Урок окружающего мира 2классУМК "Гармония" "Кто и как изучает природу"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
На уроке формируется представление о естественных науках, об окружающей природе и способах её познания. Урок -исследование позволяет детям в доступной форме решать учебно-познавательные задачи, осуществляя совместную деятельность, направленную на достижение положительных результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okr.mira_.docx | 28.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
Открытый урок окружающего мира
«Кто и как изучает природу»
(УМК «Гармония» автор О.Т.Поглазова, 2 класс)
Подготовила:
учитель начальных классов
Зубова О.А.
Декабрь, 2015 г.
Тема урока: «Кто и как изучает природу»
Цели урока: формировать представления о естественных науках, о способах познания природы; развивать интерес к изучению природы; продолжить формирование умений наблюдать природу, проводить опыты.
Задачи:
1. Развитие умения работать в группах в должном темпе; развитие творческих способностей учащихся; развитие связной речи учащихся при защите проектов.
2. . Познакомить учащихся с деятельностью разных учёных
3. Воспитание у детей любознательности, любови к родной природе, чувства патриотизма.
Познавательные УУД: применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов.
Коммуникативные УУД: вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре и группе, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;проявлять доброжелательное отношение к друг другу;
Регулятивные УУД: планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками, сорегуляция) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими задачами; действовать согласно плану, составленному учителем.
Личностные УУД: формировать уважительное отношение к природе и людям, которые её охраняют и преумножают, желание совершать хорошие дела и поступки.
Оборудование и материалы урока: компьютер, проектор, микроскоп, термометры(комнатный, медицинский, уличный), лупа, мензурка, ложка металлическая, емкость для фильтрации, часы, измерительная лента, бинокль, весы, микроскоп; овощи и фрукты, газированная вода, мятная карамель, камень, глина, песок, почва, вода, веретено;
презентация, фотографии природы, запись песни «Лесной марш».
Ход урока
- Организационный момент.( Дети входят, берут жетоны и рассаживаются за столы группами согласно цвету)
-Дети,улыбнёмся друг другу! Сядьте удобно. Я предлагаю начать урок с экологической разминки «Это интересно».
Теперь, когда мы настроили наше внимание, приготовьтесь послушать
песню( песня «Лесной марш» П.Синявский и Ю. Чичков) и найти общее между песней и слайдом.
-Показ презентации.(слайд 2 «Природа»)
2. Постановка учебной задачи
Песня, которую вы сейчас услышали, называется «Лесной марш».
-Что общего между песней и изображениями на слайде?
-Какой теме будет посвящён наш урок ?Верно, тема раздела «Природа
вокруг нас».
Учитель: Что мы будем делать с вами,
Что б природе стать друзьями?
Ученик: Что б природе другом стать,
Тайны все её узнать.
Все загадки разгадать
Научусь я наблюдать.
Ученик: Будем вместе развивать качество-внимательность.
А поможет все узнать наша любознательность.
Вместе:Только вместе, только дружно
Изучать природу нужно!
-Вот сегодня мы и попытаемся ответить на вопрос «Кто и как изучает природу?»
3. Актуализация знаний
-Как вы познаете окружающий мир?
-Какие методы исследования окружающего мира вам знакомы?
-Как его изучают ученые?
4. Открытие «нового» знания
- А знаете ли вы, кого называют учеными? ( презентация, слайд 3 )
Ученый – специалист в какой-либо области, внесший реальный вклад в науку.
-Кто знает ученого, изображенного на слайде? ( М.В. Ломоносов)
- Каких ученых вы знаете? ( экологи, биологи, астрономы) ( слайд 4 )
-Что изучают биологи, экологи, географы, астрономы? ( слайд 5 )
Биологи изучают живую природу( слайд 6 )
Экологи – это люди, которые занимаются экологией. Защищают природу. Это ученые, которые оберегают все, что растет, и всех кто живет в природе, от исчезновения. Ученые экологи учат нас, бережно относится к миру природы, к воде, земле, воздуху, к растениям, к животным. ( слайд 7 ) Астрономы изучают звёзды и другие космические тела. ( слайд 8 )
Географы и геологи изучают и описывают Землю, планету, на которой мы живём. ( слайд 9 )
Ученые-генетики исследуют способы лечения болезней.
- Кто знает основные науки о природе? ( астрономия, физика, химия, геология, география, биология, экология ). ( слайд 10 ).
- А как учёные изучают окружающий мир? ( слайд 11 ).
Они наблюдают за природными объектами, явлениями, высказывают предположения об их размерах, формах, строении, свойствах, движении.
Затем проверяют свои гипотезы, продолжая наблюдать с помощью изобретённых приборов. ( слайд 12 ).
С помощью микроскопа рассматривают мельчайшие частицы. Микроскоп – это увеличительный прибор.
Телескоп служит для наблюдения далёких небесных тел.
Чтобы уточнить и углубить знания о свойствах предметов и явлений окружающего мира, ученые проводят эксперименты на их моделях. После этого делают выводы и формулируют законы природы. Люди многих профессий пользуются научными знаниями.
Очень часто при изучении природы применяют еще один метод – измерение. Измеряют, к примеру, размеры и массу, температуру, скорость движения, время протекания определенных процессов.
Для этого используют измерительные приборы: линейку, весы, термометр, секундомер, и др.
На основании наблюдения, эксперимента и необходимых измерений – производят описание. ( слайд 13 ).
Работа по учебнику
-Проверим правильность ваших предположений, прочитав текст на стр.88
5. Закрепление
-А сейчас я предлагаю вам поиграть в ролевую игру, в которой вы -ребята выступите в роли ученых, а я буду- ассистент:
-Представьте,что наш класс научная лаборатория и в ней собрались разные
ученые. Давайте поставим себя на их место и попытаемся выдвинуть
гипотезу, провести опыт, сделать научный вывод.
-Все у кого жетоны зеленого цвета-биологи, желтого-астрономы, синего-экологи,оранжевого-историки,розового-химики, сиреневого- физики, фиолетового- географы.
На столах стоят таблички с названиями и необходимые предметы и оборудование для исследовательской работы в группах.
Задание группе «Химики» ( слайд 14 )
(Выдает газированную воду, мятные
конфеты, сообщает задание «химикам»)
-Вам необходимо провести опыт и сделать соответствующие выводы.
-В бутылку с газированной водой нужно помесить несколько мятных
конфет, хорошо встряхнуть.
-Что произойдет с жидкостью, если открыть крышку?
Помогает сделать вывод:
Мы наблюдаем процесс брожения. который происходит в кишечнике при
употреблении в пищу «вредных»вкусностей.
-Какой способ исследования использовал ученый химики?(опыт)
Выдает веретено, сообщает задание «историкам»: ( слайд 15 )
-Рассмотри старинную вещь, что ты о ней можешь рассказать?
Задает вопросы:
-Где можно найти информацию о веретене?
Сообщает задание «биологам»( выдаются овощи и фрукты): ( слайд 16 )
-Назовите плоды и раздели их на группы.
-Какое из представленных растений называют «земляными яблоками» ?
Почему?
- А может быть существуют и «земляные груши»?
(Дети рассказывают об этих растениях)
6.ФИЗМИНУТКА( слайд 17 )
7. Продолжение ролевой игры.
Задание «географам»: ( слайд 18 )
Нужно выбрать материал для качественной постройки домов. Перед
вами три горные породы – камень,песок, глина.
Какой материал вы выберете? Почему?
Постройте гипотезу, что с ними произойдет, если опустить их в воду.
Задание «астрономам»: ( слайд 19 )
-Какой прибор нужно использовать,чтобы рассмотреть звезды, поверхность
Луны? (телескоп)
-Посмотрите на слайд. На карте звездного неба находит созвездие. Как называется это созвездие и что оно напоминает?(Большая Медведица)
Дети рассказывают о созвездии.
Вопросы «физикам»: ( слайд 20 )
-Какой прибор поможет нам узнать температуру?
-Какие бывают термометры?
-Потрогайте металлический и деревянный предметы. Выскажите
ваши предположения: одинаковая ли у них температура? Почему?
Предлагает проверить предположения.
Формулирует вывод:
Различие в том, что металл отдает тепло с большей скоростью, чем
дерево. Поэтому металлический предмет кажется холоднее.
Задает вопросы и предлагает выполнить задания «экологам»: ( слайд 21 )
-Откуда берётся вода, которую мы используем для приготовления пищи?( ( Из рек речная вода, из скважин грунтовая вода)
Выдает ученику две колбы №1, 2 с родниковой водой и водой из ручья.
-Догадайтесь, какая вода из скважины, а какая из ручья, обосновав свои
предположения?
-Почему вода в родниках и скважинах чистая? Вследствие чего вода из ручья
стала грязной?
Провести опыт: смешайте разные вещества (с крупными и мелкими частицами,
растворимые и нерастворимые) с водой в большой мензурке. Залейте
содержимое в фильтрованную трубку.( Проводят опыт наблюдают: вода
просачивается через почву, которая ее фильтрует.)
-Проследите, какая становится вода, просачиваясь через почву? Где
остались примеси?
Учитель подводит детей к выводу. Вывод: вода и почва нуждаются в охране.
Берегите землю! (М.Дудин)
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
8. Итог урока. Выставление оценок. ( слайд 22 )
-Мы покидаем научную лабораторию и возвращаемся в класс.
-Удалось ли нам ответить на вопрос – кто и как изучает природу?(Дети называют, что изучают ученые)
Из всего этого можно сделать вывод, что любое научное исследование
начинается с наблюдения, и открытие можно совершать не только в
лаборатории, но и в окружающей нас природе.
9.Рефлексия(слайд 23)
-А в завершении урока каждый из вас пусть возьмет цветок ( розовый –мне было легко и все понравилось, фиолетовый- было интересно, но не хватало знаний, желтый- я много узнал и помогали друзья)и опустит его в воду. У нас получилось прекрасное озеро, в котором расцвели чудесные лилии. А на следующем уроке вы попытаетесь объяснить, как же смогло свершиться это волшебство.
10. Домашнее задание: ( слайд 24 )
задание 1 с. 20 в рабочей тетради;
попробуйте совершить свое открытие, проведя опыты на с. 91.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Природа в опасности. Охрана природы».
Тип урока: изучение новой темы с элементами проектной деятельности.Цель урока: раскрыть экологическую проблему, познакомить с правилами поведения в природе.Задачи урока:1. познакомит...
Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" 3 класс
Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" 3 класс , автор учебника Плешаков А.А. УМК "Школа России"...
Урок окружающего мира в 1 классе по теме"Природа и её изменчивость"
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС . Стержнем урока является познавательная преобразующая деятельность детей. Она организована по таким направлениям, как наблюдение...
Презентация. Урок окружающего мира 2 класс. Грибы-особое царство природы
Презентация. Урок окружающего мира по теме: Грибы - особое царство природы. Учебник «Окружающий мир», 2 класс (1-4), 2-я часть (авторы Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков)...
Урок окружающего мира 2 класс "Красная книга. Будь природе другом" А.А. Плешаков Школа России
Урок проводится во 2 классе. Приложен конспект и презентация...
Обобщающий урок окружающего мира во 2 классе по теме "Природа"
Урок обобщения знаний по теме "Природа" во 2 классе построен в форме игры КВН. На уроке дети закрепляют материал по теме, отвечают на вопросы, выполняют различные творческие задания учителя....
Урок и презентация к уроку окружающего мира по теме "Зима в неживой природе".
Конспект урока окружающего мира по теме "Зима в неживой природе", видеоклип "Зимняя мелодия"....