Тема: Материки и океаны. Цели урока: 1-линия развития – знакомство с целостной картиной мира. 1) Познакомить с понятиями «часть света», «материк» и «океан». 2) Научить узнавать и показывать на карте все части света, материки и океаны. 2- линия развития – формирование – оценочного отношения к миру. 3) Воспитывать бережное отношение к природе, чувство коллективизма, учить уважительно относиться друг к другу. 4) Развивать пространственное воображение, познавательный интерес, мышление, память, речь, развивать умение работать с картой полушарий, глобусом, учебным текстом, таблицами, развивать способности обобщать и систематизировать полученные знания; Минимум: учащиеся к концу 2 класса должны перечислять части света, материки и океаны и показывать их на карте. Понятия: часть света, материк, океан. Оборудование: Окружающий мир. Учебник для 2-го класса «Наша планета Земля». ч.1.Автор А.А. Вахрушев. (Образовательная система «Школа-2100»), Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», мультимедийный проектор, карта полушарий, глобус, контуры материков из цветной бумаги на карте полушарий у доски, контурные карты, изображения животных.
Ход урока.
1. Организационный момент. - Сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуем их. - Позвольте начать урок с притчи. (слайд 2) Восточная притча Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: — Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: — Всё в твоих руках - На уроке вы получите новые знания какими они будут: большими или маленькими, интересными или не очень, зависит от вас, всё в ваших руках. 2. Актуализация знаний и постановка проблемы. - Прочитайте слова, написанные на доске. На какие группы их можно разделить? Меридианы, параллели, экватор, карта, план, глобус, масштаб, океаны, материки, звёзды, планеты, Луна. Меридианы Параллели экватор
| Карта План Глобус масштаб | Океаны материки | Звёзды Планеты Луна
|
- Обоснуйте свой ответ. - Что вы можете рассказать о каждой группе? - О чём вы не смогли рассказать? Почему? - Сформулируйте тему урока. (записывается на доске) -Сегодня я предлагаю отправиться в кругосветное путешествие. -Кто первым совершил кругосветное путешествие? (Фернан Магеллан) (слайд 3) - А что он доказал своим плаванием? (шарообразность Земли) (Слайд 3) - На чем совершил своё путешествие Фернан Магеллан? - Как вы думаете, почему? - Я думаю, если бы в те времена были самолёты, он бы совершил своё путешествие на самолёте, вы согласны со мной? ( выслушиваются мнения детей) - Следуя примеру Магеллана, мы отправимся в путешествие на корабле. - В путешествии нам необходимо будет ориентироваться. Что лучше взять в путешествие карту или глобус? Почему? Мы разделимся на две группы. Первая группа будет передвигаться по Северному полушарию, вторая по Южному. (показ на карте, прикрепляются к карте изображения кораблей) - Повторим Устав групповой работы: (слайд 4) - В любом плавании принято вести бортовой журнал. В него записываются сведения о том, что произошло в дороге, или о том, что встретилось на пути. Возьмите свои судовые журналы. Будем двигаться влево, начиная с западного полушария.
-Перечислите разные названия географических объектов, с которыми вы встретились. - На какие две группы вы разделили увиденное и почему? - Какое общее название имеют увиденные вами участки воды? (океаны) - Сколько океанов вы насчитали? (рассказ ученика о Южном океане) Запись в таблицу. - Найдите самый большой и самый маленький океаны. (Тихий, Северный ледовитый океан) - В каком полушарии можно встретить сразу все океаны? (восточное) - Какой океан можно прейти? Почему? - А кто знает, какая вода в океанах? -Если вам интересно узнать, почему вода в море солёная, поищите ответы в книгах, интернете. На следующем уроке обменяемся найденной информацией. Физкультминутка. Путешествуя по странам Утомились мы в пути Предлагаю вам, ребята Встать и с корабля сойти. Посмотреть направо, Посмотреть налево, Потянуться к солнцу, Удивиться «Где мы?» Через ручьи и кочки Перепрыгнем ловко, Для первооткрывателей всегда нужна сноровка. Вдыхаем свежий воздух, Как бабочки кружимся. И на цветок чудесный Спокойно мы садимся. 3. Совместное «открытие» знаний . - Опишите встреченные вами участки суши. Что у них общего? - Какое общее название они имеют? - Сколько материков на карте? - Как можно назвать такие участки суши, воды? Составьте определение (карточки) (работа в парах) Океаны | Крупные водные пространства между материками. | материки | огромные участки суши, окружённые водой |
- Проверим свои предположения по учебнику с. 96. - Давайте рассмотрим материки и сравним их. Откройте карту полушарий на стр. 128-129. - Какой материк самый большой? (слайд 6) - Чем похожи Евразия и Северная Америка? (располагаются в Северном полушарии) - С каким материком можно объединить Южную Америку в одну группу? (Африку, т.к. часть материков в Северном полушарии, часть в Южном) - На каких материках много равнин? (Южная Америка, Евразия) - Где самые высокие горы? (Евразия) - Можно ли объединить в одну группу Антарктиду и Австралию? - Покажите на карте полушарий материки, поместите на них контуры материков. ( у доски работают 2 человека ) - Остальные ребята работают в парах, на контурных картах найдите все материки и обведите контуры. - Что вы заметили на карте? (Евразия разделена на 2 части, Юж.Америка и Сев.Америка одинаковые по цвету) - Как вы думаете, почему? - Найдите ответ в учебнике на с. 97. (части света) (слайд 7)
Части света: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия, Антарктида. Именно в такой последовательности люди открывали эти земли. - Почему Европу , Азию и Африку можно объединить в одну группу? (это части старого света) -Какая часть света состоит из двух материков? - Какие части света находятся на одном материке? 4. Самостоятельное применение знаний. (По группам) I группа - выполнение задание в рабочей тетради с. 31. №1.
Самопроверка.
II группа, используя шаблон, составляют рассказ о материках. Африка расположена в ______ полушарии. Её берега омывают:_____________________________________________________________Африку можно назвать самым жарким материком, потому что___________________________. В Африке обитают:____________________________________________________.
|
Антарктида находится на_______________________. Это самый_________________материк, потому что_________________________________. В Антарктиде обитают ________________________________________________________. |
- Расселите на материках животных. (работа у доски) 5. Итог работы. Рефлексия. Возвращение к теме и целям урока. - Что нового узнали? - Как узнали, что помогло? - Где пригодятся знания? - Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний? - Как работал ты? 6. Домашнее задание. Прочитать учебник стр.96-103; I группа- Составить рассказ о материках II группа –составит рассказ « Материк моей мечты» -Спасибо за урок. Урок заканчивается стихотворением Е. Шкловской (читает ученица…) Смотрю на глобус– шар земной. И вдруг вздохнул он, как живой. И шепчут мне материки: “Ты береги, нас, береги”. В тревоге рощи и леса, роса на травах, как слеза. И тихо просят родники: “Будь Человеком, человек. В тебя мы верим, не солги, ты береги нас, береги”. Грустит глубокая река, свои, теряя берега. И слышу голос я реки: “Ты береги нас, береги”. Смотрю на глобус, шар земной, такой прекрасный и родной. И шепчут губы: “Не солгу, я сберегу вас, сберегу!» |