедников и национальных парков.)
-Что такое заповедники?
Ученики. Это территории, на которых ведётся большая научная, природоохранная работа, а всякая хозяйственная деятельность(добыча полезных ископаемых, сбор грибов, ягод, рыбная ловля, охота) запрещена. Туристы не имеют права заходить на территорию заповедников, чтобы не нарушать естественную жизнь природного сообщества.
У : Народная мудрость гласит: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи – пустырь».
Слайд №16
Ученик:
- Посмотрите на карту Российской Федерации. Красным цветом на ней показаны существующие в нашей стране заповедники. Зелёным и синим цветом отмечены заказники и национальные парки. Главное отличие заказников и национальных парков от заповедников в том, что в них разрешены посещения для туристов, но только по указанным тропинкам и дорогам. В них горожане могут познакомиться с нетронутыми уголками природы, с жизнью населяющих их животных. Всего в России 102 заповедника, 35 национальных парков, 68 заказников.
- А есть ли заповедники в Саратовской области? ( Нет.) В Саратовской области есть Хвалынский национальный парк. В 2018 году Хвалынскому национальному парку исполняется 24 года.
Чем национальный парк отличается от заповедника? ( Ответы детей)
Очень актуальная проблема нашего времени - поджег сухостоя и травы.
К каким экопроблемам это приводит? (Погибают насекомые, животные и птицы, чьи норы и гнёзда находятся на земле, и выгорает плодородный слой почвы)
Правила охраны растений. Свод правил 3 группы-.
Памятка:
- НЕ кричи, не пугай животных и птиц. Они любят добрых детей.
- НЕ рви цветы. За тобой пойдут сотни людей, пусть они тоже полюбуются ими.
- НЕ ломай зря деревья, кусты, не делай надрезы. От этого они сохнут и погибают
- НЕ лови ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.
- НЕ сори. Убирай за собой стеклянную посуду. Пожар может возникнуть от стекляшки.
- НЕ разоряй птичьи гнёзда.
- НЕ разоряй муравейники.
- НЕ отрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
- НЕ отпускай собаку в лесу. Она легко может поймать плохо летающих птенцов.
В лесу старайся ходить по тропинкам .
- Не рвать цветы.
- Не собирать букеты в дикой природе.
- Не плести венки.
- Не ломать ветки деревьев.
- Не повреждать кору деревьев.
- Не разводить костры.
- Сажать деревья и ухаживать за ними.
- Беречь лес и луга от пожаров.
У - Поле растений мы с вами тоже очистили (Демонстрация слайда № 17)
Учитель. Давайте решим экологическую задачу: «В путешествие отправились 10 человек. Сколько может погибнуть растений, если каждый сорвёт по 3 цветка?»
Физкультминутка «Лес».
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Посмотрели вправо, влево.
Руки подняли и помахали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
4 группа охраны животных.
Учёные подсчитали: только за последние 200 лет полностью уничтожено больше двухсот видов животных. По одному в год. В наши дни гибель животных идет ещё быстрее. И всё потому, что люди грубо вмешиваются в жизнь животных.
У -Проблемный вопрос. Что нужно делать, чтобы численность животных
не уменьшалась?
Свод правил. 4 группа
1. Не охотиться на редких животных,
2.Не ловить, не пугать их, не кричать в лесу.
3.Не трогать птичьих гнезд.
4. Не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков.
.
Слайд №18
Животные пострадали: бабочки из-за своей красоты, хищные птицы из-за неправильного понимания роли хищников в природе, а лягушки и жабы из-за того, что людям не нравится их внешний вид. Ребята, если мы будем знать правила поведения в природе, мы поможем всей Земле.
Слайд №19
- А сейчас перейдем к творческому проекту нашего урока.
Каждая группа,посовещавшись, делится на тех, кто составит правила охраны природы, и тех, кто умеет сочинять стихи, подбирать рифму.
Одни ученики пишут свод правил. Другие выполняют задание «буриме».
Вы умеете сочинять стихи? Оказывается, это не так сложно, если знать, о чём будешь писать. Тем более, что рифмы уже готовы. А тема вашего стихотворения: «Береги природу» или «Стань природе другом».
Даны рифмы: трава – дела, птицы – поделиться (на доске).
Во время работы звучит песня «Живи, родник, живи».
Группе защитников воды нужно досочинить лозунг.
Демонстрация работ. Своды правил вешают на доске.
Лозунг от группы защитников воды:
Воду попусту не … (лей),
Дорожить водой …(умей).
Закрывай покрепче …(кран),
Чтоб не вытек …. (океан).
-Молодцы!
Вывод делают дети. Узнали причины загрязнения природы и научились правильно взаимодействовать с окружающим миром.
Почему нужно бережно относиться к Земле? )
Природа дает человеку все необходимое для жизни: воду, воздух, пищу, жилище, одежду, обувь, полезные ископаемые.
Чтобы сделать вывод о значении природы в жизни человека, предлагаю каждой группе составить синквейн.(вывод)
1,2,3,4 группам дается задание составить синквейн на тему «Воздух», «Вода»,, «Земля», «Природа».
Музыкальное сопровождение «Релакс.4 стихии»
Дети зачитывают свои работы.
Дополнительный материал.
Экологические задачи.
№1 Решите задачу: В квартире неисправен кран, из которого за 1 час вытекает 1стакан воды. Сколько чистой воды вытекает за сутки? (24 стакана)
За 10 дней?(240 стак)
№2. Чтобы ландыш зацвёл, с того дня, как семечко упадет в землю, должно пройти 10 лет. Мальчик и девочка поступили в 1 класс. В каком классе они будут учиться, когда зацветет ландыш? (В 10-ом)
У- А теперь оцените свою работу на уроке: те, кто сегодня работал активно –поднимите зелёную эмблему,
те, кто был любознательным- жёлтую, а те, кому урок показался очень длинным- красную.
- Обращаю ваше внимание на выставку книг нашей школьной библиотеки. Здесь представлены произведения русских и советских писателей-натуралистов. В. Бианки, Е. Чарушина, Г.Снегирёва, М.Пришвина, Н. Сладкова, К Паустовского. Пусть они подарят вам радость общения с природой.
Домашнее задание.
1.Прочитать рассказ по выбору .
2. Выберите задание :
-Сделать своими руками кормушку для птиц.(1 уровень)
-Нарисовать знаки-символы запрещающих действий в природе или плакат –лозунг.( 2 уровень).
- Написать сочинение на тему «Как я помогаю природе»
(повышенный, 3 уровень)
Используемая литература:
1. Герасимова В.А. Классный час играючи. Выпуск 2.-М.:ТЦ Сфера, 2003.-
2. Классные часы (беседы, устный журнал, уроки мужества).1-11классы./Авт.-сост. С.В.Шевченко и др. - Волгоград: Учитель,2003.
3. Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия/авт.-сост. И.Г.Норенко.- Волгоград: Учитель,2007.
4. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий.- 4-11 классы.- М.:5 за знания,2005.
5. Агеева И.Д. Весёлая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера,2005.
6. Бианки В.В. Лесная газета /Художник В.Курдов.- Л.:Дет.лит., 1990.
7. Бианки В.В. Рассказы/Художник Е.Подколзин.-М.: Стрекоза, 2008.
8. Сладков Н. Сорочьи тараторки. Рассказы и сказки./Художники А.В. Коковкин, Т.Н. Чурсинова.- Санкт-Петербург: Изд-во «Тимошка», 1997.
Приложение.
Правила охраны воздуха.
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.___________________________________________
5.___________________________________________
Правила охраны воды.
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.___________________________________________
5.___________________________________________
Правила охраны растений.
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.___________________________________________
5.___________________________________________
6.___________________________________________
7.___________________________________________
Правила охраны животных.
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.___________________________________________
5.___________________________________________
6.___________________________________________
7.___________________________________________
альбомная
Береги природу!
Берегите воду!
гл.
Воду попусту не _________ ,
гл.
Дорожить водой __________ !
сущ.
Закрывай покрепче __________ ,
сущ.
Чтоб не вытек ____________!
_____________________трава,
__________________________дела.
__________________________птицы,
_____________________поделиться.
Отдел защитников воздуха.
_____________________трава,
__________________________дела.
__________________________птицы,
_____________________поделиться.
Отдел защитников растений.
_____________________трава,
__________________________дела.
__________________________птицы,
_____________________поделиться.
Отдел защитников животных.
Синквейн
Воздух.
2.________________________________(2 прил.)
3.________________________________(3 гл.)
4._________________________________
_______________________________(предложение)
5.________________________________
(1слово-ассоциация, итог)
Синквейн
1. Вода.
2.________________________________(2 прил.)
3.________________________________(3 гл.)
4._________________________________
_______________________________(предложение)
5.________________________________
(1слово-ассоциация, итог)
Синквейн
1. Земля.
2.________________________________(2 прил.)
3.________________________________(3 гл.)
4._________________________________
_______________________________(предложение)
5.________________________________
(1слово-ассоциация, итог)
Синквейн
1. Природа.
2.________________________________(2 прил.)
3.________________________________(3 гл.)
4._________________________________
_______________________________(предложение)
5.________________________________
(1слово-ассоциация, итог)
отдел охраны животных
отдел охраны растений
отдел охраны воды
отдел охраны воздуха
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Лесные опасности" 2 класс
Разработка урока окружающего мира по теме "Лесные опасности" 2 класс "Школа России" Плешаков А.А....
Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока окружающий мир "Домашние опасности" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)
Тема урока: «Домашние опасности»Цели деятельности учителя:дать ученикам общее представление об опасных ситуациях дома;развитие мышления, логики, умения сравнивать и делать выводы; развитие речи;развит...
Презентация к уроку по окружающему миру "Лесные опасности" во 2 классе
Презентация разработана к открытому уроку по окружающему миру по теме "Лесные опасности"....
Презентация к уроку окружающего мира "Лесные опасности" 2 класс Школа России
Презентация к уроку окружающего мира "Лесные опасности" 2 класс Школа России...
Технологическая карта урока окружающий мир «Домашние опасности. Пожар» 2 класс.
Технологическая карта урока окружающий мир «Домашние опасности. Пожар» 2 класс....
урок окружающего мира"Лесные опасности",2 класс школа России
Урок получения новых знаний. Разработан по ФГОС нового поколения в 2022году....
урок окружающего мира"Лесные опасности",2 класс школа России
Урок получения новых знаний. Разработан по ФГОС нового поколения в 2022году....