Урок по окружающему миру по теме "Отечественная война 1812 года"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Знакомство с основными событиями Отечественной войны 1812 года, с биографией М. В. Кутузова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
« Вейделевская средняя общеобразовательная школа
Вейделевского района
Белгородской области»
Урок по окружающему миру в 4 классе
по теме
«Отечественная война 1812 года»
Подготовила
учитель начальных классов
Шершунова Валентина Ивановна
п. Вейделевка, 2015г.
Цели урока:
1. Сформировать представления о войне 1812 года.
2. Развивать познавательную активность, кругозор, устную речь, умение делать выводы.
3. Воспитывать патриотизм, интерес к истории.
Задачи урока:
- Проверить усвоение пройденных на прошлых уроках тем.
- Дать определение понятию «Отечество».
- Познакомить с военной биографией Наполеона Бонапарта и Михаила Илларионовича Кутузова.
- Познакомить с основными событиями Отечественной войны 1812 года.
- Показать, какую роль в победе над французской армией сыграл простой русский народ.
- Проанализировать материал всего урока и ответить на проблемный вопрос: Почему война 1812 года называется Отечественной?
- Проверить усвоение нового материала с помощью теста.
- Показать презентацию в течение урока.
Оборудование:
проектор, экран, флэшкарта с презентацией, задания для групп: репродукции картин, отрыки из произведений М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушнина, карточки для проверки домашнего задания.
Ход урока.
1.Организацонный момент.
Класс разбивается на группы.
2. Повторение пройденного материала.
Каждой группе выдаётся задание. Ученики выполняют. Проверка. (Слайды с 1 по 18 )
I группа
- Екатерина Великая правила:
А) XVII веке;
Б) XVIII веке;
В) XIX веке.
2. Екатерина Вторая открыла:
А) Московский университет;
Б) Учительскую академию;
В) Славяно – греко – латинскую академию.
3. Архитектурный памятник, созданнный Екатериной Второй:
А) Зимний дворец;
Б) Медный всадник;
В) Александро – Невская лавра.
4. Звание, в котором закончил службу Александр Суворов:
А) генерал;
Б) фельдмаршал;
В) генералиссимус.
5. Звание Фёдора Ушакова в 1812 г:
А) маршал;
Б) генерал
II группа
- Страна, в которой Пётр I учился плотницкому делу:
А) Швеции;
Б) Франции;
В) Голландии.
2. Судно, на котором Пётр I учился навигации;
А) бот;
Б) ладья;
В) фрегат.
3. Море, в которое Россия получила выход после победы над шведами:
А)Чёрное;
Б) Баренцево;
В) Балтийское.
4. Название первой русской газеты:
А) «Россия»;
Б) «Новости»;
В) «Ведомости».
5. Город, в котором был открыт первый русский музей:
А) Москве;
Б) Петрозаводске;
В) Санкт – Петербург.
III группа
- Ополченцы сражались в начале XVII веке с:
А) немцами;
Б) поляками;
В) монголо – татарами.
2. Кузьма Минин был родом из города:
А) Москвы;
Б) Ярославля;
В) Нижнего Новгорода.
3. Памятник Минину и Пожарскому находится:
А) Кремль;
Б) Нижний Новгород;
В) Красная площадь.
4. Землепроходцами называли:
А) шахтёров;
Б) людей, ходивших по земле;
В) покорителей новых земель.
5. Город, который находится не в Сибири:
А)Охотск;
Б) Якутск;
В) Кострома.
3. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы с вами перелистываем трагические истории нашей страны. Почему трагические?
Любая война – трагедия для народа. Это всегда смерть, потеря близких. В каждой войне выделяются люди, которые встают на защиту Отечества. Сегодня мы поговорим об Отечественной войне 1812 года.(Слайд 19)
- Хотелось бы начать урок с музыкального произведения (звучит «Марсельеза»). Это образ французских войск. В ней можно услышать духовые инструменты – вихрь войны, ударные – пушечные залпы, торжество фанфар – натиск и агрессия. Это французская армия, которой руководил Наполеон Бонапарт. Что это за человек?(Слайд 20)
Ученик: Родился Наполеон в семье обедневшего дворянина. Учился он во Франции за государственный счёт. В 16 лет стал младшим лейтенантом артиллерии. Бонапарт много работал баз отдыха, запоминал каждого солдата, с которым ему приходилось сталкиваться, заботился о каждом из них. Солдаты любили своего командира. Дослужившись до генерала Наполеон стал командовать армией. Именно армия помогла ему совершить переворот и стать императором. Имея в своём распоряжении лучшую армию в Европе, Наполеон стал захватывать европейские страны. Он хотел господствовать во всём мире. Пройдя через всю Европу, армия Бонапарта подошла к границам России. В то время его армия была численностью 600 000 человек. У России к началу войны только240 000 солдат. Французы были уверены, что Россия вскоре погибнет.
Звучит народная песня «Солдатушки»
- Эта музыка символизирует русских бойцов.
- Нашей армией руководил Михаил Илларионович Кутузов.(Слайд 21)
Ученик: Кутузов родился в Петербурге в 1745 году. Его отец был военным инженером и прослужил в армии 30 лет. Своего подросшего сына Илларион Михайдович отдал учиться в Кадетский корпус. Будущий полководец отлично учился. Он знал несколько языков, математику, литературу, военную историю. Получив офицерский чин, Кутузов стал командиром роты в полку, которым командовал Александр Васильевич Суворов. Кутузов видел, что Суворов бережёт солдат. Он понял, что сила армии в солдате, и всю свою жизнь берёц и ценил воинов русской армии. В начале войны 1812 года Михаилу Илларионовичу было уже 67 лет.
- Решающее сражение произошло на Бородинском поле.(Слайд 22)
- Откройте учебники на стр. 114 – 115 и вы увидите, как оно выглядело и узнать о сражении произошедшем на нём.
- Послушайте, как об этом сражении рассказывал М.Ю.Лермонтов в поэме «Бородино».
Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пёстрыми значками, (Слайд 23)
Драгуны с конскими хвостами, (Слайд 24)
Все промелькнули тут.
Вам не видать таких сражений!...
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!...
Земля тряслась – как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди.
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
- Какое решение приняли русские военные вместе с Кутузовым? (Оставить Москву).(Слайд 25)
Кутузов произнёс тогда слова: «С потерею Москвы не потеряна Россия.»
- Что же происходило в Москве, когда туда вошёл Наполеон Бонапарт?
Ученик: Лев Николаевич Толстой говорил об этом следующее: « Москва загорелась от трубок, от кухонь , от костров, от неряшливости солдат… Москва должна была сгореть, каждая деревня, фабрика, каждый дом, из которого выйдут хозяева и в который пустят хозяйничать и варить себе кашу чужих людей.
- Может оно так и было. Однако известно, что московские власти взорвали воинские склады и эвакуировали команды с «огнегасительными» инструментами.(Слайд 26)
- Почему же Наполеон вынужден был отступить?
В сожженном городе он ждал, что русские попросят у него мира. Но шли недели, никто не появлялся.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоённый,
Москвы коленопреклонённой,
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приёмный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.(Слайд 27)
- Вот, что в своих воспоминаниях писал Наполеон:
«Никогда все поэты, изображая сказочный пожар Трои, не могли в своём изображении представить что – либо похожее на действительный пожар Москвы. Ужасающий ветер раздувался самим пожаром и производил огненные вихри. Перед нами был буквально океан огня. Повсюду поднимались горы пламени, с невероятной быстротой вздымались к раскалённому небу и также быстро падали в огненное море. Это величайшее и поразительнейшее и в то же время ужаснейшее зрелище, какое мне когда-либо приходилось видеть…»
- Селения были разорены. Негде было достать еды. Измученные французы сильно мёрзли. Они надевали на себя всё, что могли найти в брошенных домах: женские платья, шубы, одежду священников и даже шкуры, содранные с мёртвых лошадей.
- Беглецов преследовали партизанские отряды, армия Кутузова. (Слайд 28)
Таков был конец павшей армии Наполеона.
- А сейчас мы поработаем в группах.
Первая группа – историки. Задание историкам:
Даны отрывки из стихотворений А.С.Пушкина. Надо определить, о каких периодах войны 1812 года идёт речь:
1.Тогда гроза двенадцатого года
Ещё спала. Ещё Наполеон
Не испытал великого народа –
Ещё грозил и колебался он. (Накануне войны)
2. Шли племена,
Бедой России угрожая,
Не вся ль Европа тут была?
А чья звезда её вела? (Начало войны. Наполеон.)
3. Но стали ж мы пятою твёрдой
И грудью приняли напор
Племён, послушных воле гордой,
И равен был неравный спор. (Бородино.)
4. Где ты, краса Москвы стоглавой,
Родимой прелесть стороны?
Где прежде взору град являлся величавый,
Развалины теперь одни. (Пожар в Москве.)
5. Сразились – русский победитель.
И вспять бежит надменный галл… (Изгнание Наполеона.)
Вторая группа – живописцы. Задание:
Расположите в хронологическом порядке:
1.Ф.А.Рубо. «Бородинская битва»
2.А.Д.Кившенко. «Военный совет в Филях»
3.«Пожар в Москве»
4.«Въезд императора Александра I в Париж”
Третья группа – языковеды. Задание:
«С потерею Москвы не потеряна Россия.» «Заслужим благодарность иноземных народов и заставим Европу с удивлением восклицать: непобедимо воинство русское в боях и подражаемо в великодушии… Вот благородная цель, достойная воинов, будем же стремиться к ней, храбрые русские солдаты!!!»
« А как кланялся он солдатушкам, как показывал седины свои, мы солдатушки, в один голос прокричали: - Ура!!!»
«Пришёл Кутузов бить французов – француз боек, русский – стоек. И вилы на француза – ружьё!»
« Я должен был бы умереть сразу же после вступления в Москву.» «Через три года я буду господином всего света.» « Остаётся Россия, но я раздавлю её.»
Проверка.
- В истории России, да и всего мира немало трагических дат. Но и во время этих тяжёлых испытаний наш народ проявлял сострадание и милосердие.
Война 1941 – 1945 г.г.
Репродукция И.М.Прянишникова «В 1812 году» и фотография пленных немцев 1943 года.
4. Итог урока.
Работа по вопросам на стр. 117.
5. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/30/picture-191880-1359558689.jpg)
Конспект урока по окружающему миру "Великая Отечественная война"
Конспект урока окружающего мира предназначен для учащихся 4 класса, обучающихся по УМК «Школа России». На уроке формируется представление о Великой Отечественной войне и ее героях. Учащиеся знак...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/30/picture-191880-1359558689.jpg)
Презентация к уроку по окружающему миру "Великая Отечественная война"
Презентация дополняет конспект урока по окружающему миру по теме "Великая Отечественная война"....
Конспект урока по истории 4 класс "Отечественная война 1812 года"
На учителях начальных классов лежит особая ответственность перед учащимися. Они закладывают основы познавательного интереса в учениках. Они первыми знакомят детей, пришедших из детского са...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/26/picture-1043107-1548505057.jpg)
Урок по окружающему миру на тему "Война 1812 года"
Урок по окружающему миру на тему "Война 1812 года"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/15/picture-1136553-1555341616.jpg)
Конспект урока по окружающему миру " Великая Отечественная война 1941-1945"
Конспект по окружающему миру на тему: "Великая Отечественная война 1941-1945"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/04/picture-1195771-1575449739.jpg)
Урок по окружающему миру 4 класс "Война 1812 года" УМК "Планета знаний"
Цели: Создать условия для ознакомления обучающихся с определением «отечественная война»;Способствовать формированию представления обучающихся о войне 1812 года; первоначальных умений...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/13/picture-1283520-1605291847.jpg)
Конспект урока по окружающему миру ТЕМА «Отечественная война 1812 года» (УМК Школа России), 4 класс
Цели деятельности учителя: формирование представления у учащихся о войне 1812 года, о Бородинском сражении; знакомство учащихся с известными историческими деятелями – М. В. Кутузовым и Наполеоно...