Урок по окружающему миру по теме " Жизнь пресного водоёма"
методическая разработка по окружающему миру на тему
Театрализованное представление.Дети разыгрывают мини-спектакль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_zhizn_presnogo_vodoyoma.docx | 25.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по окружающему миру. Урок - театрализованное представление «Жизнь пресного водоёма» (4 класс)
Харебова Татьяна Геннадьевна, учитель начальных классов
Цели урока:
Сформировать представление о природном сообществе как совокупности совместного обитания и нахождения в тесной взаимосвязи организмов, развивать представление о природном равновесии и роли человека в его сохранении. Развивать познавательный интерес учащихся. Учить работать с дополнительной литературой, применять в работе ранее полученные знания; учить рассуждать и делать выводы. Воспитывать бережное отношение к природе, эстетический вкус.
Оборудование:
Плакат-схема «Пресный водоём», карта Краснодарского края, атлас-определитель, гербарий, чучела птиц, рисунки с изображением животных водоёма, маски для театрального представления.
Ход урока
I.Организационный момент
Прозвенел весёлый звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всём хотят знать на свете.
II.Актуализация опорных знаний
На прошлом уроке мы вели речь о водоёмах нашего края. - Какие бывают водоёмы по происхождению? - Перечислите типы естественных водоёмов. Покажите на карте края естественные водоёмы. - Перечислите типы искусственных водоёмов. Покажите на карте края искусственные водоёмы. – Каково значение водоёмов в природе? – Каково значение водоёмов в жизни людей?
Игра « Узнай меня»
Выбери на столе учителя природоохранные знаки, которые можно установить на берегу нашего лимана. Объясни значение знаков. - Какую помощь бы ты оказал в охране наших водоёмов?
III. Проверка домашнего задания по тетрадям «Тетрадь для проверочных работ», стр. 17, работа по вариантам.
IV.Работа над новой темой
На доске и в тетрадях тема « Жизнь пресного водоёма».
На доске: плакат-схема « Водоём».
-Посмотрите вот сюда.
Тихо плещется вода,
Ряска, лилии, рогоз,
И кубышка, и тростник
Есть беззубка, прудовик,
Водомерка вот бежит.
. Всюду бурно жизнь кипит.
Это пресный водоём.
Водоём-это не просто углубление, заполненное водой. Это удивительный дом, населённый многочисленными жителями. Мы сегодня мысленно перенесёмся к небольшому озеру и узнаем:
-Что растёт и кто живёт в удивительном доме?
Выясним: Можно ли назвать водоём природным сообществом?
Узнаем: Если вмешается человек, что произойдёт?
Театрализованное представление: (подготовленные дети класса ведут урок)
Автор: - Однажды маленький мальчик Евсейка отправился на рыбалку.
Евсейка: - Как красиво, интересно наше озеро!
-А вот и моё любимое местечко в камышах.
Автор: - Евсейка, многие ребята путают это растение с камышом. Это рогоз - растение с красивым бархатистым початком. А камыш имеет круглый безлистый стебель с метельчатым соцветием (метёлка) (показ гербария). Легко узнать тростник - его гибкая соломина сгибается, почти никогда не ломается, используют для различных плетений и для покрытия крыш.
А вот стрелолист. Почему он имеет такое название? (стреловидные листья)
Чем схожи эти растения? (своими корнями прикрепляются ко дну, а стебли и листья поднимаются над водой)
Но есть растения, широкие листья которых плавают на поверхности водоёма, а корни тоже на дне. Вам они знакомы: Белая кувшинка (водяная лилия). Утром цветки кувшинки раскрываются, а к вечеру они закрываются и уходят под воду. Жёлтая кубышка - украшение водоёма. Но встретить их большая редкость! Почему? (так как уничтожают люди)
Может, Евсейка , ты преподнесёшь их маме в подарок?
Евсейка: - Нет, я знаю, они находятся под охраной и занесены в Красную книгу.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
На берегу нашего озера мы установим природоохранный знак: « Не рви кувшинки и кубышки!».
Евсейка: - Озеро местами покрыто зелёным ковром.
Автор: - Это самый крошечный цветок - ряска, листьев у неё нет, она состоит из пластинки и корешка, погружённого воду. Занесено в книгу Рекордов Гиннеса (как самое маленькое цветковое растение в мире). Является хорошим кормом для птиц.
На берегах водоёма растёт череда( показ гербария), это лекарственное растение запоминается тем, что его семена – колючки, цепляющиеся за одежду.
-В водоёме столько много растений. Какова их роль? Выслушиваются ответы детей (служат пищей животным; выделяют в воду кислород, необходимый для дыхания; служат убежищем для животных).
-Составьте схему о роли растений в водоёме.
Евсейка: - А это кто вертится, крутится, описывает круги на воде?
Автор: - Жук-вертячка. Он ныряет под воду и добывает себе личинки насекомых.
Евсейка:- А вот кто-то стремительно бегает по воде, как на коньках и не тонет?
Автор: - Клопы-водомерки, на длинных ногах, скользя, как бы отмеряют шаги, вот их и назвали так, а ножки снизу покрыты жиром, поэтому они не тонут, охотятся на комаров.
Автор: - Сидит Евсейка на берегу и любуется красотой. День жаркий, рыба капризная и не клюёт. Стал Евсейка со скуки дремать и бултых – свалился в воду. Свалился, но ничего, не испугался, достиг дна, сел на камень, смотрит вокруг. А вокруг собралось много разных водяных обитателей - числа нет!
Рыбы (дети с масками):
-Гляди-ка! Вот чудовище приплыло: два хвоста!
-Чешуи нет!
-И плавников только два!
-И жабр нет! Чем он дышит?
Евсейка:- Вот нахалки! Будто не понимают, что перед ними человек? А вы кто?
Окунь: - Я окунь! Меня легко узнать по поперечным полоскам и красно - грудым плавникам.
Ёршик: - Самая маленькая рыбка-ёршик. Снимай с крючка меня не спеша! Очень колкий!
Карась:- Я мирная рыба, растительноядная.
Пескарь: - Всё время провожу на дне, копаюсь в песке, вот и получил имя. Очень люблю насекомых, личинок, мелкую рыбу.
Все хором: Ой, спасаемся, хищник!
Щука: - Хорош! Хорош!
- Желаю с вами познакомиться поближе. Я - щука. Окраска моя помогает скрываться среди растений, сама вытянутая, широкая пасть усажена загнутыми внутрь зубами. Да что я, вот тётушка моя весит 30 кг, а длина её полтора метра.
Пора мне подкрепиться, очень я прожорливая. Меню моё рыбка, лягушки, проглочу и утят, водяную крысу. Ой, что-то я заболталась. А где щуки нет, там карась хозяин.
Да, передай своим ребятам, зимой подо льдом рыбам часто не хватает кислорода. Делайте во льду лунки, чтобы в воду поступал кислород, и рыбы могли дышать. Пока!
Евсейка: - Ой, кто ухо щекочет? А это головастики. Это детёныши лягушек и жаб, которые появляются на свет из икринок и сначала очень похожи на маленьких рыбок. Они растительноядные. Как их много. Но из 100 головастиков будут лягушками только единицы. Почему? (ответы детей)
Евсейка: - А это кто ползёт по ноге?
Моллюски: - Мы – моллюски!- растительноядные улитки.
- Катушка! – Прудовик!
- Носим раковинки вроде витой башенки, передвигаемся на одной ноге с очень широкой подошвой. Мы санитары водоёмов, поедаем остатки растений, очищаем воду.
Рак: - Чего расхвастались? Это я - подводный санитар, так как поедаю мёртвых животных.
-Вот представьте, что может случиться, если в реке выловить всех раков?
Ответы-рассуждения детей.
На доске составляется экологическая связь (схемы-рисунки)
Вывешивается природоохранный знак « Не лови раков!»
Учитель подводит вывод: - От существования одного вида зависит благополучие других.
Рак: - Ай – ай - ай. Как вы люди нарушаете природное равновесие. Что ты набрал в карманы?
Евсейка: - Ракушки.
Рак: - Это двустворчатые моллюски. Вы, наверное, не знаете историю про них.
V. Физкультминутка.
VI. Продолжение темы.
- Откроем стр. 196 учебника. Чтение вслух текста о двустворчатых моллюсках.
- К чему приводит бездумное уничтожение двустворчатых моллюсков?
На доске составляется экологическая связь (схемы-рисунки)
Вывешивается природоохранный знак « Не губи моллюсков!»
-Всё связано между собой, если вмешается человек - нарушается природное равновесие. Понял Евсейка и решил выбраться на берег.
Евсейка: - Ух, ты! Вот я вынырнул!
Автор: - Оглянулся вокруг!
Евсейка: - Как хорошо вокруг! Сколько птиц: утки, цапли, аисты. – Чем же они питаются? (ответы) - А чем питаются лягушки?
На доске составляется экологическая связь (схемы-рисунки)
-Если в водоёме исчезнут лягушки, как это повлияет на комаров, на аистов?
-Из-за чего могут исчезнуть лягушки? (по вине человека)
-Ловят и калечат ребята стрекоз. Погубить стрекозу равносильно тому, что выпустить несколько тысяч комаров и мошек. Стрекозы - наши друзья!
-Не лови стрекоз!
Вывешивается природоохранный знак « Не лови стрекоз!»
-Жизнь многих млекопитающих связана с водоёмами. Живут в нём бобр, выдра, ондатра. Как они приспособлены к жизни в воде? Прекрасно плавают, ныряют, подолгу остаются под водой, питаются водными растениями, улитками, рыбами.
-Итак. В водоёме обитают разнообразные растения и животные. Все они приспособлены к условиям жизни в водоёме и связаны между собой.
-Водоём – это природное сообщество.
-Прочитаем вывод в учебнике.
VII. Закрепление изученного.
-В природе не бывает ничего лишнего, случайного. Всё имеет свою закономерность и необходимость. Ко всему, что она создаёт, надо относиться разумно и бережно. Все растения и животные нуждаются в охране!
-Составим в рабочих тетрадях памятку «Как вести себя у водоёмов!»
Организуется коллективная проверка.
-Молодцы! Думаю, именно так вы и будете поступать в действительности.
-Самостоятельно заполните схему «Животные водоёма», используя иллюстрации на стр. 192, 193.
Организуется коллективная проверка.
-Запишите в тетради две цепи питания, сложившиеся в водоёме. ( Взаимопроверка в парах)
VII.Подведение итогов урока
Выставление оценок.
Домашнее задание
Стр.191-200.
Ответить на вопросы « Проверь себя» Выполнить задания 2.4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоёма" для 4 класса
Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоёма" (УМК "Школа России", 4 класс)...
Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоема" 4кл
Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоема" 4класс автор учебника Плешаков А.А. Урок проводится в компьютерном классе....
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоема"
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоема" 4 класс Автор учебника Плешаков А.А. Урок проводится в компьютерном классе....
Тест по окружающему миру по теме «Жизнь пресного водоёма»
Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Жизнь пресного водоёма". Программа "Школа России" 4 класс....
Урок по окружающему миру по теме " Жизнь пресного водоёма"
Дети знакомятся с пресными водоёмами, с их животным и растительным миром....
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Жизнь растений"
Конспект по окружающему миру на тему: "Жизнь растений"(3 класс) УМК "Планета знаний"...