Урок по окружающему миру "Моя семья"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Стрежнева Марина Викторовна

Данный урок проводился по программе "Перспектива" в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sam_urok.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 24»

Урок по окружающему миру

Тема: «Моя семья. Защита проектов»

Описание: http://www.frame-baby.ru/uploads/posts/2012-07/1341659164_yeto-moya-semya-oks-550.jpg

3 класс

Учитель: Стрежнева М.В.

г. о. Саранск, 2017 год

Ход урока:

Слайд 1.

1. Оргмомент. Гимнастика по точкам.

Уч.: Встали тихо, помолчали,

Все, что нужно, вы достали.

Приготовились к уроку,

В нем иначе нету проку.

Здравствуйте, садитесь,

Больше не вертитесь.

Мы урок начнем сейчас,

Интересен он для вас.

Слушайте внимательно,

Поймете обязательно.

2. Актуализация знаний. Сообщение темы цели урока.

Уч.: Ребята, начать наш урок я хочу с ребуса. Разгадайте его. (7я – семья)

У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка.

А у них есть я.

Что это?        (семья)

Уч.: Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке. (предположения детей)

Какую цель мы поставим перед собой? (ответы детей)

Да, о семье. А что же о семье можно сказать такого, чего мы не знаем, ведь мы в ней живем, растем? (ответы детей)

А для чего мы должны знать о своей семье? (ответы детей)

Все вы сказали верно. Поэтому девизом нашего урока, будут слова:

Слайд 2.

«У человека, который не знает своего прошлого – нет будущего».

Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)

3. Новая тема. Защита проектов.

Уч.: А сколько в слове «семья» загадок и поучительных открытий! Полезно знать, что слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды. Так и в семье, появляется маленький член семьи, семья крепнет, а семя дерева превращается в крепкий росток, укореняется, ветвится. И чем больше цветов, плодов, ветвей, тем крепче род. Образуется древо семьи – семейное дерево. Сегодня на уроке мы познакомимся с семейными древами ребят нашего класса, продемонстрируем умение составлять родословное древо семьи, представим результаты проектной деятельности, умение презентовать свой проект с демонстрацией родословного древа.

Кто считается вашими непосредственными родственниками? (братья и сестра, мама, папа, бабушки и дедушки)

Уч.: У каждого из вас есть своя история. Это время, когда вы родились, сделали первый шаг, пошли в детский сад, школу. А что предшествовало вашему появлению на свет и отчего ваша жизнь складывается так, а не иначе? Это всё из истории вашей семьи. В прошлом вашей семьи можно найти много интересного и полезного. Семейная история называется родословная. Родословная - слово о роде. Род – это все родственники, которые имеют общего предка. Прабабушки и прадедушки, прапрабабушки и прапрадедушки - это ваши предки, которые жили задолго до вас и ваших родителей. На протяжении 100 лет живут одновременно три поколения: в начале века начинается жизнь деда, а в конце века живёт внук или внучка.

Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название "генеалогическая таблица", или "генеалогическое древо". Есть такая наука генеалогия - наука о родословной человека.

Какие два способа составления древа существуют? (Восходящий к предкам и нисходящий к потомкам) Кто каким способом пользовался при составлении своего древа? (ответы детей)

А как вы думаете, для чего люди составляют родословные? (ответы детей)

Семейная история (родословная) поможет взглянуть на себя со стороны. Может быть, вы узнаете что-то такое, что поможет возгордиться вам своей семьёй. В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать своё дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное древо. Знание истории семьи также нужно для определения происхождения вещей из семейной коллекции. Если всерьёз заняться историей своей семьи, то каждого из вас ждут интересные открытия.

Когда вы составляли свою родословную, что интересного вы узнали о своей семье? (ответы детей)

Кто хочет поделиться информацией о своей родословной? Расскажите о членах своей семьи. (защита проектов – 3чел.)

4. Физминутка.

Уч.: Пора немного отдохнуть. Разомнемся. Слушайте внимательно мои вопросы.

- Встанут те ребята, у которых родные  и двоюродные братья носят имя Илья.

- Встанет тот, у кого дедушка носит имя Сафрон, а бабушка имя Фаина.

- А теперь попрошу встать тех ребят, чьи мамы носят имя Наталья, Оксана.

- Со своих мест поднимутся те, у кого живы прабабушки и прадедушки.

- А чья бабушка работает в нашей школе?

- А теперь встанут те, у кого бабушки или прабабушки работали учителем или воспитателем.

- Поднимитесь те, у кого у пап отчество Николаевич, Александрович.

- Встаньте те, у кого живы прабабушки или прадедушки? Кто из них был участником Вов?

- Встаньте те, у кого дружная и счастливая семья.    

5. Новая тема. Защита проектов.

Уч.: Молодцы, ребята! Хорошо знаете своих родственников. Продолжим знакомиться с вашими родословными. (защита проектов 3 чел.)

Уч.: Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко». Узнаем сейчас, знаете ли вы, как называются родственники по степени родства и по свойству. Я начинаю читать стихотворение, а вы доскажите словечко. Будьте внимательны.

1. Он стар, но это ничего, его добрее нет.                                                                                               Он папа папы моего, а для меня он … (дед)

2. У мамы сестра, веселей не найдете!                                                                                          Ей очень горжусь, ведь она моя … (тетя)

3. К нам приехал папин брат, встрече с ним я очень рад!                                                                         Он твердит, в глаза мне глядя: «Руку жми, ведь я твой…».   (дядя)

4. Она совсем не старая, хотя совсем седая,                                                                                          Она расскажет сказку мне, на картах погадает.                                                                           Я сяду с нею рядышком: «Продолжи сказку, …».    (бабушка)

5. Она все на свете помнит и знает, и бабушка мамой её называет!                                                                         И часто приходят к ней в дом доктора, она же мне ….    (прабабушка)

6. На Волге живут мои дяди и тети, меня на каникулах там вы найдете.                                            От мамы и папы к ним я посланник, они меня любят, ведь я же … .    (племянник)

7. Радость в глазах, в глазах удивление, в доме у нас еще прибавление!                                          В доме у нас появилась девчонка! Теперь я ей брат, а она мне …  .   (сестренка)

8. Маме на радость, папе в награду, он появился – наследник – отрада.                            Родной, несмышленый, пуговки глазки, ему все внимание, забота и ласки.    (сын)

9. Она на свете лучше всех, без нее прожить нельзя.                                                                         Есть она у Кати, Пети, и конечно у меня. (мама)

Уч.: Молодцы, ребята! Хорошо знаете членов семьи. Заслушаем еще ваши рассказы о семье. (защита проектов – 3 чел.)

6. Работа в группах.

Уч.: А сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Для каждой группы будет задание. Для начала вспомним правила работы в группе? (ответы детей)

Хорошо! Задания не сложные, времени понадобится немного.

1. Сколько у матери детей, если ей пришлось купить восемь рукавичек? (4)

2. В семье два сына и два отца, сколько всего человек? (3)

3. Две матери, две дочки, да бабушка с внучкой, а всего трое, бывает такое? (да)

4. Назовите одним словом «папа, мама, бабушка, дедушка, дети». (семья)

5. Как называют детей, родившихся у матери в один день? (двойняшки, близнецы)

6. Про кого так говорят «седьмая вода на киселе?» (про дальних родственников)

Уч.: Проверим, что же у вас получилось. Выберите, кто у вас будет отвечать. Слушаем группы.

7. Итог урока. Оценка. Рефлексия.

Уч.: Понравился вам сегодняшний урок? И мне понравился. Интересную информацию о своих семьях вы рассказали. Я много нового узнала о них. А вот в моей семье имеется вот такое древо. (показ древа)

Довольны ли вы своей работой на уроке? (ответы детей) Я удовлетворена вашими проектами. К сожалению, не всех мы заслушали, но мы найдем время и послушаем всех. Всем, кто отвечал сегодня – ставлю отметку «5». Кто заинтересовался составлением родословной? (ответы детей) Может быть, вы продолжите изучение своего рода и напишете исследовательскую работу по этой теме. Я пожелаю вам только успехов.

Чтобы вы, ребята, взяли с сегодняшнего урока для себя нового? (ответы детей)

(звучит музыка)

Уч.: Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы - самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе, не смотря на то, что семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Как и в нашей школьной семье – семье 3А класса. Предлагаю вам сейчас составить древо нашего класса, но оно будет немного необычным – школьным. Напишите фамилию, имя и дату рождения на колокольчике – символе школы. Я, как учитель, займу место в корне дерева, а вы расположитесь в кроне дерева, кто, где захочет. Пожалуйста! (под музыку оформляют древо).

Уч.: А вы знаете, что у каждой семьи есть день рождения, как и у каждого человека? День рождения нашей школьной семьи – 1 сентября 2014 года, а вашей? Кто-нибудь знает? Домашним заданием для вас будет - узнать день рождения семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока + конспект урока по окружающему миру "Семья" 2 класс УМК "Планета знаний"

Технологическая карта урока  по окружающему миру на тему "Семья" 2 класс УМК "Планета знаний"составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Урок проведён и опробован на классе среднего уровня....

Конспект урока по окружающему миру в 1-м классе на тему: «Как живет семья». Проект «Моя семья».

На данном уроке обучающиеся знакомятся с понятием семьи, узнают как жили русские семьи на Руси. В интересной форме представлены теоретические знания. Дана возможность обучающимся узнать о своей собств...

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по программе "Школа России". Тема урока: « Как живёт моя семья. Проект « Моя семья».

Даннный материал поможет в проведении урока или в создании проекта на внеурочном занятии....

Урок по окружающему миру "Семья и Отечество в моей жизни".

Урок по окружающему миру по теме " Семья и Отечество в моей жизни"....

Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Как живет семья? Проект «Моя семья» УМК А. А. Плешакова («Школа России»)

Цель: формировать уважительное отношение к своей семье; способствовать воспитанию чувства гордости за свою семью....