Взаимосвязи растений и животных в природе
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) на тему
Богатства Земли исчерпываются быстрее, чем восстанавливаются, и поэтому даже те, которые имелись у нас не так давно в изобилии, истощаются. Очень может быть, что за последние недели с лица Земли исчезло ещё одно животное, ещё одна птица или растение. Давайте будем помнить, что каждое животное или растение неповторимо. Вдруг мы его больше не увидим на Земле?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yakupova_v.g._vzaimosv._rasteniy_i_zhivotnyh.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАНЯТИЕ КРУЖКА
«ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»
Тема: Взаимосвязи растений и животных в природе
(2 класс)
Форма проведения: заочное путешествие в лес, на луг, к водоёму
Форма работы: групповая
Задача: Продолжить углубление знаний о растениях и животных различных природных сообществ на основе характеристики их взаимосвязей.
Цели: Конкретно охарактеризовать и раскрыть взаимосвязи некоторых животных и растений; показать, что нарушение этих связей сопровождается существенными изменениями в любом природном сообществе; развивать представление детей о том, как может измениться природная обстановка в результате исчезновения даже одного звена; развитие творческого потенциала детей, внимания, памяти, воображения.
Ход занятия:
I Организационный момент (дети поделились на группы)
Кадр из м/ф «Паровозик из Ромашково»
Учитель: Паровозик приехал к нам на занятие кружка и хочет пригласить в путешествие.
Согласны? Тогда в путь!
Посетив станции, будем прицеплять по одному вагончику со словами, и в конце занятия составим и прочитаем предложение, которое должно стать правилом для любого человека.
(Воспитательный момент в конце занятия)
II Знакомство с картой путешествия
- Прочитаем название станций:
Угадайка
Лесная
Луговая
Речная
Экологический светофор
Тестовая
(слайд 1)
- Как вы думаете, что мы можем увидеть и кого встретить на этих станциях?
- На каждой станции ваша группа может заработать баллы своими знаниями, вниманием, сообразительностью! За каждый правильный ответ или дополнение – 1 балл.
(эти баллы будете получать в виде листиков дерева) слайд 2
- При подведении итогов группа представляет лист самооценки работы - дерево с наклеенными «листиками-баллами»
III Работа над материалом занятия
Путешествие по станциям
- Угадайка (звучит песенка паровозика) слайд 3
- Приветствую вас на станции «Угадайка». Здесь приготовлен кроссворд с терминами, которые встретятся на нашем занятии. Чтобы вы не растерялись, подробнее о них поговорим.
ф | |||||||||||||
в | л | е | с | ||||||||||
с | о | о | б | щ | е | с | Т | в | о | ||||
д | р | л | |||||||||||
Э | к | о | л | о | г | и | я | ф | а | у | н | а | |
ё | г | ||||||||||||
м |
слайды 4, 5
- Растительный мир нашей планеты – мир растений (флора)
- Животный мир нашей планеты – мир животных (фауна)
- Как называют растения и животных одного района? (природное сообщество)
- Обширная местность, занятая деревьями, кустарниками и травами (лес)
- Большие участки, занятые травянистыми растениями. Тянутся по берегам рек и озёр, могут быть заливными, суходольными, покосными (луг)
- Как назвать одним словом ручей, речку, море, даже океан. Может быть природным и искусственным (водоём)
- Наука сложная и важная. Очень нужная в наше время – о взаимосвязях в природе, об отношении человека и окружающей среде (экология)
+ прицепили вагончик (со словом БЕРЕГИ)
- Лесная (звучит песенка) слайд 6
- Нас встречают представители этого сообщества. Кто они? Узнаем, отгадав загадки:
«Никто не пугает, а вся дрожит» (осина)
«Серовато, зубовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет» (волк)
«Что это за зверь лесной встал, как столбик под сосной, и стоит среди травы – уши больше головы?» (заяц)
слайд 7
(Заранее подготовленные дети надевают маски и приветствуют всех собравшихся)
- Представители данного сообщества приготовили для вас свои задания.
Заяц
-Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (зрячими)
-Куда зайцу удобнее бежать – с горы или в гору? (в гору, задние лапы развиты сильнее)
-Все ли зайцы зимой белы? (беляки – белеют, русаки остаются серыми)
-Зачем зайцу большие уши? (чтобы не перегреться, он ими потеет)
Осина
-Кто из животных любит полакомиться осиновыми веточками? (зайцы, олени, лоси, бобры строят из осиновых веток свои «дворцы»)
-Из древесины какого дерева делают спички? (для спичек нет лучше дерева, чем осина)
-Чего боится осинка? (молодые осинки часто погибают от жары и жажды)
«Дрожит как осиновый лист» - часто говорят люди. Виноваты в этом черешни листьев – длинные и тонкие. Поэтому листья очень неустойчивые и дрожат.
- Растения и животные в лесу тоже учатся – у своих родителей – как выжить, как научиться добывать корм, строить жильё.
И задачи у них свои. Давайте решим задачи, которые задаст волк.
Экологические задачи.
- Люди нередко меняются своими квартирами, переезжая из дома в дом. Представьте, что белка захотела бы поменяться своей квартирой с кротом. Могут ли они это сделать? (нет, у них разная среда обитания)
- В одном лесу вырубили старые дуплистые деревья. Лес стал погибать, чахнуть. Почему? (птицам негде устраивать гнёзда, они покинут лес, жуки-короеды будут размножаться)
- Почему клеста, лося, бурого медведя, волка и дятла называют лесными пленниками? (их среда обитания – лес)
- Попрощаемся с жителями леса.
- Как связаны растения и животные в лесу? (пищевыми цепочками)
- С чего обычно начинаются цепи питания? Почему? (с растений)
- Что произойдёт с цепью, если мы уберём одно звено? (зайца убрать из пищевой цепи) – цепь питания прервётся
- Составьте 2 цепи питания, сложившиеся в лесу.
- С какой целью посетили природное сообщество и составляли цепи питания?
Вывод: в природе всё взаимосвязано слайд 8
+ вагончик (СВОЮ ПЛАНЕТУ, )
- Луговая (звучит мелодия) слайд 9
-Нас встречают представители этого сообщества.
Кто они?
«Травянистые растения с яркими лепестками» (цветы)
«С ветки на тропинку, с травки на былинку,
Прыгает пружинка – зелёная спинка» (кузнечик)
«Она, как змейка, в траве мелькнёт,
Хвостом виляет, хвост оторвёт – другой наживёт» (ящерица) слайд 10
(Заранее подготовленные дети надевают маски.)
- Давайте выполним задания представителей этого сообщества.
Ящерица
- Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его? (нет, только, если ей больно)
- Умеет ли ящерица плавать? (да)
- Дружат ли ящерицы со змеями? (нет, они их боятся, особенно любят поедать ящериц гадюки)
Кузнечик
- Где у кузнечика ухо? (на голенях передней пары ног)
- Умываются ли кузнечики? (да, расправившись с добычей, обкусывают и чистят передние лапки)
- Летают ли кузнечики? (да, но очень низко над землёй)
Цветок (экологические задачи)
- К чему приведёт полное исчезновение лягушек? (водоплавающие птицы останутся без еды)
- Почему нельзя жечь прошлогоднюю траву на лугу? (там могут быть насекомые)
- Как должна двигаться сенокосилка на лугу?
- от краёв к центру (правильный ответ)
- от центра к краю
- Прощаемся с ними.
- Какие растения можно встретить на лугу?
- Чем привлекают растения насекомых? (яркой окраской лепестков, ароматом)
- Составление цепей питания, которые сложились на лугу
После проверки - вагончик прицепили (ВЕДЬ ДРУГОЙ)
- Речная (звучит песня) слайд 11
- Приветствую вас на станции «Речная». А вот и встречающие.
«Какая птица не имеет голоса?» (аист)
«Как бульк в воду» (лягушка)
«В мае месяце появляется не рак, не птица, не зверь, не человек. Нос долог, голос тонок, летит – кричит, сядет – молчит. Кто его убьёт – свою кровь прольёт» (комар)
Дети одели маски. слайд 12
- Какие задания нас ожидают на этой станции?
Комар
- Кто кусает самец или самка комара? (самка)
- Чем питаются самцы? (нектаром и соками растений)
- Чем комар может быть полезен? (может опылять растения)
Лягушка
- Чем лягушачья икра отличается от жабьей? (лягушачья свободно плавает в воде, а жабья прикреплена к подводным травам)
- Какие ноги вырастают у головастиков раньше – передние или задние? (задние)
- Куда исчезают на зиму лягушки? (под камни, в ямы, в тину, под мох, иногда в погреба)
- Что будет с лягушкой, если её откопать из-под снега и поднести к огню? (от быстрого изменения температуры она погибнет)
Аист
Экологические задачи:
- К чему это приведёт?
- выловили всех раков (станет много больных рыб)
- озеро начало зарастать камышом, рогозом, тростником (начинается образование болота)
- выловили все ракушки (водоём лишится «чистильщиков»)
- После вырубки деревьев по берегам, река начала мелеть. Почему это произошло? (деревья своими корнями удерживали влагу)
- Сравни 2 водоёма. В одном светлая вода, хорошо развиваются растения, много рыб и других водных обитателей. В другом водоёме вода мутная, большое загрязнение и рыб мало. Почему? (главная причина – загрязнение водоёма)
- Цепи питания, сложившиеся в этом природном сообществе.
+ вагончик со словами (НА СВЕТЕ)
ИТОГИ:
Посетив сообщества, выделим главное:
В окружающем мире все явления живой и неживой природы взаимосвязаны:
тепло лучей солнца и влага дождя
дают возможность расти и развиваться растениям
насекомые
питаются растительноядные птицы
хищники
слайд 13
- Экологический светофор (+песенка)
-На этой станции узнаем, насколько вы грамотны и воспитаны с точки зрения экологии. Поможет нам светофор, он ясно укажет, как можно помочь природе, а не навредить ей. Выберите правильный ответ:
(У детей светофорики для обратной информации)
Зелёный – помогаете природе
Красный – ясно, что вредите ей слайд 14
-А вместе все кружочки покажут «кочки», которые мешают природе и детям подружиться.
- Ходим, ходим по лужку,
Собираем по цветку: (Нельзя рвать цветы, т. к.
Красный, белый, синий цвет… растения не смогут
Замечательный букет! размножаться)
- Зайку серого найду – принесу его домой.
Будет этот зайка мой.
(Нельзя ловить диких зверей, в неволе они погибают, а выпущенные снова в лес, не живут)
3. Лес наш сказочно богат. Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой, Таню – костяникой,
Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой,
Катеньку – малиной, а Васю – хворостиной!
- Почему лес всех ребят угостил, а Васю наказал?
4. Посадили деревце у себя во дворе,
Пусть растёт лист резной.
Поливаем деревце часто-часто мы,
Чтоб оно со временем дало нам плоды.
- А нужно ли сажать деревья, которые не дают людям никаких плодов – тополь, берёзу, клён? Почему?
5. Бережливым будь с водой,
Шевели опять рукой,
И, как только воду взял,
Хорошенько кран закрой!
- Сколько вытекает воды из неплотно закрытого крана?
(Если вода капает – 1-2 ведра в сутки, струйкой – 100л в сутки)
- Какой вред приносит дым из фабричных труб?
(Кислотные дожди, аллергия, заболевания дыхательной системы)
- В глуши лесной, в глуши зелёной,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьёт из камней родник студёный.
Все мы любим пить чистую, холодную, родниковую воду. Как сохранить родник, чтобы он не иссяк и не загрязнился?
(Не бросать мусор, регулярно чистить его весной, летом, осенью, не пасти рядом скот, не обрабатывать поля ядохимикатами)
- О чём поют все птицы в последний день зимы?
- Мы выжили!
- Мы дожили!
- Мы живы! Живы мы!
Как можно помочь выжить птицам зимой?
(Кормушки развешивать по деревьям, чистить их и подсыпать корм)
- Что могут сделать учащиеся, чтобы меньше вырубалось деревьев?
(собирать и сдавать макулатуру, чтобы из неё могли сделать бумагу, а деревья сохранились бы)
- Почему в парке, на даче желательно повесить скворечники и другие домики для птиц?
- Пусть живет лягушка в доме. Здесь ей лучше, чем на воле.
Правильно ли такое утверждение? Докажите.
(Нет, не верно. Лягушки ловят насекомых. Они же являются пищей для других животных и птиц. Нарушение цепей питания ведёт к гибели целой группы животных)
- Воду носят все из лужи, выливают в реку вновь.
Что за шутки? Что им нужно? Что за рыбий огород?
(Весной, после разлива рек, в лужах остаются мальки. Люди возвращают мальков в реки, чтобы они не погибли)
- Что происходит с деревом, если на коре вырезают надписи и рисунки?
(Дерево теряет соки, в ранки попадают спору трутовика, древесина разрушается)
+ Творческое задание:
Озвучить картинки, используя рифмы: I В. – рубили - забыли
вокруг - друг
II В. – пели – улетели
маг (магнитофон) - враг
слайд 15
+ вагончик (НЕТ!)
- Тестовая + (песенка паровозика) слайд 16
Тесты у каждого ученика. Самостоятельное выполнение.
Тест по теме «Взаимосвязи растений и животных в природе»
- С чего чаще всего начинается цепь питания? ______________________
- Что произойдёт с этой цепью, если исчезнет любое звено? __________
- Если пищи достаточно, будет ли меняться природное сообщество? ______
- Что можно назвать природным сообществом?
- такого нет в природе
- Все животные и растения одного района
- Это может быть и у людей, которые живут дружно
- Что может нарушить природное равновесие в сообществе?
- болезни животных или растений
- привезли новое животное
- загрязнение окружающей среды человеком
- природное равновесие нарушить нельзя
- К чему может привести лесной пожар (дополни):
Пожар – губит ………… - уменьшает количество ……………
- К чему ведёт неумеренный вылов рыбы?
- в магазине будет больше рыбных консервов
- рыба не в состоянии увеличивать свою численность
- лучше будут расти водоросли
- Найди ошибки в цепи питания. Составь эти цепи правильно.
Сосна – дятел – жук-короед
_________________________
Цапля – комар – лягушка
_________________________
- Дополни схемы:
Яйцо - …………… - взрослая птица
Икринки - ……………. – взрослая лягушка
……………… - малёк – взрослая рыба
яйцо – личинка - ……………. - бабочка
Проверка – фронтальный опрос, самооценка.
Итоги: 8-9 ++ - «5»
7-8 ++ - «4» слайд 17
Тем, кто получил меньше 5 ++, нужно ещё поработать, почитать по нашей теме дополнительную литературу.
(Обращение к выставке книг)
IV Подведение итогов занятия.
Чтение предложения: (вагончики)
БЕРЕГИ СВОЮ ПЛАНЕТУ, ВЕДЬ ДРУГОЙ НА СВЕТЕ НЕТУ! слайд 18
Объяснение смысла.
Учитель: Богатства Земли исчерпываются быстрее, чем восстанавливаются, и поэтому даже те, которые имелись у нас не так давно в изобилии, истощаются. Очень может быть, что за последние недели с лица Земли исчезло ещё одно животное, ещё одна птица или растение. Давайте будем помнить, что каждое животное или растение неповторимо. Вдруг мы его больше не увидим на Земле?
- Как называют место, где сохраняют растения и животных? (заповедники)
- Какой заповедник есть в пригороде Казани? (Раифский)
- Как названа книга, в которую вносят названия редких и исчезающих растений и животных? (Красная)
- Почему именно этот цвет выбрали для названия? (Красный – цвет опасности, предупреждения)
- Что изображено на знаке, символизирующем охрану природы? (панда)
+ Итоги по «листикам-баллам» . Оценивание работы групп (деревья с густой кроной – победители)
- Почему именно этот паровозик выбрала для сегодняшнего урока?
Досмотрим м/ф.
Дополнительное задание к следующему занятию кружка : нарисовать 2-3 цепи питания, сложившиеся в природных сообществах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира по теме:"Сохраним удивительный мир растений и животных". Охрана природы».
Тема урока: «Сохраним удивительный мир растений и животных. Охрана природы». Задачи урока:повторение и систематизация знаний о растениях, животных; анализ умений учащихся классифицировать предметы ...
УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ «Зона Арктических пустынь. Особенности природы. Виды растений и животных, внесённых в Красную книгу»
Цель урока: сформировать у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь; познакомить с особенностями природы( условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе...
Растения и животные пустыни, как они приспособлены к условиям жизни в пустыне, знать, что природа пустыни нуждается в бережном отношении.
Задачи урока: предметные - формировать представление о природной зоне пустынь; ознакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром, дея...
Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни людей»
Исследовательский проект "Растения и животные в природе и жизни людей"Урок по окружающему миру для 2 класса...
Царства живой природы: растения и животные
Экскурсия в лес. 2 класс....
План-конспект внеурочного занятия (ФГОС) «Экологические связи неживой и живой природы. Растения и животные нашего края»
Систематизировать и расширять знания учащихся о природе родного края. Формирование интереса к изучению флоры и фауны региона и её значения в жизни человека, формирование экологической культуры...
Технологическая карта по Кубановедению Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни людей» -2кл
Исследовательский проект по кубановедению...