Технологическая карта урока по теме "Задачи на движение по реке"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Технологическая карта урока по теме "Задачи на двмжение по реке" по УМК "Перспектива" - 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_zadachi_po_reke_4_kl-_matveeva.docx919.74 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

1. Учитель: Матвеева Е.А., МАОУ - лицей №2, г. Альметьевск РТ

2. Класс: 4

3. УМК «Перспектива»

4. Предмет: математика

5. Тема урока: Задачи на движение по реке

6. Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме

7. Цель урока: формирование умения решать задачи на движение по реке.

8. Задачи урока:

Формировать предметное умение: научить детей решать задачи на движение по течению реки и против течения

Развивать предметные умения:

научить детей сравнивать движение по течению реки и против течения

Формировать УУД

(Регулятивные УУД) принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия при выполнении практического задания при решении задач, осуществлять самоконтроль; давать самооценку.

(Познавательные УУД): моделировать задачи на движение по реке, используя схематический рисунок или таблицу; объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи; проводить рефлексию содержанию учебного материала.

(Коммуникативные УУД): уметь задавать вопросы, участвовать в диалоге.  

(Личностные УУД): понимание значения материала в повседневной жизни, мотивировать свои действия, выражать положительное отношение к процессу познания.

7. Образовательное пространство урока:

- дидактические средства: учебник, тетради

- интерактивная доска

8. Тип урока: урок введения нового знания.

9. Формы работы: индивидуально-коллективная, в четвёрках

Этап урока

Шаг

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты (предметные)

Планируемые результаты

(метапредметные)

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Психологический настрой

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь

- Наши глаза внимательно смотрят и … видят

- Уши внимательно слушают и … слышат

- Голова хорошо … думает

- Начнём  наш урок.

Дети хором договаривают слова

Мотивировать свои действия(КУУД) 

  1. Актуализация знаний

1.2.Мотивация к учебной деятельности

Арифметический диктант с проверкой по эталону

  1. Пассажирский поезд за 6 часов проехал 480 км. Узнай скорость пассажирского поезда?
  2. Скорость велосипедиста 16 км/ч. За какое время велосипедист проедет 48 км?
  3. Автомобиль ехал 3 ч со скоростью 100 км/ч. Какое расстояние проехал автомобиль?
  4. Мышка бежала со скоростью 2 м/с, 18 с. Какое расстояние пробежала мышка?
  5. Путь между двумя деревнями мальчик проходит за 5 ч со скоростью 4 км/ч. Найди расстояние между деревнями?

Эталон -  самопроверка

  1. 480 : 6= 80км/ч
  2. 48 : 16 = 3ч
  3. 100 х 3= 300 км
  4. 2 х 18 = 36 м
  5. 4 х 5 = 20 км

- Оцените себя

Учащиеся выполняют задание.

Проверка по эталону

Оценивают себя

Развивать вычислительные навыки

 

Осуществлять  самоконтроль (РУУД)

Давать самооценку (РУУД)

  1. Самостоятельное формулирование темы урока, учебной задачи

– Если урок начат с такого вида задания, какая тема урока?

–  Чему будем учиться на этом уроке?

- Разве мы не умеем? Не понятно?

- Продолжим?

- Какое сейчас время года?

- Сейчас у нас на улице весна. Появились лужицы и побежали ручьи. Если мы сделаем два бумажных кораблика и пустим один из них в лужу, а второй - в ручей.

- Посмотрите на картинки и сделайте вывод.

http://fs00.infourok.ru/images/doc/125/146480/img4.jpghttps://otvet.imgsmail.ru/download/14669600_1fbb9b20441c255e28b873e70e66f367_800.jpg

- В луже кораблик будет стоять на месте, а в ручейке - поплывет, так как вода в нем "бежит" к более низкому месту и несет его с собой.

- А ещё?

- А если мы возьмём не кораблик, не ручей с лужей, а предположим что-то масштабнее? Например? (Катер лодка, корабль….Река, озеро, море...)

- Как называется  вид транспорта который ходит по воде?

- Теперь можно нашу тему уточнить?

- Значит наша задача?

- Как построим работу?

Решении задач на движение
Решать задачи на движение

(Умеем)

Ответы учащихся

Кораблик поплывет по луже только в том случае, если мы его подтолкнем или если подует ветер.

Водный

Решении задач на движение по воде (реке).

Научиться решать задачи с таким видом транспорта? Применить наши знания к решению задач с водным транспортом.

- Сначала поймём, что не знаем, а потом постараемся сами найти решение.  

 Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Целеполагание (РУУД)

Уметь задавать вопросы, участвовать в диалоге (КУУД) 

  1. Постановка проблемы и фиксации затруднения в пробном учебном действии

1. Пробное действие

- Решите задачу:

Расстояние между двумя причалами 24 км. Сколько времени потратит моторная лодка на путь от одного причала до другого и обратно, если собственная скорость моторной лодки 10 км/ч, а скорость течения реки 2 км/ч?

ВОПРОС???? - возникла проблема

- Почему возникло затруднение, есть что-то новенькое?

Учащиеся объясняют

- 24:10 =??

Формулирование проблемы (ПУУД)

2.Построение проекта выхода из затруднений.

ФИЗМИНУТКА

- Давайте разбираться. Какие знания вы применяли для решения проблемы?

- Вспомним кораблик, лужу и ручеёк.

- А что произойдёт с плотом или лодкой, только конечно не в луже и ручейке. Возьмём водоём по больше. Озеро и река.

- В озере они будут стоять на месте. Вода в них не движется и называется как?

- Как назовём такое движение? называют движением в стоячей воде.

- А лодка может двигаться в озере? (Собственная скорость транспорта)

- А в реке – лодка будет плыть. Почему?

- Итак, вода в реке движется, а значит имеет свою скорость. И называют ее скоростью течения реки.

- Кто из вас плавал в речке?

- Кто плавал в реке, помнит, что по течению плыть гораздо легче, чем против течения. Почему?

- Потому, что в одну сторону река "помогает" плыть, а в другую - "мешает".

Так вот я уточню тему урока: «Решение задач по реке»

- Вспомним бумажный кораблик в ручье. Он плыл, потому что вода в нем движется. Такое движение называют движением по течению. А в обратную сторону –  движением против течения.

-А транспорт двигается за счёт чего?

- Сравните: движение по течению –  движение против течения.

Задание №1 с.82

движение по течению - транспорт будет быстрее идти потому, что…

движение против течения -  транспорт будет медленнее идти потому, что…

- Есть скорость катера и скорость течения реки, значит… Vпо теч. -?  Vпр.теч. -?      

Делаем вывод - формула:

Vпо теч. Vпр.теч.Vсоб.Vтеч.

Vпо теч. = Vсоб. + Vтеч.

Vпр.теч. = Vсоб. – Vтеч.

img021

-Итак, что помогает понять транспорт идёт по течению, или против течения?

- Значит, вы сейчас ответите быстро.

Работа в паре.

img021

        

-Делаем вывод. Если решаем задачу на движение по реке, нужно обращать внимание……

- Где мы можем это проверить, подтвердить правильно ли мы думаем?

Чтение правила с.82

- Значит, ещё раз, что нужно учитывать при решении задач на движение по реке?

Vпо теч. = Vсоб. + Vтеч.

Vпр.теч. = Vсоб. – Vтеч.

- А если бумажный кораблик плывёт по ручейку, собственной скорости нет, то, что будем учитывать?

- При  стоячей воде нужно это делать?

Формулу движения

В луже кораблик стоял на месте, а в ручейке - плыл, так как вода в нем "бежит"

Стоячая вода.

 движением в стоячей воде.

при помощи весел или если она оснащена мотором - то есть за счет своей скорости.

Движение реки

- за счет своей скорости. Собственной скорости

Время, затраченное на поездку

По течению или против

В учебнике

- Только скорость течения ручейка

- Нет

Моделировать задачи на движение по реке, используя схематический рисунок или таблицу; объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи;

Принимать и сохранять учебную задачу. (РУУД)

Планировать действия при выполнении практического задания при решении задач (РУУД)

классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи (ПУУД)

Понимать значение материала в повседневной жизни, мотивировать свои действия (ЛУУД)

применять правила делового сотрудничества(КУУД)

  1. Первичное закрепление во внешней речи

Работа на интерактивной доске

Работа с проговариванием- работа в четвёрках, одна четвёрка у доски

- Каждую задачу соедини линией с подходящим ответом:

Образец №1

Скорость моторной лодки 24 км/ч, а скорость течения реки 2 км/ч. С какой скоростью лодка будет двигаться по течению реки?

24 + 2 =26 км/ч

Скорость моторной лодки 35 км/ч, а скорость течения реки 2 км/ч. С какой скоростью лодка будет двигаться по течению реки?

43 – 3 = 40 км/ч

Собственная скорость теплохода 46 км/ч, а скорость течения реки 2 км/ч. С какой скоростью теплоход будет двигаться против течения реки?

32 + 3 = 35 км/ч

Собственная скорость теплохода 43 км/ч, а скорость течения реки 3 км/ч. С какой скоростью теплоход будет двигаться против течения реки?

46 – 2 = 44 км/ч

Скорость моторной лодки 32 км/ч, а скорость течения реки 3 км/ч. С какой скоростью лодка будет двигаться по течению реки?

35 +2=37 км/ч

- Вернёмся к нашей задаче, что теперь, кто сможет решить задачу? Что для решения будем использовать?

- Новое знание

Уметь сравнивать движение по течению реки и против течения

Определить план выполнения заданий.

Контроль, коррекция и оценка выполненных действий  (РУУД)

Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи (ПУУД)

  1. Включение в систему знаний и повторение

Расстояние между двумя причалами 24 км. Сколько времени потратит моторная лодка на путь от одного причала до другого и обратно, если собственная скорость моторной лодки 10 км/ч, а скорость течения реки 2 км/ч?

- Кто решил задачу? (Объяснение - Проговаривание)

Ответы учащихся

  1. 24: (10+2)=2ч
  2. 24: (10-2)= 3ч
  3. 2+3= 5 часов

Уметь решать задачи на движение по течению реки и против течения

С помощью учителя проводить рефлексию содержанию учебного материала

Осуществлять  самоконтроль (РУУД)

2. РЕЗЕРВ

Решение задачи

№ 5 с.82- по вариантам

  1. Рефлексия учебной деятельности

Выводы:  

- Как найтиVпо теч. -?- Как найтиVпр.теч.-?- Оцените свою работу на уроке

Д.з.- № 5 по вариантам с.82

Творческое (по желанию) - нарисовать экологический плакат на тему «Берегите наши реки»

Vпо теч. = Vсоб. + Vтеч.

Vпр.теч. = Vсоб. – Vтеч.

Осознанно строить речевое высказывание (ПУУД)

Давать самооценку (РУУД)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру "Путешествие по Реке времени"

Формирование представления о развитии промышленности и сети железных дорог в 19 веке, значении достижений России в мировом сообществеНаучить рассказывать о развитии промышленности и сети железных доро...

Технологическая карта урока «Решение задач на движение. Закрепление»

4 класс урок математики.Цель урока: сформировать у обучающихся алгоритм решения задач на все виды движения....

Технологическая карта урока окружающего мира "Моря, озера и реки России" (4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о морях, озерах и реках России, знакомство с их местонахождением; формирование умения работать по картеПланируемые результатыПредметные...

Технологическая карта урока окружающего мира "Направления движения и ориентиры как указатели движения", 3 класс

Тема урока «Направления движения и ориентиры как указатели движения»Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: Формирование у обучающихся представлений о горизонте, направл...

Технологическая карта урока окружающего мира "Моря, озера и реки России" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представления о морях, озерах и реках РоссииЗадачи урока:Дидактические: 1) познакомить обучающихся с морями, озерами, реками России; 2) познакомить с м...

Технологическая карта урока математики "Задачи на движение по реке" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель урока: создание условий для формирования умения у обучающихся решать задачи на движение по реке.Задачи урока:Дидактические:1. Учить младших школьников решать задачи на движение по течению и проти...

Технологическая карта урока математики. "Задачи на движение. Взаимосвязь между величинами скорость, движение, время

На уроке дети учатся устанавливать зависимость между величинами S, v, t,  решать задачи на движение, совершенствовать вычислительные навыки....