Технологическая карта урока по коми языку "Коми реки"
методическая разработка по иностранному языку (4 класс) на тему
В конспекте предоставлен материал по теме "Коми реки» работа с планом, с текстом. Школьники учатся оценивать каждый этап урока,работать в группах. Итог–текст о коми реках. Данный урок разработан и составлен в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 75.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологической картой урока по коми языку могут воспользоваться учителя коми языка и учителя финно-угорских республик.
В конспекте предоставлен материал по теме "Коми реки» работа с планом, с текстом. Школьники учатся оценивать каждый этап урока,работать в группах. Итог–текст о коми реках. Данный урок разработан и составлен в соответствии с ФГОС.
Конспект урока по коми языку.
Тема: Коми Республикаын юяс- реки.
ФИО участника: Спасская Наталия Степановна, учитель коми языка.
Предмет: | Коми язык. |
Тип учебного занятия (в рамках проблемно-диалогической обучения, деятельностного подхода): | Урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками. Интегрированный урок коми языка и Урок построен в рамках деятельностного подхода – это урок введения нового знания с использованием технологии исследовательской деятельности. Учащиеся проводят исследовательскую работу в целях знакомства с основными реками РК, работают с картой РК, пробуют сами составить текст по конкретной реке.. |
Тема | Коми реки. 4 класс. |
Цель | создать учебно-коммуникативные ситуации для освоения лексических единиц (изучение лексики) по теме «Реки Коми края» |
Задачи: Познавательный аспект: Развивающий аспект: Воспитательный аспект: Методические: Методы и приемы: | Задачи: - организовать ситуацию целеполагания через проблемную ситуацию; -организовать деятельность для освоения новых лексических единиц (ю ним, вож, саридз,усьö, заводитчö, визувтö,сулалö, медся ,медкузь,медпаськыд) -организовать работу по отработке новой лексики (составление предложений по моделям, составление текста); -усвоить знания по теме «Реки Коми края» ,научить работать с текстом; -формировать навыки чтения, письма; -расширить общий и лингвистический кругозор учащихся; -пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации; -развивать навыки и умения во всех видах речевой деятельности; -развивать умение запоминать новые слова; -развивать внимание и познавательную активность; -развивать память, смекалку и сообразительность. воспитывать у учащихся любовь к родному краю, бережное отношение к природе Севера; способствовать воспитанию патриотизма и гражданственности, используя краеведческий материал; -повысить уровень мотивации к изучению, посредством заданий , знаний; -формировать потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в группе. Показать использование на уроке информационно-коммуникационных технологий, коммуникативных технологий, технологию оценивания. Методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации.
|
Планируемый результат: | Освоить новые лексические единицы. |
Основные понятия (лексемы): | ю ним,вож, саридз,усьö,заводитчö, визувтö,сулалö
|
Ресурсы: | Учебник «Коми кыв 4 класс » Е.Н. Вязова, А. В. Сизова. Габова Е.В., Макарова Н.Д. Дети древней земли. Повесть. – Сыктывкар: ООО «Издательство Кола», 2011. 160 разработка учебного занятия Картинки для презентации: |
Раздаточный материал: | Наглядный и раздаточный материал, карточки, памятка-словарик по теме, исторический и географический атласы Республики Коми,дополнительный материал -информация о реках Коми края. |
Оборудование: | Учебник «Коми кыв 4 класс » Е.Н. Вязова, А. В. Сизова.,физическая карта Республики Коми, энциклопедии, русско-коми и коми-русский словари, мультимедия (презентация к теме урока), Мультимедийный проектор, компьютер, магнитная доска. |
Организация пространства | Форма проведения урока: фронтальная ,индивидуально-групповая Методы обучения: словесные, наглядные, практические. |
Универсальные учебные действия | Л - личностные УУД; Р - регулятивные УУД; П - познавательные УУД; К - коммуникативные УУД. |
Технологическая карта изучения темы «Коми Республикаын юяс- реки».
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Диагностирующие задания каждого этапа |
1этап - мотивация учащихся. Цель: включение и мотивирование учащихся в учебную деятельность посредством игровой ситуации; | У. Видза оланын, дона челядь! Ме рад тiянöс аддзыны. Заводитам урок… -Ставöн дась урок кежлö? -Пуксьöй,пöжалуйста,тэрыб детинкаяс! Пуксьöй,пöжалуйста,роч аканьяс! У. Видзöдлöй сосед вылö.,шуöй бур кыв.(Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и поздоровайтесь! | Д. Видза оланыд, Н.С. (здравствуйте). ….урок коми кыв. -Да! Дась! - Готов!-Высказывания детей о подготовке к уроку). -Садятся мальчики. Садятся девочки. -Видза олан! –Здравствуй! -Чолöм! -Привет! | самоопределение (Л); смыслообразование (Л); целеполагание (П); |
II этап - речевая разминка, актуализация знаний. Цель – готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. 1) актуализировать учебное содержание 2) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнения, аналогии; III этап - постановка проблемы Цель: Выявление и фиксация места и причины затруднения Создание проблемной ситуации на уроке путем побуждающего диалога IV этап – целеполагание и построение алгоритма действий.
Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. Построение проекта выхода из затруднения. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: *ставят цель, *согласовывают тему урока, *выбирают способ, *строят план достижения цели; *определяют средства, ресурсы и сроки. . 5.Реализация построенного проекта 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (в группах или в парах., или по одному) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. На данном этапе применяется личностно-ориентрованный подход (ученики выбирают себе товарищей для работы в команде, выбирают по желанию карточки,тексты для работы На данном этапе ученики , в группах, в парах) подбирают нужную информацию-проявляют исследовательские навыки ..Включение в систему знаний и повторение Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Цель этапа: Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка , учениками собственной учебной деятельности (осознанность учения). В конце урока соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия(всё ли получилось,в чём затруднение), и намечаются дальнейшие цели деятельности. | Вöчам речевой зарядка. Шуам кывъяс,кöнi эм чистö коми шыяс.Роч кывын абу т айö звукъяс. (Давайте вспомним буквы, которые обозначают звуки коми языка, которых нет в русском языке. Вспомним слова, в которых они встречаются. На доске вывешиваются карточки с этими словами. Аттьö ! Мöлöдеч! ( Спасибо! Молодцы!) - Почему именно эти слова взяты для разминки? - Да,тадз..Челяль! Думыштöй, талун кутшöм тема уроклöн? Кывзöй сьыланкыв -аудиозапись. Думыштöй! Мый сьылöны- что поют(звучит песня У Печоры-у реки,где живут оленеводы и рыбачат рыбаки…… 2-ая песня на коми языке о реке Печора, 3 песня (Эжва пöлöн пöлöзнича) -Мый йылысь сьыланкыв запись? Слово йылысь что обозначает? - Думыштöй! Как переведём? Аттьö!Да! Тадз! -Шуöй,мый йылысь сьыланкыв? (о чём песня) -Что помогло понять ? -Аттьö ! Юра!- Умница! Внмательный -Челяль! Думыштöй,кутшöм тема уроклöн талун? (Догадываетесь,какая тема урока сегодня. Назовите её). -Комиöн!!!Сомын (только) öти ю Коми муын??? – (На доске- Тема: Коми муын юяс.(Реки Коми земли-Коми Республикаын юяс. -Мыйла Печора йылысь сьылöны и Нарьян Марын и Коми муын- Коми Республикаын? (Почему о реке Печоре поют в разных местах)? -Может быть такое : у них -в Ненецком автономном округе и у нас- в Коми крае рыбачат на р. Печоре ?? Это одна и та же река -Шуöй ! Тöда или ог тöд? (скажите, знаю или не знаю - Возникла проблема. -Челяль! Эжва ю коми ним или роч ним ? (Эжва- коми название?) - Кутшöм нöшта(ещё) эм юяс миян республикаын?Кутшöм нöшта(ещё) юяс шуöны комиöн (А какие ещё названия рек на коми или русском есть?) Тöда или ог тöд? -У нас затруднение. В чём оно? Что надо сделать,чтобы опровергнуть или согласиться с мнением. -Кутшöм цель урока? -Аттьö!(Спасибо На доске появляется цель урока -А кыдзи выполнитны цель урока Как мы будем знакомиться с новыми словами. -Мый колö?(что надо?) Бур! (хорошо -Корсьöй кывъяс памяткаысь(найдите слова в памятке) (памятка - слайд№ -Водзö,кывзам.(слушаем задание.) -Вот у вас , у каждого на столах карточки с заданиями (слайд№ ) -Мый колö?(что надо?). - Водзö. Кыдзи проверитам? На экране эталон-правильный ответ. -Итак,выполнили задание-нашли в словарях , в памятке перевод слов. (Проверили себя. -Водзö, мый колö… колö…(дальше надо,..надо) -Да! Тадз! Мöлöдеч! Кутшöм кывъясöн вöчам кывтэчасъяс? Бурджыка –лучше? ( с какими словами лучше составить словосочетания) -Вспомните тему урока! -Водзö!-Дальше! - Аттьö! Бур! (Хорошо -Кöнi?- Где? Кыдзи- Как? аддзыны коми ю нимъяс?(как и где найдем коми и русские названия рек ) - На информационном столе есть словари, энциклопедии,памятка –словарик к данному уроку, фото рек. -Бур! Комиöн! -Бур! Исследуйте ,находите информацию. Выбор за вами. –Кодi öдйöджыка – позьö атлас кузя или карточка кузя,памятка кузя- Как понимаете слово кузя ? -Да! Кому быстрее-ищет по атласу, или по памятке, или по карточке. Значит ,обратим внимание (по памятке смотрим :самый большой ,самые большие -) меыджыж, медся ыджыд вылö. -Бур ! - Пызан вылын лöз карточкаяс (На столе голубого цвета карточка. (слайд №) Видзöдöй. -Мый тайö? (что это? Коми ним коми юяс (коми назв. рек) Сыктыв – Сысола Юлва, Емва - Вымь Эжва – Вычегда Усва - Уса́ Изьва – Ижма Мозын – Мезень -Мый позьö вöчны?(что можно сделать)Предыдущее задание что подсказывает? Позьö гижны кывтэчасъяс?(словосочетания составим? -Аттьö!(Спасибо .БУР! -Мый вöчим?(Что сделали на данном этапе урока? Физминутка. Чеччам лöнял шум ни зык Вöчам тадзи öти - кык, öти - кык, Коскö пуктам ки да ки, Недыр чеччалыштам ми. Киöн клоп да клоп Кокöн топ да топ Чöла пуксям да кывзам урок -Мый водзö?(что дальше по нашему алгоритму) -Бур! -Дöcка вылын вопросъяс.(На доске висят плакаты – вопросительные слова на коми языке. Думыштам вопросъяс коми кыв вылын. -Вопросъяс артмисны быттьö… (вопросы напоминает … план…). -Да! Тадз! План кузя и вопросъяс кузя гижам ю йылысь.(Вот вопросы плана и помогут составить описание рек, будем достигать цель урока. -Кыдзи уджалам? (Давайте подумаем, какие действия нам понадобятся? - Как организуем работу по описанию рек? -Коми муын уна ю. Эм медся ыджыдöсь.(Мы узнали ,что в Коми Республике рек много. Есть и очень больш… Кад этша.(Времени до конца урока мало.. Бурджыка уджавны … - Öтлаын -Вместе. Будет неудобно… -Разделимся на группы по желанию? -Как работать в команде? -А кöнi аддзам информация??(где можно посмотреть,узнать о реке? -Да. Видзöдам карта кузя. Мы с вами исследователи рек ! - Тöдмалам асьным(Узнаём всё сами Учителя спрашивать в самый трудный момент.. - На информационном столе есть словари, энциклопедии,памятки –словарики к данному уроку,таблицы – сколько км. реки,фото рек. По ним и узнаем о самых больших реках.) _Вам подготовлены карточки - с пропущенными словами, стоит …. . Мый колö вöчны? -Да! Тадз! Мöлöдеч! Вы будете вписывать в карточку нужную информацию по –коми, где стоят.. … . Вам надо понять, перевести информацию с текста при помощи памятки. О каждой реке есть текст на коми языке - всего 4 предложения - нужные сведения по плану. Сами можете выбирать ,какую реку вам описывать. (слайд №) -Лыддьöй,мый артмис.(Отчитываемся о проделанной работе. Организует работу по подведению итогов урока. -Челядь! Шуöй ! Унас в начале урока было затруднение: Мыйла Печора йылысь сьылöны и Нарьян Марын и Коми муын- Коми Республикаын? (Почему о реке Печоре поют в разных местах)? -Может быть такое : у них -в Ненецком автономном округе и у нас- в Коми крае рыбачат на р. Печоре ?? Это одна и та же река -Шуöй ! Тöда или ог тöд? -Аттьö! Юра!-Умничка -Кутшöм мог(цель) вöлi урок вылын? Цель мы достигли. Задачи все выполнили? Чему вы научились на уроке? (слайд №) Расскажите по схеме: Ме тöда- Я - знаю …. Ме казьтыла -Я - запомнил … Ме верма - Я - смог -Меным вöлі сьöкыд … Мне было тяжело … -Что же помогло сегодня на уроке вам запомнить слова? Гортса удж.(Дом. работа -Кому было интересно узнать новое о Коми крае? Поднимите руки. -Аттьö! -Думыштöй, кутшöм лоас гортса удж? Представьте,что вы по скайпу беседуете с ровесниками из другого региона. Что будете рассказывать? Заинтересуйте их. Значит,мы готовим проект по теме: О реках Коми Республики..
| Произносят звуки сь [с’], зь [з’], дж [дж], дз [дз’], ӧ [ӧ]. Несколько детей выполняют пантомиму у доски ,а весь класс говорит слова и выполняет движения. Ку-ку-кузь –длинный(руки раскрывают на всю длину и хлопают ,говорят перевод); пась-пась- паськыд(широкий ) ы-джы-ыдджыд (большой); дж-дж-дженьыд(короткий); джу-джу-джуджыд (высокий , глубокий); сь-сь - сьӧд (черный); у-у-сьö- усьö (падает); визувтö- визувтö- визувтö (течёт )- несколько раз рукой перед собой показывают волнообразное движение , и другие сразу понимают перевод. -Они нам встретятся в тексте, в предложении, стихотворении йылысь -это послелог (подсказывает,какое слово к нему относится),заменяет в коми языке предлог о. Стоит после слова и с него начинаем переводить йылысь - о чём -Печора йылысь( о Печоре -Эжва йылысь(о Эжве -Часто повторяется.. река Печора -Там рыбачат рыбаки и живут оленеводы. -По- коми услышал, понял,что Печора красивая и широкая. -Слова на карточке на доске! Обучающиеся определяют тему урока. -Река Печора. -ю Печора. - Тема: Коми муын юяс.. -Любят реку Печору. -Она Ыджыд! Большая! -Ыджыд ю. -Может быть, она и там, и там эм. -Ог тöд. ( Не знаю Предположения детей. -Да. Тадз. (Да. Так бывает.) -Абу тадз. (не так) -Это разные реки. -Ог тöд. ( Не знаю -Роч ним -Коми ним. -Ог тöд. ( Не знаю -Тöда, тöда!!! По-коми Эжва, по русски- Вычегда. Папа говорил. -Да , вспомнил ,что есть посёлок возле Сыктывкара. Там дурно пахнет. Бумагу делают. - Сэнi ю Эжва. -Наверно, ю Луза. Ме гожöнас поч дорын в селе Объячево. Сэнi купайтча. -Ог тöд. ( Не знаю -Не знаем на коми языке названия рек нашего Коми края. -Не знаем где находятся -Поставить цель . -Цель: познакомиться с новой лексикой по теме: Коми муын юяс.. -* Составим задачи *Найдем в словарях , в памятке перевод слов, проговорим. -*Потренироваться в запоминании этих слов *-Составим с этими словами словосочетания и *предложения, *текст. ) - Научиться использовать их в своей речи. (Алгорит действий по продвижению к цели появляется на доске) Дети нашли слова, проговорили сначала мальчики затем- девочки, потом хором -Здесь(танi- слова абу тадз.(слова неправильно -Соединить слова из колонок , найти параяс. -Эталон кузя.(по эталону) (Ученики читают, проверяют(самоконтроль и взаимоконтроль) -Колö выль кввъяс- (составить словосочетания - Бурджыка –лучше составим с этими словами -Коми муын юяс.._ -Соединим названия рек с этими словами! -Посмотрим по карте -Георафической атласын - Энциклопедияын, -Аддза в памяткаын , учебникын, -У учителя спросим… -кузя -это послелог, заменяет в коми языке предлог по. Стоит после слова и с него начинаем переводить :кузя – по. - Как много рек. -Печора,Уас,Сысола.. - самые большие - видзöдам ыджыд - видзöдам медся ыджыд -Тайö коми ю ним. (названия рек на коми языке -Да,позьö!( Дети предлагают варианты. На экране идёт запись. (У кого-то иной признак, прилагательное Решили, что можно и другое слово.. - Вöчим словосочетания. (Составили - Вопросы составим,чтобы получились предложения, текст. 1. Ю ним комиöн(название по- коми. Кöнi заводитчö ю?(Где начинается река? Кытчö усьö? (Куда впадает река? 2. Кымын км. (Сколько км в длину? 3. Кытi визувтö? (Где протекает-течёт?(на доске увидели слово течёт и воспользовались подсказкой) 4. Кутшö кар и сикт сулалö берегъяс вылын? (Что на её берегах- город,село? -План -Артмис план. -Гижам -Описывать реку по плану. -Будем самые боьшие(кто-то смотрит в памятку и использует: -медся кузь, медся ыджыд ю -Öтлаын! -Вместе. -В группах.(Дети говорят о правилах работы в группе) -Памятками пользоваться -У нас на столе географический атлас! - Видзöдам по карте - энциклопедии, в памятки –словарики, в учебнике, у учителя спросим… -Значит,надо вставить слова из памятки или таблицы. Учебные действи 1.Перевести,понять текст с помощью памяток , таблиц. 2.Проговорить новые слова в парах (в группах) 3.Составить предложения. 4. Составить текст. - Будем работать в группах. 1) Распределим между собой слова, значение которых нужно узнать. Воспользуемся словарем памятками , таблицами.. 2) Познакомим друг друга с тем, что узнали. 3) Отчитаемся о проделанной работе. Ученики читают,что сделали в команде по –коми(один от группы).Другие команды слушают,переводят,отвечают на вопросы выступающих,оценивают их..За это получают баллы-знания. Затем- другие . Отвечают на вопросы учителя, оценивают свою работу. -Тöда! -Тöда ! -В таблице написано,что на Печоре, морской порт-город Нарьян -Мар -Ме лыддья! Печора визувтö коми му кузя и Архангельскöй область кузя, усьö Баренцев саридзö.(Печора течёт и по Коми краю, и по Архангельск. обл.) -Практическая работа, работа в парах, в группах Согласны почти все. Найти интересные факты о наших реках. -Можно презентацию ,сообщение. -Пословицы,поговорки о реках. -Можно написать письмо по теме с рисункаи. | - анализ, синтез, сравнение, обобщение, - использование знаково-символических средств (П);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учёт разных мнений (К); -Постановка и формулирование проблемы (П); - структурирование знаний (П); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - Самоопределение (Л); - смыслообразование (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); - самостоятельное выделение и формулиро вание познавательной цели (П); - поиск и выделение необходимой инфор мации (П); - выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); - планирование (П); - прогнозирование (П); - структурирование знаний (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - волевая саморегуляция в ситуации затруд нения (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью - выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); - планирование (П); - прогнозирование (П); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учёт разных мнений (К);
- Рефлексия способов и условий действия (П); - контроль и оценка процесса и результа тов деятельности (П); - самооценка на основе критерия успеш ности (Л); - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - использование критериев для обоснова ния своего суждения (К); - Нравственно-этическое оценивание усва иваемого содержания (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); - понимание текстов, извлечение необходи мой информации (П); |
На выбор ученику даются тексты.: сложные или более лёгкие.
Приложение№1
СЬöкыдджык-сложнее
*1 Печора ю -медыджыд, медпаськыд и медся кузь ю. 2.Печора визувтö Коми му кузя и Ненецко-национальнöй округ кузя. 3.Печора ю медкузь- сюрс кöкъямыс сё километра. Печоралöн комын вит сюрс вож. 35000 (!), а тыяс- квайтымын сюрс.60 000 (!). 4.Медся ыджыд вож Печоралöн юяс; Унья, Ижма, Цильма, Илыч, Подчерье, Щугор, Уса (река Уса хороша для сплавов),Созьва(Сöдзва). 5.Печора ю медпаськыд –тулыснас туö (разливается) дас километра вылö. 6.Печора ю берег вылын сулалö Печора. 7.Печора ю кузя ветлöны баржаяс, катеръяс. 8. Печора ю вылын эм медся ыджыд ток сетан станция- гидроэлектростанция. 9.Печора ю шöрын сулалöны джуджыд электоропораяс (столбъяс) –сизимдас нёль метра, ветымын кык тонны. 10.Печора ю усьö Баренцев саридзö.
*1.Вычегда ю ёна кузь- сюрс дас куим сё километра. 2.Вычегда ю визувтö Коми му кузя и Архангельскöй область кузя. 3. Вычегда ю заводитчö Тиманскöй кряжын тыын Дзюрнюр. 4.Медся кузь вож Вишера, Вымь, Елва. 5.Ю веськыд,берег пöлöн(вдоль) - парма. 6.Вычегда ю берег вылын сулалö Сыктывкар,Эжва – лесо-промышленнöкомплекс,кöнi вöчöны кабала «Снегурочка» принтер вылö. 7. Вычегда ю усьö Северная Двина юö кар Котлас дорын.,а сэсся - Еджыд саридзö.
________________________________________________________________________________________
*1. Юяс – Печора, Вычегда, Сысола, Мезень, Луза Уса -медся ыджыдöсь и
кузьöсь. 2. Уса ю заводитчö Урал изын- Приполярнöй Уралын. 3.Уса ю -медся ыджыд вож Печора юлöн- витсё километра. 4.Медся кузь вож –Ыджыд Уас и Ичöт Уса. 5.Уса берег вылын сулалö кар Усинск. 6.Усинскын перйöны мусир. 7.Уса ю усьö Печора юö.
------------------------------------------------------------------------------------------------
*1.Печора ю -медыджыд, медпаськыд и медся кузь ю. 2.Печора визувтö Коми му кузя и Ненецко-национальнöй округ кузя. 3.Печора ю медкузь- сюрс кöкъямыс сё километра. Печоралöн комынвит сюрс вож. 35000 (!), а тыяс- Печора юлöн квайтымын сюрс.60 000 (!). 4.Медся ыджыд вож Печоралöн юяс; Унья, Ижма, Цильма, Илыч, Подчерье, Щугор, Уса ,Созьва(Сöдзва).5 Печора ю медпаськыд –тулыснас туö (разливается) дас километра вылö. 6. Печора ю усьö Баренцев саридзö.
* 1. Мезе́нь ю заводитчö Тиманскöй кряжын нюръясын Коми Республикаын. 2.Мезень ю визувтö Коми му кузя и Архангельскöй область кузя. 3. Мезень ю ёна кузь- öкмыссё кваитдас квайт километра. 4. Мезеньлöн медся ыджыд вожъяс- юяс Мудз-Ю, Керь-Ю. 5.Мезень ю берег вылын сулалöны сиктъяс- посёлок Усогорск. 6. Мезе́нь ю -медся сöстöм ю Европаын.
7. Мезень ю усьö юö Севернö Двинаö..
*Сысола ю кузь – нёльсё кöкъямысдас сизим километра. 2.Сысола ю заводитчö Севернöй Увал вылын- Кировскиö область и Коми Республика граница дорын.
3. Сысола ю визувтö Коми му кузя и Архангельскöй область кузя. 4.Кöнi Сысола усьö Вычегдаö, сэнi сулалö юркар- Сыктывкар. 5.«Сыктыв» - ним (название) комиöн,а Сысола- роч ним , «кар» - город. 6.Сысолалöн ыджыд вожъяс: ыджыд Визинга, Веж-Ёль, Керка-Шор,Видз-Ю. 7.Сысола ю берег вылын сулалöны сиктъяс Куратово,Ыб. 8.Сысола ю усьö Северная Двина юö, а сэсся-Еджыд саридзö .
кокньыдджык(легче)
-1.Вычегда ю ёна кузь- сюрс дас куим сё километра. 2.Вычегда ю визувтö Коми му кузя и Архангельскöй область кузя. 3. Вычегда ю заводитчö Тиманскöй кряжын тыын Дзюрнюр. 4.Вычегда ю берег вылын сулалö Сыктывкар,Эжва – лесо-промышленнöкомплекс,кöнi вöчöны кабала «Снегурочка» принтер вылö. 5. Вычегда ю усьö Северная Двина юö кар Котлас дорын.,а сэсся- Еджыд саридзö.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-1.Сысола ю кузь – нёльсё кокъямыс сизим километра. 2.Сысола ю заводитчö Севернöй Увал вылын- Кировскиö область и Коми Республика граница дорын. 3.Сысолаю вылын , сулалö юркар- Сыктывкар.
4. Сысола ю –роч ним(название), а «Сыктыв» - коми ним. 5.Сысола ю усьö Северная Двина юö, а сэсся-Еджыд саридзö.
----------------------------------------------------------------------------------------
-1.Печора ю -медыджыд, медпаськыд и медся кузь ю. 2. Печора ю медкузь- сюрс кöкъямыс сё километра. 3. Печора визувтö Коми му кузя и Ненецко-национальнöй округ кузя. 4. Печора ю медпаськыд –тулыснас туö (разливается) дас километра вылö. 5. Печора ю усьö Баренцев саридзö.
-1. Мезе́нь ю заводитчö Тиманскöй кряжын нюръясын Коми Республикаын. 2.Мезень ю визувтö Коми му кузя и Архангельскöй область кузя. 3. Мезень ю ёна кузь- öкмыссё кваитдас квайт километра. 4.Мезень ю усьö юö Севернö Двинаö. 5.Мезень ю берег вылын сулалöны сиктъяс- посёлок Усогорск.
6.. Мезеньлöн медся ыджыд вожъяс- юяс Мудз-Ю, Керь-Ю.
-1. Юяс – Печора, Вычегда, Уса, Сысола, Мезень, Луза -медся ыджыдöсь и кузьöсь.
2. Уса ю заводитчö Урал изын- Приполярнöй Уралын. 3.Уса ю медся ыджыд вож Печора юлöн- витсё километра. 4.Уса берег вылын сулалö кар Усинск. 5.Усинскын перйöны мусир. Уса ю усьöПечора юö.
Приложение №2
кокньыдджык(легче)
1Мезе́нь река_____ заводитчö Тиманскöй кряжын на болотах________ Коми Республикаын. 2.Мезень ю течёт_______Коми му кузя (кузя переводится как предлог по) и Архангельскöй областьпо_____ . 3. Мезень ю ёна длинная_______ öкмыссё кваитдас квайт километра( ). 4.Мезень ю впадает_______-юö Севернöй Двинаö. 5.Мезень ю берег вылын стоят_____ посёлок___ Усогорск.
1. Река_____Печора ____мед большая______ ,мед широкая_____ и самая_________ длинная______ ю. 2.Печора течёт_____Коми му кузя(кузя переводится как предлог по) и Ненецко-национальнöй округ по_____. 3.Печора ю медкузь- сюрс кöкъямыс сё öкмыс километра( ).. 4.Печора ю вылын стоит______ город ____ Печора. 5.Печора ю впадает_____Баренцев море_____ö.
*1.Сысола ю длинная_______– нёльсё кöкъямысдас сизим километра( ). 2.Сысола река____заводитчö Севернöй Увал вылын- Кировскиö область и Коми Республика граница дорын. 3. Сысола ю течёт______ Коми му кузя (кузя переводится как предлог по) переводится как предлог по) и Архангельскöй область по_____ . 4.Сысола река_____ вылын стоит _____ столица ______- Сыктывкар. 5.Сысола ю впадает ____ö Северная Двина в реку_____ö, а сэсся(потом) - Белое ________в море ______ö .
________________________________________________________________________________________________
Вычегда ю ёна длинная_____ - сюрс дас куим сё километра( ). 2.Вычегда река____ течёт______ö Коми му кузя (кузя переводится как предлог по) и Архангельскöй область по____. 3. Вычегда ю заводитчö Тиманскöй кряжын в озере_____ын Дзюрнюр. 4. Вычегда ю берег вылын стоит_____ö Сыктывкар, посёлок _____Эжва –лесо-промышленнöй комплекс,кöнi делают_____ кабала «Снегурочка» принтер вылö 5. Вычегда ю впадает _______ Северная Двина в реку___ö город_____ Котлас дорын(возле),а сэсся- Белое____ море_______ö.
______________________________________________________________________
1.Уса ю заводитчö Урал изын- Приполярнöй Уралын.
2. Уса река___ самый_____ ыджыд приток _____ ю Печоралöн- витсё километра ( ).
3. Уса берег вылын стоит _____ö город ___ Усинск. 4. Усинскын добывают______ нефть___.
5. Уса ю впадает___ в реку___ö Печора .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/30/picture-374717-1388417044.jpg)
Технологическая карта урока ознакомления с окружающим миром во 2 классе на тему: "Реки"
На уроке идет знакомство с частями реки. Работа с тестами в парах и индивидуально при проверке изученного материала, работа в группах на этапе закрепления нового, проведение опытов вызывает у учащихся...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/14/picture-743527-1455442769.jpg)
Технологическая карта урока по русскому языку. 2 класс. на тему: "Слова, которые отвечают на вопросы КОМУ? ЧТО?"
Технологическая карта урока по русскому языку в национальной (тувинской) школе...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/16/picture-624140-1429189756.jpg)
Технологическая карта урока по окружающему миру "Путешествие по Реке времени"
Формирование представления о развитии промышленности и сети железных дорог в 19 веке, значении достижений России в мировом сообществеНаучить рассказывать о развитии промышленности и сети железных доро...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/23/picture-159276-1358966006.jpg)
Технологическая карта урока окружающего мира на тему « МОРЯ, ОЗЕРА И РЕКИ РОССИИ»
Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТип урока: открытие нового знания...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/08/picture-992219-1515372859.jpg)
Технологическая карта урока окружающего мира «Моря, реки, озера России»
Технологическая карта урока окружающего мира «Моря, реки, озера России»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/21/picture-1348342-1632238673.jpg)
Технологическая карта урока по коми языку во 2 классе по теме "Еда"
Цель урока: организовать активную совместную учебную деятельность для успешного усвоения новой лексики по теме «Еда», («Сеян-юан») и развить коммуникативные навыки ...