РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДЛЯ 3 КЛАССА
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДЛЯ 3 КЛАССА ( А.А Плешаков,М.Ю. Новицкая)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.doc | 440.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 19 ИМЕНИ Н.З. ПОПОВИЧЕВОЙ
Г. ЛИПЕЦКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДЛЯ 3 КЛАССА
учителя начальных классов Островской Светланы Петровны
Эксперт программы:
заместитель директора
____________ /Вострикова Л.И.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель
- воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Задачи
- формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность;
- воспитание любви к своему городу, к своей Родине;
- формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;
- развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 (п. 5 ч. 3 ст. 47 и п. 1. ч. 1 ст. 48);
- Федеральный государственный образовательный стандарт НОО.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012г. №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Устав МБОУ гимназии №19 г. Липецка.
- Локальный акт гимназии «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, (модулей) МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка, реализующего основную образовательную программу начального общего образования» в соответствии с ФГОС НОО.
- Учебный план МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка на 2016-2017 учебный год.
- КУГ МБОУ гимназии № 19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка на 2016– 2017 учебный год.
Сведения о программе (примерной, авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием обоснования выбора данной программы и информации о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,
авторской программы Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.«Окружающий мир».
Причиной выбора программыА. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой послужило следующее:
- УМК по окружающему миру для 1-4 классов под редакцией А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой разработан на основе программы, которая полностью соответствует требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта по окружающему миру и реализует его основные идеи.
- Программа реализует системно-деятельностный подход в обучении окружающего мира, идею дифференцированного подхода к обучению, культуроведческий аспект в обучении (соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях).
- Доминирующей идеей курса является введение ценностной шкалы, необходимой для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублённого личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и мира вокруг интенсивное речевое и интеллектуальное развитие обучающихся.
- Программа реализует идею межпредметных связей при обучении окружающего мира, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам. Большое внимание уделяется формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами энциклопедических словарей.
- УМК оснащен методическими рекомендациями, книгами для учителя, а также учебниками и мультимедийными приложениями к ним, рабочими тетрадями, справочной литературой по окружающему миру для обучающихся.
- Данная рабочая программа полностью соответствует программе по окружающему миру для 3 класса, изменений нет.
Формы организации образовательного процесса
Классно-урочная.
Технологии обучения
Системно-деятельностный метод.
Проблемное обучение.
Дифференцированное обучение.
Информационно-коммуникационные технологии.
Игровые технологии.
Здоровьесберегающие.
Формы контроля
- устный опрос;
- письменный опрос;
- тестовые задания;
- проект;
- доклад.
Информация об используемом учебнике, учебно-методических материалах, материально-техническом обеспечении образовательного процесса
Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений, в 2 ч. / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая— 2-е изд. — М.: Просвещение, 2012
- Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь. В 2ч. / А.А. Плешаков, М.Ю.Новицкая; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение». –М.: просвещение, 2012
- Уроки по окружающему миру. 3 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений /М.Ю. Новицкая, Н.М. Белянкова,
- Е.В. Мартинкова, Ю.В. Саркисян; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012.
- Технологические карты.Окружающий мир(с сайта: www.prosv.ru/umk/perspektiva).
- Физическая карта мира.
- Физическая карта России.
- Природные зоны России.
- Глобус физический
- Таблицы по природоведению.
- Компакт – диск «Живая природа» 3 класс.
- Музыкальная аппаратура, телеаппаратура, интерактивная доска, компьютер, мультимедийное оборудование, видеофильмы, учебные фильмы, диафильмы, ИКТ-презентации.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА: ОПИСАНИЕ РОЛИ ДАННОГО ПРЕДМЕТА В ДОСТИЖЕНИИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо- и культуросообразного поведения. Поэтому предмет «Окружающий мир» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально-научного и эмоционально-ценностного постижения мира вокруг.
«Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно: на уроках физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. Благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний в рамках данного предмета успешно в полном соответствии с возрастными особенностями младших школьников решаются задачи экологического образования и воспитания. Формируются у детей системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, предмет «Окружающий мир» создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный план МБОУ гимназии №19 отводит для изучения учебного предмета «Окружающий мир» в 3 классе 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю, что соответствует количеству часов в 3 классе по программе. А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой. В том числе уроков - экскурсий – 1ч, тестирование – 3ч.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
- Человечество как многообразие народов, культур, религий.
- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
- Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА: ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Тема урока | Содержание | Требования к уровню подготовки | Контрольные мероприятия | ||||
Радость познания. | ||||||||
1 | Школьник и его жизнь в школе. Свет знания. | Познание окружающего мира и ответственность человека. Древнегреческая легенда. Особенности познания: беспрерывность, бесконечность, обогащение духовных сил. | Знать пословицы о силе человеческого ума и знаний; уметь привести примеры того, как изобретения изменяют жизнь современного человека; самостоятельно формулировать вопросы о природе или жизни общества и с какой целью. | |||||
2 | Природа – это весь многообразный мир, который окружает человека и может существовать без его участия. Как изучают окружающий мир. | Способы познания мира: наблюдение, опыт, моделирование, определение природных объектов. Измерительные приборы и инструменты. | Уметь характеризовать методы исследования; знать основные приборы, инструменты и оборудование. Способы исследования, наблюдения, опыты, измерения, этапы, приборы, инструменты, лабораторное оборудование. | |||||
3 | Природа – это весь многообразный мир, который окружает человека и может существовать без его участия. Как изучают окружающий мир. | Способы познания мира: наблюдение, опыт, моделирование, определение природных объектов. Измерительные приборы и инструменты. | Уметь характеризовать методы исследования; знать основные приборы, инструменты и оборудование. Способы исследования, наблюдения, опыты, измерения, этапы, приборы, инструменты, лабораторное оборудование. | |||||
4 | Книга – источник знаний. | Источники информации об окружающем мире. Разные типы словарей, справочников, путеводителей. Расположение сведений в изданиях справочного характера. | Знать особенности расположения сведений в изданиях справочного характера; уметь разыскать сведения в справочнике, словаре, путеводителе; уметь представить книгу, указав её автора и название. | |||||
5 | Отправимся на экскурсию. Значение природы для существования всего живого на Земле. | Важнейшие особенности различных учреждений научно-просветительского характера. Сведения о них в путеводителях. Посещение научно-просветительских учреждений как способ познания природы и культуры. | Иметь представления об особенностях различных учреждений научно-просветительского характера; уметь разыскать необходимые сведения об этих учреждениях в путеводителях; задавать вопросы по теме и содержанию экскурсии; представить собственные впечатления от экскурсии. | |||||
6 | Ориентирование на местности. О чём рассказывает план? | План как источник информации об окружающем мире. План местности. Условные знаки плана. Масштаб. Планы для пешеходов и автомобилистов. | Научиться различать условные обозначения на плане, изучить и уметь читать план своего села, характеризовать планы, уметь начертить простейший план и указать на плане путь от дома до школы. | |||||
7 | Глобус как модель земли. Географическая карта. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. | Карта как источник информации об окружающем мире. Карта мира. Приемы чтения карты. Материки и части света. | Научиться сопоставлять изображения на глобусе и карте мира, читать карту по условным обозначениям на ней, показывать на глобусе и карте материки и океаны, различать на карте разные формы земной поверхности. | |||||
8 | Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Страны и народы на политической карте мира. | Отличительные особенности политической карты мира. Информация о странах и народах мира, особенности их культуры. | Знать отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой; уметь на карте разыскать ту или иную страну, показывать, показывать её границы, определить столицу, назвать соседние с ней страны; уметь соотнести название страны с названием языка и наоборот; в справочной литературе найти информацию о составе населения страны, особенностях культуры. | |||||
9 | Путешествуя, познаём мир. Бережное отношение к окружающему миру. | Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя. Роль источников информации при подготовке к путешествию. Правила ответственного туризма. | Знать и соблюдать правила ответственного туризма; уметь поставить цель путешествия; соотнести личные интересы с интересами своих спутников; найти необходимые сведения для определения маршрута; уметь вести дневник путешествия и оценить его результаты. | |||||
10 | Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспорта. | Старинные и современные средства передвижения. Виды транспорта. Личный и общественный транспорт. Использование общественного транспорта в просветительских целях. | Знать и соблюдать правила пользования личным и общественным транспортом; уметь систематизировать транспорт по видам; определить виды транспорта; рассказать сюжет из истории одного из видов транспорта, об изобретателях, учёных. | |||||
11 | Средства связи: почта, телеграф, телефон. Телефоны экстренной помощи. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. | Средства связи как способ обмена информацией. Виды средств связи. Дидактическая игра по усвоению номеров телефонов первой помощи. Интернет как способ познания мира. | Знать номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части; уметь правильно написать адрес на почтовом конверте; различать средства связи, используемые в личной и общественной жизни, средства связи и средства массовой информации. | |||||
12 | Обобщение по теме «Радость познания». | Обобщение знаний по теме «Радость познания». | Уметь применять знания, полученные при изучении темы «Радость познания». | Тестовые задания. | ||||
Мир как дом. | ||||||||
13 | Мир природы в народном творчестве. | Мир природы как единство. Способы отражения древней мысли человечества о единстве мира в различных видах народного творчества. | Знать, что наши предки чувствовали единство с миром природы, понимали взаимосвязь природы и людей и отражали это в своём творчестве; уметь находить образ единого мира-дома в произведениях народноготворчества своего края. | |||||
14 | Из чего состоит всё. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. | Твердые ела, жидкости и газы. Вещества. Вода – растворитель. | Научиться различать природные объекты, характеризовать их отличительные свойства, группировать природные объекты по их отличительным признакам, приводить примеры веществ, описывать их, ставить опыты. | |||||
15 | Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Мир небесных тел. | Солнце, его значение для жизни на Земле. Любовь и уважение к Солнцу в народной традиции. Особенности Солнца как небесного тела. | Научиться характеризовать Солнце как ближайшую к нам звезду, понимать значение Солнца для всего живого, характеризовать отличия звёзд и планет, знать строение Солнечной системы и названия планет, извлекать из различных источников информацию о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения. | |||||
16 | Невидимое сокровище. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. | Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. | Научиться характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере, ставить опыты по изучению свойств воздуха, осознавать значение воздуха для людей, животных и растений. Уметь извлекать из источников дополнительную информацию о свойствах воздуха и его значении, делать доклады. | |||||
17 | Самое главное вещество. Вода. Свойство воды, состояние воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов, человека. Круговорот воды в природе. | Состав и свойства воды. | Уметь показывать на карте водные объекты; извлекать из источников дополнительную информацию о воде, её свойствах и её значении, делать доклады. | |||||
18 | Природные стихии в народном творчестве. | Способы изображения природных стихий в разных видах народного творчества. | Знать несколько загадок об огне, о воде и воздухе; уметь найти и характеризовать образы этих стихий в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества, сочинять свои собственные загадки об огне, о воде и воздухе. | |||||
19 | Полезные ископаемые родного края, их значение в хозяйстве. Кладовые земли. | Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края. | Научиться различать по внешнему виду минералы и горные породы; характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека, наблюдать простейшие опыты над свойствами полезных ископаемых; извлекать из источников дополнительную информацию о полезных ископаемых, делать доклады. | |||||
20 | Бережное отношение к полезным ископаемым. Чудо под ногами. | Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. | Научиться характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы; извлекать из источников дополнительную информацию о строении почвы, способах формирования почвы, делать доклады. | |||||
21 | Растения, их разнообразие. | Охрана окружающей среды. Экология. | Научиться различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные растения, приводить примеры растений каждой группы, выделять их отличия; понимать значение растений для формирования атмосферы и для питания животных и человека, приводить примеры использования растений в хозяйственной жизни людей. | |||||
22 | Почва, ее состав, значение для живой природы, хозяйства человека. Плодородие как главное свойство почвы. Растения в народном творчестве. | Способы изображения плодородной земли и растений в разных видах народного творчества. | Знать загадки о земле и растениях; уметь найти и охарактеризовать эти образы в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества; сочинять свои собственные загадки о земле и растениях. | |||||
23 | Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных. Размножение животных. | Разнообразие животных. Группы и виды животных. Размножение и развитие животных разных групп. Роль животных в природе и жизни людей. Бережное отношение к животным. Животные родного края. | Научиться различать животных разных групп по их признакам и месту обитания; описывать внешний вид изучаемых животных, характеризовать способы размножения животных разных групп; понимать роль животных в природе и жизни человека; извлекать из источников дополнительные сведения о представителях фауны, делать доклады, обсуждать полученные сведения. | |||||
24 | Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Образы животных в народном творчестве. | Классификация животных и их групповые признаки. | Знать загадки о животных; уметь найти и охарактеризовать образы животных в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества; сочинять свои собственные загадки о животных. | |||||
25 | Невидимые нити в живой природе. Особенности питания разных животных. | Особенности питания разных животных (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные). Цепи питания. | Знать основные группы животных по способу питания и способа защиты от врагов; понимать цепи питания как способ организации сообщества живых организмов. | |||||
26 | Природное сообщество – лес. Взаимосвязи в сообществе растений и животных. Лес – волшебный дворец. | Лес - единство живой и неживой природы. Природное сообщество леса. Взаимосвязи в лесном сообществе. Круговорот веществ в лесу. | Научиться характеризовать природные сообщества на примере леса, характеризовать круговорот веществ в природе, выявлять роль бактерий и грибов в круговороте веществ, извлекать из источников дополнительную информацию, готовить и обсуждать доклады. | |||||
27 | Природное сообщество – луг. Взаимосвязи в сообществе растений и животных. Луг – царство цветов и насекомых. | Луг - единство живой и неживой природы. Природное сообщество луг, его отличие от леса. Взаимосвязи в луговом сообществе. Круговорот веществ на лугу. | Научиться характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого, характеризовать круговорот веществ в экосистеме луга, описывать роль насекомых в размножении растений, извлекать из источников дополнительную информацию, готовить и обсуждать доклады. | |||||
28 | Природное сообщество – водоем. Взаимосвязи в сообществе растений и животных. Водоём – дом из воды. | Водоем - единство живой и неживой природы. Природное сообщество водоема, его отличия от сообществ леса и луга. Взаимосвязи в водном сообществе. Круговорот веществ в сообществе водоема. | Научиться характеризовать водоём как пример единства живого и неживого, как природное сообщество, рассматривать роль каждого из живых существ в круговороте веществ в водоёме, извлекать из источников дополнительную информацию, готовить и обсуждать доклады. | |||||
29 | Как сохранить богатства природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, экосистем, растительного и животного мира. Влияние человека на природные сообщества. | Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. | Знать о взаимосвязи всего живого и неживого в природных сообществах; осознанно выполнять правила поведения в природной среде; бережно относиться к растениям и животным, к чистоте воды, воздуха, земли. | |||||
30 | Охрана природных богатств. Охрана природы в культуре народов России и мира. | Отношение к природным богатствам в культурной традиции народов России и мира. Пословицы разных народов о месте человека в природе. Трудовой опыт разумного хозяйствования в старину. Способы экологически чистого образа жизни. Методы использования возобновляемых источников энергии. | Знать пословицы о необходимости бережного отношения человека к природе; осознанно выполнять правила раздельного сбора пищевых и бытовых отходов; бережно относиться к растениям и животным, к чистоте воды, воздуха, земли; творчески использовать приёмы народного словесного и изобразительно–прикладного творчества для изготовления плакатов, призывающих взрослых и детей к охране природного мира. | |||||
31 | За страницами учебника. Изображение природы в картинах великих художников. | Природные сообщества в научном и художественном творчестве. | Уметь извлекать из источников дополнительную информацию о природных сообществах и их значении, делать доклады. | |||||
32 | Обобщение по теме «Мир как дом». | Обобщение знаний по теме «Мир как дом». | Уметь применять знания, полученные при изучении темы «Мир как дом». | |||||
Дом как мир. | Текущий | |||||||
33 | Родной город, село. Родной дом – уголок Отчизны. | Значение слова «мир». Правила совместной жизни в общем доме. Роль в жизни человеческих сообществ общих целей, дел и праздников. | Знать разные значения слова «мир»: знать и соблюдать правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми; стремиться принимать участие в посильных общественных делах и праздниках. | |||||
34 | Свой дом – свой простор. Домашний адрес. | Трехчастная структура старинного дома как образа Вселенной. Роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме; их аналоги в устройстве старинного жилища народов своего края. | Знать роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме; уметь сопоставлять между собой особенности старинного и современного внутреннего устройства дома; выделять общее и различное в их назначении в семейной жизни. | |||||
35 | В красном углу сесть – великая честь. | Эстетическое оформление красного угла как центра духовной жизни традиционной семьи в будни и праздники. | Знать роль и назначение красного угла в старинном доме; уметь сопоставлять между собой особенности старинного и современного почётного места во внутреннем устройстве дома; выявлять общее и различное в их назначении в семейной жизни и в духовно-нравственном смысле для каждого человека в семье. | |||||
36 | Народы, населяющие регион. Некоторые обычаи и характерные особенности быта народов. Побываем в гостях. | Особое значение порога, центрального столба, почетного места, наличие мужской и женской половины в доме. Традиции гостеприимства. | Знать традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях. Уметь сопоставить между собой особенности внутреннего устройства жилища разных народов своего края; уметь сопоставлять между собой особенности внутреннего устройства жилища разных народов России и мира; выявлять общее и различное в их назначении в семейной жизни и в духовно-нравственном смысле для каждого человека в семье. | |||||
37 | Семья – самое близкое окружение человека. Семья ребенка и ее состав. На свет появился – с людьми породнился. | Семья – самое близкое окружение человека. Традиционные термины родства и свойства. Духовное родство через общее вероисповедание. | Знать терминологию родства в применении к членам своей семьи; уметь использовать терминологию родства в применении к членам другой семьи; понимать, каково различие между терминами родства и свойства, в чём различие между кровным родством и родством духовным. | |||||
38 | Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Родословное древо. | Способы составления родословного древа. Семейные династии. Профессии членов семьи (рода). Старинные традиции трудолюбия и мастерства. | Знать два способа составления родословного древа и чем они отличаются друг от друга; уметь строить схему родственных связей в своей семье до третьего-четвёртого поколения; осознавать ценность документов из семейного архива, а также ценность семейных реликвий, необходимость их сохранения и передачи от одного поколения к другому. | |||||
39 | Семья и семейные традиции. Муж и жена – одна душа. | Значимость супружеского союза мужчины и женщины. Отражение ценности брака в народных сказках, пословицах, в старинных и современных свадебных обрядах и обычаях. | Знать пословицы и сюжеты народных сказок о верных, любящих супругах; уметь творчески выразить представления о крепости супружеского союза; стремиться поздравить своих родителей во Всероссийский день семьи, любви и верности. | |||||
40 | Взаимоотношения в семье, забота членов семьи друг о друге. Святость отцовства и материнства. | Представление о родительской любви, самоотверженности, жертвенности, отраженные в народных сказках, пословицах, в старинных и современных обрядах. | Знать пословицы и сюжеты народных сказок о родительской любви к детям и о почтении детей по отношению к родителям; уметь творчески выразить представления о родительской любви к детям в рукотворной игрушке, спектакле; стремиться проявлять уважение к своим родителям. | |||||
41 | Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребенка в семье. Добрые дети – дому венец. | Традиции воспитания девочки и мальчика. Определяющие их дальнейшую судьбу как женщины и мужчины, матери и отца. | Знать пословицы и сюжеты народных сказок о добрых, умелых, умных, смелых, заботливых детях; знать значение своего имени. | |||||
42 | Детские игры – школа здоровья. | Традиции воспитания девочки и мальчика. Определяющие их дальнейшую судьбу как женщины и мужчины, матери и отца. | Знать народные игры, уметь определять их значение в своём развитии детей; понимать смысл игры; уметь описать правила игры и организовать её в среде сверстников. | |||||
43 | Система органов, их роль в жизнедеятельности организма. Строение тела человека. | Традиции воспитания девочки и мальчика. Определяющие их дальнейшую судьбу как женщины и мужчины, матери и отца. | Научиться характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов; понимать важность для человека знания работы своих внутренних органов; извлекать из источников дополнительную информацию, делать и обсуждать доклады. | |||||
44 | Система органов. Как работает наш организм. | Общее представление о жизнедеятельности организма. Роль скелета и мышц в организме. Работа пищеварительной, дыхательной, кровеносной систем. | Научиться характеризовать функционирование основных систем организма человека; рассказывать об их работе, пользуясь схемами; измерять пульс в ходе практической работы. | |||||
45 | Система органов. Как работает наш организм. | Общее представление о жизнедеятельности организма. Роль скелета и мышц в организме. Работа пищеварительной, дыхательной, кровеносной систем. | Научиться характеризовать функционирование основных систем организма человека; рассказывать об их работе, пользуясь схемами; измерять пульс в ходе практической работы. | |||||
46 | Что такое гигиена. Личная гигиена школьника. | Гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья. Гигиена систем органов. Выработка правильной осанки. Уход за зубами. Правила здорового питания. | Научиться характеризовать основные правила гигиены; моделировать в ходе практической работы ситуации по соблюдению правил гигиены; сопоставлять гигиенически правильный и неправильный образ жизни. | |||||
47 | Органы чувств. | Общее представление о строении и работе органов чувств. Гигиена органов чувств. | Научиться характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире; рассказывать о строении органов чувств, пользуясь рисунками и схемами; соблюдать гигиену органов чувств. | |||||
48 | Гигиена органов чувств. | Здоровье – главная ценность человеческой жизни. Хорошее настроение как залог душевного здоровья и творческой активности. | Формировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни. Вооружать учащихся знаниями необходимыми для соблюдения гигиенических норм. | |||||
49 | Школа первой помощи. Правила измерения температуры тела человека. Телефоны экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах, обморожении, перегреве. | Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Номера телефонов экстренной помощи. | Запомнить номера телефонов экстренной помощи, уметь оказывать себе и другим людям первую помощь, измерять себе температуру, моделировать своё поведение в экстренных ситуациях. | |||||
50 | Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня. Здоровью цены нет. | Правила здорового образа жизни, отраженные в пословицах и народных традициях. Триединая формула здоровья: здоровье телесное, здоровье психическое (душевное), здоровье духовно-нравственное. Бережное отношение к инвалидам. | Знать народные правила и традиции здорового образа жизни; уметь применять их в своей повседневной жизнедеятельности; понимать триединство, заложенное в понятии «здоровье»; уметь объяснять нравственный смысл этого триединства, необходимый для самовоспитания; проявлять уважительное, внимательное и милосердное отношение к инвалидам. | |||||
51 | Распределение домашних обязанностей. Дом не велик, а стоять не велит. | Народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье по традициям народов своего края. | Знать народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье; уметь применять эти правила в своей повседневной жизнедеятельности; знать и выполнять правила этикета за столом; проявлять уважительное, благодарное отношение к хлебу и кормильцам в семье. | |||||
52 | Домашнее хозяйство. Семейный бюджет. | Доходы и расходы семьи. Из истории денег. Денежные единицы разных стран. Монеты и банкноты Российской Федерации разного достоинства. | Понимать, каковы составные части семейных доходов и расходов; уметь посчитать сумму денег, необходимую для повседневного обеспечения жизни своей семьи на фиксированный период; знать факты из истории денег, типы денежных единиц РФ разного достоинства. | |||||
53 | Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Мудрость старости. | Образ достойной, уважаемой старости, представленный в народных сказках, пословицах и произведениях живописи, в том числе в культурном наследии своего края. | Знать пословицы и сюжеты народных сказок, которые демонстрируют мудрость людей пожилого возраста; уметь словесно выразить своё впечатление от образа старого человека в произведениях живописи, спектакле. | |||||
54 | Человек – создатель и носитель культуры. Выдающиеся люди разных эпох. Путешествие к А.С. Пушкину. | История рода А.С.Пушкина как пример исследования семейного родословия. Творческое наследие поэта и духовная преемственность поколений на основе духовного родства, на близости интересов, на продолжении доброго дела. | Знать одно - два стихотворения или отрывка из сказок А.С.Пушкина; уметь выразительно прочитать их. Выбрать из семейного наследия документ, реликвию, семейное устное предание, в котором хранится память о добром деле, совершённом родным человеком, оформить для дальнейшего сохранения и передачи следующему поколению в семье; уметь рассказать о том, как продолжаются добрые дела в семье. | |||||
55 | Обобщение по теме «Дом как мир». | Обобщение знаний по теме «Дом как мир». | Уметь применять знания, полученные при изучении темы «Дом как мир». | |||||
В поисках Всемирного наследия. | Текущий | |||||||
56 | Памятники истории и культуры разных стран, их охрана. Всемирное наследие. | Понятие «Всемирное наследие». Эмблема Всемирного наследия. Идея сохранения достопримечательностей природы и культуры разных стран как непреходящих ценностей для всего человечества. История создания Списка Всемирного наследия. | Знать толкование смысла эмблемы Всемирного наследия; уметь рассказать об одном – двух объектах Всемирного наследия оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе. | |||||
57 | Красная площадь и Кремль – главные достопримечательности Москвы. | Ансамбль Московского Кремля как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Московского Кремля как образца воинской крепости, центра государственной власти, духовной святыни России. | Знать названия четырёх башен Московского Кремля; узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца, различать среди них более древнюю и более позднюю постройку; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Московского Кремля; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе. | |||||
58 | Москва – столица России. Путешествие в Москву. | Культурные достопримечательности столицы. | Знать основные названия площадей, проспектов Москвы. | |||||
59 | Промежуточная аттестация. | Озеро Байкал как объект Всемирного природного наследия. Озеро Байкал на карте России. Уникальные особенности природы и экологические проблемы озера. Уникальный объект мира. | Знать местонахождение озера Байкал; уметь показать его на карте России; рассказать о его уникальных особенностях, флоре, фауне и особых экологических проблемах; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе. | |||||
60 | Водоемы, их разнообразие, использование человеком. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Озеро Байкал. | Тестовые задания. | ||||||
61 | Путешествие в Египет. | Природные и культурные достопримечательности Египта, его столица. Египет и Каир на карте мира. Египетские пирамиды как объект Всемирного наследия. | Знать местоположение Египта на одном из материков, уметь показать его и его столицу на карте; узнавать на фотографии облик египетских пирамид; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях Египта; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе. | |||||
62 | Путешествие в Грецию. | Природные и культурные достопримечательности Греции, ее столица. Греция и Афины на карте Европы. Афинский Акрополь как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение страны и ее культурного наследия для всего мира. | Знать местоположение Греции на одном из материков, уметь показать страну и её столицу на карте; узнавать на фотографии облик её достопримечательностей и святынь; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Греции; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе. | |||||
63 | Путешествие в Иерусалим. | Ландшафтные и культурные достопримечательности Иерусалима. Израиль и Иерусалим на карте мира. Старый город как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Иерусалима и его культурного наследия для всего мира, для людей, исповедующих одну из мировых религий – иудаизм, христианство, ислам. | Знать местоположение Иерусалима в Израиле; уметь показать страну и город на карте мира; узнавать на фотографии достопримечательности; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Иерусалима; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе. | |||||
64 | Путешествие в Китай. | Природные и культурные достопримечательности Китая, его столица. Великая Китайская стена как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Китая и его культурного наследия для всего мира. | Знать местоположение Китая на одном из материков; уметь показать страну и её столицу на карте; узнавать на фотографии Великую Китайскую стену; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и великих культурных изобретениях Древнего Китая; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе. | |||||
65 | Выдающиеся люди разных эпох. Всемирные духовные сокровища. | Выдающиеся люди разных эпох, народов, стран, воплотившие в себе лучшие человеческие качества. Общезначимые нравственные идеалы в пословицах разных народов России и мира о человеческих достоинствах и в текстах Священных книг. Всемирные духовные сокровища – невидимые глазу ценности, которые осуществились в объектах Всемирного Культурного наследия, воплотились в жизненном поведении, подвигах, свершениях людей, ставших духовно-нравственным образцом для современников и потомков. | Знать имена своих земляков, соотечественников, представителей других стран, которые воплотили в себе лучшие человеческие качества. Уметь определить общезначимые ценные качества в друге (подруге) и самом себе; составить свой список Всемирных духовных сокровищ; оформить наглядный материал для презентации своего списка в классе в виде портретных изображений значимых людей, текстов, пословиц и изречений. | |||||
66 | За страницами учебника. В поисках Всемирного наследия. | |||||||
67 | Обобщение по теме «В поисках Всемирного наследия». | Проверка уровня усвоения знаний, умения их применять. | Проверить уровень усвоения знаний, умение применять знания. | Тестовые задания. | ||||
68 | Обобщение пройденного материала за год. | Проверка уровня усвоения знаний, умения их применять. | Проверить уровень усвоения знаний, умение применять знания. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол -во часов | Виды учебной деятельности |
Радость познания. | |||
1 | Школьник и его жизнь в школе. Свет знания. | 1 | Формулировка мысли о том, что стремление к творческому познанию окружающего мира есть отличительная черта человека. Осваивание в ходе практических работ способов изучения окружающего мира, этапов исследования, приемов использования оборудования. Определение типа справочной и научно-познавательной литературы. Умение находить необходимые сведения в словаре, справочнике, путеводителе. Участие в обсуждении вопросов по теме и содержанию экскурсии в соответствии с личными интересами, оформлении впечатления от экскурсии: обобщении и раскрытии ее содержание, демонстрирование своих рисунков, фотографий, материалов, издание (буклеты, открытки и др.). В ходе практической работы в группах умение извлекать информацию из туристических планов, оценивание своих успехов в овладении способами чтения плана. Применение полученных знаний, выбор правильного ответа из нескольких вариантов. |
2 | Природа – это весь многообразный мир, который окружает человека и может существовать без его участия. Как изучают окружающий мир. | 1 | |
3 | Природа – это весь многообразный мир, который окружает человека и может существовать без его участия. Как изучают окружающий мир. | 1 | |
4 | Книга – источник знаний. | 1 | |
5 | Отправимся на экскурсию. Значение природы для существования всего живого на Земле. | 1 | |
6 | Ориентирование на местности. О чём рассказывает план? | 1 | |
7 | Глобус как модель земли. Географическая карта. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. | 1 | |
8 | Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Страны и народы на политической карте мира. | 1 | |
9 | Путешествуя, познаём мир. Бережное отношение к окружающему миру. | 1 | |
10 | Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспорта. | 1 | |
11 | Средства связи: почта, телеграф, телефон. Телефоны экстренной помощи. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. | 1 | |
12 | Обобщение по теме «Радость познания». | 1 | |
Мир как дом. | |||
13 | Мир природы в народном творчестве. | 1 | Умение определять образ единого дома-мира в произведениях словесного и изобразительно- прикладного народного творчества. Характеристика изображения окружающего мира как дома в произведениях народного творчества своего края. Различие природных объектов и созданных человеком предметов, объектов живой и неживой природы, твердые тела, жидкости и газы (на иллюстрациях учебника и в окружающей действительности). Работа в группе, умение высказывать предположения. Участие в исследовательской работе. Работая в парах, различать полезные ископаемые по фотографиям и натуральным образцам. Умение приводить примеры, фиксировать результаты опыта, формулировать вывод, осуществлять самопроверку, оценивать свои успехи. Анализирование иллюстрации учебника, установление связи между положением Солнца на небе и сезонными изменениями в природе и жизни людей. Сравнение природных объектов по различным признакам. Использование сведений из учебника и других источников, в том числе Интернета. Работая в группе, развитие умения моделировать. Использование различных источников информации при подготовке сообщений. Применение полученных знаний, выбор правильного ответа из нескольких вариантов. Умение классифицировать растения, представленные на иллюстрациях учебника. Узнавание групп растений по описаниям. Различие видов растений. В ходе групповой работы умение определять предложенные растения с помощью атласа-определителя, извлекать из атласа- определителя информацию об изучаемых полезных ископаемых. Проектное задание (проект): готовить фоторассказ о мире растений (в том числе родного края), уметь кратко характеризовать, выражать свое отношение к нему. |
14 | Из чего состоит всё. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. | 1 | |
15 | Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Мир небесных тел. | 1 | |
16 | Невидимое сокровище. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. | 1 | |
17 | Самое главное вещество. Вода. Свойство воды, состояние воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов, человека. Круговорот воды в природе. | 1 | |
18 | Природные стихии в народном творчестве. | 1 | |
19 | Полезные ископаемые родного края, их значение в хозяйстве. Кладовые земли. | 1 | |
20 | Бережное отношение к полезным ископаемым. Чудо под ногами. | 1 | |
21 | Растения, их разнообразие. | 1 | |
22 | Почва, ее состав, значение для живой природы, хозяйства человека. Плодородие как главное свойство почвы. Растения в народном творчестве. | 1 | |
23 | Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных. Размножение животных. | 1 | |
24 | Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Образы животных в народном творчестве. | 1 | |
25 | Невидимые нити в живой природе. Особенности питания разных животных. | 1 | |
26 | Природное сообщество – лес. Взаимосвязи в сообществе растений и животных. Лес – волшебный дворец. | 1 | |
27 | Природное сообщество – луг. Взаимосвязи в сообществе растений и животных. Луг – царство цветов и насекомых. | 1 | |
28 | Природное сообщество – водоем. Взаимосвязи в сообществе растений и животных. Водоём – дом из воды. | 1 | |
29 | Как сохранить богатства природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, экосистем, растительного и животного мира. Влияние человека на природные сообщества. | 1 | |
30 | Охрана природных богатств. Охрана природы в культуре народов России и мира. | 1 | |
31 | За страницами учебника. Изображение природы в картинах великих художников. | 1 | |
32 | Обобщение по теме «Мир как дом». | 1 | |
Дом как мир. | |||
33 | Родной город, село. Родной дом – уголок Отчизны. | 1 | Объяснение значения слова «мир» на русском языке и нахождение их аналогов в языках народов своего края. Моделирование ситуаций общения в разных сообществах, старинных и современных. Выявление общего и особенного в устройстве старинной и современной общественной жизни. Участие в посильных общественных делах и праздниках. Сравнение устройства старинного и современного домов. Объяснение роли и назначения устройств в старинном доме; нахождение их аналогов в устройстве старинного жилища народов своего края, а также названия в местных языках. Выявление нравственного смысла конструктивных особенностей жилища в соотнесении с их назначением и ролью в жизни каждого члена семьи, нахождение общего и различного. Сопоставление особенностей старинного жилища разных народов; умение отмечать общие и различные черты. Участие в дидактической игре с применением старинных и современных традиций гостеприимства народов своего края. В ходе дидактической игры применение терминологии родства к членам своей семьи, нахождение аналогии в терминологии родства народов своего края, использование терминологии родства в применении к членам другой семьи, установление различия между терминами родства и свойства. Умение оформлять презентацию документов и реликвий из семейного архива как фамильную ценность, творчески выражать мысль. Презентация нескольких народных игр, определение их назначения в своем развитии; характеристика заложенного в них нравственного смысла, необходимого для самовоспитания. Умение излагать правила игры и организовывать ее в среде сверстников. Применение полученных знаний, выбор правильного ответа из нескольких вариантов. С помощью иллюстраций учебника способность рассказывать о внешнем и внутреннем строении тела человека, давать определения органа и системы органов. Работая в группе, изучать строение и роль в организме различных систем органов. Умение высказывать обоснованные суждения. Использование дополнительной литературы, Интернета для подготовки собственных сообщений по теме урока. Применение полученных знаний. |
34 | Свой дом – свой простор. Домашний адрес. | 1 | |
35 | В красном углу сесть – великая честь. | 1 | |
36 | Народы, населяющие регион. Некоторые обычаи и характерные особенности быта народов. Побываем в гостях. | 1 | |
37 | Семья – самое близкое окружение человека. Семья ребенка и ее состав. На свет появился – с людьми породнился. | 1 | |
38 | Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Родословное древо. | 1 | |
39 | Семья и семейные традиции. Муж и жена – одна душа. | 1 | |
40 | Взаимоотношения в семье, забота членов семьи друг о друге. Святость отцовства и материнства. | 1 | |
41 | Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребенка в семье. Добрые дети – дому венец. | 1 | |
42 | Детские игры – школа здоровья. | 1 | |
43 | Система органов, их роль в жизнедеятельности организма. Строение тела человека. | 1 | |
44 | Система органов. Как работает наш организм. | 1 | |
45 | Система органов. Как работает наш организм. | 1 | |
46 | Что такое гигиена. Личная гигиена школьника. | 1 | |
47 | Органы чувств. | 1 | |
48 | Гигиена органов чувств. | 1 | |
49 | Школа первой помощи. Правила измерения температуры тела человека. Телефоны экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах, обморожении, перегреве. | 1 | |
50 | Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня. Здоровью цены нет. | 1 | |
51 | Распределение домашних обязанностей. Дом не велик, а стоять не велит. | 1 | |
52 | Домашнее хозяйство. Семейный бюджет. | 1 | |
53 | Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Мудрость старости. | 1 | |
54 | Человек – создатель и носитель культуры. Выдающиеся люди разных эпох. Путешествие к А.С. Пушкину. | 1 | |
55 | Обобщение по теме «Дом как мир». | 1 | |
В поисках Всемирного наследия. | |||
56 | Памятники истории и культуры разных стран, их охрана. Всемирное наследие. | 1 | Умение объяснять смысл эмблемы Всемирного наследия, различиеобъектов природного и культурного Всемирного наследия. Участие в дидактической игре: подбор материала из книг, альбомов, Интернета, в том числе для знакомства с местными достопримечательностями природы и культуры, со святыми своего края. Развитие способности рассказывать об одном – двух объектах всемирного наследия (по выбору – в России, в том числе и в своем крае, и в мире), умение оформлять наглядный материал для презентации рассказа. По внешнему виду умение определять проездные башни Московского Кремля, называть их; узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлевского дворца, различать среди них более древнюю и более позднюю постройку; рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Московского Кремля (по выбору); оформлять наглядный материал для презентации рассказа. Развитие способности ориентирования на карте. Умение показывать местонахождение объекта на карте. Рассказывать о его уникальных особенностях и особых экологических проблемах (по выбору); оформлять наглядный материал для презентации рассказа. Умение применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов. |
57 | Красная площадь и Кремль – главные достопримечательности Москвы. | 1 | |
58 | Москва – столица России. Путешествие в Москву. | 1 | |
59 | Промежуточная аттестация. | 1 | |
60 | Водоемы, их разнообразие, использование человеком. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Озеро Байкал. | 1 | |
61 | Путешествие в Египет. | 1 | |
62 | Путешествие в Грецию. | 1 | |
63 | Путешествие в Иерусалим. | 1 | |
64 | Путешествие в Китай. | ||
65 | Выдающиеся люди разных эпох. Всемирные духовные сокровища. | 1 | |
66 | За страницами учебника. В поисках Всемирного наследия. | 1 | |
67 | Обобщение по теме «В поисках Всемирного наследия». | 1 | |
68 | Обобщение пройденного материала за год. | 1 |
Приложение
Календарно – тематический план
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
по плану | фактически | |||
1 триместр. 10 учебных недель и 2 учебных дня. Всего 21 часа. Радость познания. 12 часов. | ||||
1 | Школьник и его жизнь в школе. Свет знания. | 1 | 02.09 | 02.09 |
2 | Природа – это весь многообразный мир, который окружает человека и может существовать без его участия. Как изучают окружающий мир. | 1 | 07.09 | 07.09 |
3 | Природа – это весь многообразный мир, который окружает человека и может существовать без его участия. Как изучают окружающий мир. | 1 | 09.09 | 09.09 |
4 | Книга – источник знаний. | 1 | 14. 09 | 14. 09 |
5 | Отправимся на экскурсию. Значение природы для существования всего живого на Земле. | 1 | 16. 09 | 16. 09 |
6 | Ориентирование на местности. О чём рассказывает план? | 1 | 21. 09 | 21. 09 |
7 | Глобус как модель земли. Географическая карта. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. | 1 | 23. 09 | 23. 09 |
8 | Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Страны и народы на политической карте мира. | 1 | 28. 09 | 28. 09 |
9 | Путешествуя, познаём мир. Бережное отношение к окружающему миру. | 1 | 30. 09 | 30. 09 |
10 | Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспорта. | 1 | 05.10 | 05.10 |
11 | Средства связи: почта, телеграф, телефон. Телефоны экстренной помощи. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. | 1 | 07.10 | 07.10 |
12 | Обобщение по теме «Радость познания». | 1 | 19.10 | 19.10 |
Мир как дом. 9 часов. | ||||
13 | Мир природы в народном творчестве. | 1 | 21.10 | 21.10 |
14 | Из чего состоит всё. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. | 1 | 26.10 | 26.10 |
15 | Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Мир небесных тел. | 1 | 28.10 | 28.10 |
16 | Невидимое сокровище. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. | 1 | 02.11 | 02.11 |
17 | Самое главное вещество. Вода. Свойство воды, состояние воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов, человека. Круговорот воды в природе. | 1 | 04.11 | 09..11 |
18 | Природные стихии в народном творчестве. | 1 | 09..11 | |
19 | Полезные ископаемые родного края, их значение в хозяйстве. Кладовые земли. | 1 | 11.11 | 11.11 |
20 | Бережное отношение к полезным ископаемым. Чудо под ногами. | 1 | 16.11 | 16.11 |
21 | Растения, их разнообразие. | 1 | 18.11 | 18.11 |
2 триместр. 11 учебных недель. Всего 23 часа. Мир как дом. 10 часов. | ||||
22 | Почва, ее состав, значение для живой природы, хозяйства человека. Плодородие как главное свойство почвы. Растения в народном творчестве. | 1 | 30.11 | 30.11 |
23 | Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных. Размножение животных. | 1 | 02.12 | 02.12 |
24 | Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Образы животных в народном творчестве. | 1 | 07.12 | 07.12 |
25 | Невидимые нити в живой природе. Особенности питания разных животных. | 1 | 09.12 | 09.12 |
26 | Природное сообщество – лес. Взаимосвязи в сообществе растений и животных. Лес – волшебный дворец. | 1 | 14.12 | 14.12 |
27 | Природное сообщество – луг. Взаимосвязи в сообществе растений и животных. Луг – царство цветов и насекомых. | 1 | 16.12 | 16.12 |
28 | Природное сообщество – водоем. Взаимосвязи в сообществе растений и животных. Водоём – дом из воды. | 1 | 21.12 | 11.01 |
29 | Как сохранить богатства природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, экосистем, растительного и животного мира. Влияние человека на природные сообщества. | 1 | 23.12 | 13.01 |
30 | Охрана природных богатств. Охрана природы в культуре народов России и мира. | 1 | 28.12 | 18.01 |
31 | За страницами учебника. Изображение природы в картинах великих художников. | 1 | 30.12 | 18.01 |
32 | Обобщение по теме «Мир как дом». | 1 | 11.01 | 20.01 |
Дом как мир. 12 часов. | ||||
33 | Родной город, село. Родной дом – уголок Отчизны. | 1 | 13.01 | 20.01 |
34 | Свой дом – свой простор. Домашний адрес. | 1 | 18.01 | 25.01 |
35 | В красном углу сесть – великая честь. | 1 | 20.01 | 25.01 |
36 | Народы, населяющие регион. Некоторые обычаи и характерные особенности быта народов. Побываем в гостях. | 1 | 25.01 | 27.01 |
37 | Семья – самое близкое окружение человека. Семья ребенка и ее состав. На свет появился – с людьми породнился. | 1 | 27.01 | 01.02 |
38 | Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Родословное древо. | 1 | 01.02 | 03.02 |
39 | Семья и семейные традиции. Муж и жена – одна душа. | 1 | 03.02 | 03.02 |
40 | Взаимоотношения в семье, забота членов семьи друг о друге. Святость отцовства и материнства. | 1 | 08.02 | 08.02 |
41 | Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребенка в семье. Добрые дети – дому венец. | 1 | 10.02 | 10.02 |
42 | Детские игры – школа здоровья. | 1 | 15.02 | 15.02 |
43 | Система органов, их роль в жизнедеятельности организма. Строение тела человека. | 1 | 17.02 | 17.02 |
3 триместр. 12 учебных недель и 3 учебных дня. Всего 27 часов. Дом как мир. 12 часов. | ||||
44 | Система органов. Как работает наш организм. | 1 | 01.03 | 01.03 |
45 | Система органов. Как работает наш организм. | 1 | 03.03 | 03.03 |
46 | Что такое гигиена. Личная гигиена школьника. | 1 | 08.03 | объед |
47 | Органы чувств. | 1 | 10.03 | 10.03 |
48 | Гигиена органов чувств. | 1 | 15.03 | 15.03 |
49 | Школа первой помощи. Правила измерения температуры тела человека. Телефоны экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах, обморожении, перегреве. | 1 | 17.03 | 17.03 |
50 | Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня. Здоровью цены нет. | 1 | 22.03 | 22.03 |
51 | Распределение домашних обязанностей. Дом не велик, а стоять не велит. | 1 | 24.03 | 24.03 |
52 | Домашнее хозяйство. Семейный бюджет. | 1 | 29.03 | 29.03 |
53 | Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Мудрость старости. | 1 | 31.03 | 31.03 |
54 | Человек – создатель и носитель культуры. Выдающиеся люди разных эпох. Путешествие к А.С. Пушкину. | 1 | 12.04 | |
55 | Обобщение по теме «Дом как мир». | 1 | 14.04 | |
В поисках Всемирного наследия 13 часов. | ||||
56 | Памятники истории и культуры разных стран, их охрана. Всемирное наследие. | 1 | 19.04 | |
57 | Красная площадь и Кремль – главные достопримечательности Москвы. | 1 | 21.04 | |
58 | Москва – столица России. Путешествие в Москву. | 1 | 26.04 | |
59 | Промежуточная аттестация. | 1 | 28.04 | |
60 | Водоемы, их разнообразие, использование человеком. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Озеро Байкал. | 1 | 03.05 | |
61 | Путешествие в Египет. | 1 | 05.05 | |
62 | Путешествие в Грецию. | 1 | 10.05 | |
63 | Путешествие в Иерусалим. | 1 | 12.05 | |
64 | Путешествие в Китай. | 1 | 17.05 | |
65 | Выдающиеся люди разных эпох. Всемирные духовные сокровища. | 1 | 19.05 | |
66 | За страницами учебника. В поисках Всемирного наследия. | 1 | 24.05 | |
67 | Обобщение по теме «В поисках Всемирного наследия». | 1 | 26.05 | |
68 | Обобщение пройденного материала за год. | 1 | 31.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему мирудля 4 класса по системе " Начальная школа 21 века"
В "Программу" включены такие разделы, как: " Пояснительная записка", Принципы, положенные в основу построения курса", " Средства обучения", " Формы и средства контроля", " Виды контроля", "...
Рабочая программа по окружающему миру1 класс "Школа России"ФГОС
Материал включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Состален в соответствии с Положением о рабочей программе и авторской программы "Школа России"....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ, 3 класс Школа России
рабочая программа...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...