Технологическая карта урока "Куда реки текут?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Урок окружающего мира по программе "Школа России", 1 класс
Цель урока: расширение и уточнение представления детей о реках, о морях, о движении реки в море.
Задачи урока:
- расширить и уточнить представления о реках и морях, пресной и морской воде;
- рассказать о пути прихода питьевой воды в наш дом; показать значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных водоемов; обеспечить опыт экологического поведения в природной среде;
- расширить и уточнить представления детей о реках, о морях, о движении реки в море; ознакомление со свойствами речной и морской воды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuda_tekut_reki_1_klass.docx | 35.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока окружающего мира по теме «Куда текут реки?»
Учитель: Перетятько Елена Александровна, учитель начальных классов, первой квалификационной категории.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов «Центр образования» г.Серпухов
Класс: 1
Авторы УМК: «Школа России», А.А.Плешаков
Тип урока: открытие новых знаний
Структура урока:
1) Организационный момент.
2) Актуализация знаний.
3) Сообщение темы и задач урока.
4) Работа над новым материалом.
5) Физкультминутка.
6) Экологическая беседа.
7) Практическая работа.
8) Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
9) Домашнее задание.
Цель урока: расширение и уточнение представления детей о реках, о морях, о движении реки в море.
Задачи урока:
- расширить и уточнить представления о реках и морях, пресной и морской воде;
- рассказать о пути прихода питьевой воды в наш дом; показать значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных водоемов; обеспечить опыт экологического поведения в природной среде;
- расширить и уточнить представления детей о реках, о морях, о движении реки в море; ознакомление со свойствами речной и морской воды.
Планируемые результаты:
предметные:
- научиться прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; сравнивать реку и море; различать пресную и морскую воду; научиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
метапредметные:
- овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной сюжетно-ролевой ситуации.
личностные:
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения
Формы работы: фронтальная, работа в парах, работа в группах, метод контроля и самоконтроля, частично-поисковый, наглядный, метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Оборудование:
предметный столик, учебник, мультимедийный проектор, пустой химический стаканчик, воронка, морская соль, интерактивная доска, иллюстрации, презентация, конвертики с заданиями; морская соль в химических стаканчиках
Ресурсы:
демонстрационные: раздаточный материал для групповой и парной работы;
ЭОР: презентация к уроку, электронное учебное пособие для начальной школы "Природа, человек, общество", презентация на тему «Куда реки текут?»
учебные:
Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 1 класс. -М.: ВАКО, 2012. – 368 с. (С. 172-177)
Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учебник в 2-х частях. 1 Часть. - М.: Просвещение, 2011. – 95 с. (С. 66-67)
Плешаков. А.А. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2-х частях. Часть 1. - М.: Посвещение, 2012. – 67 с. (С. 43-45)
Плешаков А.А., Гара Н.Н. Тесты. 1 класс. – М.: Просвещение, 2011. - 63 с. (С.19)
Плешаков А.А. Атлас-определитель "От земли до неба". Зеленый дом. М.: Просвещение, 2009. – 368 с. (С.45)
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Организационный момент. | Громко прозвенел звонок – Ну-ка посмотри, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Ваши ушки на макушке. Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем! | Тихо садятся на свои места в группах, проверяют готовность всего необходимого к уроку. | -самоопределение; целеполагание. |
II. Актуализация знаний | На столе передо мной Закружился шар земной – Африка, экватор, полюс – Уместил всю Землю ... (глобус). (Слайд 2) - А что такое глобус? - Только ли на глобусе мы можем увидеть земную поверхность? - Посмотрите, как выглядит наша планета из космоса. Какого цвета больше? - Как вы считаете, что значит голубой цвет? - А каким цветом обозначается суша? - Чего больше на планете Земля? -Давайте вспомним, какие правила надо соблюдать, работая в паре. -У вас на партах лежат прямоугольники желтого и синего цвета. - Задание: как бы вы составили схему соотношения на земном шаре воды и суши, используя для составления схемы два прямоугольника? - К какому выводу мы пришли, составляя схему? -Да, нашей планете Земля можно было бы дать и другое название – планета Океан. С древнего языка слово “Океан” означает “водоем, в котором много воды”. Но, несмотря на то, что океанической воды много, в быту мы ее не используем, потому что она соленая. А мы используем пресную воду, которая находится в водоемах суши. - Какие водоемы суши вы знаете? - Угадайте, о каком из перечисленных вами водоемах идет речь: Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе, Узкий кончик – в роднике, А широкий – в море. - Вспомните, что вы уже знаете о реках и скажите, какую пользу приносит река? - Как вы считаете, может ли река сделать столько работы, если её воды будут стоять на месте? - Какое предположение вы можете сделать? | Отвечают на вопросы - Можем на карте. - Больше голубого. - Голубым цветом изображены моря, океаны, реки нашей планеты - Зелёный, жёлтый, коричневый. - Воды Работа в парах. Уважай своего товарища. Умей выслушать. Не согласен – предлагай. Дети составляют схемы, накладывая синий на жёлтый - Воды на земном шаре больше, чем суши - Река, озеро, пруд, море. - Река - Место обитания для рыб и некоторых животных, вырабатывает электрический ток, для полива и т.д. - Реки постоянно движутся | - самоопределение - стремление к успешности в учебной деятельности; - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- понимание алгоритма выполнения задания; - умение принимать и понимать учебную задачу и следовать инструкциям учителя ;
|
III. Сообщение темы и задач урока Постановка проблемного вопроса | Впереди нас ждет много открытий. - Я приготовила для вас вопрос. Составьте его из слов на доске. - Какую учебную задачу поставим перед собой на уроке? - Прочитайте в учебнике на странице 66, как об этом говорит Муравьишка? - А для того, чтобы ответить на этот вопрос, отправимся в путешествие, не выходя из класса. Что нужно для путешествия? | Предлагаются карточки со словами текут, реки, куда. Дети составляют вопрос: Куда текут реки? - Узнать, куда текут реки - Узнаем, куда текут реки, научимся отличать реку и море. - Карта или маршрут. | - проявление интереса к новому учебному материалу; - определение основной и второстепенной информации, постановка и формулирование проблемы; |
IV. Работа над новым материалом. | – И первым нам на помощь придет автор учебника Андрей Анатольевич Плешаков. – Откроем учебник на стр. 42. – Его рассказ называется «Вода-путешественница». – Как вы думаете, почему так назван рассказ? – Пояснением к рассказу будет рисунок. – Что изображено на рисунке? – Вспомните тему урока, на какой вопрос мы должны найти ответ? – Итак, начнем путешествовать по рисунку. Я буду читать рассказ, а вы находите на рисунке названия, которые встретятся в рассказе. – Так почему же автор назвал рассказ «Вода-путешественница»? – Какая река еще впадает в Оку? – Ребята, реки, которые впадают в другие реки, называются притоками. – Я прочитаю, как автор называет реку Волгу () – Ребята, а мы можем совершить путешествие по Волге, не выходя из класса. Как? – Перед вами физическая карта России, точно такая же у вас на партах, в атласах. – Откроем их! – Ребята, посмотрите, как река изображена на рисунке, на фото. А как же она изображена на карте? – В России много рек больших и малых. – Каждая река имеет свое начало. – Как вы думаете, откуда берут свое начало реки? (Да, обычно это – родник) – Место, где берет свое начало река, называется исток. - Наше путешествие мы начнём с реки, которая протекает в нашем крае. - Найдите её на карте. Как вы думаете, это большая река? Этой реки нет на нашей карте, - Но она впадает в другую более широкую и длинную реку. - В какую реку впадает Нара? - Какая ещё река впадает в Оку? - Сравните, Ока — больше или меньше, чем Нара? - Двигаемся дальше. Куда впадает Ока? Назовите её. - Сравните Оку и Волгу. Что заметили? - Отправляемся дальше. Мне кажется, что чем дальше мы плывём, тем река становится уже. Вы согласны со мной? - Куда же впадает река Волга? - Вернёмся к началу нашего путешествия. Посмотрите, какой путь совершила вода из реки Нара. | Работа по учебнику. Учащиеся высказывают своё мнение. Работа по учебнику - Великая русская река. - Поможет нам в этом географическая карта. Ответы детей. Дети называют реку Нара. - Это небольшая река. - В Оку - Река Москва - В Оку впадают другие реки, значит, она уже больше, чем Нара - В другую реку. Волгу. - Волга ещё более крупная река. - Нет, она становится всё шире и шире. - В Каспийское море. - Она прошла путь от маленькой реки до моря | - умение выделять события, видеть их последовательность в произведении - участие в обсуждении содержания - умение высказывать собственную точку зрения, объяснять и доказывать свой выбор; - учёт разных мнений; - развивать способность к связной логически целесообразной форме речи; - ориентироваться в речевом потоке; - структурирование знаний; - дополнение имеющихся знаний, выделение главного; - выражение положительного отношение к процессу познания |
V. Физкультминутка | От зелёного причала Оттолкнулся теплоход. Раз, два. (встать из-за парт) Он назад поплыл сначала. Раз, два. (шаги назад) А потом поплыл вперёд. Раз, два. (шаги вперёд) И поплыл, поплыл по речке, (Волнообразные движения руками) Набирая полный ход. (ходьба на месте) | Ребята выполняют упражнения. | |
VI. Экологическая беседа | Почему воду нужно беречь и охранять?
О чем могла бы попросить нас вода, если бы умела говорить? (Слайды 16 - 17) Вывод: Не расходуйте воду напрасно, берегите ее. Воду попусту не лей, дорожить водой умей, Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан. Рассказ учителя откуда берется вода в реке - Сегодня на уроке мы узнали про четыре реки нашей страны. А ведь страна у нас большая и рек в ней превеликое множество. | Ответы на вопрос – Вода входит в состав любого организма; – Вода – это жизнь, красота и здоровье; – Количество воды ограничено; – Вода – помощник человека; – Вода загрязняется. | - построение осознанного и произвольного речевого высказывания в устной форме |
VI. Практическая работа в парах | - А теперь проверим как хорошо вы запомнили названия рек, о которых мы сегодня говорили. - Из букв собрать названия рек. | Учащиеся работают в парах. | - умение принимать и понимать учебную задачу и следовать инструкциям учителя; |
VII. Итог урока. Рефлексия. | - Наше путешествие подходит к концу. Вспомните, какую учебную задачу ставили перед собой в начале урока? Ответили ли мы на главный вопрос? - Я предлагаю вам поделиться своими знаниями, в этом вам помогут ключевые слова: Сегодня на уроке: | - Узнать, куда текут реки и чем отличается река от моря. - Да, мы узнали, что река впадает в другую реку или в море. Я научился.....(различать реку и море) Я узнал ...... (реки впадают в другие реки или в море; вода в реке пресная, а в море соленая) Я теперь смогу ...(отличить реку от моря, рассказать о путешествии воды...) | - прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, адекватно воспринимают оценку учителя; - определяют своё эмоциональное состояние на уроке |
VIII. Домашнее задание. | Нарисуйте схему реки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по коми языку "Коми реки"
В конспекте предоставлен материал по теме "Коми реки» работа с планом, с текстом. Школьники учатся оценивать каждый этап урока,работать в группах. Итог–текст ...
Технологическая карта урока ознакомления с окружающим миром во 2 классе на тему: "Реки"
На уроке идет знакомство с частями реки. Работа с тестами в парах и индивидуально при проверке изученного материала, работа в группах на этапе закрепления нового, проведение опытов вызывает у учащихся...
Технологическая карта урока ТКМ. Тема: "Реки"
технологическая карта...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Путешествие по Реке времени"
Формирование представления о развитии промышленности и сети железных дорог в 19 веке, значении достижений России в мировом сообществеНаучить рассказывать о развитии промышленности и сети железных доро...
Технологическая карта урока окружающего мира на тему « МОРЯ, ОЗЕРА И РЕКИ РОССИИ»
Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТип урока: открытие нового знания...
Технологическая карта урока по теме "Задачи на движение по реке"
Технологическая карта урока по теме "Задачи на двмжение по реке" по УМК "Перспектива" - 4 класс...
Технологическая карта урока окружающего мира «Моря, реки, озера России»
Технологическая карта урока окружающего мира «Моря, реки, озера России»...