Окружающий мир 4 класс Зачем нужна гигиена
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Окружающий мир 4 класс Зачем нужна гигиена
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zachem_nuzhna_gigiena.docx | 22.16 КБ |
Предварительный просмотр:
«Зачем нужна гигиена. Правила гигиены»
(урок окружающего мира, 4 класс)
Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения и первичного закрепления новых знаний (первый урок по теме).
Цель: познакомить обучающихся с понятием «гигиена», способствовать формированию целостного представления об основных правилах личной гигиены, выведенных на основе личных наблюдений, сравнения, анализа.
Задачи урока:
образовательные: познакомить обучающихся с понятием «гигиена», способствовать формированию целостного представления об основных правилах личной гигиены, выведенных на основе личных наблюдений, сравнения, анализа, формировать познавательную активность учащихся;
развивающие: способствовать развитию знаний о гигиене, как науке,
воспитательные: содействовать воспитанию в детях потребности соблюдать правила гигиены, способности вести здоровый образ жизни.
Содействовать воспитанию чувства любви и заботы к своему организму.
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, проявление учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, понимание причин успеха в учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД: определять цель деятельности на уроке самостоятельно, частично, с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять ответы на вопросы, выполнять логические операции: сравнение, анализ, обобщение, классификация, установление аналогий, подведение под понятие;
коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов, формирование речевой деятельности и навыков сотрудничества.
Оборудование: толковый словарь С.И. Ожегова, карточки с пословицами, таблица «Здоровье» для экологического панно, конверты с правилами личной гигиены, карточки для разгадывания кроссворда, сигнальные карточки, опорные слова, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент. Организация позитивной мотивации.
- Добрый день! В светлый радостный денек начинаем мы урок. Издавна русские люди говорили: «Гости в дом, счастье в нём». Поприветствуйте гостей!
- Закрыли глазки, повторяем за ведущим:
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание моё растет.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я готов к работе -
Я работаю.
II. Актуализация полученных ранее знаний и умений.
- Вот мы урок наш начинаем,
Что изучили - повторяем.
Проверить свои знания вам поможет работа в парах. Приготовьте карточку №1.Разгадайте кроссворд.
Ошибка! Не указано имя файла.
- Система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое - тело человека.
- Массовое распространение заболевания человека, значительно превышающее обычный уровень заболеваемости.
- Эпоха, следующая за Средневековьем.
- Микроорганизм, вызывающий болезнь.
- Прибор, позволяющий разглядеть даже самые мелкие частицы.
- Голландский мастер по изготовлению линз для микроскопа.
- Одно из условий для развития множества бактерий.
- Английский врач, придумавший вакцинацию – способ борьбы с эпидемиями.
- Посмотрите внимательно на доску. Какое ключевое слово получилось? Найдите это слово в классе. (Здоровье)
III. Подготовка учащихся к организации восприятия нового материала.
- Какие из слов в классе нам помогут составить пословицу?
Здоровье - лучшее лекарство. (Поместить на доску)
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Если человек имеет прекрасное здоровье, оно является лучшим лекарством против болезней. Болезни отступят от человека. У него есть главное оружие - здоровье)
- Как вы считаете, что значит - здоровье? (Это когда у людей хорошее настроение, когда человек не болеет, правильно питается, хорошо работает)
IV. Актуализация новых знаний. Работа с экологическим панно.
- Какие факторы влияют на здоровье? Докажите.
- Давайте составим таблицу на экологическом панно.
Здоровье: Режим дня.- Рациональное питание.- Положительные эмоции.- Отказ от вредных привычек?
- Что ещё влияет на наше здоровье? (Гигиена)
V. Изучение нового материала.
- Сформулируйте тему урока. (Зачем нужна гигиена? Правила гигиены)
- Какова цель нашего урока? (Сегодня на уроке мы узнаем, какую роль играет гигиена в жизни человека. Понаблюдаем за тем, как наши знания расширятся после урока)
- А знаете ли вы - что такое гигиена?
- Где мы можем найти значение этого слова? (В Толковом словаре, в Интернете, в энциклопедии)
- Найдите определение этого понятия в толковом словаре.
- Кто расскажет о происхождении слова гигиена? (В мифах Древней Греции рассказывается о боге врачевания Асклепии. Он учился врачебной науке у мудрого кентавра Хирона, знавшего секреты лечебных трав, и со временем превзошел своего учителя. Он научился готовить лекарства даже из змеиного яда. Поэтому Асклепия часто изображали с посохом, который обвивает змея. До сих пор символом медицины является мудрая змея, которая внимательно изучает налитое в чашу лекарство. Асклепий - бог врачевания в Древней Греции. У Асклепия было две дочери - Гигиея и Панацея. Они помогали своему отцу лечить людей. Отсюда возникло слово “гигиена” и выражение “панацея от всех бед”, то есть спасительное средство от хворей и прочих неприятностей)
- А теперь послушаем, какое определение даёт слову гигиена С.И. Ожегов в словаре.
«Гигиена - раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья, а также система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья».
- Нам нужна всем отдыха минутка, значит, наступает физминутка.
Физминутка. Работа с офтальмотренажором.
Если ты не моешь руки,
Дважды в день не чистишь зубы,
Забываешь причесаться,
Неопрятным ходишь ты,
Знай, ни новые кроссовки,
И ни новые футболки,
И ни джинсы, и ни платья,
Не дадут тебе здоровья,
Не прибавят красоты.
- Ребята, с какой целью мы выполняли это задание?
Смена динамических поз.
- Народы всего мира уделяли большое внимание вопросам гигиены. Об этом нам говорят пословицы разных народов.
Работа в парах.
- Работаем в парах постоянного состава. Приготовили карточку №2. Восстановите содержание пословиц.
…..лучшая красота. ( Китайская)
Болезнь с …..в дружбе. ( Дагестанская)
….. - залог здоровья. (Сербская)
-Объясните значения пословиц.
- Что общего у всех этих пословиц? ( Как важно соблюдать правила гигиены)
- О чём это говорит? (Гигиена важна для всех народов мира)
- Расскажите, как вы следите за чистотой своего тела?
- А для чего вы моете руки? (Чтобы на руках не было опасных микробов)
Послушайте об этом сказку. (Сказку рассказывает заранее подготовленный ученик)
Жили-были микробы - разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось. Вот на столе как-то оставили немытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Муха тут как тут. А на ее лапках сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки. Муха улетела, а микробы остались лежать на столе - на тарелке, на ложках, на хлебе и думают: «Как хорошо, что на свете есть грязные мухи!» И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот человеку. А там уж и до болезни рукой подать!
- Как вы думаете, что поможет нам победить микробы? (Вода) Какая? (Чистая)
- А вот какую роль играет вода для гигиены, нам расскажет Давыденко Таня.
Выступление ученицы с проектной работой.
Работа с учебником.
- Ребята, как вы считаете, почему же чистота и здоровье связаны между собой? (Болезнетворные микробы попадают с грязных рук в организм человека, и он начинает болеть)
- Давайте об этом прочитаем в учебнике на стр.74-76.
- Что же особенного мы узнали о школах Древней Греции? (В школах Древней Греции преподавали не только науки, но и обучали спортивным навыкам)
- А после занятий спортом что нужно было сделать? (Помыться)
- Где? (В бане)
- А что вы узнали о банях Древнем Риме? (Бани в Древнем Риме назывались - термы) Найдите слово в классе.
- А что общего между термами и термометром? (В термах подавалась вода горячая и холодная, и в термометре ртуть поднимается по шкале и показывает высокую и низкую температуру)
- Что особенно хорошо очищает и обеззараживает кожу? (Мытьё в бане)
- В чём состоит особенность бань, нам расскажет Кущ Анастасия.
Выступление ученицы с проектной работой.
Физминутка «В бане».
- Давайте представим на несколько минут, что мы находимся с вами в бане. Выберите себе веник из предложенных нам: дубовый, березовый, можжевеловый. Взяли веник в правую руку и побили себя веником по левому плечу, по спине, по животу. Переложили веник в левую руку и побили себя по правому плечу, по спине, по животу. А теперь взяли таз с холодной водой и вылили на себя воду. Чувствуете легкость и заряд бодрости? С таким прекрасным настроением мы и продолжим с вами урок.
- Ребята, как вы предполагаете, кто такие моржи? (Это закалённые люди)
- Из слов в классе выберите его.
Смена динамических поз.
- Что вы о них знаете? (Они не болеют, хотя зимой обтираются снегом, купаются в проруби или обливаются холодной водой)
- А как нужно закаливать свой организм - сразу или постепенно?
- Конечно, очень важно закаляться правильно - постепенно, чтобы не нанести вред своему здоровью.
VI. Этап применения изученного.
Работа в группах. Работа с экологическим панно.
- А сейчас поработаем в группах постоянного состава. Составьте правила личной гигиены, наклейте их на бумагу.
(Каждая группа получает конверты, составляет правила, читает, наклеивает их на полоски ватмана и прикрепляет на экологическое панно).
Правила
1.Мойте с мылом руки.
2. Чистите зубы утром и вечером.
3. Чаще мойтесь и купайтесь.
4. Содержи в чистоте одежду и личные вещи.
5. Не забывай чистить обувь!
6. Держи в чистоте и порядке волосы.
(Дети называют правила гигиены и прикрепляют на экологическое панно)
Работа с сенсорными крестами.
- Среди слов на сенсорных крестах найдите предметы, которые помогут вам соблюдать правила личной гигиены.
VII. Этап контроля и самоконтроля.
- Послушайте стихотворение С. Черняева и скажите, на кого из главных героев вы хотите быть похожи. Ребята мне помогут. Если на гнома - зелёный цвет сигнальной карточки, если на кабана - красный.
- Без докторов нам обойтись нельзя. Послушайте, что рассказывает ученик известного учёного медика Г.Н. Сперанского о секрете долголетия.
«Часто моего учителя спрашивали: вот вы прожили долгую жизнь и ни разу серьезно не болели. В чем заключается ваш секрет?»
Было у моего учителя «тайное оружие», и оружие это - физическое воспитание. Спорт вошел в его жизнь достаточно рано. Ему нравилось кататься на коньках. Лишнего времени он не имел, так что иной раз выходил на лед ночью и катался в одиночестве. А лыжи! Вообще он считал их идеальным видом спорта. Лыжня, вьющаяся между елями, - это дорога здоровья. Он занимался фактически всеми видами спорта. Например, ездой на велосипеде. Ему было 95 лет, и он работал без оглядки на себя, с полной отдачей. Кто-нибудь, видимо, скажет: это исключительная работоспособность. Нет, не исключительная. Каждый человек обязан бороться за долголетие, обязан думать о том, чтобы в преклонном возрасте сохранить бодрость, хорошее настроение, спортивную форму.
Если кто-то из вас еще не дружит со спортом, измените скорее свою позицию: начинайте заниматься спортом уже сегодня, не откладывайте даже на понедельник! Помните только об одном: любая система тренировок заключается в постепенном увеличении нагрузок, поэтому осторожно повышайте нагрузки и не спешите переходить к более сложным физическим упражнениям».
- Какими секретами долголетия вы будете пользоваться в своей жизни?
VIII. Подведение итогов занятия.
- Ребята, ответьте на главный вопрос нашего урока:
- Зачем нужна гигиена? (Гигиена нужна для того, чтобы человек был здоров и меньше болел)
- Встаньте те, кто был активен на занятии. (Дать оценку работе каждого ученика, работе пар, групп)
IX. Домашнее задание: группа «Пчёлки» составляют акростих «Здоровье», группа «Бабочки» выполняют рисунок по теме «Правила личной гигиены».
X. Рефлексия.
- Закончите предложения.
Сегодня на уроке мне удалось….
Я задумался над тем, что…
Самым интересным на уроке было…
Мне пришлось подумать над…
- Молодцы! Вы проделали большую работу и теперь знаете, как сохранить здоровье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Зачем нужна гигиена"
Урок окружающего мира по системе Л.В. Занкова (4 класс)...
Урок окружающего мира в 1 класса "Зачем нужны автомобили?"
Данный урок разработан к учебнику «Мир вокруг нас. 1 класс», автор: А.А.Плешаков. В 1 классе еще не выделяются и не структурируются в самостоятельные разделы программы те или иные предметные области д...
Зачем нужна гигиена. Особенности кожного покрова
конспект урока по окружающему миру 4 класс СРО Занкова...
Урок русского языка 4 класс Тема: Текст- рассуждение. Зачем нужна гигиена? Работа с картиной
урок с применением здоровьесберегающих технологий...
Схема конспекта урока по окружающему миру 4 класс "Зачем нужна гигиена"
Данный урок имеет четко организованную структуру учебной деятельности обучающихся на уроке.Создаются условия для формирования УУД: - личностных: мотивация учения, о...
Зачем нужна гигиена
Конспект урока окружающего мира по теме "Зачем нужна гигиена"...
Урок "Зачем нужна гигиена?"
разработка урока по окружающему миру по системе Л.В.Занкова...