Учебный проект "Грязные руки" 2 класс
проект по окружающему миру (2 класс) на тему

Учебный проект "Грязные руки" 2 класс, Беланова София. МБОУ ООШ №10 г.Таштагол.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект "Грязные руки" 2 класс47.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                            «Основная общеобразовательная школа № 10»

Секция «Химия. Биология. Экология. Психология»

Тема работы

«Грязные руки»

        

        Автор:

                                               Беланова Софья Андреевна, 2 класс,

                                                         МБОУ «Основная  общеобразовательная

                              школа № 10» г.Таштагол

                               Научный руководитель:

                                Орлова Лилия Сергеевна,

                                    учитель начальных классов,

                                                        высшая квалификационная категория

Таштагол

2015

              Содержание

Введение

Глава 1

Теоретическое обоснование

1.1. Исторические данные о гигиене.

1.2. Взаимосвязь микробов со здоровьем человека.

Глава 2

Экспериментальная часть

2. 1. Методы исследования

2. 2. Анализ  результатов исследования и их обсуждение

2. 3. Проведение мероприятий по санитарной гигиене

Заключение

Список литературы

Приложения

Аннотация


1. Идея
С  раннего детства нас учат взрослые: «Мойте руки! Мойте руки чище!» 
А зачем их нужно мыть? Что случиться, если руки совсем не мыть или мыть их просто так, без мыла. Мы решили узнать об этом поподробнее.

2. Этапы работы
1. Беседы со взрослыми.
2. Изучение информационных источников о гигиене, микроорганизмах, болезнях грязных рук.
3. Анкетирование учащихся (одноклассников).
4. Проведение эксперимента.
5. Формулировка выводов по проделанной работе.
6. Работа над мультимедийной презентацией.
7. Подведение итогов проектной деятельности: выступление перед одноклассниками, представление на конкурсе проектов.

3. Результат
Проектный продукт – санбюллетень и плакат, напоминающий о мытье рук. Всё это отражает способы решения проблемы для сохранения здоровья школьников через оздоровительную работу. Показывает определяющую роль самих учащихся в сохранении своего здоровья.

4. Практическое применение
Плакат предложено поместить на видном месте в школьной столовой, в качестве напоминания о мытье рук школьникам. Санбюллетень - информационная листовка (раздаточный материал) - использование на окружающем мире, на уголки здоровья в классах школы.
5. Форма представления результатов
Представление проекта - постер. Готовый продукт - памятка, плакат. Полный текст работы. Мультимедийная презентация.

Цель работы:

 Выяснить, что может произойти с человеком, если он не будет мыть руки.

Гипотеза:

Мы предполагаем, что исследование по определению вредных бактерий на немытых руках,  поможет  избежать различные инфекционные заболевания.

Методы исследования:

  1. Теоретический анализ литературы.
  2. Бактериологические исследования.
  3. Анкетирование.
  4. Анализ результатов исследования.

Задачи:

1. Изучить литературу о микрофлоре рук человека.

2. Провести исследование бактерий, которые находятся на руках.

3. Описать средства гигиены за руками и почему необходимо мыть руки.

4. Рассказать ребятам начальных классов нашей школы об исследовании и его   результатах.

Сроки исследования:

Февраль 2015 года – Май 2015 года

Объект  исследования:

 Микрофлора на руках моих одноклассников.

Результат работы:

составлены диаграммы, проведены мероприятия по сангигиене  рук среди учащихся школы,  выпущен санбюллетень.  

Введение

 Актуальность  темы  исследования

Эта тема очень актуальна, так как каждый человек знает, чтобы быть здоровым, надо всегда соблюдать гигиену.

Наши  руки….

Мы  делаем  ими  всё  –  пишем,  рисуем,  лепим,  возимся  в  земле, умываемся,  принимаем  пищу. Мама  своими  руками  делает  нам  завтраки,  печёт ароматные  булочки,  учитель  пишет  мелом  на  доске, хирурги своими руками спасают жизнь людям. Много полезных вещей мы делаем своими руками.

         С самого маленького возраста нам постоянно твердят и родители, и воспитатели, и учителя: «Мойте руки». Но зачем? Что опасного есть на руках? Зачем нужно мыть руки? Мне захотелось найти ответы на эти вопросы, так появилась тема нашей  исследовательской работы.

Мы решили провести исследование – какая микрофлора обитает на наших руках, и что происходит с нашими руками, если их не мыть.

Существует Всемирный день мытья рук, который впервые прошёл 15 октября 2008 года. Привычка  мыть руки,  хотя и считается банальной, может  спасать тысячи детских  жизней  ежедневно. Особенно  высока  смертность «из-за грязных рук» в Азии и Африке.

              Древние люди тоже старались быть чистыми и ухоженными, они натирали себя маслом с различными добавками и потом соскребали его с себя. Волосы посыпали золой, смачивали ее водой и образовавшейся пеной мыли волосы. Во II веке древние египтяне из козьего жира и буковой золы сварили нечто вроде шампуня и стали пользоваться этой смесью для мытья головы и тела.

              Твердым  мыло  сделали арабы. Габир ибн Хайен в конце VIII века в смесь масла, козьего жира, золы морских водорослей добавил известь и щелочную соль. У арабов узнали этот секрет европейцы. Венецианская республика в 1123 году обзавелась колониями на Ближнем Востоке и вывозила оттуда различные товары, мыло в том числе. В XIII веке мыло производили уже и в Венеции, и в Марселе. Было налажено массовое производство,  мыло быстро распространилось по Европе.

     Через некоторое время мыло стали выпускать в форме брусков с выдавленным на нем названием фабрики. В таком виде оно поступало в магазин, и продавец отрезал покупателю от бруска, сколько было нужно.

     Ароматизированное мыло начали выпускать в XV веке. Появилось дамское  мыло  с ароматом розы, лаванды, гвоздики. Среди аристократов появляется мода часто мыть руки после посещения уборной и перед едой. В знатных домах начинают стирать одежду с мылом и появляются прачки.

      Но все эти новшества касались только открытых частей тела. Мыться полностью с  мылом  или стирать им нижнее белье считалось бессмысленным переводом дорогого товара. Существовало убеждение, что паразиты заводятся на теле человека от моральной нечистоплотности, так что и мыться целиком не было необходимости.

    Кожа покрывает все тело человека, состоит из нескольких слоев и является «защитной оболочкой» для тела человека. Она повсеместно и довольно обильно заселена бактериями  и   грибами.

Обитателями кожи являются:

1.Микробактерии                      

3. Кишечная палочка

2. Энтеробактерия

Состав кожной микрофлоры зависит от возраста, степени оволосения, влажности, температуры, кислотности, профессии, гигиенического содержания кожи, кожных и общих заболеваний (диабет, желтуха, уремия, лейкемия). Больше всего микробов находится на руках, там часто содержатся стафилококки  и  энтеробактерии.

Даже тщательно вымытая кожа содержит много бактерий.

Одни микроорганизмы практически невозможно полностью удалить или уничтожить с помощью обычного мытья рук, а другие легко удаляются.

Если кожа повреждена и на неё попали микробы, то они образуют не нормальную микрофлору кожи, которую придётся лечить.

Очень многие инфекционные заболевания можно подхватить через немытые руки. Среди них:

Гепатит А

Дизентерия

Инфекционная экзема, лишай

Грипп и другие ОРВИ

 Возбудители этих и многих других болезней попадают на руки. Потом мы прикасаемся руками к лицу, берем немытыми руками пищу или «тащим» не мытые руки в рот, и тем самым открываем доступ инфекции в организм.

Мы начали проводить исследования, беря смывы с рук у 8 человек. У 4 человек руки были не мытые, а у других чистые.

Немытые руки

1-й день.

Мы обратились за помощью к врачу - бактереологу   Белоусовой  Зое Дмитриевне. Она перенесла смывы с немытых рук детей на среду обогащения и поставила в термостат на 12 часов при температуре 37 С, чтобы микробы проросли.

2-й день.

Высеваем со смывов на чашки Петри с питательной средой  на группы кокковой флоры. Ставим в термостат на 12 часов при температуре 37 С.

3-й день.

Просматриваем чашки с посевами и видим, что колонии микробов выросли почти в пять раз и причем выросли условно-патогенные микроорганизмы- кишечная палочка, протеи, золотистый стафилококк (они могут вызывать заболевания). Делаем мазки из выросших колоний, фиксируем их, окрашиваем и смотрим в микроскоп. Выросли грамотрицательные палочки и грамположительные кокки условно-патогенной группы.

            Стафилококк-это нормальная микрофлора кожи человека. Но, как и все бактерии, при воздействии какого либо вредного фактора может вызывать заболевание. Например, если человек поранил руку и не обработал рану, стафилококк может в неё попасть и вызвать гнойную инфекцию, сепсис - заражение крови). Стафилококк находится на различных поверхностях (столы, стены), содержится в пыли, в земле, в воздухе.

         Кишечная палочка- это нормальная микрофлора кишечника, относится к семейству энтеробактерий. Кишечная палочка приносит пользу организму хозяина, например, синтезируя витамин К, но она еще обладает способностью к размножению в пищевых продуктах, особенно в молоке. Кишечная палочка легко изменяется и может создавать опасные виды, вызывающие такие болезни как дизентерия. Поэтому наличие на руках кишечной палочки может быть небезопасно.

Чистые руки

Также мы брали смывы с чистых рук и делали тоже самое.

   Просматриваем чашки с посевами и видим, что  микробов выросло в два раза меньше, чем в смывах немытых рук. Причем выросли  микробы воздушной среды и плесень.  Делаем мазки с колонии выросших микробов, фиксируем их, окрашиваем и смотрим в микроскоп. В мазке грамположительные кокки и плесневые грибки. Это неопасная воздушная флора.

 Итак, целью мытья рук является удаление загрязнений (пыль, пот, и т.д.) и микробной флоры.

Для сведения: 1 грамм пыли содержит 1,5 миллиона бактерий, каждой из которых необходимо для размножения всего 20–30 минут.

Мы  провели  анкетирование. Результаты  были таковы:

В среднем  ученики нашего  класса  мыли  руки 8 – 10 раз  в  день.

Когда необходимо мыть руки?

  •  Мойте руки после посещения туалета
  •  Обязательно мойте руки перед едой
  •  Мойте руки, придя домой
  •  Мойте руки перед сном

Оказалось, что ребята не всегда соблюдают это правило, о чём  свидетельствуют результаты анкетирования. Так, всегда моют руки после посещения туалета 14 ребят из 19; перед едой всегда моют руки 17 ребят из 19; после прогулки и после общения с домашними животными 15 из 19.

Технология мытья рук

 Не стоит мыть руки некачественно, для галочки, ведь такое может не принести нужного эффекта и  большое количество микробов останется под ногтями, между пальцами. Простое ополаскивание водой не поможет. Правильно нужно  тщательно намылить руки  мылом в течение 15-20 секунд следующим образом:

- ладонь с ладонью,

- круговое втирание в запястье,

- ладонь с тыльной стороны кисти,

- широко расставленные пальцы,

- сцепление кистей,

- круговое втирание в большой палец,

- круговое втирание в кончики пальцев. Затем необходимо хорошо ополоснуть руки под проточной теплой водой и вытереть бумажным полотенцем. Только так мы сможем удалить с рук болезнетворные микроорганизмы.

Средств  для мытья рук очень много. Это твердое и жидкое мыло с различными ароматами. Так же есть мыло с добавлением антисептиков, но его обычно используют в медицинских учреждениях. Более удобно использовать жидкое мыло во флаконе с дозатором. Оно не выскользнет из рук на пол, не раскиснет. А влажными салфетками лучше  не злоупотреблять, иначе можно получить раздражение кожи. Их стоит использовать, только если нет возможности помыть руки с мылом.

Итак, работая над темой «Грязные  руки»  нам удалось  узнать об истории гигиены рук человека, какие бактерии находятся у нас на руках, как они попадают на руки, какие заболевания могут вызывать эти бактерии,  каким мылом лучше всего пользоваться и  как правильно надо мыть руки. В ходе исследования мы установили, что в основном на руках  находится эпидермальный стафилококк, и в некоторых случаях кишечная палочка. Я надеюсь, что теперь у вас всегда будут чистые руки!

Приложения :

Санбюллетень   по   гигиене   рук

Анкеты для учащихся

Ребята, постарайтесь честно ответить на вопросы анкеты!

  1. Моешь ли ты руки:

всегда

иногда

никогда

перед едой

после прогулки

после посещения туалета

после общения с домашними животными

        

  1. Как ты думаешь, чем лучше мыть руки?

обычным мылом

жидким мылом

  1. Как ты думаешь, чем лучше вытирать руки?

тканевым полотенцем

бумажным полотенцем

  1. Как ты думаешь, умеешь ли ты правильно мыть руки?

да

нет

  1. Интересно ли было бы тебе познакомиться с буклетом, в котором представлена информация о мытье рук?

да

нет

 Спасибо!

                      Заключение

  На  основе исследований, проведённых в лаборатории, мы сделали  вывод,  что  несоблюдение  гигиены рук  может  привести к  инфекционным  болезням.

     Болезнь «грязных рук» существует, ведь на руках есть возбудители заболеваний - микроорганизмы. Чтобы уберечься от микробов нужно соблюдать правила личной гигиены, не стоит есть немытые фрукты и овощи и, конечно не забывайте почаще мыть руки. Ведь от такой, казалось бы, простой процедуры зависит наше здоровье. Отвечая же на вопрос «Сколько раз необходимо мыть руки?» отвечаю:  После сна и перед сном – 2 раза,  после улицы – 2-3 раза,  перед едой – 3-4 раза,   туалета – 5 раз.  Ну, ещё пару раз на всякий случай. Получается, не больше 16 раз в день.  Как мало!  Но эта «малость»  позволит сохранить здоровье.

Список литературы

1.Руководство по микробиологии, клинике и эпидемиологии инфекционных болезней. Том 1, Москва, Медгиз, 1962

2. Руководство по инфекционным болезням под редакцией проф. А.П. Казанцева и проф. Ю.В. Лобзина, С. – Петербург, «Комета», 1996

3. http://healthinthecity.ru/health/chto_takoe_kozha.html

4. http://www.vokrugsveta.ru/news/3160/

5. http://www.femilina.ru/kak-pravilno-myt-ruki/

6. http://bibliotekar.ru/624-3/52.htm

7. http://www.missli.ru/krasota/mitie_ruk.html

8.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%BF%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0

9. http://www.schulke.ru/media/23/223-handhygiene_russisch.pdf

10. http://meduniver.com/Medical/Microbiology/361.html

11. http://ru.wikipedia.org/wiki/Кишечная_палочка

12. http://www.gastroscan.ru/handbook/118/3200


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие учебные программы 4 класс 2013-2014 учебный год

Рабочие учебные программы 4 класс по программе  "Школа России"....

Учебное обеспечение программы: учебники, учебные пособия 3 класс

Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2-х частях. + CDКанакина В.П., Горецкий В.Г.  2013гРусский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2-х частях.Канакина В.П. 2013гРусский язык. Сборник диктантов и само...

Учебно-методический комплект по английскому языку (технологическая карта урока английского языка "My home" + учебная презентация) 4 класс

Класс: 4-бТема: "My home"Цель урока: формирование лексического навыка речи.Задачи:1)    практические:·        отработать звук [ð];·...

Учебно-методический комплект по английскому языку (технологическая карта урока английского языка "What’s the weather like today?" + учебная презентация) 4 класс

Дата: 27.10.2015 гКласс: 4-бТема: "What’s the weather like today?"Цель урока: формирование лексического навыка.Задачи:1)     практические:·...

Учебно-методический комплект по технологии (технологическая карта урока "Лепка птицы из пластелина" + учебная презентация) 3 класс

Тема:  «Лепка птиц из пластилина»Цели:1.     Научить технике лепки птицы из пластилина.2.     Развивать умение учащихся анализировать технологические карты...