Технология проведения (этап урока, цель) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
Организационный момент Цель: формирование самооценки готовности к уроку | С давних времён из века в век Узнать стремился человек Как труден путь, что там вдали? И снаряжал он корабли, И опускался до глубин, И поднимался до вершин. Материки он открывал, Как мир прекрасен узнавал. За знанья жизнь отдать он мог, Садитесь, мы начнём урок. | Самоорганизация, оценивают свою готовность и настрой на работу.
| Самооценка готовности к уроку. Учебно-познавательный интерес к данному уроку.
|
Психологический настрой с применением мотивирующего приёма «Яркое пятно» Цель: создание положительного эмоционального фона | Сегодня такой замечательный день, вы пришли в школу с хорошим настроением, улыбнитесь друг другу и подарите тепло ваших рук соседу по парте, для этого прикоснитесь ладошками с ним. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость общения друг с другом. Позвольте начать наш урок с притчи. Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: — Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: — Всё в твоих руках. Ребята, вы поняли, к чему я это сказала? На уроке вы получите новые знания, какими они будут: большими или маленькими, интересными или не очень, зависит от вас, у каждого из вас они будут свои, всё в ваших руках. | Улыбаются и прикасаются ладошками друг с другом. | Включение детей в активную познавательную деятельность, создание ситуации успеха и доверия. |
Актуализация знаний (подводящий диалог) Цель: актуализировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний | Ребята, сегодня я предлагаю отправиться в кругосветное путешествие по земному шару, не выходя из класса. - А кто первым совершил кругосветное путешествие? - А что он доказал своим плаванием? - На чем совершил своё путешествие Фернан Магеллан? - Как вы думаете, почему? - Следуя примеру Магеллана, мы отправимся в путешествие на корабле. Из кого состоит команда на корабле? Отличительная черта одежды у моряков на бескозырке синие под цвет моря ленточки, а на кончике ленты золотой якорь. Вот и я вам предлагаю почувствовать себя настоящими моряками, надеть эти синие ленточки, как галстук, а капитан корабля наденет белую ленту. В путешествии нам необходимо будет ориентироваться. Что лучше взять в путешествие: карту или глобус? Почему? Отправляясь в путешествие, нам необходимо подготовиться, собрать «Рюкзак знаний». Вспомним материал прошлого урока. 1. Всесторонняя проверка уровня раннее усвоенных знаний, проверка домашнего задания. Работа в группах. Дифференцированные задания в конвертах.
Отправляемся в путешествие? К берегам неведомой земли Плывут по морю корабли, Командам не страшны преграды, На острове всех ждут награды! Полный вперед! (звучит сигнал отправки корабля).
|
Высказывают свои ответы.
Выслушиваются ответы детей.
Фернан Магеллан.
Шарообразность Земли. На корабле. Потому что не было самолетов. Матросы и капитан. Дети одевают ленточки-галстуки. Глобус - уменьшенная модель Земли. Глобус больше похож на нашу планету, но картой пользоваться удобней. Карта – это изображение поверхности Земли на плоскости.
| Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
Введение в тему урока Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит определение темы урока и формулирование цели урока
|
Приём «Снежный ком» - Кто из вас бывал на настоящем море?
- Кто любит отдыхать на берегу реки?
- Кто любит прогулки в дождь?
- Кто любит гулять во время снегопада?
- Кто пил воду из родника?
- И ,наконец, кто любит минеральную воду?
Какого понятия касаются все вопросы? Что мы будем исследовать, вы узнаете отгадав загадку: Состоит он из морей. Ну, давай, ответь скорей: Это не воды стакан, А огромный … - На земной поверхности существует много различных водоёмов. Как вы думаете, какой водоём самый большой? (океан) – Как вы думаете, чему сегодня будет посвящён наш урок? - Сформулируйте тему урока. Какие цели и задачи мы можем поставить перед собой, отправляясь в путешествие? - Узнать, что такое «океан».
- Сколько океанов есть на Земле.
- Где они расположены.
- Как они называются.
- Каков растительный и животный мир океанов.
- Влияют ли океаны на жизнь человека. Как?
Игра «Собери определение». На карточках дан набор слов. Нужно из них составить предложение. Составьте предложение: Что такое океан?. И запишите его на этих же карточках. Время – 1 минута. Работа со словарем. - Чтение в словаре, что такое океан?.( Океан – часть Мирового океана, находящаяся между материками. Океан – крупнейший водный объект, составляющая часть Мирового океана, расположенный среди материков, обладающий системой циркуляции вод и другими специфическими особенностями).
- Рассмотрите на глобусе, чего больше на земной поверхности: воды или суши? (воды) Соотношение сухопутной и водной поверхности Земли. Эту огромную массу воды, окаймляющую материки и острова, называют также Мировым океаном. Почему нашу планету называют голубой?Слайд№8 - Почему планету Земля не назвали планетой Океан? (Более 2/3 поверхности Земли покрыто водной оболочкой - Мировым океаном. Да и вы уже отметили, что голубого цвета гораздо больше на глобусе, чем зелёного, жёлтого, коричневого. Но вся толща Земли состоит в основном из горных пород, и только небольшая её часть из воды. Средняя глубина Мирового океана всего 4 км, а расстояние до центра Земли составляет 6371 км.
- Чтение в словаре о том, что такое Мировой океан. (Непрерывная водная поверхность Земли). Игра – минутка «Морская буря в стакане». Вопрос: Как вы думаете, почему суда, отправляясь в дальнее плавание, всегда берут с собой запас пресной воды? Ведь кругом вода? -Правильно! Она солёная. Это одно из свойств океанической воды солёность -Что такое солёность? Обычно в 1000 г морской воды растворено 35 г разных солей (примерно чайная ложка на стакан воды). Эту величину принято называть соленостью и измерять не в процентах (сотых долях числа - %), а в промиллях (тысячных долях числа - %о). Средняя соленость Мирового океана — 35 промиллей, или 35%о. В разных частях Океана соленость может быть выше или ниже средней океанической. Игра (Море волнуется) Мы совершаем путешествие по океанам и должны запомнить их названия. Сколько океанов на Земле? Вам надо соединить названия океанов со словом океан. ( дети с карточками ходят по классу и ищут пару)
|
Высказывают свои ответы. Выслушиваются ответы детей. Актуализируются знания, необходимые для понимания новой темы.
Вода.
Океан.
Учащиеся ставят цель . Уточняют тему. Определяют средства. Формулируют шаги реализации цели.
- Узнать, что такое «океан».
- Сколько океанов есть на Земле.
- Где они расположены.
- Как они называются.
- Каков растительный и животный мир океанов.
- Влияют ли океаны на жизнь человека. Как?
Составляют предложение. Работают со словарём.
- Чтение в словаре, что такое океан?.( Океан – часть Мирового океана, находящаяся между материками. Океан – крупнейший водный объект, составляющая часть Мирового океана, расположенный среди материков, обладающий системой циркуляции вод и другими специфическими особенностями).
Вода.
В учебнике или в толковом словаре (работа в словаре).
Высказывают свои ответы. Выслушиваются ответы детей.
Объединяются в группы.
| Самоопределение к деятельности: создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); выделяется содержательная область («могу»)
Этап определения темы и целей урока. Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: моделирование, выбор эффективных способов решения задач.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.
|
Совместное открытие знаний.
| ( Метод.прием «Вместительный рюкзак» Кто больше запомнит сведений, выигрывает, тот, у кого останется последнее сообщение). Миллионы лет тому назад вся поверхность нашей планеты была покрыта водой, но в наше время водой занято только две трети поверхности Земли. Для удобства водный простор нашей планеты, то есть Мировой океан, делят на меньшие части. Таким образом его разделяют на четыре меньших части, которые тоже называются океанами, Стихотворение «Океаны Земли» (показать на карте) Спят четыре океана Синеглазых великана. Солона у них водица, Не удастся ей напиться. Тихий океан к востоку, Самый сильный и большой. Атлантический на Запад С голубой бежит волной. Океан Индийский к Югу Занимает синий угол. А для Северных сторон Ледовитый шлёт поклон. -Названия каких океанов вы запомнили? Дети называют, учитель еще раз показывает на карте -В стихотворении не говорится ещё об одном океане (Южный) - Так сколько океанов на нашей планете? (5) - Но так было не всегда. Когда ваши родители учились в школе, они говорили, что на Земле 4 океана. Где нам найти информацию, с какого времени считают, что океанов 5? (энциклопедии, Интернет) C 2000 года Международная гидрографическая организация решила разделять Мировой океан на пять океанов Океаны питают сушу влагой, а воздух – кислородом. Не дают океаны замёрзнуть Земле и излишне разогреться, потому что медленно остывают и нагреваются их воды. Многие учёные считают, что жизнь на нашей планете зародилась именно в океане. Богатейший растительный и животный мир океанов, имеющиеся на их дне полезные ископаемые смогут обеспечить человечество в будущем всем необходимым для жизни. -Как вы думаете, при каких условиях это возможно? (при бережном отношении к морским ресурсам)
4.Осмысление,первичная проверка понимания и коррекция усвоения новых знаний. Проверка собранных сведений в «Рюкзаке знаний». Практическая работа с физической картой полушарий. 1) Найдите и покажите все океаны Земли ( карандашами в тетрадях), один ученик указкой на доске. 2) Прочитайте их названия. 3) Определите, в каких полушариях Земли находятся океаны. 4) Определите, какой океан самый большой. Какой океан самый маленький. – В каком полушарии можно встретить все океаны сразу?– Какой океан омывает сразу четыре материка?– А какой океан омывает пять материков?– Сколько материков омывает Атлантический океан?– Сколько материков омывает Северный Ледовитый океан?
– Вернёмся к нашим маршрутам. Теперь вы сможете рассказать более подробно о вашем маршруте? – Подготовьте свои рассказы. |
Слушают стихотворение.
Работа с картой у доски
Работа с картой у доски
1-я группа. Мы пересекли три океана: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан; три материка: Северную Америку, Евразию, Африку; три части света: Америку, Азию, Африку. 2-я группа. Мы обнаружили три океана: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан; три материка: Южную Америку, Австралию, Африку; три части света: Америку, Австралию, Африку. | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Физкультминутка «Морские жители» Цель: восстановление физических и духовных сил, снять динамическую усталость, восстановить работоспособность. |
Пришло время отдыха на корабле. Путешествуя по странам Утомились мы в пути. Предлагаю вам, ребята, Встать и с корабля сойти.
|
Если я называю материк: ходьба на месте, если океан «плывем». | Повышение активности, внимания, интереса к дальнейшему усвоению знаний.
|
Самостоятельное применение знаний (работа в группах). Проектная работа по составлению карты полушарий. Цель: развивать умение работать в группе по заданным критериям. |
Но прежде давайте повторим правила работы в группе. Для дальнейшего изучения океанов нам необходима работа в подводных лодках. Во время погружения, вы должны собрать сведения об одном из океанов, заполнив бортовой журнал: Название океана Наибольшая глубина Какие материки омывает Растительный и животный мир Работа будет дружной, если вы правильно распределите задание между членами экипажа. Игра « Ориентирование на местности» ( При помощи компаса найти конверт в классной комнате, в котором написано, какой именно океан вы будете исследовать) Работа в группах. Каждая группа получает задание прочитать статью в учебнике или в энциклопедиях и заполнить таблицу. - 1-я группа – Тихий океан.
- 2-я группа – Атлантический океан.
- 3-я группа – Индийский океан.
- 4-я группа – Северный Ледовитый океан.
- 5-я группа – Южный океан. ( «Открыть» океан, догадаться, где он находиться и показать на карте).
5.Интерактивная технология « Обучая – учусь». Презентация групп.
| Правила работы в группе: перед работой нужно договориться, кто и что будет делать; не говорить всем сразу; учиться разговаривать вполголоса; не спорить зря, а доказывать, объяснять.
Умение работать в группе. | Извлекать и перерабатывать информацию, договариваться о правилах поведения в группе и следовать им. |
Итог работы. Рефлексия. Цель: зафиксировать новые умения, полученные на уроке;
организовать рефлексию и самооценку ученикам собственной деятельности. | Рефлексия Человек – дитя природы, а не властелин. Мы должны об этом помнить всегда. Давайте попробуем обобщить всё то, о чём мы сегодня говорили на уроке и написать синквейн на тему “Океан” 1. Океан | 1. Океан | 2. Великий, бесконечный | 2.Безбрежный, огромный | 3. Волнует, пугает, шумит | 3.Бушует, ревёт, удивляет | 4. Наши океаны – загадочный мир. | 4. Пугающая сила для человека. | 5. Тайна. | 5. Стихия. |
Д/з. стр. 9 – 1, тетрадь стр.5.
Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Удалось ли нам ее решить? - Что нового узнали? - Как узнали, что помогло? - Где пригодятся знания? - Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний? - Для чего надо знать карту, условные обозначения, материки и океаны? Давайте дадим оценку нашему путешествию и своим успехам, т.е. оценим свою деятельность на уроке. Перед вами лежат рыбки. Если вы чувствовали себя комфортно на уроке, и у вас все получалось, ловим золотую рыбку; если ПОКА не все удавалось, поднимите серебряную рыбку; если трудных моментов было много, тогда появится черная рыбка. Мысленно положите на правую ладошку знания, с которыми пришли на урок, а на левую те, которые открыли на уроке. Объедините их. Давайте похлопаем друг другу. Теперь вы убедились, что всё в ваших руках. Молодцы! Вы замечательно поработали. |
Выслушиваются ответы детей.
Выполняют задание по предложенному алгоритму, организовывая рефлексию собственной деятельности. Обсуждаем заполненные рыбками аквариумы. | Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
|
Домашнее задание | С. 96-101 учить | Запись в дневниках |
|