"ЛУЧШЕ ГОР МОГУТ БЫТЬ ТОЛЬКО ГОРЫ…."
план-конспект по окружающему миру на тему
Материал занятия будет полезен в работе с детьми по ознакомлению с окружающим миром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_saytadokument_microsoft_office_word.docx | 22.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия на тему:
«Лучше гор могут быть только горы…»
Задачи:
1. Продолжать знакомство детей с неживой природой, дать начальные сведения о горах: какие бывают горы, кто живет в горах, что растет, из чего состоят горы;
2. Развивать познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы;
3. Воспитывать эстетические чувства: учить видеть красоту гор и умение ею любоваться;
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
Активизировать словарь детей за счет слов: геологи, пологие, крутые, снежные.
МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ: глобус; слайды «Горы России», «Животные и птицы, живущие в горах России»; загадки о горах и о глобусе, запись звуков гор, конфеты в виде разноцветных камней
для опыта:
1. Пластиковая бутылка 0,5 л;
2. картон формата А4;
3. Пластилин, коричневого цвета;
4. Подкрашенная вода в красный цвет;
5. Сода 4 ч.л.;
6. Уксус 2 ст.л.;
7. Жидкое мыло;
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- рассматривание и рисование картин с изображением гор;
- знакомство с коллекцией камней;
- чтение сказов П.П. Бажова «Хозяйка Медной горы».
Ход занятия
Воспитатель загадывает загадку:
- На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны,
Горы, реки, океаны.
- Что это? (Глобус).
- Правильно. Давайте подойдем и рассмотрим глобус. Почему глобус раскрашен разными цветами? (Коричневый – это горы, синий - моря, реки, зеленый - это леса, поля, желтый - это пустыни).
- Правильно, молодцы. Кто нам покажет горы на глобусе? (Ребенок показывает на глобусе горы).
- А скажите мне, горы могут нам что-нибудь рассказать о себе? (Ответы детей).
- Вот сегодня мы с вами и узнаем, что же нам могут рассказать горы. А помогут нам в этом поэты, писатели. Кто из вас назовет горы? (Говорят о местных горах).
- Молодцы, а еще есть Уральские, Кавказ, Гималаи, Алтай, Альпы. Ребята, горы всегда притягивали к себе людей. Поэты слагали стихи, художники рисовали картины, композиторы писали музыку, писатели сочиняли сказки. (Звучат звуки гор)
Представьте себе, что машина времени перенесла нас в каменный век. Это очень далекое время, мы с вами древние люди. Захотелось нам костер разжечь. Какой мы камень возьмем? Кремень (объясняют почему). Высеченная этим камнем искра похожа на сухой мох. Вот и загорелся наш костер. Спасибо камню?
Древним людям нужно спрятаться от зверей, дождя, грозы. Какое удобное жилище мы найдем себе? Пещеру (рассуждения детей).
Правильно, каменная пещера стала первым жилищем человека. У древних людей теперь есть дом – пещера, но нужна еще и пища, поэтому мы с вами отправляемся в лес. Но просто руками зверя не возьмешь. И первобытный человек как вы думаете, что взял в руки? Камни (рассуждения).
Конечно камень. Брошенный сильной и ловкой рукой он может сразить зверя наповал. Так камень стал продолжением руки человека.
Пока мужчины были на охоте, женщины племени собирали семена растений. Им нужно было сделать муку, чтобы испечь хлеб. И опять на помощь пришел камень. (Растирали зернышки между двумя камнями). Позднее мужчины сделали каменные жернова. Спасибо камню? Для еды нужна посуда. Как вы думаете, из чего сделали первую посуду? Из обожженной глины.Каменная значит.
Вот мы с вами побывали в каменном веке. А сейчас давайте встанем, тесно прижавшись друг к другу и представим себе, что мы гора.
Физкультминутка:
Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (воспитатель дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).
Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону)
(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны.“Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте).
Раскатились камешки, и с той самой поры
Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).
Детские загадки с ответами про горы, про горную речку, про снежную лавину, про ледник…
Ребята, а что такое горы? (Ответы детей)
Горы – это участки земной поверхности сильно возвышающиеся над окружающей местностью.
А как вы думаете, зачем нужны горы? (Они нас спасают от ветров и ураганов).
Ребята, а вы знаете, как образуются горы? (Предположения детей)
- Земная кора ни минуты не находится в покое. Она то опускается, то поднимается, то вздрагивает, то собирается в складки. В результате появляются горы, долины и возвышенности. Конечно, на это уходит очень много времени - несколько десятков миллионов лет.
Иногда горы рождаются в результате извержения вулканов. Из жерла вулкана вырывается магма, летят камни, пепел. Все это падает на землю. Постепенно лава застывает и образует холм, который с каждым новым извержением растет и увеличивается. Эти горы называются вулканами. А назвали их вулканами потому что существовала легенда.
Жил на свете бог по имени ВУЛКАН, и был он кузнецом. Построил он себе кузнецу внутри высочайшей горы. Бил он тяжелым молотом по железу, раздувал огонь. А гора стояла посередине моря. Когда Вулкан работал, молотом гора дрожала, грохот и гул разносился далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. Вулкан работает - со страхом говорили люди и уходили подальше от этого места. Вот с тех пор и стали называть огнедышащие горы «вулканами».
Сейчас на земле есть три вида вулканов: Спящие, которые могут проснуться, взорваться огненной лавой в любой момент.
Действующие – постоянно извергающие фонтаны кипящей лавы.
Потухшие – те, которые извергались очень давно, а сейчас потухли.
Подойдем к столу. На нем макет вулкана. Вулканы как мы с вами видим, это горы в форме конуса. Если посмотреть сверху, то можно увидеть яму- это кратер, большая чаша с крутыми склонами, а на дне ярко оранжевое – это жерло-дыра уходящая глубоко в землю. А огненная жидкость, выходящая из вулкана - лава. Вот и открылся нам исторический секрет гор.
Предлагаю самостоятельно сделать вулкан.
Пластиковый стаканчик из - под йогурта. 1 чайная ложечка соды, немного краски гуашевой, лимонная кислота, 3 капли моющего средства. Последовательно смешиваем и наблюдаем. (Произойдет имитация извержения вулкана)
А вот на дне океана, когда происходит извержение, застывшая лава может образовать конус такой высоты, что если вершина окажется над водой, то после того, как вулкан потухнет, останется остров. Многие острова в Тихом океане вулканического происхождения.Понравился вам секрет горы?
Горы всегда поражали человека своим величием, труднодоступностью и непредсказуемостью, и в тоже время они притягивали человека. Многие поэты слагали стихи, а писатели сочиняли произведения о горах (дети говорят о сказах П.П. Бажова).
- А сейчас мы отправимся в путешествие по горам России.
Слайд – «Горы России».
Какая красота. Вам понравилось?
Ребята в горах очень холодно, даже летом на вершинах гор лежит снег. Как вы думаете, почему там холодно? (Ответы детей)
Тепловое излучение, идущее от Земли, способно прогреть воздух примерно до высоты 15 километров. Чем дальше от поверхности земли, тем температура воздуха ниже. Это происходит, во-первых, потому, что нагретый у земли воздух при удалении от нее быстро охлаждается, а во-вторых, потому, что в верхних слоях атмосферы воздух более разрежен, чем у земли.
- А вы знаете, из чего состоят горы? (ответы детей)
Ребята, по камням ученые (геологи) могут многое узнать о горах: из чего состоят горы, когда будет извержение вулкана, когда образовались горы и что их разрушает.
-А вы знаете, что разрушает горы? (Дождь, ветер).
Ребята, а вы можете назвать животных и птиц, которые живут в горах? (Бараны, козлы, орел, ястреб).
-Молодцы, а что растет в горах? (Мох, кустарники, деревья).
-А еще в горах есть чистейшие озера и реки.
-У меня есть картинка-пазл. Давайте ее соберем и посмотрим, что у нас получится. Дети собирают пазл-картинку.
Ребята, вам понравилось наше путешествие в горы? (Да).
- О чем же нам рассказали горы? (Горы бывают разные: высокие и низкие, крутые и пологие, со снежными вершинами и с зелеными лесами, в горах живут разные животные и птицы; в горах есть реки и озера; в горах очень чистый воздух и чистая вода).
- Ребята, сегодня мы много говорили с вами о горах. А вы знаете, что горы не прощают человеку невнимательность и неосторожность. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах? (Не шуметь, а то может быть обвал и засыплет камнями; внимательно смотреть, нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке; если разожгли костер, то его нужно потушить; не мусорить).
- Молодцы. Вы сегодня много узнали нового и вспомнили, что знали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ. «Кубанские товары и услуги только лучшего качества».
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ. «Кубанские товары и услуги только лучшего качества»....
Гармонично развитой личностью может быть только здоровый человек
Внеклассное мероприятие о здоровом питании и здоровом образе жизни. Школьники должны знать о вредных и полезных привычках. Воспитывать чувство ответственности за сохренение своего здоровья....
И СПОСОБНЫЕ ДЕТИ МОГУТ БЫТЬ ПРОБЛЕМОЙ
Формирование у родителей умения правильно воспитывать своего ребенка, ответственно относиться к воспитанию детей в семье....
Что нужно знать родителям о логопедических заключениях, которые могут быть поставлены ребёнку с речевой патологией.
· Какое бы логопедическое заключение не поставили вашему ребёнку, помните, что это ещё не приговор.·...
Маршрутный лист II модуль «Прекрасное и удивительное в природе» I блок «Лучше гор могут быть только горы…» 4 класс
Маршрутный лист в рамках проекта "Мобильная суббота"...
«А руки могут быть опасны?»
laquo;А руки могут быть опасны?»1 слайд Тема проекта Прихожу домой я после прогулки, сажусь ли кушать за стол, после уроков в школе, мама постоянно меня спрашивает: «А р...
Методические разработки по русскому языку для учащихся 4 класса могут быть разнообразными и включать в себя различные виды уроков, игр, заданий и дополнительных материалов.
Методические разработки по русскому языку для учащихся 4 класса могут быть разнообразными и включать в себя различные виды уроков, игр, заданий и дополнительных материалов. Ниже приведены некоторые ос...