Маршрутный лист II модуль «Прекрасное и удивительное в природе» I блок «Лучше гор могут быть только горы…» 4 класс
методическая разработка (4 класс) на тему

Кононова Надежда Петровна

Маршрутный лист в рамках проекта "Мобильная суббота"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Маршрутный лист

II модуль «Прекрасное и удивительное в природе»

I блок «Лучше гор могут быть только горы…»

4 класс

   ________________________________________________________________

Фамилия, имя ученика, класс

_________________________________________________________________________________________

Мой руководитель

_______________________________________________________________________________________________________________

Мой консультант

Задание 1.

Отгадайте загадку:

Вся в вершинах эта местность,

Для людей неробких.

Здесь туристам интересно

Вверх идти по тропке.

Что это?

Ответ: __________________________

Задание 2.

«Вопросы – ответы»

Найдите информацию, запишите ответы. В этом вам помогут энциклопедии, словари. В ИНТЕРНЕТЕ найдите аудиоэнциклопедию для детей «Планета Земля», послушайте рассказы «Горы», «Высоко в горах».

1. Как называются виды возвышенностей. В чём их различие?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Что такое горы? Чем замечательно это природное явление? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Как появились горы?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Есть ли растительность в горах?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Как называются понижения между хребтами гор?

__________________________________________________________________

6.  Как называют путешественников и покорителей гор?

__________________________________________________________________

Задание 3.

Проведите исследование № 1. Внимательно прочитайте текст, затем заполните таблицу, запишите вывод.

Цель: найдите основные различия между высокими и низкими горами.

Итог исследования: в чём заключается различие между высокими и низкими горами.

Текст для чтения.

Горы намного выше, чем холмы и возвышенности. Они достигают сотни и тысячи метров в высоту. Вершины и склоны высоких гор постоянно покрыты вечными снегами и льдами. Склоны высоких гор крутые. Они изрезаны глубокими ущельями. По дну таких ущелий текут бурные горные реки. Высота высоких гор составляет 5000-7000 и более метров. На низких горах нет вечных снегов и льда. Их склоны обычно пологие. Высота низких гор 1000-2000метров.

Вершины гор расположены не беспорядочно, а выстраиваются в виде горных гребней. Их зубчатые очертания хорошо видны на горизонте даже издалека. Гребни, протянувшиеся на десятки километров, образуют горные хребты. К низкогорным областям относятся Уральские горы. К высокогорным областям относятся: Алтай, Кавказ, Тянь-Шань. На физической карте высокие горы обозначены тёмно-коричневым цветом, а низкие – светло-коричневым цветом.

На склонах высоких гор растут густые леса, главным образом, хвойные. Выше хвойных лесов располагаются альпийские луга. Альпийские луга является главным пастбищем горных козлов и горных баранов – архаров. Ещё высоко в горах можно встретить снежного барса. На снежных вершинах высоких гор много птиц: улары (горные куропатки), гриф, беркуты.

На склонах низких гор в основном растут кустарники и травянистые растения. Немного выше расположены лиственные леса, где растут берёза, осина, тополь. Животный мир низких гор также разнообразен. Здесь можно встретить оленей, косуль, сайгаков, волков, лис. Из представителей птиц в низких горах обитают совы, тетерева, дятлы, филины, и многие другие. В отличии от равнин горы мало пригодны для посевов и строительства. Между тем десятки миллионов людей проживают на высоте не более 1000 метров над уровнем моря. На горных лугах низких гор – летом пасутся овцы и лошади. На этих пастбищах, в отличии от низовий, нет мошкары и оводов. Благодаря этому за 2-3 летних месяца скот быстро набирает массу.

В горах добывают полезные ископаемые. Кроме того, горы - прекрасное место для отдыха, туризма, альпинизм, экстремальных видов спорта. Чистый воздух и удивительная красота привлекают многих людей. Воды горных рек и озер имеют целебные свойства. Поэтому часто в горах создают курортные зоны и лечебницы. Зимой и летом тысячи отдыхающих съезжаются в санатории и дома отдыха, расположенные в горах. В целях защиты прекрасной природы в горах создаются заповедники и национальные парки.

№п/п

Наименование

Высокие горы

Низкие горы

1

Высота

2

Форма склонов

3

Наличие вечных льдов и снегов

4

Названия гор в России

5

Цвет на физической карте

6

Общее

7

Растительность

8

Животный мир

9

Роль гор для человека и человека для гор

Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.

 «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ!»

Проведите исследование № 2. Посетите городскую детскую библиотеку или найдите информацию в ИНТЕРНЕТЕ. Ответы запишите в таблице.

Крупнейшие горные системы мира

Европа

Азия

Америка

Название

Высота

Название

Высота

Название

Высота

Задание 5.

«Путешественники и покорители гор»

Недоступные вершины всегда привлекали отважных людей. Ведь это возможность не только испытать на прочность свои физические возможности, но и закалить собственный характер, проверить верность дружеского плеча и ощутить невероятное торжество, стоя на покоренной вершине. Не зря о горах и альпинистах пели барды Ю. Визбор и В. Высоцкий. Только профессиональные спортсмены и отважные любители-смельчаки знают, что такое гора, как прекрасен открывающийся с нее вид.

- Послушайте песню В. Высоцкого «Если друг оказался вдруг…», вам поможет ИНТЕРНЕТ!

Задание 6.

Вулканы Камчатки – это Всемирное природное наследие России.

- Как называется самый большой и известный вулкан полуострова?

Найдите информацию в Интернете или в библиотеке, запишите кратко.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7.

- Какие горы делят материк Евразию на две части света? ____________________________________________________________

Уральские горы – «Каменный пояс России». Урал – это горная цепь, протянувшаяся более чем на 2000 километров. Уральские горы поражают богатством своих недр. Недаром Урал называют подземной кладовой страны. Здесь найдено около тысячи различных минералов и отмечено свыше 10000 месторождений полезных ископаемых. Издавна славится Урал всевозможными драгоценными и полудрагоценными камнями. Уральские самоцветы известны всему миру.

-Уральские горы молодые или старые? Объясните письменно.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Запишите пять названий самоцветов.

Уральские самоцветы: 1._________________________________________________________________2._________________________________________________________________3._________________________________________________________________4._________________________________________________________________5._________________________________________________________________

Задание 8.

Много сложено легенд и сказок о горах. Прочитайте одну сказку Бажова Павла Петровича. Напишите отзыв.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9.

- Прочитайте пословицы про горы, выберите три, выпишите их. Письменно объясните смысл этих пословиц.

Пословицы про горы

  • С горы виднее.
  • Гора с горой не сходится, а человек с человеком сходится.
  • В гору-то семеро тащат, а с горы и один столкнет.
  • Золотые горы сулит.
  • Кто хвалился, тот с горы свалился.
  • Как с горы скатился.
  • И крута гора, да миновать нельзя.
  • С горы вскачь, а в гору — хоть плачь!
  • Камень на гору тащится, а вниз сам свалится.
  • Муравей не велик, а горы копает.
  • И круты горы, да забывчивы.
  • Пошел пир горой, пир на весь мир.
  • Кто за правду горой, тот истинный герой.
  • Мир — золотая гора.
  • Хвалили, хвалили, до под гору свалили.
  • Что на салазках под гору. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 10.

Совершите путешествие в картинную галерею. Внимательно рассмотрите картины, где изображены горы. Выберите две картины, которые произвели на вас большое впечатление.

Название картины

Автор

Что изображено

Почему среди картин выбрали именно эти? Какие вопросы вы бы задали художникам? Ответ запишите здесь.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 11.

- Бывают ли горы под водой?  

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 12.

- Выучите стихотворение наизусть.

Что такое горы?

Что такое горы?

С ветром разговоры.

Снежные вершины,

Грозные лавины.

Тропы каменистые,

Антилопы быстрые,

Пропасти бездонные

И пещеры тёмные.

Колючие кустарники,

Змеи и лишайники,

Козы-скалолазы,

А под землёй алмазы.

Реки, как хрусталь,

В синей дымке даль,

Где парит орёл –

Страж высоких гор.

Задание 13.

Договоритесь о встрече со специалистом, подготовьте вопросы по теме «Горы».

Проконсультируйтесь со специалистом, есть ли горы в Иркутской области? Поблагодарите за беседу. Ответы запишите в таблицу.

Специалист №1.

 Рузаленок Галина Николаевна, учитель географии МБОУ «Городская гимназия №1», кабинет № 214.

Вопрос

Ответ специалиста

Уверена, что беседа прошла успешно. У вас все получилось. Ответ и вывод запишите здесь.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 13.

Выберите одну из тем и сделайте презентацию.

1. Горы России

2. Кавказские горы

3. Горы Алтая

4. Уральские горы

5. Горы Крыма

6. Вулканы Камчатки

7. Интересные факты о горах

8. Разные времена года в горах

9. Природный парк «Ленские столбы»

10. Уральские самоцветы.

Задание 14.

Сделайте своими руками макет гор по плану.

За помощью можешь обратиться к специалистам.

Специалист № 1.

Яковлева Елена Михайловна, учитель технологии МБОУ «Городская гимназия №1», кабинет № 104.  

Специалист № 2.

Дегтярёва Наталья Николаевна, учитель изобразительного искусства,

кабинет № 207.  

План.

1. Приклейте пустые пластиковые бутылки (разных размеров) к основе и обклейте их кусочками бумаги, смоченной в воде с клеем ПВА.

2. Когда основа высохнет, раскрасьте «горы» гуашью.

3. Покройте «горы» прозрачным клеем для дерева.

Макет готов!

- Можно из пластилина сделать животных и птиц, которые обитают в горной местности.

Дорогой друг!

Вот и закончилось твое путешествие в прекрасный и удивительный мир природы. Ты не огорчайся! Теперь поделись своими впечатлениями с одноклассниками, учителем, родителями. Подумай, как об этом рассказать интересно. Можно подготовить презентацию, викторину, кроссворд, сочинить сказку, стихи, загадки, напечатать буклет, брошюру и другое.

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

маршрутный лист по окружающему миру. Тема "Почвы" 4 класс

Этот маршрутный лист можно использовать для самостоятельного изучения темы "Почвы" в 4 классе по учебнику Плешакова....

Маршрутный лист ученика 2 класса.

Маршрутный лист разработан для использования в конце года, при подведении итогов года. Он представляет собой серию заданий по страничкам на различные орфографические правила. Предусмотрен для самостоя...

"ЛУЧШЕ ГОР МОГУТ БЫТЬ ТОЛЬКО ГОРЫ…."

Материал занятия будет полезен в работе с детьми по ознакомлению с окружающим миром....

Маршрутный лист урока. Ничего на свете лучше нету…

Маршрутный лист урока может помочь учителю и ученику в условиях дистанционного обучения. Маршрутный лист помогает организовать самостоятельную работу и активизировать учебный процесс, а также индивиду...

Методические разработки по русскому языку для учащихся 4 класса могут быть разнообразными и включать в себя различные виды уроков, игр, заданий и дополнительных материалов.

Методические разработки по русскому языку для учащихся 4 класса могут быть разнообразными и включать в себя различные виды уроков, игр, заданий и дополнительных материалов. Ниже приведены некоторые ос...