Урок по окружающему миру по теме "Экологические проблемы Арктики" (конкурс "Учитель Года")
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок посвящен проблемам Арктики. Систесно-деятельностный подход позволяет детям работать на уроке с максимальной отдачей,  предложить рекомендации  по решению экологических проблем Арктики.

Развернутый самоанализ урока учителем построен  в соответствии со стандартами.  К уроку предусмотрен фильм "Земля Франца-Иосифа - непронутая Арктика", который легко можно скачать YouTube.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.ekologicheskie_problemy_arktiki.docx29.84 КБ
Файл dlya_raspechatki_k_uroku.docx20.33 КБ
Файл samoanaliz_uroka.docx19.92 КБ
Файл god_arktiki.pptx1.26 МБ

Предварительный просмотр:

Тема. Экологические проблемы  Арктики

Тип урока: решение учебной задачи

Цель учителя:  создание условий для формирования  УУД

  • Личностные: умение оценивать жизненные экологические проблемы,
    осознание чувства сопричастности  к решению этих проблем.
  • Предметные: осознание  целостности окружающего мира, положительного и отрицательного влияния человека на  экологию.
  • Познавательные: умение  добывать новые знания, извлекая информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, презентация, иллюстрация).
  • Коммуникативные:  умение строить собственные решения по обозначенной проблеме, слушать и понимать речь других, вступать в диалог с другим «Я», отработка умения договариваться в паре,  группе.
  • Регулятивные: учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу,  совместно с учителем учиться планировать учебную деятельность на уроке, пытаться предлагать собственный способ решения поставленных проблем, умение оценивать собственные действия.

Учебная задача учащихся: предложить рекомендации  по решению  экологических проблем  Арктики.

Форма организации: групповая работа.

Средства организации: видеопрезентация,  записи на доске, карточки со знаками «+», «-», «?»,   предметные картинки, листы самооценки.

Пояснительная записка к уроку.

       По программе   А. А. Плешакова «Окружающий мир» курс  учащиеся 4 класса должны:

Знать: природные зоны России,  экологические проблемы  России и региона, в котором проживает ученик.

Уметь:

  • давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости;
  • определять возможные причины отрицательных изменений в природе;
  • предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;
  • определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения.

        Курс «Окружающий мир», имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающимся  материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимых для целостного и системного видения мира в его важнейшей взаимосвязи.

В новом содержании обучения  приоритетным является организация уроков в деятельностной технологии.

В соответствии с этим поставлены следующие цели учителя на  данном  уроке:  конкретно - практическая задача,  которая решается на  основе отработки таких   метапредмедных результатов как:

  • умение оценивать жизненные экологические проблемы;
  • осознание чувства сопричастности  к решению этих проблем;
  • умение  добывать новые знания, извлекая информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, презентация,   иллюстрация);
  • умение строить собственные решения по обозначенной проблеме;
  • слушать и понимать речь других, вступать в диалог с другим «Я»;
  • отработка умения договариваться в паре,  группе;
  • учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу;
  • совместно с учителем учиться планировать учебную деятельность на уроке;
  • пытаться предлагать собственный способ решения поставленных проблем;
  • умение оценивать собственные действия;

       Принципиальной особенностью   данного урока  является выполнение заданий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего  « продукта».  Таким «продуктом»  является  совместное создание запрещающих знаков для сохранения природы Арктики. Выполнение практической задачи имеет групповой характер.

 Для  решения  практической задачи учащимся предлагаются все необходимые средства и материалы.

 При решении   практической  задачи у учащихся формируются оценочные действия, культурные нормы поведения. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация «Я», управление собственным поведением  в работе в паре и группе. С целью развития УУД в конце урока оценивается работа в группах.

Созданный реальный продукт необходимо публично представить,  тем самым показать уровень владения программного содержания, указанного выше.

 Практическая значимость  урока  заключается в том, что продукт,  созданный детьми, может быть  применим в дальнейшем  на практике.

Содержание урока.

Этапы  урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

Характеристика деятельности учащихся

Методи-ческие приемы

Результат

Органи-зационный момент

Приветствие

-Доброе утро, ребята! Я очень рада, что мне предоставлена возможность провести открытый урок с Вами. Начнем работать.

Слушают учителя.

Слово учителя

Готовность к уроку.

Поста-новка учебной задачи

1.Просмотр презентации

2. Постановка вопросов друг другу

3. Выход на тему урока

4.Формулирование учебной задачи

1. -Сейчас мы посмотрим презентацию. Ваша задача:

посмотреть слайды,  прочитать текст на слайдах. После этого Вам нужно будет ответить на вопросы. Ответить на них вы сможете только в том случае, если будете  внимательны.

(показ слайдов)

2.- Сейчас  на экране появятся два вопроса.

Обсуждать их будете в  паре, вполголоса. Договоритесь, кто в вашей паре будет задавать вопрос, а кто отвечать на него. Так как вопроса два, можно меняться ролями.

На обсуждение две минуты.

(показ слайда с вопросом)

3. - Послушаем пару…,

 как они ответили на вопросы.

Ваша задача: послушать одноклассников и выразить своё отношение знаком «+», «-», «?».

(Если выхода на тему урока нет – слушаем другие мнения).

- Значит, тема урока какая?

(открываю запись темы на доске и опору для постановки учащимися учебной задачи  «предложить рекомендации……..»).

4. - Учебная задача сегодняшнего урока: предложить рекомендации по решению проблем Арктики.

Настраиваются на деятельность.

Задают вопросы друг другу.

Вступают в диалог с другим «Я».

Слушают. Выражают свое отношение  условленным знаком, если необходимо, вступают в дискуссию  друг с другом.

Отвечают на поставленный учителем вопрос.

Выдвигают предположения.

Показ слайдов

Постанов-ка вопросов

Договор

Фиксация

Умение  добывать новые знания, извлекая информацию.

Умение оценивать жизненные экологические проблемы.

Умение  слушать и понимать речь других, вступать в диалог с другим «Я»

Умение строить собственные решения по обозначенной проблеме.

Учатся совместно с учителем обнаруживать

и формулировать

учебную задачу.

Поиск решения

Работа в группе

1. Организация работы в группах.

-Работать будем в группе.

Посмотрите на оценочный лист. Как мы должны работать, прочитайте в оценочном листе критерии.

2.Выполнение задания.

- В конвертах на столе лежат предметные рисунки.

Ваша задача: с помощью картинок, каких-то ваших рисунков, дополнительных ваших записей на этом листе обозначить проблему Арктики на сегодняшний день и предложить рекомендации по решению этой проблемы. Даю 10 мин., если возникнет проблема – покажите знак «?», я подойду к вам.

Устанавливают нормы взаимодействия.

Настраиваются на деятельность.

Группируют объекты по признакам.

Строят гипотезы,

предлагают рекомендации.

Классификация

Постро-ение гипотез

Отработка умения договариваться в  группе, соблюдая установленные правила.

Осознание чувства сопричастности  к решению этих проблем.

Отработка  умения  классифици-ровать объекты по определенным признакам.

Умение  контролировать собственные  учебные действия в соответствии поставленной задачей.

Решение учебной задачи

 Защита работ

1. Защита проектов группы.

- Договоритесь, кто будет выступать от группы. Слушаем каждую группу, задаём вопросы.

Защита решения группы

Диалог «Я» с другим «Я»

Осознание  целостности окружающего мира, положительного и отрицательного влияния человека на  экологию.

Умение строить сообщения  в устной речи.

Итог работы

Рефлексия

1. Подведение итогов.

- Давайте оценим нашу работу в группе по критериям в таблице: если вы считаете, что работа в группе получилась отлично – красите кружок полностью, если не совсем – наполовину, ну, и если не получилась- кружок бесцветный.

- Оценим  продукт вашей деятельности по критерия с обратной стороны листа.

2. Результаты оценки работы на уроке.

- Послушаем каждую группу.

3. Благодарность учителя за работу на уроке, вручение памятного приза.

Оценивают работу в группе,

Результатив-ность  деятельности

в группе.

Подводят итог

урока. Выступление

уч-ся.

Самооценка

Слово учителя

Умение оценивать собственные действия.

           Оценочный лист для учащихся.

               Работа  группы

Работает каждый

Слушаем друг друга

Работаем дружно

Работаем тихо

               Оценочный лист для учащихся.

             

                               Результат работы группы

Сумели определить проблему на уроке

Сумели предложить рекомендации

               



Предварительный просмотр:

Тема.

Экологические

 проблемы

  Арктики.

Цель урока:

предложить

рекомендации

  по  решению

 экологических

 проблем

 Арктики.

 

               

                     

                                   Оценочный лист для учащихся.

               Работа  группы

Работает каждый

Слушаем друг друга

Работаем дружно

Работаем тихо

                         Оценочный лист для учащихся.

             

                               Результат работы группы

Сумели определить проблему на уроке

Сумели предложить рекомендации

Красная книга

  • Всех животных в красную книгу.
  • Создать больше заповедников, нац. парков.
  • Создавать приюты для малышей.

Загрязнение воды и воздуха

  • Фильтры
  • Трубопроводы новых технологий
  • Создать устройство, уничтожающее нефть на воде в случае разлива.
  • Уничтожить все старые суда, они – угроза поломки и разлива.

Браконьерство.

  • Создать министерство по борьбе с браконьерами.
  • Ограничить рыбную ловлю.

Транспорт.

  • Взлетные полосы строить далеко от берегов, где обитают животные.
  • Очистить всю территорию Арктики.

        

Алгоритм    работы.

1. Выделить проблему.

2. Написать свои

  рекомендации.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока окружающего мира

по теме «Экологические проблемы Арктики»

проводила урок учитель начальных классов МОБУ  СОШ №26

 (с углубленным изучением отдельных предметов)

городского округа «Город Якутск»

Михайлова Юлия Николаевна

«03» апреля 2014г.

Вашему вниманию представлен урок  окружающего мира по теме «Экологические проблемы Арктики».

Урок решение учебной задачи.

По программе   А. А. Плешакова «Окружающий мир» курс  учащиеся 4 класса должны:

Знать: природные зоны России,  экологические проблемы  России и региона, в котором проживает ученик.

Уметь:  

  • давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости;
  • определять возможные причины отрицательных изменений в природе;
  • предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;
  • определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения.

 Урок тесно связан с предыдущим материалом и работает на последующие уроки. При разработке данного урока учитывались возрастные особенности детей младших классов, реальные возможности учеников 4  класса.

Содержание, методы и приёмы на уроке были направлены на достижение планируемых результатов:

Цель учителя:  создание условий для формирования  УУД

  • Личностные: умение оценивать жизненные экологические проблемы,
    осознание чувства сопричастности  к решению этих проблем.
  • Предметные: осознание  целостности окружающего мира, положительного и отрицательного влияния человека на  экологию.
  • Познавательные: умение  добывать новые знания, извлекая информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, презентация, иллюстрация).
  • Коммуникативные:  умение строить собственные решения по обозначенной проблеме, слушать и понимать речь других, вступать в диалог с другим «Я», отработка умения договариваться в паре,  группе.
  • Регулятивные: учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу,  совместно с учителем учиться планировать учебную деятельность на уроке, пытаться предлагать собственный способ решения поставленных проблем, умение оценивать собственные действия.

Учебная задача учащихся: предложить рекомендации  по решению  экологических проблем  Арктики.

Форма организации: групповая работа.

Средства организации: видеопрезентация,  записи на доске, карточки со знаками «+», «-», «?»,   предметные картинки, листы самооценки.

При проведении урока я ориентировалась на принципы деятельности, непрерывности, творчества.

 Выбранная структура урока (приветствие, просмотр презентации, постановка вопросов друг другу,  выход на тему урока, формулирование учебной задачи, работа в группе, защита работ, рефлексия) была рациональна для достижения поставленных целей урока.

На уроке были использованы технология продуктивного чтения, проблемно-диалогическая технология, технология оценивания.

Контроль усвоения знаний организован с помощью демонстрации минипроектов группы,   самоконтроля по образцу и самооценки.

На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность, не боялись дать неправильный ответ.

На случай непредвиденной ситуации на уроке были придуманы следующие ходы:

  • если не хватит времени,  будут сокращены по длительности подготовка групповых работ,  
  • если не хватит времени,  будут сокращены по длительности  выступления от групп.

 Все поставленные задачи удалось реализовать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Президент Республики Саха (Якутия) Егор А фанасьевич Борисов объявил 2014 год – годом Арктики.

Слайд 2

Зона Арктики расположена по берегам Северного Ледовитого океана и его островах.

Слайд 3

Погодные условия очень суровые, температура -60 градусов. Часто дует холодный ветер. Большие площади заняты льдом. Из-за загрязнения атмосферы в Арктике климат меняется в два раза быстрее, чем по всей планете.

Слайд 4

Учёные заметили, что за последние 30 лет на территории Арктики выпадает меньше осадков, площадь и толщина арктических льдов сократилась. Эти изменения в климате Арктики отражаются на живых организмах.

Слайд 6

Белые медведи и моржи страдают от сокращения морских льдин, ведь им приходится проплывать большие расстояния в океане в поисках пищи. Ослабленные длительными заплывами, они гибнут, т.к. не могут отдохнуть на льдине.

Слайд 8

Кроме того, звуки самолётов, вертолетов вызывают панику на лежбищах моржей. В стрессовой ситуации погибают до 85% молодняка моржей.

Слайд 10

Ежегодно жертвами браконьеров становятся 200-300 белых медведей, северные олени и киты. Нерегулируемый отлов морской рыбы нарушил цепь питания животных и птиц.

Слайд 12

Многие виды птиц Арктики улетают на юг в суровое зимнее время. При перелёте они погибают от ружей охотников и от изменения привычных мест обитания. А те птицы, которые остаются зимовать в Арктике, часто погибают от голода.

Слайд 13

Арктика чрезвычайно богата почти всеми полезными ископаемыми. Но добыча нефти в суровых условиях, морской транспорт загрязняют воды Северного Ледовитого океана.

Слайд 15

В Арктике скопилось большое количество отходов . Отходы так сильно загрязнили поверхность Арктики, что нарушается целостность растительного мира. В Красную книгу России занесено более 20 видов животных Арктики и почти все виды растений.

Слайд 16

На территории Арктики есть несколько заповедников и национальных парков, но…

Слайд 19

Экология Арктики очень сильно нарушена! Если срочно не принять эффективных мер, то экологические проблемы Арктики могут перерасти в глобальную катастрофу, которая приведет к гибели всего живого на планете.

Слайд 20

Вопросы: 1. О чём пойдёт речь на уроке? 2.Почему мы будем говорить об этом?

Слайд 21

« Экологические проблемы – критическое состояние окружающей среды, вызванное её загрязнением и хищническим отношение к природе.» ( С.И. Ожегов «Словарь русского языка»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Проблемы современного города"

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Проблемы современного города"...

Урок по окружающему миру по теме "Отечественная война 1812 года"

Знакомство с основными событиями  Отечественной войны 1812 года,  с биографией М. В. Кутузова...

Конспект урока по "Окружающему миру" на тему "Времена года. Смена времен года" для 2 класса.

Конспенкт урока по предмету "Окружающий мир" 2 класс УМК "Перспектива"....

Конспект урока по окружающему миру 4 класс «Отечественная война 1812 года»(УМК Школа России)

Цель деятельности учителя: формирование представлении учащихся об историческом периоде Отечественной войны 1812 года.Планируемые  результатыПредметные:знать и называть участников, героев войны;зн...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Отечественная война 1812 года", 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с историческим периодом Отечественной войны 1812 года, её основными этапами и событиями, героями войны.Планируемы результаты:Предметные:...