Урок окружающего мира в 1 классе. Раздел «Как, откуда и куда?» Тема урока: Как живет семья? Проект «Моя семья».
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Мельничук Марина Петровна

На уроке дети учатся рассказывать о своей семье, интересных фактах, событиях, традициях. Называют по именам (отчеству, фамилии) своих близких. Подготовить ребят к презентации на тему "Моя семья".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_semya._urok_okruzhayushchego_mira_v_1_kl.docx37.57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 1 классе.

Раздел «Как, откуда и куда?»

Тема урока: Как живет семья? Проект «Моя семья».

Цели деятельности учителя: создать условия для представления результатов домашней творческой самостоятельной работы; развивать познавательную и творческую активность; формировать коммуникативные способности и умения вести диалог; воспитывать интерес к изучению отношений членов семьи.

Тип урока: постановка и решение учебной задачи (презентация).

Планируемые результаты (предметные): научатся рассказывать о жизни семьи, об интересных событиях в жизни своей семьи; называть по именам (отчеству, фамилии) членов своей семьи; получат возможность научиться отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для себя событий; интервьюировать членов семьи (научатся выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний).

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, сравнения, обобщения; готовность слушать собеседника и вести учебный диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия:

Познавательные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, рассказа учителя, по воспроизведению по памяти); осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные – ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные – используют конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Организация начала урока.

Я рада видеть каждого из вас! 
И пусть прохладой день нам в окна дышит, 
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс 
Друг друга любит, чувствует и слышит.

- Подарим улыбку друг другу.

- А теперь давайте поприветствуем всех.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. 

 Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок.

Л(1-4) 2.2.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Формулирование темы урока. Постановка учебной задачи, целеполагание.

- Сегодня мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. Тему сегодняшнего урока вы узнаете, отгадав загадки:

  • Кто нежнее всех на свете?
    Кто готовит нам обед?
    И кого так любят дети?
    И кого прекрасней нет?
    Кто читает на ночь книжки?
    Разгребая горы хлама,
    Не ругает нас с братишкой ...
    Кто же это? Наша ... (Мама.)

  • Кто не в шутку, а всерьёз
    Нас забить научит гвоздь?
    Кто научит смелым быть?
    С велика упав, не ныть,
    И коленку расцарапав,
    Не реветь? Конечно,  ... (Папа.)

  • Я у мамы не один,
    У неё ещё есть сын,
    Рядом с ним я маловат,
    Для меня он – старший ... (Брат.)

  • Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться?  Очень модная девчонка

Моя младшая … (Сестрёнка.)

  • Лучше всех носочки вяжет,

Сказку славную расскажет,

Колыбельную споёт,

И советы нам даёт. (Бабушка.)

  • Он – мужчина, и он сед,
    Папе – папа, мне он ... (Дед.)

- Замените слова «мама», «папа, «брат», «сестра», «бабушка», «дед» – одним словом. (Семья.)

Отвечают на вопросы. Прогнозируют содержание урока; внимательно слушают, не перебивая сверстников; формулируют ответы на вопросы; высказывая свою точку зрения; делают выводы, принимают иное мнение по обсуждаемой проблеме.

П(1-4) 2.5. Сформированность умения проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям, устанавливать аналогии под руководствам учителя.

П(1-4) 2.6. Сформированность умения выявлять проблему под руководством учителя при решении учебных задач.

П(1-4) 2.7. Сформированность умения  обобщать, строить рассуждения под руководством учителя.

Р(1-4) 1.1. Сформированность умения в сотрудничестве с учителем преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Работа с учебником. Беседа «Моя семья».

- Откройте учебник «Окружающий мир». Итак, тема урока «Семья». О чем бы вы хотели узнать сегодня на уроке? (ответы детей).

- Сегодня на уроке мы должны будем выяснить: Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Как называют членов семьи?

П(1-4) 2.1. Сформированность умения использовать знаково-символические средства для решения задач.

П(1-4) 2.3. Сформированность умения анализировать объекты с заданными признаками с выделением существенных и несущественных признаков.

 П(1-4) 2.4. Сформированность умения осуществлять синтез и осуществлять подведение под понятие.

Актуализация опорных знаний.

- Что для каждого из нас означает слово «семья»? В словаре русского языка             С. И. Ожегова «семья» определяется как группа живущих вместе родственников.

Р(1-4) 2.1.  Сформированность умения в сотрудничестве с учителем планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Физкультминутка.

Давайте ещё раз вспомним всех членов семьи (стоя).

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – Я.
Вот и вся моя семья.

Выполняют движения физкультминутки.

Р (1-4) 7. Сформированность умения под руководством учителя начинать и выполнять действия и заканчивать его в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели.

- Ребята, посмотрите, кто к нам пришел?!

- Он вам хочет рассказать одну не очень весёлую историю.

- Давным-давно это было. Стояла в наших краях избушка. Жила в ней семья, большая и дружная. Старики со временем умерли, а молодые разъехались кто куда: кто в город, кто на стройку, даже письма друг дружке редко пишут, больше открытки-поздравления с праздником, а что до дома родительского, так совсем про него и забыли.

   Впрочем, дома кое-кто жил. На чердаке - ворона Галя, в подполье - мышка-норушка, под крылечком - лягушка-квакушка, а в доме под печкой – я, домовёнок Кузя. Хорошо мы жили, только однажды загудели трактора, растащили избушку по бревнышку, кому она, старая да бессемейная, нужна. Разбежались животные кто куда: мышка в поле, лягушка в болото, ворона улетела в соседнее село.

   А я, Кузьма, с тех пор хожу по свету и не могу найти тот дом, где бы мне жилось хорошо.

- Ребята, а кто хочет пригласить Кузю пожить в свой дом? (Примерные ответы детей).

Р(1-4)1.1.Сформированность умения принимать и сохранять учебную задачу.

– Сформированность умения в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале.

К(1-4)1.1. Сформированность умений учитывать разные мнения и стремления к координации различных позиций в сотрудничестве под руководством учителя.

Защита проектов.

Защита проектов «Моя семья».

- Кузенька, ребята сейчас расскажут тебе о своих семьях, представят тебе результат домашнего творческого задания. Такой вид работы называется «презентацией», т.е. коротким выступлением по заданной теме.

Рассказывают о своей семье, сопровождая рассказ рисунками, фотографиями. Соблюдают правила поведения на презентации.

Л(1-4) 1.8. Сформированность уважительного отношения к собственной семье, ее членам,  традициям.

П(1-4) 1.1. Сформированность умения строить сообщения в устной и письменной форме.

П(1-4) 1.2.  Сформированность умения осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных заданий под руководством учителя.

П(1-4) 3.2. Сформированность умения выполнять учебный проект по заданию и под руководством учителя в соответствии с требованиями.

П(1-4) 3.3. Сформированность умения оформлять проект по заданию и под руководством учителя в соответствии с требованиями.

П(1-4) 3.5. Сформированность умения представлять продукт учебного проекта в форме устной презентации.

К(1-4) 2. Сформированность умения формулировать вопросы партнеру по общению.

К(1-4) 4. Сформированность умений строить понятные для партнёра высказывания, в том числе с помощью наводящих вопросов.

«Мозговой штурм». Составление кластера «Дружная семья».

- Домовенку Кузе все семьи понравились, но он хочет пойти жить в дружную семью. А как, по-вашему мнению, какую семью называют дружной? (Ответы детей).

   В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово. (На листе было написано слово «понимание»).

- Прочитайте это слово. Почему именно его  написал старец? Обоснуйте свой ответ. Ответы учащихся.

Отвечают на вопросы, читают стихи.

Что значит для меня моя семья? 
Конечно - счастье и уют домашний. 
Семь правил обязательных храня, 
Лишь только семь, но очень - очень важных. 

Во-первых, это главное - любовь. 
Всем сердцем и душою всей, и разумом. 
Не просто чтоб бурлила страстью кровь, 
А трепетно, и каждый день по - разному. 

Второе - дети. Что за дом без них? 
Пустыня без колодца - не напиться. 
А дети - это жизнь, это родник 
И продолженье рода. 
Пусть струится! 

Потом забота. Лишь она 
Очаг семейный сбережет от ветра. 
Старайся, чтоб с улыбкою весна 
Была всегда с тобою, а не где-то. 

Четвертое - терпение. 
Оно Поможет пережить невзгоды, беды... 
И отогреет солнышком окно. 
Что инеем заледенело белым. 

А пятое - ответственность и дом 
В фундаменте семейном веский камень. 
Они помогут защитить любовь, 
От ветра уберечь душевный пламень. 

Шестое - уваженье. Только с ним 
риобретешь успех, признанье общее 
Всегда, считаясь с мнением других, 
Научишь, чтоб с твоим считались собственным. 

И наконец, седьмое - чистота. 
Везде - в дому, в душе твоей и помыслах... 
Вот так я представляю свой очаг, 
Где я любима, счастлива где полностью.

Л(1-4) 3.1. Сформированность уважительного отношения к иному мнению.

Р(1-4)2.1.  Сформированность умения в сотрудничестве с учителем планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

К(1-4)1.1. Сформированность умений учитывать разные мнения и стремления к координации различных позиций в сотрудничестве под руководством учителя.

Игра « Кто кому кто?»

- Ты кто для мамы? (дочь, сын).

- Кто называет тебя сыном? (папа, мама).      - Кто называет тебя дочкой (мама, папа).

- Ты кто для бабушки? (внук, внучка).

- У твоего папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка)

- У мамы твоей есть сестра. Кто она тебе? (тетя).

- У маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (двоюродные братья и сестры).

Л(1-4) 2.1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося.

Представление результатов творческой самостоятельной работы.

Рассказывают о своей творческой работе, сопровождая рассказ рисунками, фотографиями. Внимательно слушают выступающих, соблюдают правила поведения во время презентации.

Л(1-4) 3.4. Ценность творческого труда. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

П(1-4) 1.1. Сформированность умения строить сообщения в устной и письменной форме.

К(1-4)4. Сформированность умений строить понятные для партнёра высказывания, в том числе с помощью наводящих вопросов.

Рефлексивно-оценочный.

- Что делали на уроке?

Чье выступление очень вам понравилось?

Формулируют ответы на вопросы, проводят внутренний анализ своей деятельности, дают самооценку.

Семья — это то, что удержит нас в шторм,

Ведь ей не страшны брызги жизненных волн,

 Укроет от стужи и в дождь защитит.

Семья — наша крепость и верный наш щит.

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.

Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!

Р(1-4)5. Сформированность умения в сотрудничестве с учителем оценивать правильность выполнения действия на уровне соответствия результата заданным требованиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 с 1 по 3 урок

уроки + презентации по окружающему миру для 3 класса по УМК Школа 2100...

уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 с 4 по 5 урок

уроки окружающего мира для 3 класса по программе 2100 с презентациями...

Урок окружающего мира 2 класс (по программе А.А.Плешакова) Тема: Если хочешь быть здоровым.

Урок окружающего мира       2   класс     (по программе  А.А.Плешакова) Тема: Если хочешь быть здоровым. (Урок – путешествие...

Урок окружающего мира 1 класс Тема: Как живёт семья. Проект «Моя семья»

Урок  окружающего  мира  по  теме  "Как  живёт  семья.  Проект "Моя  семья"   проведён  был  в  1  классе.  Проведению...

Урок окружающего мира 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Тема "Что такое семья?"

Урок с применением технологии проблемного обучения....

Мастер - класс «Эффективность использования технологии проектной деятельности на уроках окружающего мира» 3 класс, раздел «Безопасность». «Экологическая безопасность»

                      Конспект мастер-классаТема: «Эффективность использования технологии проектной деятельности на уроках окружающе...

Конспект урока окружающего мира. 2 класс. ПНШ. СОЛНЦЕ,ВОЗУХ,ВОДА И…РАСТЕНИЯ Урок 18 УСЛОВИЯ,НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РАСТЕНИЙ

На уроке дети учаться наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений, анализировать результаты опытов, формулировать выводы...