УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ «Зона Арктических пустынь. Особенности природы. Виды растений и животных, внесённых в Красную книгу»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Цель урока: сформировать у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь; познакомить с особенностями природы( условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, её использование; развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на изученный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_arktika.docx | 956.79 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
«Зона Арктических пустынь. Особенности природы. Виды растений и животных, внесённых в Красную книгу»
МБОУ ООШ № 16
Учитель О. А. Байкова
4 «А» класс
Армавир, 2014г.
Тема: Зона Арктических пустынь. Особенности природы. Виды растений и животных, внесённых в Красную книгу.
Цель урока: сформировать у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь; познакомить с особенностями природы( условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, её использование; развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на изученный материал.
Оборудование:
Карта « Природные зоны России», слайды, картины, рисунки детей, раздаточный материал, рабочие печатные тетради, сочинение, тестовые задания.
Ход урока. 1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
-Где-то на белом свете
Там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи
О земную ось.
Мы отправляемся с вами туда,
Где царство холода, снега и льда!
- Мы путешествовали по нашей стране с востока на запад и наоборот. А сегодня изменим наш маршрут – возьмём направление с севера на юг по природным зонам России. Наша научная экспедиция отправляется за Полярный круг, в зону арктических пустынь.
2.Проверка знаний и умений.
Конкурс сочинений: « Какой я представляю себе Россию, глядя на карту».
На первом этапе заслушиваются сочинения, а потом выбирается лучшее в классе.
Тест « Моря, озёра и реки России».(2 человека на месте).
Выполнение заданий в рабочей тетради стр.34 (2 человека на месте).
Индивидуальный опрос:
-Покажите на карте и расскажите о Дальневосточном морском заповеднике.(1 человек у доски).
- Назовите и покажите на карте моря Северного Ледовитого океана. Расскажите об одном из них.(1 человек у доски).
3. Работа над новой темой.
К бескрайним просторам Северного Ледовитого океана, к его островам наш путь. Членами нашей экспедиции являются географы, ботаники и зоологи. (Работа ведётся в группах. Каждой группе даётся раздаточный материал.)
1. Арктика- это огромное пространство ….( ) океана, с …( ) и ..( ). Солнце направляет на это пространство ..( ) лучи. Оно ..( ), но не ..( ). Зимой в Арктике …( ). Темноту освещают: луна, звёзды и ..( ). Дуют ..( ), бушует ..( ). Температура опускается до ..( ) градусов. Летом в Арктике ..( ), но ..( ) тоже нет. Это зависит от географического …( ) арктической зоны. Температура лишь на ..( ) градусов выше ..( ).
2. На островах прямо на голых …( ) встречаются …( ), они очень ..( ). Также приспособились к жизни на камнях ..( )и …( ). В толще воды, не покрытой ..( ), большое количество…( ).
3. Животных арктической зоны кормит …( ). Морскими водорослями питаются …( ), а ими ..( ). Основная пища птиц и животных – это ..( ). На скалистых берегах собираются .. ( ), ..( ) и ..( ), здесь они выводят ..( ). Птиц с необычными клювами называют ..( ). Все звери - прекрасные ..( ). От холода их защищает слой..( ). Это ..( ) и ..( ). На тюленей охотятся ..( ). У них длинная густая шерсть ..( ) цвета и ..( ) лапы, чтобы удобнее было.. ( ) по льду и снегу.
- Найдите на карте природных зон зону арктических пустынь. Назовите острова, которые относятся к этой зоне.( Острова: Земля Франца Иосифа, Северная Земля, остров Врангеля.) При ответе используется карта в учебнике на стр.64-65и стр.77.
Нашей экспедиции предстоит выяснить: почему здесь такие суровые зимы?(задача для географов); какие растения встречаются в этой зоне? (задача для ботаников); какие животные населяют арктическую пустыню? ( задача для зоологов).
Каждая группа получает раздаточный материал и карточку – «помогайку».
Раздаточный материал для географов: картины «Северное сияние» и «Ледяная пустыня». Рекомендации в учебнике на стр.78, 79.
Раздаточный материал для ботаников: карточки с изображением растений. Рекомендации в учебнике на стр.79, 80, 81.
Раздаточный материал для зоологов: карточки с изображением птиц и животных. Рекомендации в учебнике на стр.79 – 82.
Ребята группой вставляют пропущенные слова, готовят рисунки и озвучивают рассказ с показом рисунков.
Итак, ребята, все научные группы хорошо поработали. Можно ли назвать арктическую зону пустынной? ( В Арктике не совсем пусто. Там растут растения, живут животные и птицы и даже выращивают детёнышей, несмотря на суровые условия.)
4.Давайте вместе с медведем погреемся. Физминутка.
Топай, Мишка,
Хлопай, Мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперёд и вниз.
Улыбайся и садись.
5.Продолжение новой темы. Фронтальный опрос.
- Какой вы представляете себе Арктику?
-Где находится ледяная зона? Давайте на карте покажем её границы. ( Нанесите границы Арктики в своих контурных картах.)
- Какие явления природы можно наблюдать в Арктике? Почему они возникают?
Отгадайте загадку:
Что за чудо – чудеса:
Загорелись небеса!
Ой, горит- пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Кто зажёг огонь чудесный,
Золотой костёр небесный?
Никого за тучей нет.
Это с неба льётся свет. ( Северное сияние.)
-Какие растения могут расти в полярных районах? Как вы думаете, в суровых условиях , да ещё с загрязнением воды и берегов, легко выжить итак небогатому растительному миру в Арктике?
- Пребывание человека в Арктике приносит пользу или вред живой природе ледяной зоны?
- Да, ребята, в результате неумеренной охоты людей белые медведи и моржи стали редкими. Они внесены в Красную книгу России.
Просмотр всей презентации с отгадыванием кроссворда с ключевым словом « Арктика».
6. Подведение итогов.
По ходу работы над новой темой на доске заполнялась таблица: Арктика – царство льда и снега.
7. Оценивание работы всего класса и отдельных детей.
8. Домашнее задание: стр.78- 86.»Проверь себя»: Вариант – 1 задание №1; Вариант – 2 задание №2. Оформить работу на альбомном листе.
Используемые источники:
1. Учебник А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова «Окружающий мир» - 4 класс 1 часть М. –Просвещение школа Росиии.
2. Рабочая тетрадь А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова «Окружающий мир» - 4 класс 1 часть М. –Просвещение школа Росиии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира: Зона Арктических пустынь.
Урок окружающего мира 4 класс, УМК "Школа России", А. Плешаков по теме: Зона Арктических пустынь. Представлен конспект урока. Цель урока: познакомить детей с зоной Арктических пустынь, географ...
Конспект урока по окружающему миру «Зона арктических пустынь» 4 класс
Конспект содержит в себе презентацию...
Конспект урока по окружающему миру "Зона Арктических пустынь" ( с применением сингапурской методики обучения)
АННОТАЦИЯ:Цели урока:· сформировать у учащихся представление о природной зоне Арктических пустынь;·...
Презентация к уроку окружающего мира "Зона арктических пустынь" 4 класс
Цель: сформировать у учащихся понятие «Арктика»; познакомить учащихся с особенностями (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы данной...
Конспект урока по окружающему миру «Зона арктических пустынь» 4 класс
Конспект урока по окружающему миру «Зона арктических пустынь» 4 класс...
Конспект урока по окружающему миру "Зона арктических пустынь" 4 класс
Сформировать у учащихся представление о природной зоне арктической пустыни. Познакомить с географическим положением «ледяной зоны», её особенностями, животным и растительным миром, ролью человека....