Формирование экологической культуры у младших школьников
презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) на тему
Экологические проблемы призваны решаться средствами образования, что отражено в содержании Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС) второго поколения.
Экологическая культура обозначена как один из важнейших образовательных результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_ekologicheskoy_kultury.ppt | 1.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность исследования Экологические проблемы призваны решаться средствами образования, что отражено в содержании Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС) второго поколения. Экологическая культура обозначена как один из важнейших образовательных результатов.
Экологическая культура Экологическая культура – личностное качество, которым должен обладать каждый живущий на земле. Современные условия жизни и трудовой деятельности предъявляют повышенные требования к реализации личности в социуме и конкурентоспособности профессионалов на рынке труда в контексте экологических проблем.
Уроки «Окружающего мира» Приоритетная задача - формирование у учащихся единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. Происходит формирование в сознании детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению. Уроки нацелены на формирование бережного отношения к богатствам природы, навыков экологически обоснованного поведения в природной среде.
Элементы экологической культуры На уроке окружающего мира формируются элементы экологической культуры: знание основных закономерностей и взаимосвязей в природе и обществе; эмоционально-чувственные и эмоционально-ценностные переживания; деятельностно-практическое отношение.
Цели уроков «Окружающего мира» - формирование и развитие межпредметных связей в изучении экологических проблем; - развитие экологической компетентности; - формирование здорового образа жизни; - создание системы непрерывного экологического образования. В процессе обучения детей предмету «Окружающий мир» также предусматривается: - воспитание у школьников ответственного и бережного отношения к окружающей среде; - овладение экосистемной познавательной моделью и ее применением в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды; - осознание значимости концепции устойчивого развития.
Задачи уроков «Окружающего мира» формирование эколого-этической компетентности через усвоение системы эколого-этических знаний, умений, навыков и формирование эколого-этического мышления; развитие системы ценностных ориентаций (эколого-этических потребностей, мотивов, интересов), составляющих основу взглядов на окружающий мир, отношение к другим людям и к себе самому; усвоение социально-нравственных норм и принципов, формирование позитивного взгляда на мир природы и ценностных ориентаций к природоохранительной деятельности на основе убеждений.
Формы и методы работы на уроках «Окружающего мира» Игровые формы путешествия по лугу, лесу, морю. Экскурсии. Такие уроки более доступны и интересны младшим школьникам. Они расширяют знания детей об охране природы, раскрывают роль природы в жизни человека. С помощью атласа – определителя дети сами узнают названия растений и насекомых.
Формы и методы работы на уроках «Окружающего мира» Осенью дети развешивают кормушки для птиц, а зимой их подкармливают. Исследовательские работы на различные экологические темы: «Экономия воды в быту», «Куда девается мусор и откуда в снежках грязь», « Что я могу сделать для моего двора, города, Земли» и другие.
Формы и методы работы на уроках «Окружающего мира» Решение задач по экологии, например: «В путешествие отправились 26 человек. Сколько погибнет цветочков, если каждый сорвет по 3 цветка?» Составление памяток по экологии после каждой пройденной темы.
Вывод: Элементы экологической культуры можно и нужно вводить в учебный предмет и любое внеклассное мероприятие, будь то поисковая работа, военно-спортивная игра или творческий фестиваль. На уроках окружающего мира должны формироваться представления о значении науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф. Предметные знания – неотъемлемая часть знаний об основах охраны природы, рациональном использовании и разумном преобразовании окружающей человека среды.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: Бурова Л.И. Экологическая практика учащихся начальной школы: Пособие для учителя/ Л. И. Бурова, Г.П.Сеничева, А.В.Сорокина.– Вологда, 2014.–72 с.–(ВИРО). Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др. Окружающий мир. Ч. 1 «Обитатели Земли», 3-й класс. - М.: Баласс, издательство Школьный дом, 2012г. 3. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. М.:АРКТИ, 2014. — 320 с. 4. Основы экологии младшим школьникам: Практическое пособие. М.:АРКТИ, 2012. — 88 с. 5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: сборник нормативно-правовых материалов. М.: Вентана-Граф, 2013. — 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретико-методологические и практические основы формирования экологической культуры у младших школьников
Выступление на педагогическом совете...
«Урок окружающего мира в начальной школе как средство формирования экологической культуры у младших школьников»
Общество стоит перед проблемой экологического воспитания и образования. Человек – единственный зоологический вид на планете, который пытается нарушить законы экологии. Приоритетной задачей ...
Лекция: "Формирование экологической культуры у младших школьников".
Лекция: "Формирование экологической культуры у младших школьников"....
Формирование экологической культуры у младших школьников.
Воспитание экологической культуры реализуется через систему знаний, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы с учащимися. С целью формирования у младших школьников ...
Формирование экологической культуры у младших школьников
Сейчас как никогда остро стоит вопрос об экологической грамотности школьников Очень важно уделять внимание данной проблеме с начальной школы....
Инновационная практика продуктивной организации самостоятельного добывания знаний, направленная на формирование экологической культуры у младших школьников
Знание и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволяют нам выстраивать систему образовательных практик на площадке общения учащегося с окружающим миром. Формирование эк...