Технологическая карта урока ТКМ. Тема: "Реки"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Васильева Лидия Николаевна

технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnol.karta-_moya.docx27.15 КБ

Предварительный просмотр:

Васильева Лидия Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ Начальная общеобразовательная школа

        п. Звездный Пермский край

        

Использование технологии критического мышления на уроках чтения и окружающего мира

2014год

Технологическая карта урока ТКМ

Урок окружающего мира.  2 класс.

 Тема урока  «Реки».

Цель и задачи: - сформировать понятие «река»;

- познакомить с особенностями рек:  исток, устье, берега, притоки;

- научить находить на карте важнейшие реки и их правильно   показывать.

Этапы

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые универсальные учебные действия

Организационный

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

Приветствует обучающихся, проверяют их  готовность к уроку.

- Заливистый школьный звонок

Позвал опять на урок

Будьте все внимательны,

 А еще старательны.

-Ребята, проверьте готовность к уроку. Вспомним правила взаимодействия, пожелаем друг другу удачи на уроке окружающего мира.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Регулятивные: развитие мотивов учебной деятельности.

Стадия вызова

(10 мин)

  • Актуализация имеющихся знаний
  • Пробуждение интереса к получению новой информации
  • Постановка собственных целей обучения

Побуждение учащихся к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме.

-Отгадайте загадку.

Один сказал, что она тихая, медленная, прозрачная. Другой сказал, что она шумная, быстрая, мутная. То она широкая, то она узкая. О чем это?  (о реке)

Проблемная ситуация.

-Наши помощники вместе с нами. Между Леной и Мишей, как обычно возник спор.

- Кто прав?

-Какие возникают вопросы?

-На эти вопросы ответ мы найдем на 2 уроках окружающего мира.

- Как вы думаете, какая тема нашего урока? («Реки»).

Высказывают свои версии, приходят к выводу, что это река.

Ставят вопросы

Что такое река? Что такое озеро? Чем они отличаются?

Отличать озеро от реки.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме (диалог)

Регулятивные:

учиться обнаруживать учебную проблему, определить тему урока

Стадия осмысления

(30 мин)

  • Получение новой информации
  • Корректировка поставленных целей обучения
  • Использование знаний на практике

Организация классификации, полученной информации по категориям знаний.

1 вопрос. Что такое река?

- Как вы понимаете значение этого слова?...

-Найдите и прочитайте ответ на этот вопрос на стр. 105 в учебнике.

- Что же еще мы можем узнать нового о реке?

Работа с текстом «Части реки».

Части реки.

У каждой реки есть исток – то место, из которого вытекает река. Истоки  бывают разными: родник,  болото или  озеро, может быть даже ледник.

Устье – место впадения реки в море, озеро или в другую реку.

Русло – углубление, выработанное рекой, по которому движется речная вода.

В половодье часть воды выходит из русла и заливает пойму.

Мелкие  реки, впадающие  в большую реку, называются притоками.

Если двигаться по течению, то слева будет левый берег, справа – правый берег.

- Прочитайте данный текст (текст на отдельном листе).

- О чем здесь рассказывается? (Из чего состоит река?)

- Из каких  частей состоит  река?   Перечислите….

 Прием  «Кластер» ( на доске).

Прием «Схема» (На доске схема реки. Задание: прикрепить карточки с названиями частей реки)

-А теперь проверим вашу работу

( по слайду)

Физкультминутка.

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, в кулачок

Разжимай и на бочок.

Вперед, вверх, накрест,

В стороны, вниз.

А теперь насос включаем,

Воду из реки качаем.

Влево - раз, вправо - два,

Потекла ручьем вода.

Раз, два, три, четыре –

Хорошо мы потрудились.

- Отдохнули, продолжаем работать дальше.

-Что такое исток? Устье?

- Как определить левый берег и правый?

- Для закрепления я вам предлагаю сделать макет реки из пластилина и подписать названия частей реки.

-Почему вода в реке не кончается?

( круговорот воды в природе; учебник на стр.105)

- Почему реки текут не только  во время дождя? Давайте понаблюдаем за водой с помощью опыта, как на рисунке в учебнике на стр.106.

Проведение опыта.

- Что вы заметили? (Вода появилась из-под горки не сразу).

-Почему вода продолжает сочиться, если престали поливать? (Вода накопилась в песке и течет даже тогда, когда перестали поливать).

- Что нам показал этот опыт? (Вода просачивается в землю. Под землей вода накапливается и постепенно стекает к ближайшему ручью.)

- Какой мы сделаем вывод? (Подземные воды постоянно питают реки) (учебник стр.107)

Прием «Зигзаг» (работа в 5 группах).

-Разделимся на группы. Каждая группа будет искать реки лишь на одном материке (карты стр. 130-135). Затем покажет их ребятам из другой группы, а после этого нужно показать на карте полушарий.

- При показе рек на карте нужно ребята помнить, что начинаем показывать, где начинается река, т.е. с истока.

(Задания для групп на карточках):

1.Европа – Волга, Дунай:  стр.130

2.Азия – Енисей, Лена:  стр.131

3.Африка – Нил, Конго: стр.132

4.Северная Америка – Миссисипи: стр. 134

5.Южная Америка – Амазонка: стр.135

-   А теперь мы посмотрим красоту рек, которые вы нашли на карте. Я надеюсь, что вы полюбите путешествия! (показ на слайдах)

 

Личные наблюдения

Фронтальная работа. Работа с учебником.

Самостоятельное чтение текста; выбор ключевых слов

Самостоятельная работа

Осуществляют самопроверку,  сравнивая с эталоном

Дети выполняют упражнения

Фронтальная работа

Индивидуальная  работа

Практическая работа

Групповая работа.

Работа с картами (стр.130-135 учебника), показ рек на карте полушарий у доски

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации.

Познавательные: логические: определение критериев для сравнения, получение новой информации по теме

Коммуникативные: взаимодействие с партнером, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные: соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции  .

Стадия рефлексии

(5 мин)

  • Проверка знаний по теме, выбор ответа

  • Побуждение к дальнейшему расширению информационного поля

Итог работы.

Прием « Верные и неверные утверждения»

- Подведем итог работы.

- Реки – это водоемы с течением от истока к устью  (+)

- На карте реку изображают тоненькой синей лентой (+)

- Если ты плывешь по реке вниз по течению, то слева будет правый приток (-)

- Начало реки или ручья называется устьем  (-)

- Реки питаются ручьями, подземными водами и осадками (+).

- Река Кама впадает в Волгу (+)

- Вашему вниманию представлена выставка книг на тему: «О реках Пермского края». Эти книги вы можете прочитать в читальном зале библиотеки.

 - Как отличить озеро от реки в природе и на карте? - Это тема следующего урока.

Рефлексия.

  •  Урок для меня показался коротким / длинным 

  • Мое настроение стало лучше / стало хуже

  • Материал урока мне был понятен / не понятен

  • полезен / бесполезен 

интересен / скучен

Дети  показывают ответы «+»,

«-«  (на пальцах)

Самопроверка (ответы на слайдах)

 

Регулятивные:  оценка процесса

Коммуникационные: обмен мнениями о новой информации

Познавательные: информационная (приобретение новых  знаний)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Технологическая карта урока ознакомления с окружающим миром во 2 классе на тему: "Реки"

На уроке идет знакомство с частями реки. Работа с тестами в парах и индивидуально при проверке изученного материала, работа в группах на этапе закрепления нового, проведение опытов вызывает у учащихся...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Конспект урока по теме "Река" для учащихся 2 класса, предмет "Истоки"

Урок формирует представление о реке, ее частях, раскрывает многостороннее значение рек в природе и жизни человека, воспитывает бережное отношение к природе...

Урок по теме "Реки и озёра нашего края" для 4 класса

Своим уроком я хотела расширить и углубить знания детей о водоёмах нашего края, повысить их познавательную активность....

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...