Технологическая карта урока ТКМ. Тема: "Реки"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Васильева Лидия Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ Начальная общеобразовательная школа
п. Звездный Пермский край
Использование технологии критического мышления на уроках чтения и окружающего мира
2014год
Технологическая карта урока ТКМ
Урок окружающего мира. 2 класс.
Тема урока «Реки».
Цель и задачи: - сформировать понятие «река»;
- познакомить с особенностями рек: исток, устье, берега, притоки;
- научить находить на карте важнейшие реки и их правильно показывать.
Этапы | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые универсальные учебные действия |
Организационный | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу. | Приветствует обучающихся, проверяют их готовность к уроку. - Заливистый школьный звонок Позвал опять на урок Будьте все внимательны, А еще старательны. -Ребята, проверьте готовность к уроку. Вспомним правила взаимодействия, пожелаем друг другу удачи на уроке окружающего мира. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. | Регулятивные: развитие мотивов учебной деятельности. |
Стадия вызова (10 мин) |
| Побуждение учащихся к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме. -Отгадайте загадку. Один сказал, что она тихая, медленная, прозрачная. Другой сказал, что она шумная, быстрая, мутная. То она широкая, то она узкая. О чем это? (о реке) Проблемная ситуация. -Наши помощники вместе с нами. Между Леной и Мишей, как обычно возник спор. - Кто прав? -Какие возникают вопросы? -На эти вопросы ответ мы найдем на 2 уроках окружающего мира. - Как вы думаете, какая тема нашего урока? («Реки»). | Высказывают свои версии, приходят к выводу, что это река. Ставят вопросы Что такое река? Что такое озеро? Чем они отличаются? Отличать озеро от реки. | Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме (диалог) Регулятивные: учиться обнаруживать учебную проблему, определить тему урока |
Стадия осмысления (30 мин) |
| Организация классификации, полученной информации по категориям знаний. 1 вопрос. Что такое река? - Как вы понимаете значение этого слова?... -Найдите и прочитайте ответ на этот вопрос на стр. 105 в учебнике. - Что же еще мы можем узнать нового о реке? Работа с текстом «Части реки». Части реки. У каждой реки есть исток – то место, из которого вытекает река. Истоки бывают разными: родник, болото или озеро, может быть даже ледник. Устье – место впадения реки в море, озеро или в другую реку. Русло – углубление, выработанное рекой, по которому движется речная вода. В половодье часть воды выходит из русла и заливает пойму. Мелкие реки, впадающие в большую реку, называются притоками. Если двигаться по течению, то слева будет левый берег, справа – правый берег. - Прочитайте данный текст (текст на отдельном листе). - О чем здесь рассказывается? (Из чего состоит река?) - Из каких частей состоит река? Перечислите…. Прием «Кластер» ( на доске). Прием «Схема» (На доске схема реки. Задание: прикрепить карточки с названиями частей реки) -А теперь проверим вашу работу ( по слайду) Физкультминутка. Мы немножко отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, в кулачок Разжимай и на бочок. Вперед, вверх, накрест, В стороны, вниз. А теперь насос включаем, Воду из реки качаем. Влево - раз, вправо - два, Потекла ручьем вода. Раз, два, три, четыре – Хорошо мы потрудились. - Отдохнули, продолжаем работать дальше. -Что такое исток? Устье? - Как определить левый берег и правый? - Для закрепления я вам предлагаю сделать макет реки из пластилина и подписать названия частей реки. -Почему вода в реке не кончается? ( круговорот воды в природе; учебник на стр.105) - Почему реки текут не только во время дождя? Давайте понаблюдаем за водой с помощью опыта, как на рисунке в учебнике на стр.106. Проведение опыта. - Что вы заметили? (Вода появилась из-под горки не сразу). -Почему вода продолжает сочиться, если престали поливать? (Вода накопилась в песке и течет даже тогда, когда перестали поливать). - Что нам показал этот опыт? (Вода просачивается в землю. Под землей вода накапливается и постепенно стекает к ближайшему ручью.) - Какой мы сделаем вывод? (Подземные воды постоянно питают реки) (учебник стр.107) Прием «Зигзаг» (работа в 5 группах). -Разделимся на группы. Каждая группа будет искать реки лишь на одном материке (карты стр. 130-135). Затем покажет их ребятам из другой группы, а после этого нужно показать на карте полушарий. - При показе рек на карте нужно ребята помнить, что начинаем показывать, где начинается река, т.е. с истока. (Задания для групп на карточках): 1.Европа – Волга, Дунай: стр.130 2.Азия – Енисей, Лена: стр.131 3.Африка – Нил, Конго: стр.132 4.Северная Америка – Миссисипи: стр. 134 5.Южная Америка – Амазонка: стр.135 - А теперь мы посмотрим красоту рек, которые вы нашли на карте. Я надеюсь, что вы полюбите путешествия! (показ на слайдах) |
Личные наблюдения Фронтальная работа. Работа с учебником. Самостоятельное чтение текста; выбор ключевых слов Самостоятельная работа Осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном Дети выполняют упражнения Фронтальная работа Индивидуальная работа Практическая работа Групповая работа. Работа с картами (стр.130-135 учебника), показ рек на карте полушарий у доски | Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации. Познавательные: логические: определение критериев для сравнения, получение новой информации по теме Коммуникативные: взаимодействие с партнером, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные: соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции . |
Стадия рефлексии (5 мин) |
| Итог работы. Прием « Верные и неверные утверждения» - Подведем итог работы. - Реки – это водоемы с течением от истока к устью (+) - На карте реку изображают тоненькой синей лентой (+) - Если ты плывешь по реке вниз по течению, то слева будет правый приток (-) - Начало реки или ручья называется устьем (-) - Реки питаются ручьями, подземными водами и осадками (+). - Река Кама впадает в Волгу (+) - Вашему вниманию представлена выставка книг на тему: «О реках Пермского края». Эти книги вы можете прочитать в читальном зале библиотеки. - Как отличить озеро от реки в природе и на карте? - Это тема следующего урока. Рефлексия.
интересен / скучен | Дети показывают ответы «+», «-« (на пальцах) Самопроверка (ответы на слайдах)
| Регулятивные: оценка процесса Коммуникационные: обмен мнениями о новой информации Познавательные: информационная (приобретение новых знаний) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Технологическая карта урока ознакомления с окружающим миром во 2 классе на тему: "Реки"
На уроке идет знакомство с частями реки. Работа с тестами в парах и индивидуально при проверке изученного материала, работа в группах на этапе закрепления нового, проведение опытов вызывает у учащихся...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
Конспект урока по теме "Река" для учащихся 2 класса, предмет "Истоки"
Урок формирует представление о реке, ее частях, раскрывает многостороннее значение рек в природе и жизни человека, воспитывает бережное отношение к природе...
Урок по теме "Реки и озёра нашего края" для 4 класса
Своим уроком я хотела расширить и углубить знания детей о водоёмах нашего края, повысить их познавательную активность....
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
Технологическая карта урока. Конструктор урока: инструмент проектирования технологической карты урока деятельностной направленности»
конструкор урока представен в программе Microsoft Word...