Урок "Зачем нужна гигиена?"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

разработка урока по окружающему миру по системе Л.В.Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_sbornik.docx26.67 КБ

Предварительный просмотр:

Организационная информация

Тема

Зачем нужна гигиена?

Предмет

Окружающий мир

Класс

4 «А»

Программа

Развивающая система Л.В.Занкова

Автор урока

Скиданова Наталия Алексеевна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МОУ «СОШ №73» г. Саратов

Методическая информация

Тип урока

Урок открытия нового знания

Базовая технология

Проблемно-диалогическая

Межпредметные связи

Окружающий мир

История

Чтение

Формы работы

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

Цель урока: выяснить, для чего нужно соблюдать гигиену?

Задачи урока:

- обобщить знания детей по защите организма от болезнетворных микроорганизмов;

- прививать навыки здорового образа жизни;

- расширить кругозор учащихся, развивать их речь, коммуникативные свойства;

- учить обобщать, делать логические выводы, оценивать свои знания,

- применять полученные знания в практической жизни;

- воспитывать ценностное отношение к окружающему миру, к себе, к другим людям.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные УУД:

- формирование умения планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- использование знаково-символических средств представления информации;

- использование различных способов сбора, обработки, анализа, информации

в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Ход урока:

1.Организационный момент

Ребята! Давайте улыбнёмся друг другу и с этим хорошим настроением начнём урок, тему которого вы определите сами, разгадав кроссворд, который я предлагаю вашему вниманию.

2. . Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности учащихся

и

в

е

н

г

у

к

2 д

ы

х

а

н

и

е

и

к

р

о

и

о

л

о

г

и

я

4 п

и

т

а

н

и

е

5 о

д

е

ж

д

6 з

д

а

н

и

е

7 к

о

ж

а

1. Изобретатель микроскопа.

2. Процесс поглощения кислорода и выдыхания углекислого газа.                                   3.Наука о мельчайших живых организмах.

 4. Процесс поглощения пищи                          

 5. Предметы, которые покрывают тело                               

 6. Место, где живут люди.

  7. Наружный покров тела.

Какое слово является ключевым? Значит, мы будем сегодня говорить о гигиене.

Давайте запишем тему урока: «Зачем нужна гигиена?» К концу урока мы должны будем чётко себе представлять, для чего нужны знания, умения и навыки личной гигиены?

3.  Актуализация знаний

А теперь давайте найдём в толковом словаре объяснение слова гигиена.

Для того, чтобы определить в каком направлении мы будем работать давайте опять обратимся к кроссворду и выделим пути, по которым микроорганизмы могут попасть в организм человека и гигиену которых следует соблюдать.

                                                          Гигиена

                       дом                                                            глаза

                                    одежда       кожа      нос     рот  

Физминутка для глаз

«День-ночь» (на слово «Ночь» зажмуриваются на 5 секунд, на слово «День» открывают глаза, повторяют 3–5 раз);

«Зоркий глаз» (рисуем глазами по ходу часовой стрелки 3 круга, повторяем движение в обратном направлении);

«Пишем носом» (закрываем глазки, обрисовываем носом в воздухе простые фигуры — круг, квадрат);

4. Открытие нового знания

Отправиться в путь я предлагаю по трём дорогам:

                                                    будущее

                   Гигиена                  настоящее

                                                    прошлое

Каждая группа пойдёт по своей дороге, которую выберет представитель вашей команды. Выбираем дороги.

Группа, которая заглянет в прошлое гигиены, самостоятельно прочитает текст учебника с.67-69 и поделится с нами тем, что узнает.

Группа, которая занимается настоящим днём гигиены, получает два листа с заголовками: «Враги гигиены» и «Друзья гигиены». Посовещавшись, вы должны нарисовать или написать словами врагов и друзей гигиены.

Третьей группе предлагается для будущих поколений создать музей гигиены, разложив предложенные предметы по разделам, соответствующим схеме на доске, и подумать над тем, будут ли такими предметами пользоваться в будущем.

Итак, за работу!

Проверка работ групп.

Физминутка.

Все подняли руки - раз!

 На носках стоит весь класс,

 Два - присели, руки вниз,

 На соседа повернись.

 Раз! - И вверх,

 Два! - И вниз,

 И к соседу повернись.

 Будем дружно мы вставать,

 Чтобы ногам работу дать.

 Раз - присели,

 Два - поднялись.

 Вот мы руки развели,

 Словно удивились.

 И друг другу до земли

 В пояс поклонились!

 Наклонились, выпрямились,

 Наклонились, выпрямились.

 Ниже, ниже, не ленись,

 Поклонись и улыбнись.

5. Применение нового знания

Предлагаю продолжить работу в группах. Каждая группа выберет себе вопрос и обсудит с командой его ответ:

  1. Где содержится больше микробов – в комнате, в лесу, на улице?
  2. Гуляя по лесу, мы иногда срываем травинку и начинаем её жевать. Какая неприятность может быть после этого?
  3. Кто такие «моржи»?

Обсуждение ответов.

Попробуйте найти в действиях своих товарищей ошибку:

- пользуются чужой щёткой,

- чихают на окружающих.

А что вы будете делать в такой ситуации?

 У товарища небольшая ссадина на руке. Что делать, чтобы микробы не проникли в организм?

А если большое повреждение кожи?

6. Самоконтроль результатов деятельности 

       А теперь давайте проверим, что делаете вы сами, чтобы не допустить в свой  организм болезнетворные микроорганизмы. Проверим себя с помощью теста.

       Номера правильных советов записывайте цифрами, неправильные пропускайте:

  1. Мойте руки перед едой.
  2. Не проветривайте помещение.
  3. Редко меняйте бельё.
  4. После еды полощите рот.
  5. Ешьте из чистой посуды.
  6. Чаще протирайте пыль влажной тряпкой.
  7. Не мойте фрукты и овощи.
  8. Гуляйте в лесу, в парках.
  9. Принимайте ванну, душ.

Самопроверка: нет ошибок – 5, одна ошибка – 4, две ошибки –3.

А чтобы узнать ещё больше о гигиене, можно прочитать книги или воспользоваться интерактивной энциклопедией, игровая программа которой учит тому, что надо делать, чтобы быть здоровым.

Более подробно о гигиене дыхания, питания, зрения, зубов мы будем говорить позже.

7. Подведение итогов урока

А теперь мы подошли к тому этапу урока, когда мы должны выделить с вами те основные моменты, ради которых нам необходимы ЗУН по гигиене. Знаете их?

Помогут выделить их поговорки и пословицы:

Чистота – залог здоровья.

Чистота – лучшая красота.

Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.

Кто аккуратен – тот людям приятен.

Чисто жить – здоровым быть.

(Чистота, здоровье, красота, общение, забота о других).

Оценки за урок.

8. Домашнее задание ( по выбору):

- составить рекомендации по гигиене,

- доклады и сообщения,

- сочинение – рассуждение « Если бы мы не соблюдали гигиену».

9. Рефлексия.

       Что понравилось на уроке?

С кем бы хотели поделиться впечатлениями от урока.

Какое у вас настроение?

 Ресурсы.

1. Учебник « Окружающий мир» Н.Я.Дмитриева и А.Н.Казаков. – Издательский дом Фёдорова, 2014.

2. Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения. Санкт-Петербург. «Литера», 2005.

3.Физминутка для глаз - https://paidagogos.com/idei-fizminutok-dlya-urokov-v-nachalnoy-shkole.html

4. Физминутка - http://gamejulia.ru/fizkultminutki-v-nachalnoy-shkole.html

Оборудование: кроссворд, тест, библиотека книг, предметы гигиены, музыкальные отрывки для физминуток.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-занятие: «Нужное из не нужного»

Объект исследования:бытовые отходы жизнедеятельности человека.Предмет исследования:изделие из бытового мусора.Цель:развитие экологического и творческого мышления;формирование основ культуры и ре...

Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Ознакомить обучающихся с основной группой витаминов, содержащихся в овощах и фруктах и их значением для организма; что происходит с пищей в организме, для чего надо есть, как есть правильно; фор...

«Очень хочется купить ребенку то, что ему нужно. А что ему нужно?»

Организация современной развивающей предметно-пространственной среды в семейных условиях....

Внеклассное мероприятие: "Все профессии нужны, все профессии нужны"

Беседа о профессиях, внеурочное мероприятие в виде игры....

Сценарий воспитательного мероприятия проведенного в экологическом кружке Познавательная беседа к 9 мая "Это нужно - не мертвым. Это нужно - живым"

Этот материал может быть использован педагогами начальной школы и дополнительного образования. Дети знакомятся с книгой - "Письма с фронта" (Ростов - на - Дону. Издательство АО "Книга&q...

Урок окружающего мира на тему «Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно мыть руки и чистить зубы?»

Тема: Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно мыть руки и чистить зубы? (1 класс)Цель: - систематизировать и расширить знания об овощах и фруктах, их разнообразии;-познакомить детей с в...

Технологическая карта урока окружающего мира «Зачем нужны автомобили. Зачем нужны поезда»(УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление с назначением, устройством, разнообразием автомобилей, автомобилями разных времен. познакомить с назначением и устройством ...