Формирование экологической культуры у младших школьников
материал (3 класс) на тему

Сейчас как никогда остро стоит вопрос об экологической грамотности школьников Очень важно уделять внимание данной проблеме с начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование экологической культуры

как фактор социализации учащихся в рамках внедрения ФГОС

                                                                                        "…Леса без птиц

                                                                                            И земли без воды.

                                                                                             Всё меньше

                                                                                            окружающей природы,

                                                                                            Всё больше –

                                                                                             окружающей среды".

                                                                               Р. И. Рождественский 

Такого ли будущего мы хотим для наших детей? Конечно, нет. Но все зависит от человека. Тот, кто способен вырубать леса в угоду своим прихотям и ради жажды обогащения – действует неразумно. Забирая что-то у природы, нужно обязательно давать что-то взамен. Иначе мы получим в итоге голую планету – без лесов и морей, без растений и животных.

       За последнее десятилетие в Российской Федерации предприняты активные усилия по развитию системы экологического образования, направленного на воспитание экологической культуры человека. В свете концепции устойчивого развития экологическое образование становится ведущим условием решения проблемы выживания человечества.  Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Формирование экологической культуры личности происходит в единстве образования и воспитания, урочной и внеурочной деятельности и экологизации всего образовательного пространства.

В современной практике встречаются недостатки и противоречия традиционной программы, которые делают работу малоэффективной:

1. Традиционная программа направлена в основном на развитие интеллектуальной сферы.

2. Природные ресурсы рассматриваются с точки зрения потребности в них человека, что приводит к потребительскому отношению к природе, а не к осознанию её как ценности.

3. Использование только учебных пособий без организации системной практической деятельности младшего школьника не может содействовать формированию экологической культуры.

Общество нуждается в творчески активных личностях, способных систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы, быть способными совершенствовать свои знания на протяжении жизни, т.е. обладать общеучебными компетенциями.

В связи с этим, общество диктует необходимость изменить модель восприятия мира у наших детей, предложив им экологически правильную ориентацию. Здесь изначально закрепляется сознание того, что человек - это не царь природы и не ее управляющий, а один из многочисленных организмов планеты, который должен жить в согласии со многими жителями Земли.

В школу приходят дети с разным уровнем подготовки. Результаты тестирования, проводимые в 1 классе, показывают, что дети различают и называют лишь небольшое количество животных и растений, не могут назвать их особенности, сравнивают объекты по разным несравнимым признакам, не всегда проявляют гуманное отношение по выходу из трудной ситуации. Как изменить ситуацию? Чему учить? Каков общий состав знаний доступен младшему школьнику? Каковы требования к экологической подготовке младших школьников? Чтобы ответить на эти вопросы, педагогу необходимо владеть основами экологического образования и строить работу с детьми по экологическому образованию и воспитанию в системе. (взять схему Измени себя )

Целью экологического воспитания и образования является формирование экологически культурной личности, которая предполагает наличие у человека определённых знаний и убеждений; готовности к деятельности и, главное, практической деятельности, которая согласуется с требованиями ответственного и бережного отношения к природе. Экологически культурная личность предполагает наличие у человека активной жизненной позиции.

В процессе обучения у школьников формируются ключевые компетентности, базирующиеся на четырех основаниях:

 -      учиться познавать

 -      учиться делать

 -      учиться жить

 -      учиться быть

Экологическое образование осуществляется через урочную и внеурочную деятельность. На уроках окружающего мира (1-4 классы), ОБЖ, биологии, химии, географии байкаловедения (5-9 классы) дети получают базовый уровень знаний. Выход за страницы учебника осуществляется через внеурочную деятельность.

Во внеурочной деятельности экологического образования  мы выделяем следующие направления работы:
- познавательное  -  дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины;
- познавательно-развлекательное  -  праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, виртуальные путешествия.
- практическое  -  посадка деревьев и кустарников, озеленение классных комнат, территории школы, подкормка птиц, посещение приюта  для бездомных животных «Хатико», выступления на родительских собраниях.
- исследовательское  -  экскурсии, наблюдения, опыты, оформление и защита проектов.

   Начинать экологическое воспитание надо с раннего возраста, т.к. все дети обладают «природолюбивыми» задатками, которые могут в дальнейшем перейти в устойчивые нравственные качества» (Г.В. Шейнис) и знания, приобретенные в это время, могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

1. На дошкольном этапе экологического образования общение детей с природой происходит в игровой форме.  Дети с удовольствием наблюдают за природой, выполняют несложные задания, что служит основой для развития чувства доброты, гуманности и понимания целостности всего живого. Школа взаимодействует с МДОУ №9 «Теремок» и №22 «Искорка».

Взаимодействие осуществляется через деятельность школьного экологического координационного совета (руководитель Сапрыко Е.А.), координаторы Морозова Л.Н., методист ДОУ №9  и Болдина Е.К., руководитель МО классных руководителей начальной школы. Дошкольники являются активными участниками экологических троп, праздников и викторин, проводимых в школе.

   2.Начальная школа — важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практическо - деятельностных отношений детей к окружающей среде,  своему здоровью. Исходя из этого, встает вопрос: в чем сущность экологического просвещения в начальных классах и какие понятия доступны для восприятия младших школьников?

Во – первых, при изучении окружающего мира необходимо раскрывать разнообразные и достаточно сложные связи. Это способствует теоретическому повышению знаний и развитию интереса.

Во – вторых, повышать экологическую культуру школьников, что способствует ответственному отношению к природе.

В школьные документы в рамках ФГОС НОО введено понятие «образовательная область» - объединение нескольких учебных предметов. «Образовательная область» открыла возможности для сближения предметных областей и построения интегрированных курсов. То есть, вывело содержание общего образования на уровень метапредметной интеграции. Интеграция позволяет экономить учебное время, активизировать познавательную деятельность.  Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают соотношение между урочными и внеурочными формами организации образовательного процесса в процентном отношении 70% (урочные формы) и 30 % (внеурочные формы). Перед нами встал вопрос: «Какими формами и в каких образовательных пространствах возможно осваивать не только предметные знания, но и достигать метапредметных результатов?»  Коллективом учителей начальных классов была начата деятельность по разработке подобных форм организации образовательного процесса, которые получили название «образовательный модуль». В результате коллективной  работы нами было разработано несколько  модулей для 1-4 классов, среди них 3 естественно-научных модуля «Как прекрасен этот мир», «Мир вокруг нас» (реализован в марте этого года), «Чудеса, да и только».

    Модуль «Мир вокруг нас» (3-4 классы), разработанный учителями начальной школы, биологии и химии имеет экологическую направленность. В течение целой учебной недели 2 параллели (3 и 4 классы) учились по особому расписанию, в котором не было привычной череды предметов, а в котором была лаконичная формулировка «образовательный модуль», проводились интегрированные уроки математики и изобразительного искусства, химии и музыки. Основная идея образовательного  модуля -координация (пересечение) разных учебных предметов в коллективах школьников не в привычной для них классно-урочной форме. В результате подобной координации у обучающихся  возникала потребность в  социальном действии и достижении определенного социального результата.

Модуль «Чудеса, да и только!» в 4 классе позволил  выделить инициативно – творческий уровень экологической образованности младших школьников, что предполагало   системные знания о природе, о взаимосвязях с ней, развитые экологические убеждения. В течение 2 недель перед школьниками ставилась учебная задача, которая решалась ими совместно с организаторами и экспертами из числа родителей и педагогов школы. Организаторами выступали учителя 4 классов, а экспертами – учителя-предметники основной школы и родители.  Задача организаторов – сопровождение учеников в рамках темы, оказание консультативной помощи, задача эксперта – организационная помощь, отслеживание продвижения проектов и процесса формирования компетентностей при помощи специально разработанных экспертных листов.   В рамках реализации данных модулей ребята проводили виртуальные экскурсии, защищали проекты и выступали с ними перед родителями, проводили исследовательские работы, готовили презентации. Все наработки представляли на ученической научно-исследовательской конференции.      При  формировании экологической культуры младших школьников огромную роль играют массовые внеклассные занятия:  ролевые игры на экологические темы.

3. В основной школе (5-9 классы) формируем у учащихся  основы экологических понятий с системой рационального природопользования, навыками компетентного поведения в природе через урочную и внеурочную деятельность.

Координационным центром экологического образования является «Школа дикой природы», под руководством учителя биологии Сапрыко Е.А. и ученицы11 класса Довгаль Анастасии.

Цели:

- формирование новой этики отношений и ее пропаганда среди учащихся, друзей, в семье ;

- формирование целостной картины мира в сознании учащихся на основе познания законов природы, взаимосвязей природы и общества;

- изучение природы родного края и участие в пропаганде экологических знаний и охране природы.

Задачи:  

- Показать познаваемость явлений природы, вырабатывать умения формулировать и решать познавательные задачи, осуществлять доступные наблюдения, описывать природные объекты исследования, взаимосвязи в природе, выявлять антропогенную нагрузку на природную среду.

- Учить решать проблемы охраны природы, своего здоровья.

- Рассматривать многообразие видов и экологических систем.

- Помочь учащимся в овладении опытом реальной экологической деятельности для решения проблем своего микрорайона, города.

- Проведение экскурсий по экологическим тропам, комплексное изучение состояния объектов местных ландшафтов.

- Осуществлять межпредметную интеграцию в вопросах познания объектов и природных явлений, формирования экологического сознания.

Старшеклассники, входящие в объединение (26 человек) являются тьюторами: проводят тематические десятиминутки в школе первой ступени, соцопросы, акции, занятия с юными экологами, помогают им в работе с  проектами.

Учителя биологии и химии  были инициаторами проведения образовательного модуля «Климат, энергетика и биоразнообразие», цель которого изучение биоразнообразия нашей местности, развитие информационной и коммуникативной компетентности, формирование экологической культуры учащихся и педагогов школы. В данном модуле задействованы учителя –предметники биологии, химии, математики, физики, иностранного языка. Итог работы данного модуля – выступление экологов школы на страницах местной газеты «Вечерний Усть-Илим» статья «Добрые дела делаем вместе» и обращение к жителям города «…Пересмотрите свои потребности, подумайте о будущем внуков и детей, экономьте природные ресурсы».

4. В полной средней школе (10-11 классы) старшеклассники получают   расширенные знания по экологии, анализ примеров глобальных, региональных и местных экологических проблем, причин негативных процессов в природе и путей их устранения. Приводятся  примеры компетентных решений выхода из сложных экологических ситуаций, учащиеся моделируют  условия перехода к устойчивому развитию.

Такое наращивание знаний способствует развитию ответственности, гражданского отношения к окружающей среде, к родному краю, к своей трудовой деятельности, к развитию экологической культуры как части общей культуры человека, проявляющейся в его духовной жизни, поступках и быту. Экологическая группа учащиеся совместно с родителями  выступают в роли экспертов.

  • Формы организации работы можно представить в виде схемы:

Описание: http://www.bestreferat.ru/images/paper/13/53/8875313.gif

Одной из приоритетных форм работы следует считать включение ребят в проектную деятельность. Работа над проектом способствует формированию принципов повседневной жизни Человека на Земле во взаимодействии со всем окружением. Эти принципы помогут ему принимать правильные решения в интересах Природы и Жизни. Этой цели можно достичь, направляя повседневную работу детей на конкретную природоохранную деятельность.

Дети работают над проектом индивидуально или малыми группами, привлекая родителей. По срокам исполнения проекты могут быть краткосрочными (выполняются в течение какого-то этапа урока или рассчитаны на один урок, среднесрочными или долгосрочными – выполняются в течении более длительного времени).

У всех школьников, участвующих в проектной деятельности, значительно возрастает интерес к вопросам экологии, к изучению биологии. Они учатся самостоятельно определять проблему и находить ее решение. По сравнению с другими эти учащиеся добиваются более высоких результатов в ходе проверочных работ по соответствующим темам школьного курса.

Одним из направлений деятельности школы является участие в Международной программе Эко-школы  «Зеленый флаг» с 2010 года, главной целью является привлечение к практическим делам максимального количества учащихся школы. Участие осуществляется через выполнение общешкольных проектов  «Наше природное наследие», «Рациональное управление отходами», «Экологический  след», «Беречь энергию – это круто», «Школа – территория здоровья», «Водный голос планеты». К разработке и реализации проектов привлекаются родители.  Защита проектов проходит на заседаниях Родительского и Управляющего советах с приглашением депутатов Городской думы.

С 2014 – 2015 года координационным экологическим центром разработан и внедрен сетевой экологический проект «Бурундучок».

Сетевой проект с использованием  технологий дистанционного обучения проводится в рамках организации внеурочной деятельности. Участие в сетевом проекте предполагает  выполнение обучающимися заданий, содержание которых на принципе интеграции предметных областей «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Биология», «Русский язык», «Музыка» и др.

3.Основными целями и задачами Сетевого проекта являются:

1) Апробация использования дистанционных форм обучения в 1-6 классах в соответствии с ФГОС:

- личностных – гражданская идентичность в форме осознания  «я» как жителя области, гражданина России;

- предметных – находить на карте страны свой регион, описывать природу экологическую обстановку родного  края;  

- метапредметных – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять расширенный поиск информации с помощью Интернет-ресурсов, библиотек, преобразовывать информацию из одной  формы в другую, координировать свою работу в группе, знать формы и правила межличностного общения;

Участниками Сетевого проекта могут быть учащиеся 1-6 классов школ города, района, воспитанники дошкольных учреждений;  желающие могут принять как индивидуальное участие,  так и работая в группе по интересующим направлениям:

- исследовательское;

- творческое (сочинения, сказки, рассказы);

- познавательное;

Для участия в Сетевом проекте необходимо зарегистрироваться  на сайте__________, представить визитную карточку. Участие в конкурсе бесплатное (слайд).

Диагностика

На диагностическом этапе была проведена анкета с целью проверки первоначальных умений, навыков вести себя в природе (слайд).

 - Что такое экология?

- Что такое экологическая безопасность?

- Что вы знаете о Красной книге?

- Есть ли Красная книга в Иркутской области?

- Что такое заповедник?

  Анализируя результаты входных анкет, следует вывод, что представление учащихся об экологии как науке  очень несовершенны, неглубоки и имеются далеко не у всех учащихся.  По результатам повторного анкетирования видно, что знания усвоились лучше. По итогам работы нами были разработаны рекомендации по успешному экологическому воспитанию:

1. В целях формирования экологической культуры учащихся необходим комплекс мер: продолжить работу по совершенствованию содержания учебных программ с учетом экологических вопросов в соответствии с содержанием образования.

2. Расширять и углублять все виды внеурочной деятельности  экологического образования - познавательную, трудовую, исследовательскую, краеведческую. Продолжить внедрение в учебный процесс различные спецкурсы и факультативы экологического аспекта.

3.Активизировать участие младших школьников в разнообразной опытно-исследовательской, природоохранной деятельности, организовывать экологические клубы, кружки и т. д.

  Описание: http://www.bestreferat.ru/images/paper/12/53/8875312.gif

Распространение опыта.

В целях распространения опыта проводятся открытые уроки, воспитательные мероприятия, мастер-классы для учителей и родителей школы.

-Мастер-класс для учителей начальной школы «Роль интегрированных уроков в формировании экологической культуры младших школьников».

- Интегрированные уроки для учителей школы: «Экосистемы леса» (окружающий мир, биология), модули.

Воспитательные мероприятия для учащихся и родителей:  

-ярмарка «Осенний погребок»;

-«Ай, да масленица!»;

-«Синичкин календарь»;

 -«Праздник царицы Осени».

-«Птицы – наши пернатые друзья»;

-брейн-ринг «Лесопарки просят помощи»;

- День Земли;

- В царстве Берендея;

-Дни Байкала.

- Конкурс рисунков “Природоохранительные знаки” (ребятам предлагается нарисовать различные природоохранительные знаки, которые можно установить в лагере, в лесной зоне заботы, на экологической тропе).

-Экскурсии в Краеведческий музей, Картинную галерею.

Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию способствует значительному повышению экологической культуры школьников, сформированности  ключевых компетенций.

Ошибки человечества, нанесшие огромный и часто непоправимый ущерб природе, были совершены не по злому умыслу, а по незнанию и недомыслию. Поэтому нужен новый тип образования – образование для устойчивого развития, когда экологическое образование становится одним из основных средств обеспечения личной, групповой и общественной безопасности

 «…Человечество слишком долго вело себя на планете как неразумный хозяин. Создавая удобства для комфортной жизни, мы напрочь забыли о том, что ресурсы природы, увы, далеко не безграничны, что жить в городах, где воздух грязен и отравлен, придется нашим детям. Настало время вспомнить о том, что природа не прощает ошибок. Человек должен позаботиться о природе, вспомнить, что он и сам – часть этой природы. Разумно ли пилить сук, на котором сидишь?»

                                                                            В. Распутин 

   

Литература:

  1. Начальная школа № 4 2013г.
  2. Е.Н. Дзятковская «Экологическая безопасность в школе» Центр «Образование и экология», 2009

     3.  К.Н. Поливанова  «Проектная деятельность школьников», М.,     «Просвещение», 2011г.

    4.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.     М., «Просвещение» 2011г.



Предварительный просмотр:

Выступление на заседании  общешкольного Родительского Совета  19.04.2016 г.

Здравствуйте, уважаемые друзья!

Вас приветствует 3 класса «Б» сплоченная семья!

Елена Константиновна – глава семьи.

Золотая середина – наши дети, ее ученики!

А мы – учителю поддержка

И для детей авторитет,

Ко всему неравнодушный родительский комитет!

   

   Несмышлеными первоклашками в 2011 году

   Встали наши дети на школьную тропу!

   Чтоб идти на знаний свет,

  Тогда и образовался  наш Родительский комитет!

 

С тех пор мы все вместе растем

И вот уже третий год в ногу со временем

И школьными  реформами  идем!

Вместе осваиваем новые Федеральные стандарты

Участвуем в Днях здоровья и в спортивных стартах!

Мы в первых рядах на всех школьных ярмарках!

           

 А праздники наши проходят непринужденно и ярко

 С вручением разных призов и подарков!

Новогодние каникулы для нас – зимняя сказка!

Мы традиционно ездим в Невон  водить хоровод и на плюшках кататься!

23 февраля – поздравления нашим мальчишкам нужны,

Ведь они будущие защитники страны!

8 марта чествуем девочек, бабушек и мам!

А на масленицу отдаем должное блинам!

КВНы и открытые уроки – просто песня!

Они для нас очень познавательны и так интересны!

У нас в классе есть свои художники и поэты,

Наши дети защищают замечательные проекты!

Мы проводим много разных экскурсий,

Отдыхаем на курорте «Русь»,

Но все запланированные и проведенные мероприятия

Перечислить я не берусь!

Вы просто заметьте – все это проходит

При содействии родительского комитета!

Вот и весь сказ!

Делайте вывод – сплоченная семья – это про нас!

Так мы представили отчет о работе классного Родительского комитета и заняли первое место!



Предварительный просмотр:

Отчет о работе  родительского комитета

3Б класс

        2013 – 2014 учебный год        

«Рождается ребенок.

В общество приходит его новый собрат.

Он мал, слаб, неразвит,

ничего не знает ни о мире, ни о себе.

Это, конечно, человек,

но человек будущий, потенциальный».

Н. Бердяев

И то, каким он вырастет, что ждет его в будущем, как сложится его судьба,  насколько успешен он будет в жизни, зависит от окружающих его взрослых, родителей, педагогов детского сада, а затем школы и высших учебных заведений. Насколько серьезно относятся они к тому, что отвечают за эту маленькую зародившуюся жизнь.

Совершенно очевидно, что на вопрос, только ли семья может обеспечить воспитание активной, творческой, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности, ответ однозначен – «нет».

Семья и общеобразовательные учреждения представляют собой два важных института социализации детей: для полноценного развития ребёнка необходимо тесное взаимодействие обеих сторон.

И родители, и классный руководитель, должны понимать, что только общее сотрудничество способно сделать совместную деятельность учеников, учителей и родителей содержательной, интересной, радостной.

Мы хотим представить воспитательную систему нашего класса, цель которой – сотрудничество классного руководителя с родителями обучающихся  как средство формирования личности ребёнка, так как результативность учебно-воспитательного процесса может быть обеспечена через организацию взаимодействия семьи и школы.

Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и классного руководителя играет родительский комитет класса. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.

Одна из функций родительского комитета – это помощь классному руководителю в организации учебно-воспитательной работы. Без помощи родителей трудно организовать посещение выставок, музеев, проведение внеклассных мероприятий. Польза родительского комитета в решении этого вопроса огромна: мероприятия интересны не только детям, но и позволяют родителям увидеть ребенка в другой обстановке.

Наши дети посетили:

  • Краеведческий музей «Край, в котором мы живём»
  • Цирковые представления
  • Приют «Хатико»
  • Храм
  • Детскую библиотеку

В классе постоянно проводятся внеклассные мероприятия, в которых активно принимают участие родители:

  • День именинника
  • День матери
  • «Папа, мама, я – спортивная семья»
  • Защита проектов
  • КВН между родителями и детьми
  • Тропинки здоровья
  • Школьные ярмарки

Родительский комитет берет на себя заботу о покупке подарков, подготовке праздников и конкурсов.

Родители помогают детям в подготовке и участии школьных, классных мероприятиях. Это:

  • Фотоконкурсы «Я и моя семья», «Я и мой папа», «Я с бабушкой своей дружу давным-давно».
  • Творческие работы «Хобби моей мамы», «Поздравление для Деда Мороза».
  • Акции «Подари книгу в школьную библиотеку», «Укрась новогоднюю ёлку», «Письмо солдату».
  • Украшение класса-зала к праздникам «Здравствуй, Осень золотая», «Нет мамы прекрасней на свете».

Большинство детей посещают кружки и секции, участвуют в олимпиадах, в том числе и платных.

  • Всероссийские дистанционные олимпиады «Еж», «Муравей», «Знатоки олимпиады».
  • Конкурсы чтецов;

Многое может сделать родительский комитет по решению хозяйственно-бытовых вопросов в классе. Ремонт кабинета, мебели, питание детей в столовой, соблюдение санитарных норм – это и многое другое в компетенции родительского комитета.

В нашем кабинете ежегодно проводится косметический ремонт силами родителей: от составления сметы и закупки материалов. На средства родителей приобретены жалюзи, подставка для цветов. Родители сначала по-разному относились к этим вопросам, так как это денежные расходы. Но осознали, что наши дети должны видеть вокруг себя красоту, удобство, безопасность для здоровья, согласились помочь в решении этого вопроса.

Для успешного проведения образовательного процесса на средства родителей приобретаются рабочие тетради по УМК «Школа 2100», учебник английского языка.

Состав нашего родительского комитета с начала создания в 1 классе почти не поменялся. Члены родительского комитета хорошо знают проблемы, умеют убедить родителей, находятся в постоянном контакте с классным руководителем.

Огромную помощь в нашей работе оказывают и остальные родители. Они посещают родительские собрания почти в полном составе. Поэтому обсуждение проблем происходит сразу и выслушиваются все мнения, принимается решение.

График заседаний родительского комитета постоянно варьируется, так как возникают непредвиденные проблемы, требующие быстрого решения.

Вместе с положительным опытом работы существуют и проблемы. К решению каждой проблемы стараемся подходить индивидуально.

                                            Учитель  Болдина Е.К., председатель РК класса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Урок окружающего мира в начальной школе как средство формирования экологической культуры у младших школьников»

Общество стоит перед проблемой экологического  воспитания и образования. Человек – единственный зоологический вид на планете, который пытается нарушить законы экологии. Приоритетной задачей ...

Лекция: "Формирование экологической культуры у младших школьников".

Лекция: "Формирование экологической культуры у младших школьников"....

Формирование экологической культуры у младших школьников.

Воспитание экологической культуры реализуется через систему знаний, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы с учащимися. С целью формирования у младших школьников ...

Инновационная практика продуктивной организации самостоятельного добывания знаний, направленная на формирование экологической культуры у младших школьников

Знание и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволяют нам выстраивать систему образовательных практик на площадке общения учащегося с окружающим миром. Формирование эк...

Исследовательская работа на тему: «Формирование экологической культуры у младших школьников»

Исследовательская работа на тему: «Формирование экологической культуры у младших школьников»...